ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1094/20 от 22.07.2020 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Андреев А.П. гр. дело № 33-6936/2020

Гр. дело № 2-1094/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июля 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего – Лазарева Н.А.

Судей – Маркина А.В., Маликовой Т.А.

При секретаре – Зенкевиче В.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Савельевой Г.Г.- Альферьевой С.А. на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 02.03.2020 г., которым постановлено:

«Исковые требования Савельевой Г.Г. к ООО «ЭкоСтройРесурс» об обязании произвести замену контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов в многоквартирном доме по адресу <адрес>, в количестве семи штук – оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазарева Н.А., обсудив доводы апелляционной жалобы поддержанных, в суде апелляционной инстанции представителем истца Савельевой Г.Г. – Альферьевой С.А., возражения представителя ответчика ООО «ЭкостройРесурс» - Шмалько Ю.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Савельева Г.Г. обратилась в суд с иском к ООО «ЭкоСтройРесурс» об обязании произвести замену контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов в многоквартирном.

В обоснование заявленных требований истец указала, что является собственником <адрес> многоквартирном доме по адресу: <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ. региональным оператором по сбору твердых коммунальных отходов по Самарской области является ответчик ООО «ЭкоСтройРесурс», предметом деятельности которого является сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО.

Накопление и складирование таких отходов осуществляется потребителями в контейнеры - мусоросборники, специально предназначенные для этих целей, 7 из которых пришли в негодность в результате длительной эксплуатации, о чем составлен ДД.ММ.ГГГГ акт.

Для восстановления нарушенных прав в адрес Регионального оператора в ДД.ММ.ГГГГ г. истцом направлена претензия о замене контейнеров непригодных к использованию.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ ответчик ссылается на отсутствие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда, наступившими неблагоприятными последствиями и отсутствием обязанности по возмещению ущерба путем ремонта или приобретения контейнеров.

Указывая на то, что в силу 2.2, 4.1 Постановления Правительства Самарской области от 06.08.2018 № 449 «Об утверждении прядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления на территории Самарской области», п. п.2, 10, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах, являются, местом накопления твердых коммунальных отходов. А также на то, что Пунктом 2.3. Постановления № 449 предусмотрено, что контейнеры, бункеры и специально предназначенные емкости, отвечающие установленным нормативным требованиям, предоставляются потребителям Региональным оператором, т.е. обязанность предоставлять потребителям контейнеры прямо возложена на регионального оператора, просил суд произвести замену контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов в многоквартирном доме по адресу <адрес>, в количестве семи штук.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель истца Савельевой Г.Г. – Альферьева С.А., просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить. Ссылаясь на то, что на основании Порядка накопления ТКО, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2018 (далее - Постановление № 449) предоставление потребителям контейнеров является прямой обязанностью Регионального оператора, независимо от вида жилого помещения (МКД или жилой дом) и места накопления ТКО (контейнер для ТКО в мусороприемной камере МКД или контейнерная площадка для ТКО у Жилого дома).

В суде апелляционной инстанции представитель истца Савельевой Г.Г. – Альферьева С.А., поддержала доводы апелляционной жалобы.

Представитель ООО «ЭкостройРесурс» - Шмалько Ю.А., возражала по доводам апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жлобу без удовлетворения.

Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.

Как следует из материалов дела, Савельева Г.Г. является собственником <адрес> многоквартирном доме по адресу: <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ. региональным оператором по сбору твердых коммунальных отходов по Самарской области является ответчик ООО «ЭкоСтройРесурс», предметом деятельности которого является сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО.

Накопление и складирование таких отходов осуществляется потребителями в контейнеры - мусоросборники, специально предназначенные для этих целей.

ДД.ММ.ГГГГ. совместно с представителями ООО «ЭкоСтройРесурс» было проведено комиссионное обследование технического состояния контейнеров для сбора твердых бытовых отходов и составлен акт. В ходе обследования выявлена непригодность контейнеров в количестве 7 штук для их целевого назначения в результате длительной эксплуатации (имеются сколы, трещины) и необходимость их замены.

Для восстановления нарушенных прав в адрес Регионального оператора в ДД.ММ.ГГГГ. истцом направлена претензия о замене контейнеров непригодных к использованию.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ ответчик ссылается на отсутствие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда, наступившими неблагоприятными последствиями и отсутствием обязанности по возмещению ущерба путем ремонта или приобретения контейнеров.

Не согласившись с данным ответом истец обратилась в суд.

Проанализировав представленные по делу доказательства, в совокупности с разд.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 1-П от 09.01.2019г., ст.ст. 1, 209,128, 212 ГК РФ, ч.1 ст. 36, ч. 1 ст. 39, ч.2 ст. 154 ЖК РФ, с абз.5 ст.6, п.1,2 ст.8 Федерального закона № 89 принимаемые субъектом Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты, в том числе устанавливающие правила осуществления деятельности региональных операторов, должны соответствовать законодательству Российской Федерации; ст. 6 Закона Самарской области от 30.09.2011 №80-ГД «О Правительстве Самарской области»; пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, ст. 91 Устава Самарской области от 18.12.2006 № 179-ГД; п. 3 Правил обустройства № 1039, ст.18 ч. 1 ст.14, подп. 14 ч.1; п.1 ст. 15, под. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,подп. «з» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», п.п.2,10, подп. «д» (2) п. 11,п.17 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491; п. 6.12.6 - 6.12.8 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. № 711/пр; пп. 4 ст. 5 Решения Думы городского округа Самара от 08.08.2019 № 444 «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара»; п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170; постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, а также принимая во внимание Постановление № 449, которое не содержит механизма распределения контейнеров бункеров для сбора ТКО между потребителями в случае включения в тариф Регионального оператора затрат на приобретение контейнеров и бункеров для сбора ТКО, установив, что контейнеры и бункеры могут находиться в частной, государственной и муниципальной собственности, поскольку могут приобретаться собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление МКД, потребителями, либо Региональным оператором если при тарифном регулировании в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены данные расходы на очередной период регулирования, пришел в верному выводу о том, что возложение обязанности по представлению потребителям контейнеров и бункеров для накопления ТКО на Регионального оператора самарской области повлечет нарушение его прав, в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанцией, поскольку они основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом и представленным доказательствам, и по доводам апелляционной жалобы истца незаконными признаны быть не могут.

Доводы апелляционной жалобы о том, что на основании Порядка накопления ТКО, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2018 (далее - Постановление № 449) предоставление потребителям контейнеров является прямой обязанностью Регионального оператора, независимо от вида жилого помещения (МКД или жилой дом) и места накопления ТКО (контейнер для ТКО в мусороприемной камере МКД или контейнерная площадка для ТКО у Жилого дома), основанны на неверном толковании норм права.

Статья 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относит:

- проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами;

- разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;

- участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

- принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением;

- осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

- участие в организации обеспечения доступа к информации в области обращения с отходами;

- установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

- осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, и установление порядка ее представления и контроля;

- установление порядка ведения регионального кадастра отходов;

- определение в программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения;

- утверждение предельных тарифов в области обращения с ТКО;

- утверждение инвестиционных программ в области обращения с ТКО;

- утверждение производственных программ в области обращения с ТКО;

- установление нормативов накопления ТКО;

- организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО;

- утверждение порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления);

- регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора;

- разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами;

- утверждение методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

Таким образом, согласно абзацу 5 статьи 6 Федерального закона № 89 принимаемые субъектом Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты, в том числе устанавливающие правила осуществления деятельности региональных операторов, должны соответствовать законодательству Российской Федерации.

В свою очередь, пунктами 1,2 ст. 8 Федерального закона № 89 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов в области обращения с ТКО отнесено:

- создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

- определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

- организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Аналогичная обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО органами местного самоуправления, установлена пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039.

Согласно ст. 6 Закона Самарской области от 30.09.2011 №80-ГД «О Правительстве Самарской области», Правительство Самарской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Устава Самарской области и законов Самарской области, нормативных правовых актов Губернатора Самарской области издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на территории Самарской области.

Согласно ст. 91 Устава Самарской области от 18.12.2006 № 179-ГД, основу правовой системы Самарской области составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Самарской области, законы Самарской области и иные нормативные правовые акты Самарской области.

Таким образом, из анализа указанных выше норм, на субъекте РФ лежит обязанность по принятию нормативно-правовых актов, соответствующих требованиям норм федерального законодательства. Однако, Постановлением № 449 региональному оператору вменяется обязанность по предоставлению потребителям контейнеров для сбора ТКО, что подразумевает создание мест накопления ТКО (контейнерных площадок), поскольку сама по себе контейнерная площадка не может использоваться по назначению в отсутствие на ней контейнеров.В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Статьями 128 ГК РФ и 212 ГК РФ определено, что законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности, могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению, а также, что особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Федеральными законами не предусмотрены ограничения оборотоспособности, либо особенности приобретения права собственности в отношении контейнеров для накопления ТКО.

В соответствии с положениями статьи 8 ФЗ № 89, с 1 января 2019 года органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Согласно пункту 3 Правил обустройства № 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

Организация и содержание контейнерной площадки невозможна без наличия на ней контейнера. Контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки.

Подпункт 18 части 1 статьи 14, подпункт 14 части 1 статьи 15, подпункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО на территориях соответствующих муниципальных образований.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют свои полномочия.

Следовательно, участие органов местного самоуправления в деятельности по накоплению ТКО, в том числе, может заключаться и в приобретении органами местного самоуправления контейнеров и бункеров для установки в местах (площадках) накопления ТКО.

В соответствии с ч.1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ - собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в МКД.

Согласно ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общего имущества в МКД. Доля в праве общей собственности на общее имущество в МКД собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД определена ч.2 ст. 154 ЖК РФ и включает в себя, в том числе, плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД.

Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491.

В соответствии с п. 2 Правил №491, в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен МКД и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Согласно подпункту «д» (2) пункта 11 Правил №491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил №1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.

При этом, в соответствии с пунктом 17 Правил № 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом:-в решении общего собрания собственников помещений в МКД - в случае, если управление МКД осуществляется непосредственно собственниками помещений в МКД;

-в договоре управления МКД - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления МКД управляющей организацией (пункт 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290.

В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденный Постановлением № 290, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз (пункт 26(1) Минимального перечня услуг).

При этом под «организацией» понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Указанный термин в подобном толковании используется в 6.12.6 - 6.12.8 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. № 711/пр.

Согласно пп. 4 ст. 5 Решения Думы городского округа Самара от 08.08.2019 № 444 «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара» - работы по содержанию и благоустройству территории городского округа в порядке, определенном настоящими Правилами, на контейнерных (бункерных) площадках и прилегающих к ним территориях производятся организациями, осуществляющими содержание жилищного фонда, либо собственниками помещений в МКД при непосредственном управлении, собственниками индивидуальных жилых домов, а также юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, являющимися собственниками зданий, строений, сооружений либо владеющие данными объектами на ином вещном праве.

Согласно изложенному, собственники помещений МКД также вправе приобретать контейнеры и бункеры в качестве имущества общего пользования и обязаны в указанном случае осуществлять их содержание.

Из комплексного анализа законодательства Российской Федерации следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений МКД или лицах, осуществляющих управление МКД. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в МКД.

В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО.

Кроме того, пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, в числе прочих, предусмотрены следующие обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда:

- установка на обслуживаемых территориях сборников для твердых отходов;

- содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и мусоросборников, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории).

Таким образом, из системного толкования федеральных законов и подзаконных нормативных актов следует, что собственник, либо владелец земельного участка, жилищного фонда, в том числе органы местного самоуправления, как владельцы земель общего пользования несут бремя содержания принадлежащего им имущества, к которому относятся, в том числе, контейнеры для сбора ТКО.

Между тем, федеральным законодательством допускается приобретение контейнеров непосредственно региональными операторами. Указанное следует из положений Основ ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484.

Так, пунктом 90 основ ценообразования предусмотрено, что расходы на приобретение контейнеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.

Учитывая вышеизложенные требования законодательства Российской Федерации, обязательства по приобретению контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО и их содержанию могут быть возложены на регионального оператора, если при тарифном регулировании в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены данные расходы на очередной период регулирования.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что Основы ценообразования определяют систему, принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, критерии их применения и не могут устанавливать обязательные для регионального оператора требования в части приобретения контейнеров и бункеров для накопления ТКО.

Постановление не содержит механизма распределения контейнеров и бункеров для сбора ТКО между потребителями в случае включения в тариф Регионального оператора затрат на приобретение контейнеров и бункеров для сбора ТКО.

Таким образом, суд пришел к верному выводу о том, что контейнеры и бункеры могут находиться в частной, государственной и муниципальной собственности, поскольку могут приобретаться собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление МКД, потребителями, либо Региональным оператором если при тарифном регулировании в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены данные расходы на очередной период регулирования.

Выявленные несоответствия законодательства субъекта Российской Федерации свидетельствуют о недостаточной правовой урегулированности данных публичных правоотношений, что в свою очередь влечет нарушение прав и законных интересов Регионального оператора Самарской области в части возложения обязанностей по предоставлению потребителям контейнеров и бункеров для накопления ТКО, в то время как Федеральное законодательство возлагает указанные обязательства на органы местного самоуправления (создавшие места накопления ТКО), собственников земельных участков (на которых расположены места накопления ТКО), лиц, осуществляющих управление МКД, а также Региональных операторов, в случае включения в тариф соответствующих затрат на приобретение контейнеров и бункеров.

Указанные обстоятельства подтверждаются разъяснениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, в т.ч. Письмом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ-АО/06 «По вопросам, связанным с системой по обращению с ТКО», Письмом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «О приобретении контейнеров», Письмом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО».

Согласно вышеизложенным нормам права на ответчика не возлагается обязанность на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО и законом не возложена обязанность приобретать в собственность контейнеры. Кроме того, в тариф регионального оператора на ДД.ММ.ГГГГ не включены расходы приобретение контейнеров и бункеров.

В связи с чем, суд правомерное не нашел правовых оснований для удовлетворения исковых требований Савельевой Г.Г.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны требованиям, рассмотренным судом, по существу, они сводятся к переоценке выводов суда, основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела, ошибочном применении и толковании норм материального права, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 02 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Савельевой Г.Г. – Алферьевой С.А.. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья: Андреев А.П. гр. дело № 33-6936/2020

Гр. дело № 2-1094/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(Резолютивная часть)

22 июля 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего – Лазарева Н.А.

Судей – Маркина А.В., Маликовой Т.А.

При секретаре – Зенкевиче В.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Савельевой Г.Г.- Альферьевой С.А. на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 02.03.2020 г., которым постановлено:

«Исковые требования Савельевой Г.Г. к ООО «ЭкоСтройРесурс» об обязании произвести замену контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов в многоквартирном доме по адресу <адрес>, в количестве семи штук – оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазарева Н.А., обсудив доводы апелляционной жалобы поддержанных, в суде апелляционной инстанции представителем истца Савельевой Г.Г. – Альферьевой С.А., возражения представителя ответчика ООО «ЭкостройРесурс» - Шмалько Ю.А., судебная коллегия

руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ,

определила:

Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 02 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Савельевой Г.Г. – Алферьевой С.А. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: