ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1095/2021 от 21.07.2021 Рязанского областного суда (Рязанская область)

33-1998/2021 № 2-1095/2021

УИД 62RS0004-01-2021-000812-55

судья Эктов А.С.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г.Рязань

21 июля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего Споршевой С.В.,

судей Кондаковой О.В., Поштацкой В.Е.,

при секретаре Русановой О.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Евтюхиной Ольги Михайловны – Серовой Юлии Сергеевны на решение Советского районного суда г.Рязани от 16 апреля 2021 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Евтюхиной Ольги Михайловны к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области о включении в стаж, необходимый для назначения пенсии периодов работы в органах прокуратуры – отказать.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Споршевой С.В., объяснения Евтюхиной О.М., ее представителя Серовой Ю.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения на доводы апелляционной жалобы представителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области Фроловой О.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Евтюхина О.М. обратилась в суд с иском к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области о включении в стаж, необходимый для назначения пенсии периодов работы в органах прокуратуры.

В обоснование иска истец Евтюхина О.М. указала, что с 01 октября 2007 года по 08 января 2008 года работала в должности главного специалиста отдела финансового и материально-технического обеспечения СУ СК при прокуратуре РФ по Рязанской области, с 09 января 2008 года по 25 октября 2009 года – в должности начальника отдела финансового и материально-технического обеспечения СУ СК при прокуратуре РФ по Рязанской области, с 26 октября 2009 года по 14 января 2011 года – в должности начальника отдела планирования труда, финансового, бухгалтерского учета и отчетности СУ СК при прокуратуре РФ по Рязанской области, с 15 января 2011 года по настоящее время – в должности руководителя финансового - экономического отдела СУ СК по Рязанской области.

При исчислении ответчиком выслуги лет, период работы истца с 01 октября 2007 года по 14 января 2011 года, не был включен в выслугу лет для назначения пенсии.

С данным решением ответчика истец не согласен.

Определяющим фактом включения в стаж для назначения пенсии за выслугу лет по пункту "б" части 1 статьи 13 Закона РФ от 12 февраля 1993г. № 4468-1 периодов работы в органах прокуратуры является работа в соответствующих должностях и наличие классного чина.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам Следственного комитета с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете определен Правительством РФ в постановлении от 2 мая 2012г. № 411 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации", которым утверждены Правила исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете Российской Федерации.

Ссылаясь на положения ст.13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 года №942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям», Постановление Правительства РФ от 02 мая 2012 года №411 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам следственного комитета Российской Федерации», ст.15 Федерального закона от 17 января 1993 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст.45 Федерального закона от 28 декабря 2010 года №403-ФЗ «О следственном комитете Российской Федерации», истец просил суд обязать Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области включить в стаж, необходимый для назначения пенсии периоды работы с 01 октября 2007 года по 14 января 2011 года.

Ответчик иск не признал.

Решением суда в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе представитель ФИО1 – ФИО2 просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность, поскольку суд неправильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, не применение закона, подлежащего применению, нарушение норм процессуального права.

В письменных возражениях представитель Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области ФИО3, ссылаясь на незаконность и необоснованность доводов апелляционной жалобы, просит оставить без изменения решение суда, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.

Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что ФИО1 с 01 октября 2007 года принята в Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по Рязанской области на федеральную государственную гражданскую службу и назначена на должность главного специалиста в отдел финансового и материально-технического обеспечения по срочному служебному контракту сроком на один год.

09.01.2008г. она назначена на должность начальника отдела финансового и материально-технического обеспечения следственного управления по срочному служебному контракту сроком на один год.

11.01.2009г. ФИО1 уволена с гражданской службы по истечении срока действия срочного служебного контракта (п.2 ч.1 ст.33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

12.01.2009г. она вновь принята в Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по Рязанской области на федеральную государственную гражданскую службу и назначена на должность начальника отдела финансового и материально-технического обеспечения следственного управления по срочному служебному контракту сроком на пять лет.

26.10.2009г. она назначена на должность начальника отдела планирования труда, финансового, бухгалтерского учета и отчетности следственного управления по срочному служебному контракту сроком на пять лет.

05.05.2010г. срочный служебный контракт, заключенный с 26 октября 2009г., считается заключенным на неопределенный срок.

14.09.2010г. ей присвоен классный чин государственный советник Российской Федерации 1 класса.

14.01.2011г. она уволена с гражданской службы в связи с переводом гражданского служащего с его согласия на государственную службу иного вида (п.5 ч.1 ст.33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

15.01.2011г. ФИО1 принята в Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области на федеральную государственную службу и назначена на должность руководителя финансово-экономического отдела следственного управления.

13.09.2011г. ей присвоено специальное звание лейтенанта юстиции.

14.10.2013г. ей присвоено специальное звание капитана юстиции.

14.06.2016г. присвоено специальное звание майора юстиции.

14.06.2020г. присвоено специальное звание подполковника юстиции.

ФИО1 по настоящее время проходит службу в занимаемой должности.

Как следует из справки старшего помощника руководителя следственного управления (по кадрам) СУ СК России по Рязанской области ФИО3 от 31.03.2021г. , старший помощник руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области (по финансово-экономическому обеспечению) подполковник юстиции ФИО1 проходит службу в органах Следственного комитета Российской Федерации с 15 января 2011г. по настоящее время, с 15 января 2011г. в соответствии с ч.6 ст.35 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ "О следственном комитете Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 10.01.2016) период прохождения ФИО1 федеральной государственной гражданской службы в следственном управлении Следственного комитете при прокуратуре Российской Федерации по Рязанской области с 01.10.2007 по 14.01.2011 был засчитан в выслугу лет для назначения ежемесячной доплаты за выслугу лет сотруднику Следственного комитета Российской Федерации как период работы в органах прокуратуры, в связи с указанием управления кадров Следственного комитета Российской Федерации от 05.03.2020 указанный период службы в следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Рязанской области с 01.10.2007 по 14.01.2011 был исключен из расчета выслуги лет ФИО1 как необоснованно засчитанный; с 10 января 2016г. по настоящее время ФИО1 установлена ежемесячная доплата за выслугу лет в размере 45% должностного оклада и доплаты за специальное звание; в связи с изменением расчета выслуги лет размер доплаты, установленной ФИО1, не изменялся.

Отношения, связанные с прохождением службы в Следственном комитете Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2010г. № 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации".

В соответствии с ч.13 ст.35 Федерального закона от 28.12.2010г. № 403-ФЗ, в редакции действовавшей в настоящее время, пенсионное обеспечение сотрудников Следственного комитета и членов их семей осуществляется применительно к условиям и нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"), с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Лицам, проходившим службу в Следственном комитете, в выслугу лет для назначения пенсии, исчисленную в соответствии с законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей, также засчитывается срок их службы в федеральных органах исполнительной власти или федеральных государственных органах в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.13 ст.35 Федерального закона № 403-ФЗ, в первоначально действовавшей редакции, пенсионное обеспечение сотрудников Следственного комитета и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012г. № 411 утверждены Правила исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете Российской Федерации, подп. "б" п. 2 которых предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета в соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" засчитывается время службы (работы, обучения) в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, исчисленное (в том числе в льготном исчислении) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994г. № 942 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994г. № 942 утверждено Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям.

В п.1.1 Положения об исчислении выслуги лет указаны периоды службы (работы, учебы) которые засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п. "а" ст. 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" на день увольнения из системы органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, в частности к ним отнесены периоды службы (работы) в должностях, указанных в п. 3 настоящего Положения, со дня назначения на должность, а также в качестве стажеров и помощников следователей.

В п.3 Положения об исчислении выслуги лет приведен перечень лиц, имеющих право на пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Положением.

Должности, занимаемые истцом в спорные периоды времени: главного специалиста, начальника отдела финансового и материально-технического обеспечения, начальника отдела планирования труда, финансового, бухгалтерского учета и отчетности в данном перечне отсутствуют.

С учетом указанных обстоятельств вывод суда о том, что отсутствуют правовые основания для учета спорных периодов времени работы истца в вышеуказанных должностях в составе стажа истца, необходимого для назначения пенсии в соответствии с п."а" и п."б" ч.1 ст.13 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Доводы апелляционной жалобы истца, поданной представителем, о том, что истцу необоснованно было отказано в удовлетворении ходатайства об истребовании у ответчика локальных актов учреждения, на основании которых спорный период времени был засчитан истцу, а потом исключен, не подтверждаются материалами дела, в которых данное ходатайство отсутствует и данный вопрос судом не разрешался.

Другие довода апелляционной жалобы истца об отказе в удовлетворении ходатайства о предоставлении гарантийного письма на проведение судебной экспертизы по тождеству профессий, также не подтверждаются материалами дела, из которых усматривается, что такое ходатайство истцом и его представителем не заявлялось.

Кроме того, нормативные акты, предусматривающие возможность включения в стаж для назначения пенсии за выслугу лет истцу периоды работы по должностям главного специалиста, начальника отдела финансового и материально-технического обеспечения, начальника отдела планирования труда, финансового, бухгалтерского учета и отчетности в органах прокуратуры, отсутствуют. Действующим законодательством не предусматривается издание локальных актов федеральными государственными органами, позволяющих включать в стаж для назначения пенсии за выслугу лет, работу в той или иной должности.

Возможность установления тождества профессий, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, путем проведения судебной экспертизы, действующим законодательством не предусмотрено.

Устанавливать тождество профессий, должностей и организаций, с учетом которых назначается пенсия на льготных условиях действующим законодательством предоставлено только Министерству труда и социального развития Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что спорная работа истца в органах прокуратуры подлежала включению в стаж для назначения пенсии за выслугу лет, на основании ч.4 ст.45 Федерального закона от 28.12.2010г. № 403-ФЗ, являются не состоятельными.

Положениями ч.4 ст.45 Федерального закона № 403-ФЗ предусматривается, что выслуга лет сотрудников Следственного комитета, исчисленная в органах прокуратуры Российской Федерации, засчитывается в выслугу лет в Следственном комитете Российской Федерации.

Доказательств включения спорного стажа истца в стаж для назначения пенсии по выслуге лет в органах прокуратуры в материалы дела не представлено и правовые основания для этого отсутствуют.

Ссылка в апелляционной жалобе истца на Постановление Президиума Верховного суда Удмуртской Республики от 20.09.2019г. № 44г-22/2019, не влияет на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, поскольку указанный судебный акт не отвечает признакам преюдиции по настоящему делу в силу ст.61 ГПК РФ.

Доводы в апелляционной жалобе истца, поданной его представителем о том, что суд не выяснил вопрос об имеющихся расхождениях в наименовании занимаемых истцом должностей в спорный период времени в органах прокуратуры и не установил идентичность трудовой функции истца в органах прокуратуры и в СК РФ, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные обстоятельства не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела и не влекут никаких правовых последствий для истца.

Доводы жалобы истца относительно того, что истец являлся помощником прокурора субъекта РФ и имел классный чин, не могут быть приняты во внимание, поскольку материалами дела не подтверждается факт работы истца в должности помощника прокурора, а наличие классного чина не дает истцу право на пенсию за выслугу лет.

Доводы апелляционной жалобы истца о работе в государственной должности федеральной государственной гражданской службы также не дают основание для включения спорных периодов работы в стаж для назначение пенсии по выслуге, поскольку не вся работа на должностях государственной гражданской службы предусмотрена Правилами исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 2 мая 2012г. № 411.

Ссылка в апелляционной жалобе на положения Федерального закона от 27.05.2003г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" не может быть принята во внимание, поскольку они не регулируют вопросы назначения пенсии за выслугу лет сотрудников Следственного комитета Российской Федерации. В соответствии с ч.1 ст.14 указанного Закона стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации. Для сотрудников Следственного комитета Российской Федерации указанный вопрос регулируется ч.13 ст.35 Федерального закона № 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации".

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда г.Рязани от 16 апреля 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ФИО1 – ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

<>