Судья – Кашеваров П.К. № 2–11–385–33–1769
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
13 сентября 2017 года Великий Новгород
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего: Колокольцева Ю.А.,
судей: Смирновой Л.Н. и Иванова И.С.,
при секретаре: Дерябиной М.В.,
с участием прокурора Сидоровой С.А., представителей НОАУ «Окуловский лесхоз» Дементьева А.И. и Никонорова В.В.,
рассмотрев в г. Великий Новгород в открытом судебном заседании 13 сентября 2017 года по докладу судьи Иванова И.С. апелляционные жалобы Новгородского областного автономного учреждения «Окуловский лесхоз» и представителя Комитета лесного хозяйства Новгородской области на решение Окуловского районного суда Новгородской области от 23 июня 2017 года, которым иск прокурора Окуловского района, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Новгородскому областному автономному учреждению «Окуловский лесхоз» об обязании произвести определенные действия удовлетворен и постановлено:
Обязать Новгородское областное автономное учреждение «Окуловский лесхоз» обеспечить пожарно-химическую станцию 2 типа: тяжелым мотоциклом с коляской 22-32 л.с. в количестве 1 экземпляра; 2 приборами для измерения пожарной опасности погоды (УСП-1) или осадкомером, психрометром; огнетушащим составом в объеме 1,5 тонн; в течение 2 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу,
у с т а н о в и л а:
Прокурор Окуловского района Новгородской области обратился в Окуловский районный суд Новгородской области с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Новгородскому областному автономному учреждению «Окуловский лесхоз» об обязании обеспечить пожарно-химическую станцию 2 типа тяжелым мотоциклом с коляской 22-32 л.с. в количестве 1 экземпляра., смесительным агрегатом с емкостью для хранения огнегасящей жидкости в количестве 1 шт., 2 приборами для измерения пожарной опасности погоды (УСП-1) или осадкомером, психрометром, в течение 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В ходе судебного разбирательства истцом были увеличены исковые требования, прокурор просил: обязать ответчика обеспечить пожарно-химическую станцию 2 типа тяжелым мотоциклом с коляской 22-32 л.с. в количестве 1 экземпляра, смесительным агрегатом с емкостью для хранения огнегасящей жидкости в количестве 1 шт., 2 приборами для измерения пожарной опасности погоды (УСП-1) или осадкомером психрометром, 6 пожарными ведрами (емк. 10 л.), 2 поперечными пилами, 2 канистрами объемом 10-20 л., 2 наборами аптечки, разработанной для «Авиалесохраны», 5 комплектами спецодежды (по количеству членов команды), огнетушащим составом в объеме 1,5 тонн в течение 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании 23 июня 2017 года прокурор отказался от иска в части исковых требований об обязании ответчика обеспечить пожарно-химическую станцию 2 типа: 6 пожарными ведрами (емк. 10 л.), 2 поперечными пилами, 2 канистрами объемом 10-20 л., 2 наборами аптечки, разработанной для «Авиалесохраны», 5 комплектами спецодежды (по количеству членов команды). Кроме того, не поддержал иск в части обязании ответчика обеспечить пожарно- химическую станцию 2 типа смесительным агрегатом с емкостью для хранения огнегасящей жидкости в количестве 1 шт.
Из возражений на иск директора НОАУ «Окуловский лесхоз» Гордиевича А.А. следует, что он не согласен с исковыми требованиями. В НОАУ «Окуловский лесхоз» имеются два автомобиля, указанные в п. 3 приложения к Положению о пожарно-химических станциях, таким образом, приобретение тяжелого мотоцикла является нецелесообразным, ведущим к неверному расходованию средств НОАУ. Согласно примечанию п.2 к приложению «устаревшая и снятая с производства техника, оборудование могут быть замены иными типами и марками нового серийного производства (отечественного или зарубежного)». Изменен подход к фиксации пожарной опасности погоды: на время пожароопасного периода май-август 2017 года НОАУ заключены договора с физическими лицами, осуществляющими дежурство в конторе НОАУ, в обязанность которых входит ежедневный запрос от диспетчера РДС показателя класса пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды и внесение его в журнал пожарной опасности по условиям погоды в соответствующую графу. Таким образом, применение приборов УСП-1 является неактуальным и устаревшим.
В судебном заседании помощник прокурора Окуловского района Новгородской области Володько М.Е. доводы искового заявления в его окончательном варианте поддерживал в полном объеме.
Представитель ответчика НОАУ «Окуловский лесхоз» Гордиевич А.А. возражал по заявленным требованиям.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета лесного хозяйства Новгородской области Петрова Т.Е. возражала против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МЧС России по Новгородской области Иванов О.С. поддерживал исковые требования прокурора, указывая на их обоснованность.
Судом по делу принято вышеуказанное решение, с которым несогласны Новгородское областное автономное учреждение «Окуловский лесхоз» и Комитет лесного хозяйства Новгородской области.
В апелляционной жалобе Новгородское областное автономное учреждение «Окуловский лесхоз» просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, об отказе в удовлетворении исковых требований, считая решение суда незаконным и необоснованным. Указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального права. Считает обязание ответчика иметь тяжелый мотоцикл необоснованным, применение вышеуказанных приборов является неактуальным, устаревшим. В Окуловском районе более двух лет лесных пожаров не было.
В апелляционной жалобе представитель Комитета лесного хозяйства Шеренков И.Г. также просит решение суда отменить и принять по делу ново решение, об отказе в удовлетворении исковых требований, считая решение суда незаконным и необоснованным. Указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального права. Считает обязание ответчика иметь тяжелый мотоцикл необоснованным, применение вышеуказанных приборов является неактуальным, устаревшим. В Окуловском районе более двух лет лесных пожаров не было.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, объяснения представителей НОАУ «Окуловский лесхоз», поддержавших доводы жалоб, объяснения прокурора, возражавшей против доводов жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
На основании ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.3. Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Федеральный закон №68-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст.7 Федерального закона №68-ФЗ мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
Согласно ст.14 Федерального закона от 21.12.1994 №68-Ф3 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обязаны: обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст.24 Лесного кодекса Российской Федерации (далее Кодекса) использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Частью 1 ст.50.7 Кодекса предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию (ч.2 настоящей статьи).
Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.3 настоящей статьи).
На основании ч.1 ст.51 Кодекса леса подлежат охране от пожаров. Согласно ч.2 ст.51 Кодекса в зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование).
Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (ч.4 настоящей статьи).
В соответствии с ч.5 настоящей статьи тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года-№69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Согласно ч.6 ст.51 Кодекса предотвращение распространения на земли, на которых расположены леса, природных пожаров (степных, торфяных и иных) и пожаров, возникших в результате незаконного выжигания сухой растительности и ее остатков, а также тушение пожаров в лесах, расположенных на землях, не указанных в части 5 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности».
В силу ч.1 ст.53 Кодекса меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Частью 3 настоящей статьи предусмотрено, что правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.53.1 Кодекса предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.53.1 Кодекса меры противопожарного обустройства лесов включают в себя строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря.
На основании ч.5 ст.53.1 Кодекса обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
В силу ч.6 ст.53.1 Кодекса нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч.7 ст.53.1 Кодекса виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.1 Правил пожарной безопасности в лесах утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №417 (далее Правила) настоящие правила устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с п.7 Правил привлечение юридических лиц и граждан для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и планами тушения лесных пожаров, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке.
Согласно п.п. «в» п. 13 Правил юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
В соответствии с п.1 Положения о пожарно-химических станциях, утвержденного приказом Рослесхоза от 19.12.1997 №167 (далее Положение) пожарно-химические станции (ПХС) являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесхозах, в том числе лесхозах - техникумах, опытных и других специализированных лесхозах, национальных парках, государственных природных заповедниках федерального органа управления лесным хозяйством, а также лесопользователями, с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров.
На основании п.2 Положения ПХС формируются в соответствии с требованиями статей 83, 92-94, 96, 97, 100 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.93 №886 на участках лесного фонда, имеющих повышенную природную пожарную опасность, наличие потенциальных источников огня и сеть наземных и водных путей, обеспечивающих доставку сил и средств тушения к местам возникновения пожаров в течение 3 часов с момента их обнаружения.
В силу п.3 Положения по целевому назначению, уровню оснащения, структуре и порядку комплектования создаются три типа ПХС. Одним из которых является ПХС-2 (второго типа) организуется, в основном, в центральных усадьбах лесхозов (национальных парков, государственных природных заповедников), леса которых имеют высокую природную пожарную опасность. Обеспечивает ликвидацию до четырех одновременно действующих пожаров в день, участвует совместно с другими формированиями в тушении распространившихся пожаров на обслуживаемой территории, оснащается более разнообразной и в большем количестве, чем ПХС-1, специализированной лесопожарной техникой, средствами пожаротушения, транспорта, связи, инвентарем и прочим имуществом. На нее возлагается также проведение предупредительных мероприятий, агитационно- разъяснительной работы среди населения. Команда ПХС-2 организуется как постоянное или сезонное формирование.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что пожарно-химическая станция 1 или 2 типа организуется на основании приказа директора лесхоза (национального парка, государственного природного заповедника), в котором указывается тип и оснащение ПХС, по согласованию с органом управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с п.1 Раздела 4 Положения, пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.
По окончании пожароопасного сезона пожарную технику, оборудование, инвентарь, средства транспорта и связи ремонтируют и хранят в установленном порядке при станциях.
За месяц до начала пожароопасного сезона все указанные средства должны быть приведены в полную готовность к работам по тушению лесных пожаров и приняты комиссией под председательством начальника отдела охраны и защиты леса органа управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации с составлением соответствующего акта.
Примерный перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС приведен в Приложении 2 указанного Положения.
Из материалов дела следует, что ходе проверки проведенной прокуратурой района, с учетом устраненных в ходе судебного разбирательства недостатков, установлено, что в пожарно- химической станции 2 типа НОАУ «Окуловский лесхоз» в нарушение приказа Рослесхоза от 19.12.1997 №167 «Об утверждении положения о пожарно- химических станциях», не имеется в наличии тяжелого мотоцикла с коляской 22-32 л.с. в 1 экз., 2 приборов для измерения пожарной опасности погоды (УСП-1) или осадкомера, психрометра, а также огнетушащего состава в объеме 1,5 тонн.
О необходимости комплектования ПХС-2 НОАУ «Окуловский лесхоз» необходимым количеством техники, инвентаря и средств пожаротушения свидетельствует представление прокурора от 17 апреля 2017 года.
Согласно ст.3.3.17.1. Устава НОАУ «Окуловский лесхоз» от 14.06.2011 №номер (далее Устав) выполняет мероприятия по охране лесов от пожаров, одним из которых является приобретение противопожарного снаряжения, инвентаря и пожарной техники, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, а также горючесмазочных материалов.
В соответствии со ст.5.4 Устава НОАУ «Окуловский лесхоз» от 14.06.2011 №номер источниками формирования имущества автономного учреждения являются: бюджетные средства; имущество Новгородской области, переданное ему в оперативное управление; имущество, приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества; имущество, приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества; имущество, приобретенное за счет средств, полученных от осуществления приносящей доход деятельности; иные источники, не запрещенные действующим законодательством.
Разрешая иск прокурора по существу, учитывая положения вышеуказанных законов, а также, что Положение о ПХС и приложения к нему обязательны для исполнения органами исполнительной власти по управлению лесным хозяйством на территории РФ, осуществляющим госрегулирование и госконтроль в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, а также, что НОАУ «Окуловский лесхоз» является подведомственным органу государственной власти Новгородской области государственным учреждением, на которое законом возложено выполнение обязанностей в сфере охраны лесов от пожаров, а также то, что в вышеуказанном Приложении 2 указанного Положения о ПХС указаны минимально необходимые нормативы по количеству техники, инвентаря и средств пожаротушения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора и об обязании НОАУ «Окуловский лесхоз» обеспечить пожарно-химическую станцию 2 типа: тяжелым мотоциклом с коляской 22-32 л.с. в количестве 1 экземпляра; 2 приборами для измерения пожарной опасности погоды (УСП-1) или осадкомером, психрометром; огнетушащим составом в объеме 1,5 тонн.
Свои выводы суд мотивировал надлежащим образом, оснований не соглашаться с ними у судебной коллегии не имеется.
Срок совершения вышеуказанных действий НОАУ «Окуловский лесхоз» определен судом в соответствии со ст. 206 ГПК РФ.
Доводы жалоб о необоснованности и неактуальности обеспечения ПХС-2 вышеуказанным мотоциклом, приборами и средством пожаротушения не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат требованиям законодательства.
Доводы жалоб об отсутствии лесных пожаров на территории Окуловского района не могут быть приняты во внимание, поскольку вышеуказанные требования по обеспечению ПХС-2 необходимой техникой и оборудование определены действующим законодательством и не связаны с наличием или отсутствием лесных пожаров на определенной территории.
Доводы жалоб не опровергают выводов суда и основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, а потому не могут быть приняты во внимание.
Таким образом, при разрешении спора судом полно и правильно установлены значимые обстоятельства по делу, в соответствии со статьей 67 ГПК РФ оценены доказательства, не допущено нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь принятие незаконного решения.
Судебная коллегия, рассматривая дело в пределах апелляционных жалоб и считая решение суда законным и обоснованным, не находит предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения принятого судом решения по доводам апелляционных жалоб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327–330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Окуловского районного суда Новгородской области от 23 июня 2017 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Председательствующий: Ю.А. Колокольцев
Судьи: Л.Н. Смирнова
ФИО1