Судья Сенькина Т.Е. Дело № 33-3742/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 ноября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе
председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,
судей Порохнюк Е.Н., Хабарова Н.В.
при секретаре Романовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело №2-10/2023 по исковому заявлению Управления имущественных отношений администрации Первомайского района к Администрации муниципального образования Первомайское сельское поселение Первомайского района Томской области, муниципальному образованию Первомайское сельское поселение Первомайского района Томской области о возложении обязанности принять движимое имущество, признании движимого имущества собственностью муниципального образования,
по апелляционной жалобе представителя истца – руководителя Управления имущественных отношений администрации Первомайского района Стрельниковой Т.М. на решение Первомайского районного суда Томской области от 15 марта 2023 года,
заслушав доклад судьи Порохнюк Е.Н., объяснения представителя Управления имущественных отношений администрации Первомайского района Стрельниковой Т.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя администрации Первомайского района Люфкевич С.А., поддержавшей позицию Стрельниковой Т.М., представителя Администрации муниципального образования Первомайское сельское поселение Первомайского района Томской области и муниципального образования Первомайское сельское поселение Первомайского района Томской области Ланского С.И., возражавшего против удовлетворения доводов апелляционной жалобы,
установила:
Управление имущественных отношений Администрации Первомайского района Томской области обратилось в суд с иском к Администрации муниципального образования Первомайское сельское поселение Первомайского района Томской области, в котором с учетом уточнения просило обязать Администрацию муниципального образования Первомайское сельское поселение принять движимое имущество, приобретенное в рамках реализованного проекта «Комплекс мемориальных сооружений «Памятник воинам ВОВ», расположенный по адресу: Томская область, Первомайский район, с. Первомайское, ул. Ленинская, 36а, а именно вазу железобетонную в количестве 2 штук, колпак ППК на столб заборный в количестве 25 штук; признать указанное движимое имущество собственностью муниципального образования Первомайское сельское поселение.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Глава Первомайского сельского поселения Ланский С.И. в судебном заседании исковые требования не признал, в удовлетворении иска просил отказать, пояснив, что при реализации проекта благоустройства объекта «Комплекс мемориальных сооружений «Памятник ВОВ», расположенного по адресу: Томская область, Первомайский район, с. Первомайское, ул. Ленинская, 36а, после демонтажа предыдущего памятника ВОВ у Администрации Первомайского сельского поселения осталась земля под данным объектом, а самого Комплекса мемориальных сооружений «Памятник воинам ВОВ» нет. Данный Комплекс не является объектом культурного наследия, памятником истории и культуры. На балансе Первомайского сельского поселения отсутствует ограждение со столбами, данное ограждение находится на балансе Администрации Первомайского района, следовательно, колпаки на столб заборный в количестве 25 штук, которые находятся на столбах ограждения, должны находиться вместе со столбами на балансе Администрации Первомайского района. Также в связи с тем, что вазоны располагаются на памятнике ВОВ, который отсутствует на балансе Администрации Первомайского сельского поселения, и были приобретены в рамках благоустройства объекта «Комплекс мемориальных сооружений «Памятник воинам ВОВ», следовательно, и вазоны, приобретенные для «Памятника воинам ВОВ», должны находиться с имуществом памятника. Администрация Первомайского сельского поселения передаваемые объекты не заказывала и не согласовывала с Администрацией Первомайского района, следовательно, данные объекты Администрации Первомайского сельского поселения не требуются.
Представитель третьего лица Администрации Первомайского района Томской области Люфкеич С.Е. считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Обжалуемым решением в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Управления имущественных отношений Администрации Первомайского района Томской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что выводы суда незаконны и основаны на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Не согласна с выводами суда о том, что поскольку мемориальный комплекс не включен в государственный реестр объектов культурного наследия оснований для обязания Администрации Первомайского сельского поселения принять спорное имущество не имеется, а также о том, что истец не доказал факт принадлежности спорного имущества Администрации Первомайского сельского поселения. Указанный вопрос и факт принадлежности объекта застройки либо земельного участка под ним в ходе рассмотрения дела не обсуждался, в связи с чем истец был лишен возможности представить свои соответствующие доводы и возражения.
Сооружение культуры и отдыха «Памятник ветеранам ВОВ» по адресу Томская область, Первомайский район, с. Первомайское, ул. Ленинская, 36а, 1973 года постройки, площадью застройки 197,5 кв.м поставлен на кадастровый учет 25 июня 2020 года с кадастровым номером 70:12:0203003:1693. Указанный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 70:12:0203003:1686, по указанному адресу с разрешенным использованием «историко-культурная деятельность», который принадлежит на праве постоянного бессрочного пользования Администрации Первомайского сельского поселения с 22 августа 2019 года.
Согласно техническому плану заявителем при постановке объекта на кадастровый учет является Администрация Первомайского сельского поселения в лице Ланского С.И. В постановлении от 23 августа 2019 года №211 «О присвоении адреса объекту культурного наследия» указано на присвоение адреса мемориальному сооружению «Памятник воинам ВОВ» как вновь выявленному объекту культурного наследия. Указанное постановление также подписано Ланским С.И., как главой поселения в рамках предоставленных ему полномочий. Следовательно, Ланский С.И. знал о наличии у него сооружения 1973 года постройки, но не оформил на него права в установленном законом порядке.
Принимая во внимание, что Администрация Первомайского сельского поселения в нарушение действующего законодательства до настоящего времени не зарегистрировала право на объект недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, проведение процедуры включения объекта в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) невозможно. Следовательно, Управление обоснованно не располагает прямыми доказательствами того, что спорное имущество является собственностью ответчика. Учитывая, что земельный участок принадлежит ответчику на праве постоянного бессрочного пользования и указанное право зарегистрировано в установленном порядке, любой объект, возведенный на указанном земельном участке, является собственностью лица, имеющего право распоряжаться земельным участком.
Отмечает, что в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, оно подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества либо отчуждению). Учитывая ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", спорное имущество должно находится в казне муниципального образования Первомайское сельское поселение.
В возражениях на апелляционную жалобу глава администрации муниципального образования Первомайское сельское поселение Ланский С.И. просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Определением судебной коллегии от 04 октября 2023 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с неправильным определением состава лиц, участвующих в деле. К участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное образование Первомайское сельское поселение Первомайского района Томской области.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Управления имущественных отношений администрации Первомайского района Стрельникова Т.М. доводы апелляционной жалобы поддержала. Дополнительно пояснила, что благоустройство объекта происходило в рамках соглашения, в связи с чем Администрация муниципального образования Первомайское сельское поселение Первомайского района Томской области обязана принять не только работы по объекту, но и приобретенные спорные движимые объекты, так как они являются составной частью мемориального комплекса.
Представитель администрации Первомайского района Люфкевич С.А. поддержала позицию Стрельниковой Т.М.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Первомайское сельское поселение Ланский С.И. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, указав на то, что администрация Первомайского района не передала объект, в связи с чем и нет оснований принимать 2 вазы железобетонные и колпаки ППК на столб заборный в количестве 25 штук. Настаивал на том, что объект на балансе муниципального образования Первомайское сельское поселение не стоит.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 5, 6, 11 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 года №4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающих память погибших при защите Отечества, подлежат государственному учету местными органами власти и управления и ответственность за их содержание возлагается на органы местного самоуправления.
Согласно ст. 2 данного Закона Российской Федерации основной формой увековечения памяти погибших при защите Отечества является, в том числе, сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших.
В силу ст. 11 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 года №4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2019 года №1637-р утверждена Концепция федеральной целевой программы "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы", целью которой является увековечение памяти погибших при защите Отечества, в связи с чем предусмотрена необходимость оказания содействия органам местного самоуправления в приведении в порядок воинских захоронений и мемориальных комплексов, а также в поиске и захоронении останков воинов, погибших при защите Отечества.
В рамках реализации федеральной целевой программы "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы" Администрацией Томской области принято Постановление от 25 сентября 2019 года №337а «Об утверждении государственной программы «Жилье и городская среда Томской области», согласно которой предусмотрено проведение мероприятий по обустройству и восстановлению воинских захоронений, в том числе в 2021 году комплекса мемориальных сооружений «Памятник воинам ВОВ», расположенного по адресу: Томская область, Первомайский район, с.Первомайское, ул.Ленинская, сооружение 36а.(л.д. 206 оборотная сторона т.2).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Как следует из материалов дела решением Совета Первомайского сельского поселения от 24 декабря 2020 года №48 органам местного самоуправления муниципального образования «Первомайский район» переданы на 2021 год полномочия органов местного самоуправления Первомайского сельского поселения по решению вопросов местного значения, в рамках государственной программы «Жилье и городская среда Томской области» по реализации проекта «Благоустройство объекта «Комплекс мемориальных сооружений «Памятник воинам ВОВ», расположенный по адресу: Томская область, Первомайский район, с.Первомайское, ул.Ленинская, 36а» (л.д. 117 т.1).
Органом местного самоуправления муниципального образования Первомайский район указанные полномочия приняты, что подтверждается решением Думы Первомайского района Томской области от 29 декабря 2020 года №51 (л.д. 8 т. 1), соглашением от 11 января 2021 года (л.д. 40 т.1).
В целях реализации проекта «Благоустройство объекта «Комплекс мемориальных сооружений «Памятник воинам ВОВ», расположенного по адресу: Томская область, Первомайский район, с.Первомайское, ул.Ленинская, 36а, Администрацией Первомайского района 07 мая 2021 года заключены муниципальные контракты № 85 и № 86 с ООО «/__/»; цена контрактов составила 4160755 руб. и 523462 руб. соответственно (л.д. 200-217 т.1).
Также 18 октября 2021 года Администрацией Первомайского района заключен муниципальный контракт №191 с ООО «/__/» на поставку железобетонных ваз в количестве 2 штук на сумму 31 191,98 руб., колпаков ППК на столб заборный в количестве 25 штук на сумму 74844 руб.; местом доставки товара определено: Томская область, Первомайский район, с.Первомайское, ул.Ленинская, сооружение 36а (л.д. 195-199 т.1).
По итогам благоустройства объекта «Комплекс мемориальных сооружений «Памятник воинам ВОВ», расположенного по адресу: Томская область, Первомайский район, с.Первомайское, ул. Ленинская, сооружение 36а, в казну муниципального образования «Первомайский район» на основании распоряжения Администрации Первомайского района от 30 декабря 2021 года №690-р поступило движимое имущество:
- ваза железобетонная в количестве 2 штук на сумму 31191,98 руб.,
- колпак ППК на столб заборный в количестве 25 штук на сумму 74844 руб. (л.д.9 т. 1).
Указанное имущество включено в реестр муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального образования Первомайский район, и ему присвоены инвентарные номера 100000001510577 и 100000001510578 (л.д. 162 т.1).
Согласно письмам от 30 июня 2022 года №899/3, от 24 августа 2022 года №1052 Управлением имущественных отношений администрации Первомайского района неоднократно предлагалось главе Первомайского сельского поселения принять на баланс муниципального образования «Первомайское сельское поселение» указанное имущество (л.д.10, 12 т. 1).
Со стороны Администрации Первомайского сельского поселения в ответ на указанные обращения Управления имущественных отношений Администрации Первомайского района неоднократно был выражен отказ от принятия на баланс (в казну) муниципального образования Первомайское сельское поселение вышеуказанного имущества, о чем свидетельствуют письма главы Первомайского сельского поселения от 25 июля 2022 года, 05 сентября 2022 года (л.д. 11, 13 т. 1).
Как следует из справки администрации муниципального образования Первомайской сельское поселение от 07 февраля 2023 года памятник воинам ВОВ, расположенный по адресу: Томская область, Первомайский район, с. Первомайское, ул. Ленинская, 36а, не относится к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) (л.д. 236 т.2).
Между тем указанное основанием для отказа в принятии на баланс муниципального образования Первомайское сельское поселение, в том числе, отдельных элементов мемориального комплекса, не является.
Напротив, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что согласно выписке из ЕГРН от 21 июля 2023 года правообладателем земельного участка по адресу: Томская область, Первомайский район, с. Первомайское, ул. Ленинская, 36а, площадью 1307 кв.м с кадастровым номером 70:12:0203003:1686 с видом разрешенного использования историко-культурная деятельность является администрация муниципального образования Первомайского сельского поселения, владеющая им на праве постоянного (бессрочного) пользования с 22 августа 2019 года (л.д. 83, 90 на обороте т. 3).
В соответствии с п. 1 ст. 269 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью (п. 2 ст. 269 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 41 Земельного кодекса Российской Федерации лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, обладателей публичных сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст. 40 настоящего Кодекса.
На земельном участке с кадастровым номером 70:12:0203003:1686 расположен «Комплекс мемориальных сооружений «Памятник воинам ВОВ», построенный в 1973 году, зарегистрированный в Едином государственном реестре недвижимости как памятник воинам ВОВ, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 21 июля 2023 года (л.д. 89 т. 3).
Согласно декларации об объекте недвижимости указанное сооружение поставлено на регистрационный учет главой администрации муниципального образования Первомайское сельское поселение Ланским С.Н., в качестве правообладателя объекта недвижимости указана данная администрация (л.д. 93-111 т.3).
Как следует из постановления администрации муниципального образования Первомайского сельского поселения от 23 августа 2019 года №211 вновь выявленному объекту культурного наследия комплексу мемориальных сооружений «Памятник воинам ВОВ», расположенному на земельном участке с кадастровым номером 70:12:0203003:1686 присвоен адрес: Томская область, Первомайский район, с.Первомайское, ул.Ленинская, сооружение 36а (л.д. 114 т.3).
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 70:12:0203003:1686 находится в постоянном (бессрочном) пользовании администрации муниципального образования Первомайское сельское поселение, соответственно последнее является владельцем Комплекса мемориальных сооружений «Памятник воинам ВОВ», расположенного на данном участке.
Исходя из анализа представленных доказательств, а также комплекса действий выполненных администрацией муниципального образования Первомайское сельское поселение как исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, в отношении указанного памятника, судебная коллегия отмечает, что администрацией осуществлялись мероприятия по его сохранению, использованию, популяризации, охране и содержанию (постановка данного объекта на учет в Едином государственном реестре недвижимости, присвоение адреса сооружению, благоустройство объекта) в качестве титульного владельца.
Так, из решения Думы Первомайского района от 29 декабря 2020 года №51 следует, что полномочия по благоустройству объекта «Комплекс мемориальных сооружений «Памятник войны ВОВ», расположенного по адресу: Томская область, Первомайский район, с. Первомайское, ул. Ленинская, 36а осуществляется за счет межбюджетного трансфера, предоставляемого из бюджета Первомайского сельского поселения в бюджет муниципального образования Первомайский район.
Доводы ответчика о том, что установка спорного имущества не была с ним согласована, а потому не подлежит принятию на баланс, судебная коллегия отклоняет за их несостоятельностью.
Так, соглашением о передаче осуществления полномочий от 11 января 2021 года администрацией Первомайского сельского поселения в лице главы поселения Ланского С.И. и администрацией Первомайского района в лице главы района Сиберт И.И. согласованы права и обязанности сторон.
Пунктом 2.1.2 соглашения администрация поселения вправе осуществлять контроль за исполнением администрацией района передаваемых полномочий, запрашивать и получать в установленном порядке от администрации района документы и иную информацию, связанную с осуществлением им передаваемых полномочий.
При этом администрация района вправе определять порядок реализации принятых на исполнение полномочий, дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства (п. 2.3.3, 2.3.5 соглашения).
Согласно пояснениям главы администрации муниципального образования Первомайское сельское поселение Ланского С.И., данных в суде апелляционной инстанции, какой-либо контроль за осуществлением переданных полномочий он не осуществлял, поручений о его проведении никому не давал.
В указанной связи доводы ответчика о невозможности принять на баланс две железобетонные вазы, 25 колпаков ППК на столбах заборных, являющихся неотъемлемой частью Комплекс мемориальных сооружений «Памятник воинам ВОВ», что следует из представленных фотографий, а также рабочей документацией, признаются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм права.
При этом судебная коллегия отмечает, что ни одним из соглашений о передаче полномочий по благоустройству комплекса мемориальных сооружений «Памятник воинам ВОВ», расположенного по адресу: Томская область, Первомайский район, с.Первомайское, ул.Ленинская, сооружение 36а, не предусмотрен отказ муниципального образования сельского поселения в принятии выполненных работ и движимого имущества, приобретенного в рамках выполненного проекта по благоустройству.
Справка бухгалтера администрации муниципального образования Первомайское сельское поселение о том, что «Комплекс мемориальных сооружений «Памятник воинам ВОВ», расположенный по адресу: Томская область, Первомайский район, с.Первомайское, ул.Ленинская, сооружение 36 на балансе администрации муниципального образования сельского поселения не числится, правового значения не имеет, поскольку мемориальное сооружения подлежит отнесению на баланс муниципального образования поселения в силу п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а не исполнительно-распорядительного органа данного образования.
Исходя из приведенных нормативных положений, обстоятельств дела, спорные объекты движимого имущества - ваза железобетонная в количестве 2 штук инвентарный номер 100000001510577, колпак ППК на столб заборный в количестве 25 штук, инвентарный номер 100000001510578, приобретенные в рамках реализации проекта по благоустройству Комплекса мемориальных сооружений «Памятник воинам ВОВ», расположенного по адресу: Томская область, Первомайский район, с.Первомайское, ул.Ленинская, сооружение 36а, судебная коллегия признает собственностью муниципального образования «Первомайского сельского поселения», подлежащие передаче на его баланс.
Руководствуясь ч. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу представителя истца – руководителя Управления имущественных отношений администрации Первомайского района Стрельниковой Т.М. удовлетворить.
Решение Первомайского районного суда Томской области от 15 марта 2023 года отменить, принять новое решение.
Исковое заявление Управления имущественных отношений администрации Первомайского района к муниципальному образованию Первомайское сельское поселение Первомайского района Томской области о возложении обязанности принять движимое имущество, признании движимого имущества собственностью муниципального образования удовлетворить.
Возложить обязанность на муниципальное образование Первомайское сельское поселение Первомайского района Томской области принять движимое имущество, приобретенное в рамках реализованного проекта «Комплекс мемориальных сооружений «Памятник воинам ВОВ», а именно вазу железобетонную в количестве 2 штук, колпак ППК на столб заборный в количестве 25 штук, расположенные по адресу: Томская область, Первомайский район, с. Первомайское, ул. Ленинская, 36а.
Признать движимое имущество: вазу железобетонную в количестве 2 штук, колпак ППК на столб заборный в количестве 25 штук, расположенные по адресу: Томская область, Первомайский район, с. Первомайское, ул. Ленинская, 36а, собственностью муниципального образования Первомайское сельское поселение Первомайского района Томской области.
В удовлетворении иска к Администрации муниципального образования Первомайское сельское поселение Первомайского района Томской области отказать.
Председательствующий
Судьи