Судья Мерзлякова Ю.Г. Дело № 33- 599/2021
№ 2-1102/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В.,
судей Ждановой Е.А., Мамаевой Н.А.
при секретаре Шубиной А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 марта 2021 года в г. Кирове дело по апелляционной жалобе Гордеева А.И. на решение Слободского районного суда Кировской области от 30 ноября 2020 года, которым постановлено в удовлетворении исковых требований Гордеева А.И. о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ в Слободском районе Кировской области (межрайонное) № от 23.07.2020 и возложении обязанности назначить Гордееву А.И. досрочную страховую пенсию по старости - отказать.
Заслушав доклад судьи Ворончихина В.В., объяснения Гордеева А.И., поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя Управления Пенсионного фонда РФ в Слободском районе Кировской области (межрайонное) Ивановой И.В., полагавшей об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
Установила:
Гордеев А.И. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Слободском районе Кировской области (Межрайонное) об отмене решения ответчика № от 23.07.2020, возложении обязанности включить в специальный стаж для назначения досрочно страховой пенсии по старости период работы по профессии главного кондуктора грузовых поездов с 02.11.1992 по 21.08.2000 в ФИО12 железной дороги, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении страховой пенсии по старости со дня обращения с заявлением.
В обоснование иска указано на то, что решением Управления Пенсионного фонда в Слободском районе Кировской области (межрайонное) № от 23 июля 2020 года в назначении пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого количества стажа на соответствующих видах работ, в т. ч. в специальный стаж не учтен период работы в ФИО13 железной дороги с 02.11.1992 по 21.08.2000 в качестве главного кондуктора грузовых поездов. Отказывая в назначении пенсии, ответчик указал, что в соответствии с Классификатором профессии «главный кондуктор грузовых поездов» и «кондуктор грузовых поездов» являются самостоятельными профессиями, каждая из которых имеет свой код, поэтому главный кондуктор грузовых поездов правом на льготное пенсионное обеспечение не пользуется. Исключены также периоды недоработки до нормы рабочего времени в 1997 г. сентябрь - 55 часов, октябрь – 74 часа, ноябрь - 41 час, декабрь – 33 часа, в 1998 году декабрь- 34 часа, в 1999 г. июль - 66 часов, 2000 г. марта – 32 часа. С решением ответчика истец не согласен. Указал, что Единый тарифно- квалификационный справочник работ и профессий не выделяет две самостоятельные профессии кондуктора грузовых поездов и главного кондуктора грузовых поездов. Указал что при работе главным кондуктором грузовых поездов выполнял обязанности кондуктора грузовых поездов, поскольку фактически это одна профессия. Согласно данным должностной инструкции Гордеева А.И., обязанности истца в спорный период соответствует функциям кондуктора грузовых поездов, указанных в ЕТКС. Отличие состоит в наличии у главного кондуктора более высокого разряда, истец работал по 4, а затем по 5 разряду. Для кондуктора (главного) грузовых поездов предусмотрено, в т.ч. выполнение работ по руководству действиями всех работников, участвующих в маневрах с обслуживаемыми сборными, вывозными и передаточными поездами на промежуточных станциях.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Гордеев А.И. ставит вопрос об отмене решения суда, принятии нового решения, которым включить период работы с 02.11.1992 по 21.08.2000 в должности главного кондуктора грузовых поездов на станции ФИО14 железной дороги, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 01.08.2020.
В обоснование жалобы указано на то, что штатным расписанием станции за указанный период времени ФИО15 железной дороги была предусмотрена должность «главный кондуктор грузовых поездов 5 разряда», а должность «кондуктор грузовых поездов» отсутствовала. Все работавшие на станции главные кондукторы грузовых поездов фактически выполняли работу кондуктора. Указано, что на работах с тяжелыми условиями труда истец был занят полный рабочий день. Кроме того в разделе «Железнодорожный транспорт и метрополитен» Единого тарифно- квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 56, утвержденного Постановлением государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 06.12.1983 № 283/24-82 должность главного кондуктора грузовых поездов отдельно не выделена. По мнению заявителя, с учетом спорного трудового периода, специальный стаж истца составляет более 12 лет 6 месяцев, что дает ему право на назначение досрочной трудовой пенсии. Поскольку истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии 10.07.2020, то досрочная пенсия должна быть назначена с 01.08.2020.
В отзыве на жалобу представитель ОАО «РЖД» Гурова А.П. ставит вопрос об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» Пунктом 5 части 1 статьи 30 названного закона установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В силу п.п. "г" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, - Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272.
Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272, предусмотрена профессия "кондуктор грузовых поездов".
До указанного Списка время выполнявшихся до 1 января 1992 работ засчитывалось в соответствии со Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 N 1173, которым право на досрочную пенсию по старости также предоставлено кондукторам грузовых поездов.
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, утвержденный постановлением Госкомстата СССР и Секретариата ВЦСПС от 6 декабря 1983 года N 283/24-82, в разделе "Железнодорожный транспорт и метрополитен" выпуска 56 параграф 7 дает характеристику трудовой функции только по профессии "кондуктор грузовых поездов". При этом в примечании к данному параграфу указано, что "кондуктор главный грузовых поездов", руководящий маневровой работой или осуществляющий руководство кондукторской бригадой, тарифицируется на один разряд выше против предусмотренного для кондуктора, обслуживающего соответствующий поезд.
Указанный акт не содержал отдельного описания трудовой функции "главного кондуктора грузовых поездов", как иной рабочей профессии.
В силу п. 8 разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02 апреля 1976 года N 5/8, если в списке от 22.08.1956 включены профессии рабочих под общим наименованием (например, в список N 2, раздел XXX, подраздел 1, включены "кондукторы грузовых поездов"), то право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах имеют рабочие всех наименований этих профессий, т.е. не только кондукторы, но и главные, старшие и младшие кондукторы грузовых поездов.
В п. 9 разъяснения Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", разъяснено, что правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются рабочие, профессии которых являются производными от профессий, предусмотренных Списками.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.02.2013 № 68н «Об утверждении Единого тарифно- квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 52, разделы: «Железнодорожный транспорт», «морской и речной транспорт» утвержден Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 52, разделы: "Железнодорожный транспорт"; "Морской и речной транспорт".
Согласно параграфа 10 приведенного ЕТКС установлена, сходная с указанной выше, характеристика трудовой функции кондуктора грузовых поездов.
Данным приказом также аннулировано другое наименование этой профессии "главного кондуктора грузовых поездов", установлена разрядность 2-6 для наименования профессии "кондукторы грузовых поездов", а также другое наименование профессии «старший кондуктор грузовых поездов», тарифицируемый на разряд выше.
Из материалов дела следует, что 10.07.2020 Гордеев А.И. обратился в ГУ УПФ РФ в Слободском районе Кировской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением пенсионного органа № № от 23.07.2020 в назначении досрочной пенсии Гордееву А.И. было отказано в связи с не включением в специальный стаж, в том числе периода работы с 02.11.1992 по 21.08.2000 в качестве главного кондуктора грузовых поездов в ФИО16 железной дороги, со ссылкой на то, что данная профессия не предусмотрена Списком № 272 от 24.04.1992.
Согласно данным трудовой книжки 02.11.1992 Гордеев А.И. принят практикантом главного кондуктора грузовых поездов в Кировское отделение станции ФИО17 железной дороги, 17.02.1993 назначен главным кондуктором грузовых поездов, 01.06.1999 истцу присвоен 5 разряд главного кондуктора грузовых поездов объединения ФИО18), 21.08.2000 уволен по соглашению сторон.
Из архивной справки филиала ОАО «РЖД» службы управления делами ФИО19 железной дороги от <дата> следует, что в документах архивного фонда станции ФИО20 железной дороги, в приказах по личному составу значатся сведения о работе Гордеева А.И., <дата> года рождения, а именно приказ № от 02.11.1992 о принятии на работу в качестве практиканта гл. кондуктора грузовых поездов; приказ № от 17.02.1993 об утверждении Гордеева А.И. главным кондуктором грузовых поездов; приказ № от 21.08.2000 об увольнении Гордеева А.И. главного кондуктора грузовых поездов станции ФИО21 21.08.2000. по соглашению сторон.
Согласно копиям Организации местной работы на участке ФИО22, утвержденной начальником отдела движения ФИО23 железной дороги 03.01.1982, Технологии местной работы диспетчерского участка ФИО24, утвержденной начальником ФИО26ФИО25 железной дороги 28.12.2000, штатным расписанием за спорный период должность кондуктора на станции ФИО27» не была предусмотрена, всю работу по технологии производили главные кондукторы.
Из содержания Организации местной работы на участке ФИО28, технологии местной работы диспетчерского участка ФИО29, согласно штатным расписаниям работодателя следует, что в спорный период должность кондуктора на станции ФИО30» не была предусмотрена, вся работа по данной рабочей профессии осуществлялась работниками, в т.ч. истцом, занимавшими должности главных кондукторов грузовых поездов.
Учитывая изложенное следует признать ошибочным вывод суда 1 инстанции о различности профессий по коду "кондуктор грузовых поездов" и "кондуктор главный грузовых поездов" со ссылкой на Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Суд не принял во внимание, что Общероссийский классификатор в первом разделе - профессии рабочих - включает в себя профессии рабочих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС).
Из содержания и смысла ЕТКС работ и профессий рабочих (выпуск 56) раздел «Железнодорожный транспорт и метрополитен» следует, что наименование «главного кондуктора грузовых поездов» как отдельной профессии не выделено отдельно и в отношении него не даны тарифно-квалификационные характеристики работ, в этой связи, следует вывод, что работы по данному наименованию профессии являются идентичными работам наименованию «кондуктора грузовых поездов», что также следует из представленных письменных доказательств, объяснений истца, при этом различие между наименованиями профессии состоит в том, что главный кондуктор имеет дополнительно более высокий разряд.
Таким образом, выводы суда нельзя признать правильными и решение подлежит отмене.
При вынесении нового решения, суд 2 инстанции пришел к выводу о том, что период работы истца с 02.11.1992 по 21.08.2000 в ФИО31 железной дороги в качестве главного кондуктора грузовых поездов подлежит включению в специальный стаж.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Учитывая, что продолжительность специального стажа истца на соответствующих видах работ, превышает 12 лет 6 мес. (определена ответчиком как <данные изъяты>), с учетом спорного периода, у истца имеется необходимая продолжительность специального стажа, а также наличие иных условий, требование о назначении досрочной трудовой пенсии по старости подлежит удовлетворению.
Как следует из решения ГУ УПФР в Слободском районе Кировской области (межрайонное) от 23.07.2020 №, с заявлением о назначении пенсии Гордеев А.И. обратился 10.07.2020, однако право истца на досрочную пенсию возникает по достижению им 55-летнего возраста, т. е. с 12.07.2020, поэтому досрочная пенсия подлежит назначению с 12.07.2020.
Руководствуясь ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
решение Слободского районного суда Кировской области от 30 ноября 2020 года отменить.
Исковые требования Гордеева А.И. к ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в Слободском районе Кировской области (межрайонное) о включении в специальный стаж периода работы, назначении досрочной страховой пенсии- удовлетворить.
Обязать ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Слободском районе Кировской области (межрайонное) включить в специальный стаж Гордеева А.И. период работы с 02.11.1992 по 21.08.2000 в ФИО32 железной дороги в качестве главного кондуктора грузовых поездов, назначить Гордееву А.И. досрочную страховую пенсию по старости с 12.07.2020.
Председательствующий: Судьи: