Судья Бушуева И.А. дело № 33-13557/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 августа 2022 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего судьи Донченко М.П.,
судей Минасян О.К., Филиппова А.Е.,
при секретаре Фадеевой Д.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1115/2022 по исковому заявлению прокурора г. Таганрога, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г. Таганрога, третье лицо: ООО «ЭКОТРАНС», о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов, по апелляционной жалобе Администрации г. Таганрога на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 28 марта 2022 г. Заслушав доклад судьи Минасян О.К., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Таганрога обратился в суд с иском к Администрации г. Таганрога Ростовской области о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенном по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН выявлены очаги несанкционированного размещения твердых бытовых отходов (координаты точного местоположения: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН).
Также установлено образование двух указанных очагов на территории земельного участка, расположенного на территории кадастрового квартала НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (координаты точного местоположения: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН).
На основании изложенного истец просил возложить на Администрацию г. Таганрога в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированные свалки отходов на земельном участке с кадастровым номером: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН и на земельном участке, расположенном на территории кадастрового квартала НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 28 марта 2022 г. исковые требования удовлетворены.
Суд обязал Администрацию г. Таганрога в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированные свалки отходов на: земельном участке с кадастровым номером: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенном по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (координаты точного местоположения: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН); земельном участке, расположенном на территории кадастрового квартала НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенном по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (координаты точного местоположения: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН).
Не согласившись с решением суда, Администрация г. Таганрога подала апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить и принять по делу новое судебное постановление, которым в иске отказать.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указал, что действующим законодательством полномочия по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО возложена на регионального оператора ООО «Экотранс» на основании Соглашения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 15.05.2018 «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Неклиновского МЭОКа» и п.3.1.4 постановления Правительства Ростовской области от 20.04.2017 № 295 «Об утверждении правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ростовской области».
Автор жалобы читает, что суд неправильно применил нормы материального права к спорным правоотношениям.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав представителя отдела Ростовской областной прокуратуры Потоцкую Ю.А. просившую решение суда оставить без изменения, посчитав в порядке ст.ст. 167, 327 ГПК РФ возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, ответчика и представителей третьих лиц, извещенных о месте и времени рассмотрения дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Прокуратурой г. Таганрога проведена проверка соблюдения Администрацией г. Таганрога законодательства об отходах производства и потребления, охране окружающей среды.
В ходе проверки было установлено, что в границах муниципального образования «город Таганрог» на земельном участке с кадастровым номером: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенном по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, выявлены очаги несанкционированного размещения твердых бытовых отходов (координаты точного местоположения: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН). Установлено образование двух указанных очагов на территории земельного участка, расположенного на территории кадастрового квартала НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (координаты точного местоположения: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), что подтверждается актом проверки от 10.12.2021.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 13, 42 Земельного кодеса РФ, положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», положениями Устава муниципального образования «город Таганрог» и, принимая во внимание, что несанкционированные свалки отходов образовались на земельных участках, расположенных на территории муниципального образования «Город Таганрог», которое в силу приведенных положений законодательства несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки, в случае, если собственник отходов не установлен, потому возложение обязанности по ликвидации свалки на орган местного самоуправления является обоснованным. С учетом установленных обстоятельств и факта неисполнения требований законодательства ответчиком суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, не повторяя их мотивов, поскольку они мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах, оценка которых произведена по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Принимая во внимание, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельных участках, расположенных на территории г. Таганрога, в адрес администрации города вносилось истцом представление об устранении закона, при этом должных мер к исполнению изложенных в представлении требований не принято, свалочный очаг не ликвидирован.
В силу приведенных выше положений законодательства муниципальное образование « Город Таганрог» несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на земельные участки, потому возложение обязанности по ликвидации свалки на орган местного самоуправления является законным.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Администрации г. Таганрога в целях сохранения природы на территории муниципального образования «Город Таганрог», исключения загрязнения, предупреждения и минимизации экологических рисков надлежало в рамках своих полномочий организовать мероприятия по охране окружающей среды на данной местности.
Аналогичная правовая позиция отражена в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.01.2020 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по ликвидации свалок возложена на регионального оператора - ООО «Экотранс», судебной коллегией отклоняются, как основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (то есть обращение с отходами) обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Пунктом 10 статьи 24.6 названного Федерального закона предусмотрено, что операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.
Как следует из приведенных законоположений, деятельность по "обращению с отходами" в понятии, определенном законодателем, не осуществляется собственником земельного участка при ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Статья 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ регулирует отношения по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов. В соответствии с пунктом 4 данной статьи собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Таким образом, на регионального оператора не возложена обязанность по организации ликвидации несанкционированной свалки во всех случаях.
Действительно, согласно пункту 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО; уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней.
Между тем, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления. Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Закрепление в пункте 14 части 1 статьи 15 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в качестве вопроса местного значения муниципального района участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территорий муниципального района своевременное и бесперебойное оказание услуг по обращению с отходами, а также позволяющих производить их утилизацию и обработку.
Таким образом, изложенные в апелляционной жалобе доводы, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
В апелляционной жалобе не приведены основания для отмены решения суда, а все доводы жалобы о его незаконности сводятся к переоценке доказательств и обстоятельств дела, однако указанное не влечет отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 28 марта 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Таганрога - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 23.08.2022.