ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1101/20 от 28.07.2020 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Аникина Л.А. Дело №33-4412/2020 (№2-1101/2020)

УИД 22RS0068-01-2019-010489-28

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июля 2020 года город Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе

председательствующего

судей

при секретаре

Вегель А.А.,

Новоселовой Е.Г., Сачкова А.Н.,

Тенгерековой Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 26 февраля 2020 года по делу по иску Распопина А. В. к комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула об оспаривании отказа, о возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Вегель А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Распопин А.В. обратился в суд с иском к комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула о признании незаконным отказа в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, о возложении обязанности заключить договор о передаче в собственность в порядке приватизации жилого помещения.

В обоснование требований указал на то, что ДД.ММ.ГГ обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность в порядке приватизации жилого помещения по адресу: <адрес>, которое было предоставлено по договору найма служебного помещения. ДД.ММ.ГГ ему было отказано в заключении договора, поскольку отсутствует порядок и условия приватизации служебных помещений и в связи с тем, что Распопин А.В. в ДД.ММ.ГГ участвовал в приватизации <адрес>.

Истец полагает, что нарушаются его права в реализации возможности приобретения в собственность жилого помещения в порядке приватизации.

При таких обстоятельствах, истец просил признать незаконным отказ комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула от ДД.ММ.ГГ в приватизации жилого помещения по адресу: <адрес>, возложить обязанность на комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула заключить с ним договор о передаче в собственность в порядке приватизации жилого помещения по <адрес>.

Решением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 26 февраля 2020 года исковые требования удовлетворены.

Признан незаконным отказ комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула от ДД.ММ.ГГ в приватизации жилого помещения по <адрес>

Возложена обязанность на комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула заключить с Распопиным А.В. договор о передаче в собственность в порядке приватизации жилого помещения по <адрес>, в <адрес>.

В апелляционной жалобе ответчик комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула просит отменить решение суда, принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование требований указывает на непринятие судом во внимание того, что спорное жилое помещение было предоставлено <ФИО 1 по договору найма специализированного жилого помещения от ДД.ММ.ГГ на период трудовых отношений. Решение комиссии по рассмотрению споров о разрешении приватизации служебных квартир от ДД.ММ.ГГ***, которым разрешена приватизация служебных квартир, носило рекомендательный характер. Орган местного самоуправления решения об исключении из специализированного жилого фонда не принимал.

В соответствии с пунктом 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года №42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определённому виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Кроме того, суд не учел то, что в силу п. 6.1 Административного регламента заявитель обязан приложить к заявлению на приватизацию справки (выписки) из домовых книг, поквартирных карточек, на каждого использующего право приватизации заявителя о времени и месте проживания на соответствующей территории Российской Федерации, начиная с момента вступления в силу Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (для граждан, менявших место жительства с ДД.ММ.ГГ). Распопин А.В. представил справку, выданную председателем ОО «ТОС Затон» о том, что он с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ проживал по <адрес>. Однако, в соответствии с решением Барнаульской городской Думы от 03 июня 2011 года №550 «Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Барнауле» председатель совета ТОС не наделен полномочиями по подписанию указанных справок.

Кроме того, не определено место проживания истца. Согласно справке Прутского сельского совета Павловского района Алтайского края от 04 октября 2019 года №382 в ДД.ММ.ГГ он участвовал в приватизации квартиры <адрес>. Однако, в соответствии с выпиской из похозяйственной книги №*** за ДД.ММ.ГГ, представленной Прутским сельским советом Павловского района Алтайского края, он проживал по <адрес>.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Распопина А.В.Губанова Н.В. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель истца Губанова Н.В. просит решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с абз. 1 ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

На основании ст. 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Согласно ст. 2 настоящего Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").

В соответствии с абз. 1 ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В силу положений п.1 ч.1, ч.2 ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом, ДД.ММ.ГГРаспопин А.В. обратился в КЖКХ г.Барнаула с заявлением о заключении договора о передаче в собственность в порядке приватизации жилого помещения по адресу: <адрес>.

На основании ответа от ДД.ММ.ГГ КЖКХ г.Барнаула Распопину А.В. отказано в предоставлении муниципальной услуги, в передаче в собственность в порядке приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, поскольку жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду, заявителем не представлены документы, указанные в пп. 6.1 п.6 раздела 2 Регламента и согласно справке от ДД.ММ.ГГ Прутского сельсовета Павловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** в ДД.ММ.ГГ он участвовал в приватизации квартиры <адрес>. Однако в соответствии с выпиской из похозяйственной книги №*** за ДД.ММ.ГГ от 02.10.2019 № 375, предоставленной Прутским сельским советом Павловского района Алтайского края, в ДД.ММ.ГГ проживал по <адрес>

В соответствии с выпиской из реестра объектов муниципальной собственности г. Барнаула квартира по адресу: <адрес> находится в муниципальной собственности.

Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГ, на заседании комиссии по рассмотрению вопросов о разрешении приватизации служебных квартир, администрациям районов разрешена приватизация служебных квартир, заключение договоров социального найма гражданам, в том числе <ФИО 1> по адресу: <адрес>

При разрешении спора суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 2, 6, 7, 11 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и указывая на то, что собственником приватизация служебного помещения разрешена, а отсутствие порядка передачи служебных помещений в собственность граждан в порядке приватизации, не может ставить в зависимость истца от возможности приватизировать спорное жилое помещение, пришел к выводу о наличии правовых оснований для признания за истцом права собственности на квартиру в порядке приватизации.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, учитывая следующее.

Статьей 6 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

Исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 указанного Закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Как следует из представленных материалов дела, ДД.ММ.ГГ между Комитетом жилищно-коммунального хозяйства администрации города Барнаула и <ФИО 1> заключен договор найма служебного жилого помещения ***, в соответствии с которым <ФИО 1> на время трудовых отношений в МОУ «СОШ ***» предоставлено жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из квартиры, общей площадью *** кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: жена - <ФИО 2>, сын Распопин А. В..

Согласно выписке из домовой книги, домовой (поквартирной книге) <ФИО1, ФИО2>Распопин А.Ф. с ДД.ММ.ГГ зарегистрированы по месту жительства: <адрес>, по настоящее время, что также подтверждается паспортными данными истца, сведениями отдела адресно-справочной работы УФМС РФ по АК.

Из пункта 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2012 г. N 9-П о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики Марий Эл, следует, что положение части второй статьи 4 названного Закона, регулирующее вопрос о принятии решений относительно приватизации муниципальных служебных жилых помещений их собственником, в системе действующего правового регулирования не предполагает установления ни законами субъектов Российской Федерации, ни муниципальными правовыми актами обязанности муниципального образования отчуждать в порядке приватизации в пользу нанимателей служебные жилые помещения, относящиеся к специализированному жилищному фонду, и вместе с тем (при отсутствии потребности в конкретном служебном жилом помещении) не лишает его как собственника муниципального имущества права распоряжаться им по своему усмотрению. При этом предоставление муниципальному образованию возможности отчуждать в случае необходимости жилые помещения специализированного жилищного фонда в собственность граждан не влечет за собой его обязанности принимать решения о приватизации конкретных жилых помещений и не приводит к возникновению у нанимателей этих жилых помещений права требовать их передачи в собственность, а, следовательно, необходимость в регулировании муниципальными правовыми актами прав нанимателей служебных жилых помещений отсутствует.

Издаваемые нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений принимаются по основаниям, на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законодательством. Критерии и условия приватизации служебного жилья, вводимые актами муниципальных образований, должны иметь объективный характер и вытекать из условий предоставления служебного жилого помещения гражданам, стажа работы, продолжительности проживания в занимаемом служебном помещении, перспектив дальнейшего использования жилого помещения в качестве служебного. Указанные решения органов местного самоуправления об условиях приватизации муниципального имущества должны быть предсказуемыми, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений (пункт 3.4).

Таким образом, служебные жилые помещения не подлежат приватизации, однако собственники жилищного фонда и уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о возможности приватизации служебных жилых помещений.

Согласно п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

В соответствии с пунктом 6 «Положения о приватизации жилищного фонда в г. Барнауле», в редакции, утвержденной постановлением администрации города Барнаула от 24.11.1993 № 441, собственники жилищного фонда или уполномоченные органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир при условии отсутствия излишков сверх социальной нормы жилой площади.

Пунктом 3 настоящего постановления от 24.11.1993 № 441 поручено рассмотрение вопросов по принятию решения о приватизации служебных жилых помещений городской комиссии, созданной постановлением горадминистрации № 86 от 05.03.1993 (с последующими изменениями, внесенными постановлениями администрации города Барнаула от 10.10.1994 № 396, от 04.06.2003 № 1346, в части утверждения состава комиссии).

Согласно протоколу заседания городской комиссии по рассмотрению вопросов о разрешении приватизации служебных квартир от ДД.ММ.ГГ***, комиссией принято решение о разрешении администрациям районов приватизации служебных квартир, заключение договоров социального найма гражданам, в том числе <ФИО 1><адрес> (л.д. 14).

Таким образом, уполномоченным органом было принято решение о приватизации служебного жилого помещения по <адрес>

Вопреки доводам жалобы, то обстоятельство, что на настоящий момент в городском округе город Барнаул не принят порядок и условия приватизации служебных жилых помещений, в связи с чем, орган местного самоуправления решения об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилищного фонда не принимал, не может повлечь отмену оспариваемого решения.

В соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Между тем, право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

В данном случае, имеется решение уполномоченного органа о разрешении приватизировать служебную квартиру и заключить договор социального найма, которое никем не оспорено, однако в связи с отсутствием механизма принятия решений о порядке и условиях приватизации служебных жилых помещений, органом местного самоуправления не принимается соответствующее постановление во исполнение решения городской комиссии от 13.03.2009 № 129 об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилищного фонда, в связи с чем, истец не может воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, что нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Отсутствие между сторонами подписанного договора социального найма не препятствует осуществлению истцом прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку реализация этих прав не может быть поставлена в зависимость от оформления указанного документа.

Учитывая, что <ФИО 1> и <ФИО 2> ранее принимали участие в приватизации квартиры в ДД.ММ.ГГ, а истец по делу Распопин А.В. участвовал в приватизации в несовершеннолетнем возрасте *** лет), факт их законного вселения и проживания в спорном жилом помещении никем не оспаривался, Распопин А.В. право на приватизацию в совершеннолетнем возрасте не использовал, иного жилья в собственности Распопин А.В. не имеет, суд пришел к правомерному выводу, что истец вправе приобрести спорное жилое помещение в собственность в порядке приватизации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что спорное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду, несостоятельны, доказательствами не подтверждены, являлись предметом судебного рассмотрения, и не опровергают правильность выводов суда, с которыми соглашается судебная коллегия, а направлены на переоценку доказательств по делу, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.

Доводы жалобы об отсутствии сведений о регистрации истца по месту жительства в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, являлись предметом проверки судебной коллегии. По имеющимся сведениям отдела адресно-справочной работы УФМС РФ по Алтайскому краю, Распопин А.В.был зарегистрирован по адресу: <адрес>, снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГ; зарегистрирован по адресу: <адрес> - ДД.ММ.ГГ, снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГ, и ДД.ММ.ГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>, где зарегистрирован по настоящее время.

При указанных обстоятельствах обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ч. 1 ст. 327-1, ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 26 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи