89 RS0011-01-2020-000283-95
Дело №2-109/2020
Апелл. дело №33-491/2021
Судья Балакина С.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 марта 2021 года город Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Шошиной А.Н.,
судей коллегии: Кравцовой Е.А. и Старовойтова Р.В.,
при секретаре Ахметгалиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчиков администрации муниципального образования Шурышкарский район и акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» на решение Шурышкарского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 декабря 2020 года, которым постановлено:
Иск прокурора Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа удовлетворить частично.
Обязать акционерное общество «Ямалкоммунэнерго» обеспечить пожарную безопасность склада ГСМ, расположенного по адресу: <адрес>, а именно:
- обеспечить установку на резервуарах (емкостях) с ГСМ устройства для подачи огнетушащего вещества генераторы пены, пеносливы или насадка для подачи двуокиси кислорода, иные устройства (с сухими трубопроводами (с соединительными головками и заглушками) выведенными за обвалование:
- провести работы по обеспечению нормативного запаса пенообразователя и воды на приготовление раствора из условия обеспечения трехкратного расхода раствора на один пожар.
Обязать администрацию муниципального образования Шурышкарский район обеспечить пожарную безопасность на складе ГСМ III категории с резервуарами объемом менее 5000 куб.м. по адресу: <адрес>, установить наружное противопожарное водоснабжение для подачи воды на охлаждение и тушение пожара мобильными средствами пожаротушения из противопожарных емкостей (резервуаров).
Установить срок исполнения решения суда до 01 мая 2021 года.
В остальной части заявленных исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Шошиной А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Шрышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к акционерному обществу «Ямалкоммунэнерго» о возложении обязанности в течение двух месяцев обеспечить пожарную безопасность склада горюче-смазочных материалов.
В обоснование исковых требований указал, что проведенной прокуратурой Шурышкарского района проверкой установлено, что акционерное общество «Ямалкоммунэнерго» по договору аренды движимого и недвижимого имущества от 01 июня 2014 года, заключенному с МУ «Горковское ЖКХ» и приложениям к нему, владеет складом горюче-смазочных материалов, расположенным по адресу: <адрес>.
На арендатора имущества АО «Ямалкоммунэнерго» возлагаются обязанности по содержанию и эксплуатации имущества, включая проведение противопожарных мероприятий, профилактическое обслуживание и текущий ремонт в целях безопасной эксплуатации; соблюдение требований правил пожарной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.
Проведенной прокуратурой проверкой склада горюче-смазочных материалов, расположенного по адресу: <адрес>, выявлены нарушения Приказа МЧС России от 26 декабря 2013 года №837 «Об утверждении свода правил «Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности» (вместе с «СП 155.13130.2014. Свод правил...»).
В частности, установлено, что ширина обсыпки грунтом не определена расчетом на гидростатическое давление разлившейся жидкости; ширина расстояния от стенок резервуаров до подошвы внутренних откосов обвалования менее 3 метров; для перехода через обвалование на противоположных сторонах обвалования не предусмотрены лестницы-переходы шириной не менее 0,7 метров в количестве четырех - для группы резервуаров; склад горюче-смазочных материалов не оборудован электрической пожарной сигнализацией с ручными пожарными извещателями для резервуарных парков и открытых площадок хранения нефтепродуктов в таре - по периметру обвалования (ограждающей стенки) не более чем через 150 метров при хранении нефтепродуктов с температурой вспышки выше 120 градусов и не более 100 метров для остальных нефтепродуктов; на резервуарах не установлены устройства для подачи огнетушащего вещества (генераторы пены, пеносливы или насадки для подачи двуокиси углерода, иные устройства) с сухими трубопроводами (с соединительными головками и заглушками), выведенными за обвалование; на складе III категории с резервуарами объемом менее 5000 кубических метров не предусмотрено наружное противопожарное водоснабжение для подачи воды на охлаждение и тушение пожара мобильными средствами пожаротушения из противопожарных емкостей (резервуаров); не предусмотрен независимо от типа установки пожаротушения нормативный запас пенообразователя и воды для приготовления раствора из условия обеспечения трехкратного расхода раствора на один пожар.
20 мая 2020 года прокуратурой района в адрес директора филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в Шурышкарском районе внесено представление, которое 23 июня 2020 года рассмотрено и удовлетворено, однако работы по устранению выявленных нарушений не проведены.
С учетом заявления об уточнении исковых требований прокурор просил возложить на АО «Ямалкоммунэнерго» проведение следующих противопожарных мероприятий: проведение работ для установления ширины расстояния более 3 метров от стенок резервуаров до подошвы внутренних откосов обвалования; установить на резервуарах устройства для подачи огнетушащего вещества (генератора пены, пеносливы или насадки для подачи двуокиси углерода, иные устройства) с сухими трубопроводами (с соединительными головками и заглушками), выведенными за обвалование; на складе III категории с резервуарами объемом 5000 куб. метров установить наружное противопожарное водоснабжение для подачи воды на охлаждение и тушение пожара мобильными средствами пожаротушения из противопожарных емкостей (резервуаров); провести работы по обеспечению нормативного запаса пенообразователя и воды на приготовление раствора из условия обеспечения трехкратного расхода раствора на один пожар.
Определениями Шурышкарского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 октября 2020 года и 09 ноября 2020 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация муниципального образования Горковское, администрация муниципального образования Шурышкарский район, в качестве третьего лица - конкурсный управляющий МП «Горковское ЖКХ» ФИО1
В представленном отзыве на исковое заявление прокурора представитель ответчика администрации муниципального образования Горковское ФИО2 указал, что администрация учредителем МП Горковское ЖКХ не являлась, строительство склада горюче-смазочных материалов было начато в период строительства дизельной электростанции «ДЭС-2», заказчиком которой администрация поселения не являлась, проекта данного объекта не имеется. Учредителем МО Горковское ЖКХ является администрация муниципального образования Шурышкарский район.
Конкурсный управляющий Горковского МУП ЖКХ ФИО1 в отзыве на исковое заявление указал, что Горковское ЖКХ не осуществляет деятельность с горюче-смазочными материалами, в связи с чем, на него не могут быть возложены обязанности, связанные с организацией противопожарных мер и проведением текущего и капитального ремонта склада горюче-смазочных материалов.
В судебном заседании прокурор Цыганов Д.В. исковые требования с учетом уточнений поддержал.
Представители ответчика акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 исковые требования не признали.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Шурышкарский район - ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признал.
Представитель третьего лица - отдела надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальному образованию Шурышкарский район ФИО8 с иском согласился, пояснив, что нарушения противопожарных норм и правил в деятельности общества выявлены неоднократно, выдавались предписания и рекомендации.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации муниципального образования Шурышкарский район ФИО7 ставит вопрос об отмене решения суда в части возложения на администрацию муниципального образования Шурышкарский район обязанности по обеспечению пожарной безопасности на складе горюче-смазочных материалов. Приводит доводы о том, что указанная обязанность должна быть возложена на арендатора склада горюче-смазочных материалов.
В апелляционной жалобе представитель ответчика акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного постановления об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Шурышкарского района. Приводит доводы о том, что обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности склада горюче-смазочных мероприятий должна быть возложена на администрацию муниципального образования Шурышкарский район как в силу Федерального закона от 01 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так и в силу осуществления правомочий собственника имущества. Со ссылкой на пункт 2.3 Договора аренды указывает, что работы по проектированию и монтажу системы противопожарной защиты склада горюче-смазочных материалов относятся к реконструкции (модернизации) склада горюче-смазочных материалов, не относятся к текущему либо капитальному ремонту, в связи с чем возложение указанной обязанности на общество судом возложено неправомерно.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор Воложанин А.В., представитель ответчика администрации муниципального образования Шурышкарский район ФИО7, представитель ответчика администрации муниципального образования Горковское просят решение суда оставить без изменения, полагая его законным.
Представители ответчика администрации муниципального образования Горковское, администрации муниципального образования Шурыкарский район, конкурсный управляющий Горковского МУП ЖКХ, представитель отдела надзорной и профилактической работы по муниципальному образованию Шурышкарский район в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства телефонограммами, посредством электронной почты и размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Суда Ямало-Ненецкого автономного округа.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Писареву О.В., полагавшую решение суда подлежащим отмене в части, обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанные представителем ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» ФИО4 и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории, занятой складом горюче-смазочных материалов в селе Горки Шуршкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа, не обеспечено наружное противопожарное водоснабжение для подачи воды на охлаждение и тушение пожара мобильными средствами пожаротушения и противопожарных емкостей. При проектировании, первоначальной установке и последующей эксплуатации склад горюче-смазочных материалов, наружным противопожарным водоснабжением оборудован не был.
Судом также установлено, что администрация муниципального образования Шурышкарский район является собственником склада горюче-смазочных материалов, расположенного по адресу: <адрес> с 23 июля 2015 года (том 1, л.д.196).
27 ноября 2003 года между комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Шурышкарский район и МП «Горковское ЖКХ» был заключен договор №6 о закреплении имущества муниципального образования на праве хозяйственного ведения за предприятием.
11 марта 2014 года стороны заключили дополнительное соглашение №1 к договору №6 от 27 ноября 2003 года, в котором конкретизировали характеристики данных объектов (том 1, л.д.207-215). Право хозяйственного ведения предприятия было зарегистрировано в установленном законом порядке (том 1, л.д.154).
Учредителем МП «Горковское ЖКХ» являлась администрация района. Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 апреля 2012 года МП «Горковское ЖКХ» признано банкротом и в отношении него открыта процедура банкротства - конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена ФИО1 (том 1, л.д.157-160).
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», статьями 2, 5, 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», статьей 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установив, что склад горюче-смазочных материалов в селе Горки расположен на территории Шурышкарского района, резервуарами воды, а также наружным противопожарных водоснабжением для подачи воды на охлаждение и тушение пожара, мобильными средствами пожаротушения из противопожарных емкостей (резервуаров) склад III категории в селе Горки не обеспечен, пришел к выводу, что обязанность по обеспечению предоставленного в аренду склада горюче-смазочных материалов источниками противопожарного водоснабжения возложена на органы местного самоуправления, в границах муниципального образования которых расположена спорная территория.
С такими выводами суда первой инстанции не может согласиться суд апелляционной инстанции.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны (часть 2 статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ).
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (часть 1 статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ).
Согласно Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390, ответственным лицом за соблюдением указанных Правил является руководитель организации.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источник противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В силу пункта 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390 «О противопожарном режиме» руководитель организации обеспечивает исправность сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время.
В пункте 2.3 договора аренды движимого и недвижимого имущества от 01 июня 2014 года №А-01/2014 предусмотрена обязанность арендатора по несению расходов на содержание и эксплуатацию имущества, включая проведение противопожарных мероприятий, профилактическое обслуживание и текущий ремонт в целях безопасной эксплуатации.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что склад горюче-смазочных материалов, расположенный по адресу: <адрес>, передан в пользование по договору аренды АО «Ямалкоммунэнерго». Обладая полномочиями и статусом хозяйствующего субъекта, а также указанными обязанностями по соблюдению требований правил противопожарного режима на территории склада горюче-смазочных материалов, который общество использует в экономических целях, обязанность по приведению системы обеспечения пожарной безопасности в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасности должна быть возложена на АО «Ямалкоммунэнерго».
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части возложения обязанности по обеспечению склада горюче-смазочных материалов на администрацию муниципального образования Шурышкарский район подлежит отмене.
Доводы апелляционной жалобы о возложении обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности на органы местного самоуправления основаны на ошибочном толковании норм материального права применительно к обстоятельствам настоящего дела.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шурышкарского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 декабря 2020 года отменить в части, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции.
Обязать акционерное общество «Ямалкоммунэнерго» обеспечить пожарную безопасность склада ГСМ, расположенного по адресу: <адрес>, а именно:
- обеспечить установку на резервуарах (емкостях) с ГСМ устройства для подачи огнетушащего вещества генераторы пены, пеносливы или насадка для подачи двуокиси кислорода, иные устройства (с сухими трубопроводами (с соединительными головками и заглушками) выведенными за обвалование:
-провести работы по обеспечению нормативного запаса пенообразователя и воды на приготовление раствора из условия обеспечения трехкратного расхода раствора на один пожар;
- обеспечить пожарную безопасность на складе ГСМ III категории с резервуарами объемом менее 5000 куб.м. по адресу: <адрес>, установить наружное противопожарное водоснабжение для подачи воды на охлаждение и тушение пожара мобильными средствами пожаротушения из противопожарных емкостей (резервуаров).
Установить срок исполнения решения суда до 01 мая 2021 года.
В остальной части иска отказать.
Судья /подпись/ А.Н. Шошина