Председательствующий по делу Дело № 33-3912/2020
судья Ман-за О.В. 1инст. №2-1110/2020
75RS0023-01-2020-001249-15
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Кожиной Е.А.,
судей Кардаша В.В., Комковой С.В.,
с участием прокурора Дьячковой Ж.В.,
при секретаре Зыряновой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 08 декабря 2020 года гражданское дело по иску прокурора Черновского района г.Читы в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания Импульс» о возложении обязанности оборудовать крышками или козырьками, бетонным или асфальтовым покрытием контейнерные площадки,
по апелляционной жалобе представителя ответчика ООО «Олерон +»
на решение Черновского районного суда г. Читы от 18 сентября 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Черновского района г.Читы удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа «Город Чита» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать бетонным или асфальтовым покрытием контейнерную площадку по адресу: <адрес>.
Обязать ООО «Олерон+» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать крышками или козырьками мусорные контейнеры на контейнерной площадке по адресу: <адрес>.
Принять отказ от исковых требований в части возложения обязанности на ООО «УК Импульс» оборудовать крышками или козырьками, бетонным или асфальтовым покрытием контейнерные площадки по адресам: <адрес>; <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Производство по делу по иску прокурора Черновского района г.Читы в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания Импульс» о возложении обязанности оборудовать крышками или козырьками, бетонным или асфальтовым покрытием контейнерные площадки по адресам: <адрес>; <адрес>, <адрес>, <адрес> – прекратить».
Заслушав доклад судьи Комковой С.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Черновского района г.Читы обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеназванными иском, ссылаясь на то, что прокуратурой района в соответствии с решением межведомственного совещания Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры и прокуратуры Забайкальского края от 25 октября 2019 года проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. ООО «УК Импульс» имеет лицензию от 14 сентября 2018 года № 173 на управление многоквартирными домами. На обслуживании управляющей компании на территории Черновского административного района г.Читы находится 3 дома. ООО «УК Импульс» производит на территории Черновского административного района г.Читы эксплуатацию 3 контейнерных площадок. 14 апреля 2020 года осуществлен осмотр территории сбора и вывоза ТКО, в ходе которого выявлено, что по адресам: <адрес><адрес>, <адрес> контейнерные площадки обслуживаются в нарушение действующего законодательства, а именно: контейнеры не подписаны, не имеют крышек либо козырька, отсутствует твердое покрытие под контейнерами, способное выдержать установку и выкатывание контейнеров без повреждений. Данные контейнеры эксплуатируются ООО «УК Импульс» в целях оказания услуг по сбору, вывозу и транспортированию ТКО в соответствии с договором управления многоквартирными домами № 160519 бк от 16 мая 2019 года (<адрес>), договором временного управления многоквартирным жилым домом № 3 от 01 июня 2019 года (<адрес>, <адрес>). С учетом уточненных исковых требований просил суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать бетонным или асфальтовым покрытием контейнерную площадку по адресу: <адрес>. Обязать ООО «Олерон+» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать крышками или козырьками мусорные контейнеры на контейнерной площадке по адресу: <адрес>. Производство по делу по иску прокурора Черновского района г.Читы в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания Импульс» о возложении обязанности оборудовать крышками или козырьками, бетонным или асфальтовым покрытием контейнерные площадки по адресам: <адрес>; <адрес>, <адрес>, <адрес> прекратить в связи с их отказом от данных исковых требований (т. 1, л.д. 4-5).
Определением от 22 мая 2020 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация городского округа «Город Чита» ( т. 1, л.д. 44).
Определением от 05.06.2020 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечено ООО «Олерон +» (т.1, л.д. 92).
Определением от 04.09.2020 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов Забайкальского края (т.1, л.д. 246).
Судом постановлено вышеприведенное решение (т. 1, л.д. 256-265).
В апелляционной жалобе представитель ответчика ООО «Олерон +» ФИО1 просила решение суда отменить. Полагала выводы суда о том, что приобретение контейнеров (бункеров) для накопления ТКО возложено на регионального оператора и является его прямой обязанностью не соответствующими обстоятельствам дела. В обоснование доводов апелляционной жалобы представитель ответчика указала, что в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ТКО). Региональный оператор по обращению с ТКО вправе приобретать контейнеры и бункеры для накопления ТКО для оборудования мест (площадок) для накопления ТКО в случае, если при тарифном регулировании в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены данные расходы. Приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2019 года № 611-НПА установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Олерон+». Согласно экспертному заключению по расчету предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Олерон+», осуществляющего деятельность в сфере обращения с ТКО на территории Забайкальского края на 2020 год, расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание учтены в размере 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора в сумме 18,12 млн. руб. Разграничение прав и обязанностей субъектов правоотношений в области обращения с ТКО не предусматривает участие регионального оператора в процессе накопления ТКО и содержания мест (площадок) накопления ТКО. Пунктом 13 Правил № 1156 и пунктом 148(12) Правил № 354 определено, что зона ответственности регионального оператора установлена с момента погрузки ТКО в мусоровоз. Приобретение контейнеров - это право регионального оператора, а не обязанность. Ссылается на практику по аналогичным делам. Черновским районным судом г. Читы не привлечена в качестве ответчика ООО «Управляющая Компания Глобус» (т. 2, л.д. 2-6).
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора района Веденчук О.Н. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения (т. 2 л.д. 15-16).
В отзыве на апелляционную жалобу генеральный директор ООО «Импульс» ФИО2 указал, что управляющая компания не обязана устанавливать контейнеры (т. 2, л.д. 19).
В суд апелляционной инстанции представители ответчика администрации городского округа «Город Чита», третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении слушания дела не просили.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя ответчика ФИО3, полагавшую необходимым решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, прокурора Дьячкову Ж.В., полагавшую решение законным и обоснованным, исследовав письменные материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Статья 42 Конституции Российской Федерации и статья 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 2.4.4 СанПиН 42-128-4690-88, пищевые отходы разрешается собирать только в специально предназначенные для этого сборники (баки, ведра и т.д.), окрашенные изнутри и снаружи краской, закрывающиеся крышками (применять оцинкованные емкости без окраски запрещается).
П. 21 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 10.10.2017 № 409, контейнерная площадка должна располагаться на уровне земли, на твердом, прочном, легко очищаемом покрытии, которое способно выдерживать установку и выкатывание контейнеров без повреждения, без скопления на них воды.
Для предотвращения проникновения животных (свободного доступа бродячих животных) контейнерные площадки должны быть ограждены с трех сторон или предусматривать установку контейнеров с крышками.
Контейнерные площадки должны быть оборудованы крышей, не допускающей попадания в контейнеры атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнеры оборудованы крышкой.
В соответствии со статьей 24.6 названного Федерального закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Черновского района в соответствии с решением межведомственного совещания Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры и прокуратуры Забайкальского края от 25 октября 2019 года проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. В ходе прокурорской проверки 14 апреля 2020 года осуществлен осмотр территории сбора и вывоза ТКО, в ходе которого выявлено, что по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, контейнерные площадки обслуживаются в нарушение действующего законодательства, а именно: контейнеры не подписаны, не имеют крышек либо козырька, отсутствует твердое покрытие под контейнерами, которое способно выдержать установку и выкатывание контейнеров без повреждений, о чем свидетельствует представленный в материалы дела акт осмотра Государственной инспекции Забайкальского края № 13 от 14 апреля 2020 года (т. 1, л.д. 6,8,20,21,22).
Указанные в акте обстоятельства в суде первой инстанции не оспаривались представителями ответчиков.
ООО «Управляющая компания Импульс» и комитет городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» заключили договор на управление многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресу: <адрес> (т.1, л.д. 48-63).
01 июля 2019 года «Управляющая компания Импульс» и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края заключили договор временного управления многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Договор заключен на основании распоряжения председателя комитета городского хозяйства от 28 мая 2019 г. № 2625/р (т.1, л.д. 64-78).
Распоряжением председателя комитета городского хозяйства от 31 мая 2020 г. № 112-р определена управляющая компания ООО «Глобус» для временного управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: <адрес>, в отношении которых собственниками не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (т. 1, л.д. 79).
30 марта 2018 года Министерство природных ресурсов Забайкальского края и ООО «Олерон+» заключили соглашение, предметом которого является выполнение региональным оператором функций оператора по обращению с твердыми коммунальным отходами и обязательств по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, Забайкальского края и условиями настоящего соглашения. Предметом соглашения является выполнение региональным оператором функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и обязательств по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне своей деятельности в соответствии с законодательством РФ, Забайкальского края и условиями настоящего соглашения (т. 1, л.д. 95).
Разрешая заявленные требования, руководствуясь приведенным выше нормами права, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в обязанности ответчика администрации городского округа «Город Чита», как исполнительно-распорядительного органа муниципального образования входит организация деятельности в области обращения с отходами на территории городского округа, обеспечение соблюдения требований законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Обязанности по сбору и вывозу бытовых отходов, возложенные законом на управляющие организации не освобождают органы местного самоуправления от выполнения организации деятельности в области обращения с отходами на территории городского поселения в соответствии с законодательством РФ. Исковые требования о возложении обязанности на администрацию городского округа «Город Чита» оборудовать бетонным или асфальтовым покрытием контейнерную площадку по адресу: <адрес> удовлетворены. Приобретение контейнеров (бункеров) для накопления твердых бытовых отходов, их ремонт, а также текущая уборка мест отгрузки отходов возложены на регионального оператора и являются его прямой обязанностью и должны осуществляться исключительно за счет утвержденного тарифа, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что исковые требования о возложении обязанности на регионального оператора ООО «Олерон+» оборудовать крышками или козырьками мусорные контейнеры на контейнерной площадке по адресу: <адрес> обоснованные и подлежащие удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу действующего законодательства обязанность по приобретению и установке контейнеров лежит только на органах местного самоуправления, судебная коллегия отклоняет, так как законодательством Российской Федерации не определены конкретные лица, на которые возлагается обязанность по приобретению контейнеров и бункеров для их установки в местах накопления ТКО, контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями, региональным оператором в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора.
Статьей 8 Федерального закона N 89-ФЗ органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Аналогичная обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО органами местного самоуправления установлена пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1039 места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Организация и содержание контейнерной площадки невозможна без наличия на ней контейнера. Контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки.
Следовательно, участие органов местного самоуправления в деятельности по накоплению ТКО, в том числе может заключаться и в приобретении органами местного самоуправления контейнеров и бункеров для установки в местах (площадках) накопления ТКО. Федеральным законодательством допускается приобретение контейнеров непосредственно региональными операторами.
Пунктом 90 Основ ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484, предусмотрено, что расходы на приобретение контейнеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Таким образом, обязательства по приобретению контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО и их содержанию могут быть возложены на регионального оператора, если при тарифном регулировании в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены данные расходы на очередной период регулирования. Включение расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и на их содержание в необходимую валовую выручку регионального оператора предусмотрено п.4 постановления Правительства РФ от 15.12.2018 №1572 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ». Согласно материалам дела в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены данные расходы. Кроме того, учитывая п.90 Основ ценообразования в области обращения с ТКО на регионального оператора возложена обязанность содержания контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов. Обжалуемым решением на регионального оператора ООО «Олерон+» возложена обязанность оборудовать крышками или козырьками уже установленные ранее мусорные контейнеры на контейнерной площадке по адресу: <адрес>, а не приобрести новые контейнеры, о чем представитель ООО «Олерон+» указывает в апелляционной жалобе. В связи с вышеуказанным отклоняются доводы жалобы о том, что согласно экспертному заключению по расчету предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Олерон+», осуществляющего деятельность в сфере обращения с ТКО на территории Забайкальского края на 2020 год, расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание учтены в размере 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора в сумме 18,12 млн. руб. как не имеющие правового значения при рассмотрении настоящего дела. Доводы жалобы основаны на неверном понимании норм материального права.
Договорами финансовой аренды (лизинга) №03-20/338-л от 03.03.2020, №03-20/340-л от 03.03.2020, заключенными между ООО «УралБизнесЛизинг» о ООО «Олерон+» лизингодатель в инвестиционных целях обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество согласно спецификации (комплект евроконтейнеров для ТБО) у определенного лизингополучателем поставщика на согласованных с лизингополучателем условиях и предоставить лизингополучателю это имущество во временное владение и пользование для предпринимательских целях, а лизингополучатель обязуется возместить расходы лизингодателя, связанные с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, и иные расходы лизингодателя, связанные с исполнением настоящего договора и уплатить ему вознаграждение, в том числе за оказание финансового посредничества (т.1, л.д.131-184). Таким образом довод жалобы об отсутствии у ответчика обязанности в приобретении контейнеров опровергается материалами дела, в том числе заключенными договорами ответчика на приобретение предмета лизинга (контейнеров). Довод о превышении расходов ответчика на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора в сумме 18,12 млн. руб. отклоняется, так как предметом иска является, в том числе обязанность в содержании уже имеющихся контейнеров.
Учитывая п. 90 Основ ценообразования в области обращения с ТКО, на регионального оператора возложена обязанность содержания контейнеров, которая надлежащим образом не выполняется согласно материалам дела. Довод жалобы о том, что приобретение контейнеров это право регионального оператора, а не обязанность, судебной коллегией отклоняется как не имеющее правового значения при разрешении настоящего спора, предметом которого является содержание контейнеров.
Довод жалобы о том, что зона ответственности регионального оператора установлена с момента погрузки ТКО в мусоровоз, не включает участие регионального оператора в процессе накопления ТКО и содержания мест (площадок) накопления ТКО, судебной коллегией отклоняется, так как необходимая валовая выручка регионального оператора, в числе прочего, включает расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание (в размере, не превышающем 1 % необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования).
Довод апелляционной жалобы о том, что Черновским районным судом г. Читы не привлечена в качестве ответчика ООО «Управляющая Компания Глобус», судебной коллегией отклоняется за необоснованностью. Судом разрешены исковые требования, заявленные к администрации городского округа «Город Чита», ООО «Олерон +». Дело рассмотрено судом в пределах заявленных исковых требований, исходя из оснований и предмета иска. Заявленные и разрешенные исковые требования не затрагивают прав, интересов и обязанностей ООО «УК Глобус».
Ссылка заявителя жалобы на судебную практику в данном случае не имеет правового значения, поскольку указанные рассмотренные дела не являются аналогичными и имеют иные обстоятельства, отличные от настоящего дела.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесения незаконного решения, судом не допущено. Таким образом, решение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Черновского районного суда г. Читы от 18 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Е.А. Кожина
Судьи В.В. Кардаш
С.В. Комкова