ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1092/2021 от 24.02.2022 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

дело № 33-925/2022

№ 2-1092/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 февраля 2022 года г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Самохиной Л.М., судей Кравцовой Е.А., Сенякина И.И., при секретаре Гришине К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орского транспортного прокурора, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц, Российской Федерации, к Акционерному обществу «Международный аэропорт «Оренбург» о возложении обязанности совершить действия,

по апелляционной жалобе Акционерного общества «Международный аэропорт «Оренбург» на решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 31 августа 2021 года,

заслушав доклад судьи Самохиной Л.М.,

объяснения представителя ответчика – ФИО1, поддержавшего апелляционную жалобу,

установила:

Орский транспортный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском в защиту интересов неопределённого круга лиц, Российской Федерации, к Акционерному обществу «Международный аэропорт «Оренбург» (далее - АО «Международный аэропорт «Оренбург»).

В обоснование иска указал, что ответчик длительное время не принимает меры по устранению нарушений законодательства, регулирующего вопросы обращения со специальными моющими и противообледенительными жидкостями в Орском филиале АО «Международный аэропорт «Оренбург».

Возложить на ответчика обязанность в разумный срок устранить нарушения требований Технического регламента Таможенного Союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» ТР ТС 030/2012 при сборе и хранении отработанной противообледенительной жидкости, путём оборудования аэродрома в г. Орск Оренбургской области системой сбора отработанной противообледенительной жидкости.

Решением Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 31 августа 2021 года исковые требования Орского транспортного прокурора удовлетворены.

Признано незаконным бездействие АО «Международный аэропорт «Оренбург», выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства, регулирующего вопросы обращения со специальными моющими и противообледенительными жидкостями в Орском филиале АО «Международный аэропорт «Оренбург».

На АО «Международный аэропорт «Оренбург» возложена обязанность устранить нарушения требований Технического регламента Таможенного Союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» ТР ТС 030/2012 при сборе и хранении отработанной противообледенительной жидкости, путём оборудования аэродрома в г. Орск Оренбургской области системой сбора отработанной противообледенительной жидкости в срок до (дата).

В апелляционной жалобе АО «Международный аэропорт «Оренбург», ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

В письменных возражениях Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее – МПР Оренбургской области) полагало апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.

В письменных возражениях, поданных на апелляционную жалобу, Орский транспортный прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

В силу положений статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

На основании статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;

Аналогичные положения закреплены в пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в соответствии с которой отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности, в том числе III класс - умеренно опасные отходы (статья 4.1).

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 года N 59 принят Технический регламент Таможенного союза "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям" (ТР ТС 030/2012).

Настоящий технический регламент устанавливает требования к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям к отработанным смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям, к продуктам, полученным в результате переработки отработанной продукции, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей), а также в целях ресурсосбережения.

Настоящий технический регламент распространяется на:

б) специальные жидкости:

- охлаждающие жидкости (в том числе смазочно-охлаждающие жидкости);

- тормозные жидкости;

в) отработанную продукцию.

Специальная жидкость - жидкость нефтяного или синтетического происхождения, предназначенная для использования в качестве рабочего тела.

Отработанная продукция - отработанные смазочные материалы, отработанные масла и отработанные специальные жидкости, утратившие эксплуатационные свойства, в том числе слитые из рабочих систем, классифицируемые как отходы и подлежащие переработке (утилизации) с целью получения смазочных материалов, масел и специальных жидкостей

Как следует из постановления Госстандарта Российской Федерации от 14 февраля 2001 года N 16 "Об утверждении и введении в действие "Правил организации проведения приемочных испытаний топлив, масел, смазок и специальных жидкостей для различных видов техники" к специальным жидкостям относятся, в том числе, противообледенительные.

Требования к обращению отработанной продукции установлены пунктами 3.8-3.8.4 Технического регламента Таможенного союза.

Так, отработанная продукция подлежит сдаче на пункты сбора отработанной продукции для подготовки к последующей переработке (утилизации).

Хранение отработанной продукции осуществляется по маркам или группам согласно Приложению 2 к настоящему техническому регламенту.

Отработанная продукция, поставляемая с пунктов сбора отработанной продукции на переработку (утилизацию) либо подготовленная к самостоятельной переработке (утилизации) организацией-производителем отработанной продукции, должна сопровождаться паспортом качества и соответствовать требованиям, изложенным в Приложении 3 к настоящему техническому регламенту. Требования настоящего технического регламента, изложенные в Приложении 3 к настоящему техническому регламенту, на отработанную продукцию, сдаваемую на пункты сбора отработанной продукции, не распространяются.

При обращении отработанной продукции запрещается сброс (слив) в водоемы, на почву и в канализационные сети общего пользования.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, филиал АО «Международный аэропорт «Оренбург» расположен в (адрес).

В соответствии с распоряжением МПР Оренбургской области от (дата) из числа не подлежащих приватизации объектов исключены искусственная ***.

По договору безвозмездного пользования от (дата) ссудодатель – МПР Оренбургской области передаёт, а ссудополучатель - АО «Международный аэропорт «Оренбург» принимает в безвозмездное пользование имущество согласно приложению 1 в целях его использования для осуществления аэропортовой деятельности.

В период с (дата) по (дата) в Орском филиале АО «Международный аэропорт «Оренбург», проведена прокурорская проверка исполнения требований законодательства в области обращения со специальными моющими и противообледенительными жидкостями.

В результате проверки установлено, что АО «Международный аэропорт «Оренбург» относится к объектам федерального государственного экологического контроля. Эксплуатируемый АО «Международный аэропорт «Оренбург» объект негативного воздействия на окружающую среду – аэропорт Орск относится к объектам, оказывающим умеренное негативное воздействие на окружающую среду – к объектам II категории, внесён в реестр объектов негативного воздействия (дата). Код объекта в реестре .

Согласно отчёту 2-ТП отходы за 2020 год, на объекте образовались не менее *** тонн отходов.

Для противообледенительной обработки в Орском филиале АО «Международный аэропорт «Оренбург» используются сертифицированные противообледенительные жидкости на основе этиленгликоля производства «АВИАФЛЮИД интернешнл»: «Octaflo Lyod» /тип I/, «Мах Flight AVIA» /тип IV/.

За период с (дата) по (дата) в аэропорту Орска обработано 45 воздушных судов противообледенительными жидкостями, в период с (дата) по (дата) для обработки воздушных судов использовано 4323 литра противообледенительной жидкости, за период с (дата) по (дата) - 8637 литров противообледенительной жидкости. Процедура сбора, очистки и переработки отходов - противообледенительной жидкости на основе этиленгликоля не производится.

Орский филиал АО «Международный аэропорт «Оренбург» внесён в федеральную целевую программу, утверждённую постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года 848 “Развитие транспортной системы Росcии” программа “Гражданская авиация” при реализации которой планируется, в том числе, реконструкция перрона с организацией мест стоянок воздушных судов для обработки их специальными моющими и противообледенительными жидкостями.

Приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242 утверждён Федеральный классификационный каталог отходов, в соответствии с которым “отходы противообледенительной жидкости на основе этиленгликоля” отнесены к отходам III класса опасности /код 9 23 211 11 31 3/.

Суд первой инстанции пришёл к выводу, что в нарушение указанного выше Технического регламента ответчик осуществляет обращение с отходами III класса опасности небезопасным для окружающей среды способом, допуская сброс отходов производства и потребления в водосточную дренажную сеть, предназначенную для сбора ливневых и талых вод. Установив отсутствие доказательств, подтверждающих проведение мероприятий, направленных на соблюдение установленных Техническим регламентом требований к обращению с отработанной продукцией, пришёл к правильному выводу о наличии оснований для вывода о наличии незаконного бездействия АО «Международный аэропорт «Оренбург», выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений законодательства, регулирующего вопросы обращения со специальными моющими и противообледенительными жидкостями в Орском филиале АО «Международный аэропорт «Орск», возложении обязанности устранить данные нарушения путём оборудования аэродрома Орск системой сбора отработанной противообледенительной жидкости в срок до (дата).

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы АО «Международный аэропорт «Оренбург» сводятся к ссылке на отсутствие бездействия со стороны общества, а также недоказанность оказания негативного воздействия на природную среду в результате обработки воздушных судов противообледенительной жидкостью, на неправильное применение судом положений ТР ТС 030/2012, с чем судебная коллегия не может согласиться, исходя из следующего.

Как указывалось ранее, Орский филиал АО «Международный аэропорт «Оренбург» для противообледенительной обработки в Орском филиале АО «Международный аэропорт «Оренбург» использует сертифицированные противообледенительные жидкости на основе этиленгликоля производства «Авиафлюид интернешнл», процедура сбора, очистки и переработки отходов, отнесенных к отходам III класса опасности, которых не производится, что является нарушением пунктов 3.8.1, 3.8.3 ТР ТС 030/2012. Более того, остатки противообледенительной жидкости стекают в водосточно-дренажную сеть, предназначенную для сбора ливневых и талых вод, после чего сбрасываются в очистные сооружения, тем самым попадая в воду и почву, что является небезопасным для окружающей среды и не свидетельствует о соблюдении ответчиком законодательства, регулирующего вопросы обращения со специальными моющими и противообледенительными жидкостями.

Судом апелляционной инстанции было запрошено и представлено ответчиком в суд заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта технической документации «Противообледенительные жидкости и противогололедные материалы производства «Авиафлюид интернешнл» от (дата), утверждённое приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 477 от 29 апреля 2020 года.

Согласно данному заключению, обработка воздушных судов противообледенительными жидкостями производится только на специальной площадке, оборудованной автоматическим устройством сбора пролитой жидкости, исключающим попадание компонентов противообледенительной жидкости в окружающую среду (почву, грунтовые воды, на растительность и т.д.), а также в ливневую канализацию аэродромов.

Отрицательные воздействия на геологическую среду будет минимизировано путём реализации, в числе прочего, организации системы отвода поверхностных стоков с площадки для предупреждения ПГМ и противообледенительной жидкости на прилегающие территории, в почву и грунтовые воды.

Запрещается отведение в системы ливневой канализации иных сточных вод (в том числе противообледенительной жидкости), чем ливневые сточные воды.

Воздушные суда обрабатываются противообледенительной жидкостью на специальной площадке, дополнительно оборудованной автоматическим устройством сбора пролитой жидкости. Не допускается попадание компонентов противообледенительной жидкости в ливневую канализацию аэродромов.

В жалобе апеллянт повторяет позицию об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, которую судебная коллегия находит несостоятельной по изложенным выше основаниям.

Вопреки доводам апеллянта, нормы материального права судом первой инстанции примерены правильно.

Ссылка апеллянта на недоказанность загрязнения в результате использования противообледенительных жидкостей почвы и воздуха судебной коллегией отклоняется, поскольку указанное обстоятельство не является юридически значимым и подлежащим выяснению для разрешения заявленных исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка. Указанные доводы выражают несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, в то время как оснований для такой оценки не имеется.

Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал надлежащую оценку, разрешив спор в соответствии с материальным и процессуальным законом. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г.Орска Оренбургской области от 31 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Акционерного общества «Международный аэропорт «Оренбург» – без удовлетворения.

Председательствующий Самохина Л.М.

Судьи Кравцова Е.А.

Сенякин И.И.

Мотивированное апелляционное определение составлено 2 марта 2022 года.