ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-11-188-33-1447/2018 от 20.06.2018 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Судья – КашеваровП.К. Дело № 2-11-188-33-1447/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20июня 2018 года Великий Новгород

Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего Бобряшовой Л.П.

судей Тарасовой Н.В., Котовой М.А.

при секретаре Дмитриевой Е.Г.

с участием прокурора Степановой Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Котовой М.А. апелляционную жалобу администрации Окуловского муниципального районаНовгородской области на решение Окуловского районного суда Новгородской области от 03апреля 2018 года,

установила:

Прокурор Окуловского района Новгородской области, действуя в защиту интересовБ.Л.ВБ., обратился в суд с иском к администрации Окуловского муниципального района Новгородской области об обязании предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение для постоянного проживания, соответствующее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, указав в обоснование требований, что ФИО1 относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является представителем социально незащищенных слоев населения, нуждается в жилом помещении, которым до настоящего времени не обеспечена.

Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен орган опеки и попечительства администрации Окуловского муниципального района Новгородской области.

Решением Окуловского районного суда Новгородской области от 03апреля 2018 года исковые требования прокурора удовлетворены и постановлено:

Обязать администрацию Окуловского муниципального района Новгородской области предоставить ФИО1 <...> года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещенияне менее нормы предоставления площади жилого помещения.

В апелляционной жалобе администрация Окуловского муниципального района Новгородской области просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, законодательством установлен четкий порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, однако финансирование отдельных государственных полномочий по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот значительно отстает от растущей потребности в предоставлении жилых помещений. Полагает, что судом не принято во внимание наличие нормативного правового акта областного уровня, регламентирующего порядок ведения списка и включения в данный список детей-сирот, имеющего значимую роль. Ссылается на то, что жилые помещения предоставляются в рамках действующего законодательства и устанавливают определенную процедуру, нарушение которой администрация района считает незаконной.

В возражениях на жалобу, поданных и.о. прокурора Окуловского района Новгородской области указывается на несостоятельность её доводов.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав заключение прокурора Степановой Е.И., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не находит.

На основании статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, а также в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» вопрос предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения детям сиротам, а также детям, оставшимся без попечения родителей, относится к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу ст.98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социальногонайма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу ч.8 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.11 закона Новгородской области от 05.09.2014 г. № 618-ОЗ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей» Право на однократное обеспечение по месту жительства на территории Новгородской области благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение) по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения, которая составляет 28 квадратных метров, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим областным законом в порядке, установленном Правительством Новгородской области, имеют:

1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;

2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным при наличии обстоятельств, указанных в части 4 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

3) лица, достигшие возраста 23 лет, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имели право на предоставление жилой площади в соответствии с настоящим областным законом до 31 декабря 2012 года включительно и своевременно не получившие жилое помещение.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается Правительством Новгородской области.

Частями 1, 2 ст.1 Областного закона от 24.12.2013 г. № 431-ФЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01 января 2014 года, предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районови городского округа Новгородской области наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан, в том числе по приобретению и (или) строительству жилых помещений в целях включения их в муниципальный специализированный жилищный фонд для последующего предоставления по договору найма специализированного жилого помещения.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регламентируется ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в части 5 которой установлен основополагающий принцип, согласно которому финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Б.Л.ВБ., <...> года рождения, зарегистрированная по адресу: <...>, проживающая по адресу: <...> относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее отец ФИО14 отказался от ФИО1, до оформления отказа от дочери отбывал наказание по приговору суда за совершение преступления, <...>, а мать истца- ФИО15лишена родительских прав по решению Окуловского районного суда Новгородской области <...>

Постановлением администрации Окуловского муниципального района Новгородской области №359 от 02.04.2010 г. «Об установлении опеки (попечительства) над несовершеннолетними ФИО1, ФИО17.», несовершеннолетняя ФИО1 была передана под опеку бабушке – ФИО16., за несовершеннолетней закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <...>

Постановлением администрации Окуловского муниципального района <...> от 13.12.2012 г. указанное жилое помещение признано непригодным для проживания.

Постановлением администрации Окуловского муниципального района Новгородской области <...> от 27.12.2012 г. п.3 Постановления администрации Окуловского муниципального района Новгородской области № <...> от 02.04.2010 г. «Об установлении опеки (попечительства) над несовершеннолетними ФИО1, ФИО18.» признан утратившим силу.

Постановлением администрации Окуловского муниципального района Новгородской области <...> от 08.12.2015 г. опека над несовершеннолетней ФИО1 прекращена.

Приказом Департамента образования и молодежной политики Новгородской области от 29.04.2013 г№ ФИО1. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Решением Думы Великого Новгорода от 26.05.2005 г. № 132 утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере 14 кв.м.

В настоящее время ФИО1 имеет несовершеннолетнего ребенка, <...>, является студенткой <...>, находится в декретном отпуске, жилого помещения на территории <...><...> Новгородской области не имеет, в связи с чем вынуждена снимать жилье.

Истец состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях и подлежит обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, что не оспаривается ответчиком, однако до настоящего времени ФИО1 жилым помещением не обеспечена.

Исходя из установленных судом обстоятельств, в силу приведенных выше норм закона, а также с учетом положений «Порядка предоставления детям-сиротам жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений», утвержденного постановлением администрации Новгородской области от 09.04.2013 г. №167 (в ред. постановления Правительства Новгородской области от 06.11.2015 г. №434), суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению ФИО1 жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на администрацию Окуловского муниципального района Новгородской области, поскольку обеспечение жилыми помещениями лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны осуществлять органы местного самоуправления по месту их жительства.

Доводы, изложенные администрацией Окуловского муниципального района Новгородской области в жалобе, не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены принятого судом решения, поскольку реализация жилищных прав ФИО1 не может и не должна быть поставлена в зависимость от сроков и объемов денежных средств, выделяемых на эти цели из областного и федерального бюджетов.

В целом все доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не опровергают вышеизложенных выводов суда, в связи с чем, не являются основанием для отмены судебного постановления.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 27марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Окуловского муниципального района Новгородской области – без удовлетворения.

Председательствующий Л.П. Бобряшова

Судьи Н.В. Тарасова

М.А. Котова