Судья Медведев С.В. УИД: 16RS0042-03-2019-009500-58 Дело № 2-11126/2019 № 33-3041/2020 Учет № 129г АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 13 февраля 2020 года город Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Тютчева С.М., судей Миннегалиевой Р.М., Хасаншина Р.Р., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яруллиной М.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Миннегалиевой Р.М. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 06 ноября 2019 года, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Исполнительному комитету муниципального образования города Набережные Челны о признании права собственности на земельный участок отказать. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, выслушав пояснения представителя истца ФИО1 – ФИО2 в поддержку доводов жалобы, судебная коллегия установила: ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Набережные Челны о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес>, территория садового товарищества «Юбилейный», участок 15 ж/д, площадью 560 квадратных метра. В обоснование требований указано, что в апреле 2004 гола на основании заявления о выделении садового участка и принятии в члены СТ «Юбилейный» ему был предоставлен указанный участок. Истец владеет и пользуется земельным участком согласно его целевому назначению, своевременно оплачивает членские взносы, задолженности не имеет. С целью оформления права собственности на земельный участок истец обратился в Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны, однако истцу было отказано. Истец в судебном заседание исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель Исполнительного комитета муниципального образования города Набережные Челны в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте надлежащим образом. Представитель третьего лица СТ «Юбилейный» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте надлежащим образом. Представитель третьего лица Набережночелнинского отдела Управления Росреестра по РТ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие. Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что согласно выписке из протокола .... собрания полномочных представителей СТ «Юбилейный» истец был принят в члены СТ «Юбилейный» с <дата> с распределением ему земельного участка .... ж/д. Исполнительный комитет муниципального образования Набережные Челны Республики Татарстан от <дата> отказал истцу в предоставлении в собственность испрашиваемого участка, сославшись на то, что земельный участок располагается в охранной зоне железнодорожных путей, однако согласно заключения кадастрового инженера от <дата>.... испрашиваемый земельный участок находится в границах садоводческого товарищества «Юбилейный», а железнодорожные пути в границах земельного участка с кадастровым номером ..... Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество каких-либо ограничений, обременений в отношении спорного земельного участка не зарегистрировано. Спора о местонахождении границ земельного участка не имеется. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца ФИО1 – ФИО2 поддержал доводы апелляционной жалобы. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания. В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания. Проверив законность постановленного судом первой инстанции решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене либо изменению решения суда не находит. В соответствии с пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. На основании пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Порядок предоставления земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям до 01 января 2019 года регулировался Федеральным законом от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Согласно пункту 4 статьи 14 указанного Закона распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных). Пунктом 3 статьи 14 Закона определено, что земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Согласно пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства). Членами садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста шестнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого кооператива. Согласно абзацу 1 пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд. В соответствии с пунктом 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости; протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа. В силу пункта 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении. Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность. С 01 января 2019 года отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, регулируются Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Из материалов дела следует, что в соответствии с представленной истцом выпиской из протокола .... собрания полночных представителей садоводческого товарищества «Юбилейный» <дата> истец принят в члены данного товарищества с распределением ему земельного участка .... ж/д. По заявлению ФИО1 распоряжением Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны от <дата> утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 560 кв. м. Земельному участку присвоен кадастровый ..... <дата> Исполнительным комитетом муниципального образования город Набережные Челны истцу отказано в предоставлении вышеуказанного земельного участка, в связи с тем, что образование участка на территории СТ «Юбилейный» не предусмотрено, а также в связи с нахождением земельного участка в охранной зоне железнодорожных дорог. Разрешая спор суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, с чем судебная коллегия соглашается. По смыслу вышеназванных положений закона земельный участок предоставляется члену садоводческого объединения органом местного самоуправления бесплатно, без проведения торгов в том случае, если он образован в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому объединению. При этом в материалах дела допустимых доказательств, подтверждающих факт образования спорного земельного участка в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому объединению, не имеется. Кроме того, по сведениям Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны границы спорного земельного участка располагаются в охранной зоне железнодорожных дорог. Согласно пункту 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий. В соответствии с пунктом 4 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации может быть установлена охранная зона железных дорог. Согласно пунктам 5,6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" в целях обеспечения безопасной эксплуатации железнодорожных путей и других объектов железнодорожного транспорта, а также безопасности населения, работников железнодорожного транспорта и пассажиров в местах, подверженных оползням, обвалам, размывам, селям и другим негативным воздействиям, и в местах движения скоростных поездов устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах утверждается Правительством Российской Федерации. В соответствии с частью «а» пункта 4 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог" в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Согласно положениям Приказа Минтранса РФ от 06.08.2008 № 126 "Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог" минимальная полоса отвода земельного участка необходимая, для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта составляет 20 метров. Из пояснений истца следует, что земельный участок расположен на расстоянии 8,5 метров от железнодорожных путей, что недопустимо в силу вышеприведенных положений закона. С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований. Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не опровергают правильных выводов суда, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой судебная коллегия не усматривает. При изложенных выше обстоятельствах судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд руководствовался нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства, которым выводы суда соответствуют, нарушений норм материального и процессуального права при разрешении дела не допущено. Решение суда следует признать законным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит. Руководствуясь статьями 199, 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 06 ноября 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения. Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в срок не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу через суд первой инстанции. Председательствующий Судьи |