ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1101/20 от 02.12.2020 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Архипчук Н.П.

№ 33-2756-2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

2 декабря 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1

судей

ФИО2

Брандиной Н.В.

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1101/2020 по иску ФИО4 к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж работы, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости

по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Кольского районного суда Мурманской области от 7 сентября 2020 г.

Заслушав доклад судьи Брандиной Н.В., выслушав объяснения ФИО4, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов жалобы представителя акционерного общества «Кольская ГМК» и общества с ограниченной ответственностью «Колабыт» ФИО5, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

ФИО4 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) (далее – УПФР в Кольском районе) о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж работы, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.

В обоснование заявленных требований ФИО4 указала, что 27 декабря 2019 г. она обратилась в УПФР в Кольском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа от 26 марта 2020 г. истице отказано в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы по Списку № 2.

При исчислении продолжительности специального стажа работы с тяжелыми условиями труда ответчиком не приняты к зачету периоды работы истицы с 1 января по 9 марта 2019 г. и с 15 марта 2019 г. по 30 сентября 2019 г. по причине отсутствия в трудовой книжке информации, требуемой для зачета в специальный стаж по Списку № 2, а также по данным выписки индивидуального лицевого счета отсутствуют страховые взносы по дополнительному тарифу за 2019 г.

Исключен из подсчета специального стажа также период работы с 1 октября 2019 г. по 26 декабря 2019 г., поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствует информация о взносах на страховую пенсию.

ФИО4 просила суд признать решение УПФР в Кольском районе незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж по Списку № 2, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы в ОАО «ГМК Печенганикель» (АО «Кольская ГМК») с 26 декабря 1994 г. по 31 декабря 2018 г. (за исключением периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 23 октября 1996 г. по 31 октября 1998 г.), а также назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента возникновения права на нее, взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 20000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Определениями суда от 13 июля 2020 г. и от 7 августа 2020 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены АО «Кольская ГМК» и ООО «Колабыт».

Судом постановлено решение, которым иск ФИО4 удовлетворен частично. На УПФР в Кольском районе возложена обязанность включить ФИО4 в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по Списку № 2, период работы с 12 февраля 2018 г. по 31 декабря 2018 г. на Обогатительной фабрике, участке брикетирования АО «Кольская ГМК» в качестве оператора пульта управления 5 разряда, за исключением отпуска без сохранения заработной платы с 5 августа 2018 г. по 7 августа 2018 г. С УПФР в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) в пользу ФИО4 взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, по оплате услуг представителя в сумме 8000 рублей, всего взыскано 8300 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ФИО4 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме, возложив на пенсионный орган обязанность включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с 5 июля 1995 г. по 11 февраля 2018 г., а также взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в полном размере.

Не соглашаясь с решением суда в части отказа в удовлетворении требования о включении в специальный стаж по Списку № 2 периода работы с 5 июля 1995 г. по 11 февраля 2018 г., указывает, что работала в различных цехах и подразделениях АО «Кольская ГМК» и ООО «Колабыт» в профессии оператора пульта управления, предусмотренной позицией 2030000а-15948 раздела II Списка № 2. Согласно трудовому договору условия ее работы были определены как вредные, она ежемесячно получала лечебно-профилактическое питание, средства индивидуальной защиты, проходила медицинские комиссии на предмет профпригодности по выполняемой работе, ежегодно предоставлялся дополнительный отпуск 7 календарных дней за работу во вредных условиях труда. Рабочее место – пульт оператора управления находился на отметке 17.40, где размещались обжигово-конвеерные машины, работа на которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по Списку № 1.

Приводит доводы о том, что в течение всего спорного периода работы оператором пульта управления как в цехе обжига, так и на участке брикетирования на Обогатительной фабрике, территориально ее рабочее место не менялось, должностные обязанности оставались прежними, аттестация рабочего времени проводилась ежегодно как в цехе, так и на участке, работа на указанных производствах отнесена к вредным условиям труда – класс 3 подкласс 3,3 (вредные условия труда 3 степени).

Полагает вывод суда об отсутствии права на досрочное пенсионное обеспечение, основанный на результатах аттестации рабочего места по профессии оператора пульта управления участка окомкования и обжига технологического отделения Плавильного цеха, проведенной в 2007 году, противоречащим выводам специальной оценки условий труда, проведенной работодателем в 2017–2018 годах, в соответствии с которыми выполняемая ею работа дает право на досрочное назначение пенсии по Списку № 2. При этом с учетом специальной оценки условий труда суд обязал ответчика включить период ее работы с 12 февраля по 31 декабря 2018 г. в специальный стаж работы по Списку № 2.

Считает, что непроведение работодателем специальной оценки условий труда или утрата документов о такой оценке в спорном периоде не может являться основанием для лишения ее права на досрочное назначение страховой пенсии.

По мнению подателя жалобы, суд неправильно распределил бремя доказывания имеющих значение для обстоятельств, возложив на сторону истицы обязанность представить доказательства работы в тяжелых условиях труда при полной занятости, которые выдаются работодателями на основании первичных учетных документов.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика УПФР в Кольском районе - ФИО6, а также представитель третьих лиц АО «Кольская ГМК» и ООО «Колабыт» - ФИО5 просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители истицы ФИО4 - ФИО7 и ФИО8, представитель ответчика УПФР в Кольском районе, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка не является препятствием к разбирательству дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которая выполнялась на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в редакции, действовавшей по состоянию на 31 декабря 2018 г.).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Аналогичные нормы содержались в статье 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего с 1 января 1992 г. до 1 января 2002 г., и подпункте 2 части 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, применявшегося до 1 января 2015 г.

В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 ***; настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Подпунктом "б" пункта 1 указанного постановления Правительства Российской Федерации установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", а также Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

Согласно разделу II "Рудоподготовка, обогащение, окусковывание (агломерация, брикетирование, окомкование) обжиг руд и нерудных ископаемых" Списка N 2 от 26 января 1991 г. N 10 право на назначение пенсии по старости на льготных условиях имеют операторы пульта управления, занятые в производствах утяжелителей, брикетов, препаратов и концентратов, в том числе угольных (позиция 2030000а-15948).

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу абзаца второго пункта 5 названных Правил в стаж на соответствующих видах работ также включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно разъяснению Министерства труда Российской Федерации № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденному Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций (пункт 5).

Таким образом, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается женщинам по достижении 45 лет, если они проработали не менее 10 лет на работах с тяжелыми условиями труда, имеют страховой стаж не менее 20 лет, а также стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО4, _ _ года рождения, зарегистрированная в системе государственного пенсионного страхования _ _ 1999 г., 27 декабря 2019 г. обратилась в УПФР в Кольском районе с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Решением пенсионного органа от 26 марта 2020 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ истице отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа (по Списку № 2).

Решением УПФР в Кольском районе от 27 марта 2020 г. истице также отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа работы в тяжелых условиях труда.

По подсчетам пенсионного органа документально подтвержденный стаж ФИО4 по состоянию на 13 января 2020 г. составил: страховой стаж - 24 года 09 месяцев 01 день (при требуемом не менее 20 лет), стаж работы в районах Крайнего Севера – 22 года 08 месяцев 14 дней (при требуемом не менее 15 лет), стаж работы по Списку № 1 – 00 лет 06 месяцев 06 дней (с учетом льготного исчисления 1 год за 1 год 6 месяцев – 00 лет 09 месяцев 06 дней), стаж работы с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 – отсутствует, так как документально не подтвержден (при требуемом 10 лет).Из подсчета стажа на соответствующих видах работ по Списку № 2 пенсионным органом исключен период работы истицы с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г., так как в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствует уплата дополнительных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (часть 6 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 г.).

Как следует из дела, в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, пенсионный орган не включил периоды работы истицы в ОАО «ГМК Печенганикель» с 5 июля 1995 г. по 17 мая 1999 г., в АО «Кольская ГМК» с 18 мая 1999 г. по 31 декабря 2018 г., поскольку работодатель (страхователь) представил сведения о работе ФИО4 за указанные периоды без отражения кода особых условий труда, начисление и уплата страхователем страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам не производилась.

Частично удовлетворяя заявленные ФИО4 требования о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по Списку № 2, периода работы истицы с 12 февраля 2018 г. по 31 декабря 2018 г. на Обогатительной фабрике, участке брикетирования АО «Кольская ГМК» в качестве оператора пульта управления, за исключением отпуска без сохранения заработной платы с 5 августа 2018 г. по 7 августа 2018 г., суд первой инстанции исходил из того, что картой специальной оценки условий труда рабочего места «оператор пульта управления АО «Кольская ГМК» от 29 сентября 2017 г., утвержденной 12 февраля 2018 г., установлено право работника по данной должности на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 2, с момента утверждения отчета о специальной оценке условий труда работодателем скорректированы сведения и направлены в пенсионный орган с указанием кода особых условий труда.

Доводов о несогласии с решением суда в указанной части в апелляционной жалобе не приведено.

Отказывая ФИО4 в удовлетворении требования о включении в специальный стаж по Списку № 2 периода её работы в ГМК «Печенганикель» (в настоящее время – ООО «Колабыт») с 26 декабря 1994 г. по 17 мая 1999 г. в качестве оператора пульта управления цеха обжига, в том числе в период с 26 декабря 1994 г. по 4 июля 1995 г. в качестве траспортерщика, занятого на возврате горячего агломерата, свой вывод суд обосновал тем, что согласно справке, уточняющей особые условия труда, работодатель не подтвердил особый характер работы истицы по Списку № 2, при этом период работы с 26 декабря 1994 г. по 4 июля 1995 г. дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по Списку № 1.

Законность и обоснованность выводов суда в части отказа в удовлетворении требования о включении в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по Списку № 2 периода работы с 26 декабря 1994 г. по 4 июля 1995 г. подателем жалобы также не обжалуется.

Не усмотрев правовых оснований для удовлетворения требований ФИО4 о включении в специальный стаж по Списку № 2 периодов работы истицы в АО «Кольская ГМК» с 18 мая 1999 г. по 11 февраля 2018 г., суд первой инстанции исходил из того, что работодатель ФИО4 не подтверждал факт её работы в должностях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку справка, уточняющая особый характер работы, ОАО «Кольская ГМК» не представлена, в выписке из индивидуального лицевого счета ФИО4 не содержатся сведения о работе по Списку № 2, спорные периоды работы отражены без указания кода особых условий труда.

Свой вывод суд также мотивировал тем, что записи в трудовой книжке ФИО4 свидетельствуют лишь о факте работы в той или иной должности, тогда как доказательств тому, что в спорные периоды истица работала оператором пульта управления в производствах утяжителей, брикетов, препаратов и концентратов, в том числе угольных (код позиции 2030000а-15948 раздела II Списка № 2), в материалы дела не представлено.

Суд указал, что картой аттестации рабочего места «оператор пульта управления» ОАО «Кольская ГМК» от 20 июня 2007 г. установлены вредные условия труда, при этом право на льготное пенсионное обеспечение не предусмотрено. С результатами аттестации ФИО4 была ознакомлена 19 ноября 2008 г., однако в установленном законом порядке их не оспорила.

С выводами суда первой инстанции в части отказа ФИО4 в удовлетворении требования о включении в специальный стаж по Списку № 2 периодов работы с 5 июля 1995 г. до 1 мая 2011 г. и с 1 декабря 2012 г. до 1 января 2015 г. судебная коллегия соглашается, тогда как находит подлежащим отмене решение суда в части отказа в удовлетворении требования о включении в стаж работы с тяжелыми условиями труда периода работы истицы с 1 мая 2011 г. до 1 декабря 2012 г. и с 1 января 2015 г. по 11 февраля 2018 г. по следующим основаниям.

Как следует из записей в трудовой книжке ФИО4, в период с 5 июля 1995 г. по 17 мая 1999 г. истица работала оператором пульта управления цеха обжига АООТ «ГМК Печенганикель» РАО «Норильский Никель», уволена по переводу в ОАО «Кольская ГМК», с 18 мая 1999 г. до 1 октября 2003 г. работала в ОАО «Кольская горно-металлургическая компания» РАО «Норильский Никель» оператором пульта управления 3 разряда цеха обжига, с 1 октября 2003 г. до 11 октября 2004 г. - оператор пульта управления 3 разряда основного производственного участка отделения спекания шихты, цех обжига комбината Печенганикель, с 11 октября 2004 г. до 1 мая 2006 г. – оператор пульта управления 3 разряда Обогатительной фабрики комбината Печенганикель технологический участок окомкования и обжига, с 1 мая 2006 г. до 1 июня 2006 г. – оператор пульта управления 3 разряда Плавильного цеха комбината Печенганикель участок окомкования и обжига технологическое отделение, с 1 июня 2006 г. до 1 мая 2011 г. – оператор пульта управления 3 разряда Плавильного цеха ОАО «Кольская ГМК» участок окомкования и обжига, технологическое отделение, с 1 мая 2011 г. до 1 декабря 2012 г. – оператор пульта управления 5 разряда Обогатительной фабрики, участок брикетирования, с 1 декабря 2012 г. до 1 января 2015 г. – оператор пульта упраавления 5 разряда Плавильного цеха, участок обжига и брикетирования, технологическое отделение, с 1 января 2015 г. по настоящее время – оператор пульта управления 5 разряда Обогатительной фабрики, участок брикетирования (т. 1 л.д. 144-146).

Таким образом, в спорных периодах истица работала в одной и той же профессии «оператор пульта управления», однако в разных структурных подразделениях (цехах, участках), а именно: цех обжига; участок отделения спекания шихты цеха обжига; участок окомкования и обжига; участок окомкования и обжига технологического отделения плавильного цеха; участок брикетирования; участок обжига и брикетирования технологического отделения.

Согласно позиции 2030000а-15948 Раздела II "Рудоподготовка, обогащение, окусковывание (агломерация, брикетирование, окомкование) обжиг руд и нерудных ископаемых" Списка N 2 право на назначение пенсии по старости на льготных условиях имеют операторы пульта управления, занятые в производствах утяжелителей, брикетов, препаратов и концентратов, в том числе угольных.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсии, предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

Следовательно, при решении вопроса о праве на досрочное назначение пенсии за работу в тяжелых условиях труда по Списку № 2 необходимо подтвердить не только наименование профессии и место работы, но и особый характер выполняемой работы, с определенными материалами, сырьем, с соблюдением необходимого технологического процесса, то есть установить соответствие между фактически выполняемой работой конкретным работником и работой, предусмотренной списками, а также постоянную занятость на производстве.

Таким образом, операторы пульта управления пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 2 (позиция 2030000а-15948), если заняты в производстве утяжелителей, брикетов, препаратов и концентратов, в том числе угольных.

Как следует из объяснений представителя третьего лица АО «Кольская ГМК» в судебных заседаниях, деятельность по производству брикетов и концентратов осуществляется лишь на участке брикетирования, где истица работала в периоды с 1 мая 2011 г. до 1 декабря 2012 г. и с 1 января 2015 г. по настоящее время, тогда как в других подразделениях (цех обжига, участок отделения спекания шихты цеха обжига, участок окомкования и обжига, участок окомкования и обжига технологического отделения плавильного цеха, участок обжига и брикетирования технологического отделения) её работа была связана с производством окатышей, она была занята в производстве обожженных медно-никелевых окатышей.

При этом, вопреки позиции стороны истицы, настаивающей на том, что характер выполняемой ею работы в других цехах и участках по своему технологическому процессу также связан с производством концентратов, опровергается объяснениями представителя третьего лица и представленными в их обоснование по запросу судебной коллегии дополнительными (новыми) доказательствами (технологическими инструкциями ведения технологического процесса брикетирования медно-никелевого концентрата ТИ 2-48200234-45-02-2018 и производства окатышей медно-никелевых ТИ 2-48200234-47-04-2013), указывающих на то, что получение окатышей и получение концентратов – разные производства, поскольку концентраты являются продуктом процесса непосредственно обогащения в виде мелкодисперсной рудной массы, тогда как окатыши – продукт процесса окускования, получаемый в виде гранул (окатышей) в результате окатывания готового концентрата рудной массы на соответствующих машинах и оборудовании на фабриках окомкования.

Доказательств обратного стороной истицы не представлено.

Таким образом, доказательств тому, что в спорных периодах с 5 июля 1995 г. до 1 мая 2011 г. и с 1 декабря 2012 г. до 1 января 2015 г. ФИО4, работая в профессии оператора пульта управления, была занята в производстве брикетов и концентратов, в деле не имеется.

Согласно карте аттестации рабочего места по условиям труда № 50 от 20 июня 2007 г. оператора пульта управления плавильного цеха участка окомкования и обжига технологического отделения, основание для льготного пенсионного обеспечения отсутствует (т. 1 л.д. 160-167).

В период аттестации рабочего места оператора пульта управления и в спорные периоды работы истицы (2007-2012 годы) праву работника на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда, предусмотренному статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондировалась обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством (статьи 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации).

Так, в силу абзаца 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, в редакции закона действующего на вышеназванный период, работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением аттестации рабочих мест, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулировались Положением о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 14 марта 1997 г. N 12, и Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569.

С результатами аттестации рабочих мест и сведениями о том, что работа истицы не дает ей права на досрочное назначение пенсии по старости, ФИО4 была ознакомлена 19 ноября 2008 г. и их не обжаловала.

Таким образом, работодатель ФИО4 подавал сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении истицы в соответствии с результатами аттестации её рабочего места - без кода льготы в графе "особые условия труда".

При таком положении противоречий между имеющимися в материалах дела документами, подтверждающими трудовую деятельность истицы в спорных периодах времени с 5 июля 1995 г. до 1 мая 2011 г. и с 1 декабря 2012 г. до 1 января 2015 г., и данными индивидуального персонифицированного учета на основании представленных работодателем сведений без указания кода льготы (с обычными условиями труда), судом не установлено.

Вопреки доводам в апелляционной жалобе, объяснения ФИО4 об условиях её работы с тяжелыми условиями труда, не опровергает обстоятельств, установленных на основании собранных по делу доказательств, в том числе данных аттестации рабочего места истицы.

Позиция истицы о том, что записи в трудовой книжке, сама по себе работа в профессии оператора пульта управления в производствах с вредными условиями труда, являются достаточными условиями для вывода о работе в спорные периоды с тяжелыми условиями труда, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, является ошибочной, основанной на неверном толковании норм материального права.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что в спорные периоды ФИО4 не была занята на работах с тяжелыми условиями по Списку № 2 (позиция 2030000а-15948), результатами оценки условий труда работодатель не подтверждает факт её работы в таких условиях, периоды работы истицы указаны работодателем без кода льготы, как общие условия труда, учитывая, что доказательств подтверждения работы в тяжелых условиях труда в период с с 5 июля 1995 г. до 1 мая 2011 г. и с 1 декабря 2012 г. до 1 января 2015 г. истицей не представлено, суд правомерно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения данных периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Тогда как в остальной части с выводами суда первой инстанции в решении судебная коллегия согласиться не может.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 425-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3).

В 2017-2018 годах в АО «Кольская ГМК»проведена специальная оценка условий труда.

Согласно карте № * специальной оценки условий труда оператора пульта управления Обогатительной фабрики участка брикетирования от 29 сентября 2017 г., в соответствии с которой данная должность отнесена ко 3.3 классу (подклассу) условий труда, работникам по данной профессии предусмотрено право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 2 (позиция 2030000а-15948) (т. 1 л.д. 168-171).

С учетом результатов специальной оценки условий труда работодателем истицы скорректированы сведения и с момента утверждения отчета о специальной оценки условий труда с 12 февраля 2018 г. представлены в пенсионный орган с указанием кода особых условий труда.

При этом ранее аттестация рабочего места участка брикетирования Обогатительной фабрики работодателем не проводилась.

Между тем, как следует из дела и не оспаривалось представителем третьего лица АО «Кольская ГМК», работа истицы в профессии оператора пульта управления участка брикетирования Обогатительной фабрики имела место также в периоды с 1 мая 2011 г. до 1 декабря 2012 г. и с 1 января 2015 г. (по настоящее время), то есть в период, когда работодателем не была проведена аттестация рабочего места оператора пульта управления участка брикетирования Обогатительной фабрики и не была проведена специальная оценка условий труда.

При этом данных о том, что трудовые обязанности ФИО4, характер её работы в указанные периоды были различными, в деле не имеется, как и сведений о том, что истица работала неполный рабочий день, о том, что специфика функционирования участка брикетирования Обогатительной фабрики не определяла постоянную занятость истицы в тяжелых условиях труда.

Напротив, согласно записям в трудовой книжке ФИО4, условиям трудового договора от 1 февраля 2003 г. № * в редакции дополнительного соглашения от 29 апреля 2015 г., истица работала на полную ставку, нормальная продолжительность рабочего времени составляла 36 часов в неделю, условия труда вредные, работнику предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе: лечебно-профилактическое питание, молоко, предусмотрена выдача специальной одежды и обуви, других средств индивидуальной защиты (т. 1 л.д. 134-137).

Совокупность собранных по делу доказательств свидетельствует о том, что ФИО4 в периоды работы оператором пульта управления на участке брикетирования Обогатительной фабрики АО «Кольская ГМК» была занята в производстве брикетов и концентратов, то есть работала в профессии и в производстве, которые предусмотрены Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

Особый характер работы в режиме полного рабочего дня лицами, участвующими в деле, не опровергнут.

При таких данных оснований полагать о недоказанности факта работы истицы в условиях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, не имеется.

Само по себе не исполнение работодателем обязанности по аттестации рабочего места и непредставление по спорным периодам сведений индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с требованиями Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» как о периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж, связанный с тяжелыми условиями труда, не может повлиять на ущемление прав ФИО4 на пенсионное обеспечение на льготных условиях, как не зависящее от нее обстоятельство, поскольку законом такая обязанность возложена на работодателя (страхователя) и не должна нарушать право истицы на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

При таком положении решение суда в части отказа в удовлетворении требования о включении в стаж работы ФИО4 с тяжелыми условиями труда периодов работы с 1 мая 2011 г. до 1 декабря 2012 г. и с 1 января 2015 г. по 11 февраля 2018 г. в профессии оператора пульта управления Обогатительной фабрики участка брикетирования АО «Кольская ГМК» подлежит отмене ввиду несоответствия выводов суда установленным по делу обстоятельствам (п. 3 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ) с принятием в указанной части нового решения об удовлетворении заявленного требования.

Однако, несмотря на то, что решение суда первой инстанции отменено в части, данные обстоятельства не повлияли на правильность вывода суда об отказе ФИО4 в удовлетворении требования о назначении досрочной страховой пенсии.

Так, с учетом включения в специальный стаж по Списку № 2 указанных выше периодов работы, общая продолжительность стажа в тяжелых условиях труда, необходимого для назначения досрочной пенсии по Списку № 2 в возрасте *** лет, суммарно не составит необходимых 10 лет. При этом с учетом применения правила пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ о назначении пенсии с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, ФИО4, _ _ года рождения, не достигла возраста, необходимого для досрочного назначения страховой пенсии.

В этой связи правовых оснований для удовлетворения требования ФИО4 о назначении досрочной страховой пенсии по старости не имеется.

Кроме того, вопреки приведенным в жалобе доводам, судебная коллегия полагает, что с учетом характера и сложности спора, объема юридической помощи представителя по настоящему делу, присужденная истице сумма расходов на оплату услуг представителя в размере 8000 рублей отвечает установленному статьей 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принципу возмещения расходов в разумных пределах, оснований для определения суммы расходов на оплату услуг представителя в ином размере не имеется.

Руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Кольского районного суда Мурманской области от 7 сентября 2020 г. отменить в части отказа в удовлетворении требования о включении в специальный стаж (Список № 2) периодов работы ФИО4 в АО «Кольская ГМК» с 1 мая 2011 г. до 1 декабря 2012 г. и с 1 января 2015 г. по 11 февраля 2018 г., принять в указанной части новое решение.

Обязать ГУ – УПФР в Кольском районе (межрайонное) включить ФИО4 в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 1 мая 2011 г. до 1 декабря 2012 г. и с 1 января 2015 г. по 11 февраля 2018 г. в профессии оператора пульта управления Обогатительной фабрики участка брикетирования АО «Кольская ГМК».

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи: