Председательствующий по делусудья Аксаненко Р.Т. | Дело № 33-3228/2020(Дело в суде первой инстанции № 2-1119/2020УИД 75RS0001-02-2019-010272-42) |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Подшиваловой Н.С.,
судей Казакевич Ю.А, Малолыченко С.В.,
при секретаре Зыряновой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 29 сентября 2020 г. гражданское дело по иску ФИО1 к администрации городского округа «Город Чита» о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж муниципальной службы,
по апелляционной жалобе истца ФИО1
на решение Центрального районного суда г. Читы от 6 июля 2020 г., которым постановлено:
«Исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Подшиваловой Н.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что в период с <Дата> по <Дата> работала в отделе по защите прав потребителей Управления потребительского рынка администрации городского округа «Город Чита», последняя занимаемая должность - <данные изъяты>. Истец обратилась в Комиссию по установлению стажа муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа «Город Чита» с заявлением о включении в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет периода работы с <Дата> по <Дата> В период с <Дата> по <Дата> работала в должности <данные изъяты> магазина «<данные изъяты>». Решением Комиссии от <Дата> и.о. руководителя администрации было рекомендовано не включать в стаж муниципальной службы истца вышеуказанный период работы без указания причин. Полагая данное решение незаконным, поскольку магазин № 3 «<данные изъяты>» входил в состав торговой сети Управления торговли Читинского облисполкома, с учетом уточнений истец просила суд признать незаконным решение комиссии по установлению стажа муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа «Город Чита», оформленное протоколом № от <Дата>; обязать ответчика включить в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет период работы в магазине № «<данные изъяты>» с <Дата> по <Дата> (6-7, 62,138).
6 июля 2020 г. Центральным районным судом г. Читы постановлено решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (л.д. 144-148).
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, как постановленное при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, обязать ответчика включить спорный период работы в стаж муниципальной службы. В обоснование доводов жалобы указывает, что суд не принял во внимание данные в ходе рассмотрения дела объяснения в части включения в стаж муниципальной службы периода работы в сфере торговли коллеги истца Л., которая в свою очередь не отличалась наличием грамот, благодарственных писем, не имеет звание заслуженного муниципального служащего, не занимала должностей руководителя государственных и муниципальных предприятий и учреждений. В то время как истец получила отрицательное решение Комиссии без указания каких-либо оснований. Полагает, что оспариваемое решение Комиссии и руководителя администрации городского округа «Город Чита» свидетельствуют о неравном отношении к муниципальным служащим (л.д. 71-72).
В силу части 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Согласно ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Постановлением Мэра города Читы от 06.04.2011 N 69 утверждено Положение "О комиссии по установлению стажа муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа "Город Чита".
В соответствии с п. 3 Положения к задачам комиссии относится, в том числе установление стажа муниципальной службы для начисления пенсии за выслугу лет, либо доплаты к пенсии по старости (инвалидности).
Как следует из трудовой книжки серии №№, выданной <Дата>, истец Вощенко (до смены фамилии - Б) Т.А., <Дата> года рождения, <Дата> принята на муниципальную должность <данные изъяты>» (запись №); приказом от <Дата>№-лс истец назначена на должность муниципальной службы - <данные изъяты> (запись №); приказом от <Дата>№-лс ФИО1 уволена с занимаемой должности по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (запись №) (л.д. 8-11).
Судом первой инстанции установлено, что решением комиссии по установлению стажа муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа «Город Чита» от <Дата>, оформленным протоколом №, и.о. руководителя администрации рекомендовано не включать в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет периода трудовой деятельности ФИО1 с <Дата> по <Дата> в магазине № «<данные изъяты>» в должности <данные изъяты> (л.д. 13).
Уведомлением от <Дата> за подписью председателя комиссии Ч. ФИО1 сообщено о принятом комиссией решении (л.д. 12).
Полагая данное решение незаконным, истец обратилась в суд с вышеуказанным иском.
Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение о включении периодов замещения отдельных должностей в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет вправе принять руководитель органа местного самоуправления, муниципального органа. При этом суд не вправе понудить ответчика к принятию решения, отнесенного к полномочиям руководителя органа местного самоуправления, муниципального органа.
Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: должностей муниципальной службы; муниципальных должностей; государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; иных должностей в соответствии с федеральными законами.
В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в ч. 1 данной статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ).
Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 25 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ).
Законом Забайкальского края от 16.10.2008 N 48-ЗЗК "О стаже муниципальной службы в Забайкальском крае" определены периоды работы (службы), включаемые (засчитываемые) в стаж муниципальной службы в Забайкальском крае, учитываемый при определении права на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определении продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, размера поощрений за безупречную и эффективную муниципальную службу, пенсии за выслугу лет, а также порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности.
Согласно ст. 1 Закона Забайкальского края от 16.10.2008 N 48-ЗЗК в стаж муниципальной службы включаются периоды работы, установленные Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", и периоды работы на иных должностях, установленные настоящей статьей (часть 1).
В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды работы (службы) на должностях, устанавливаемых нормативными правовыми актами Российской Федерации для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим (ч. 3 ст. 1 Закона Забайкальского края от 16.10.2008 N 48-ЗЗК).
Порядок зачета в стаж муниципальной службы иных периодов трудовой деятельности определен ст. 2 Закона Забайкальского края от 16.10.2008 N 48-ЗЗК, согласно которой для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, размера поощрений за безупречную и эффективную муниципальную службу руководитель органа местного самоуправления, муниципального органа вправе своим решением засчитать периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы муниципальным служащим для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией муниципального служащего. Периоды работы на указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 19 Федерального закона Российской Федерации N 166-ФЗ от 15.12.2001 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.
В Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденный Указом Президента Российской Федерации N 1141 от 20.09.2010, включены отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет. (пункт 20).
Таким образом, законодателем определено, что для включения в муниципальный стаж периодов работы руководителей и специалистов предприятий требуется условие о том, что опыт и знание работы в указанных должностях был необходим для замещения должности муниципального служащего.
Профессиональная деятельность на предшествующей работе, как правило, должна соответствовать основным функциям и направлениям деятельности отдела администрации муниципального района, в котором муниципальный служащий замещает муниципальную должность.
В силу ст. 12, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны должны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений, а суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались, разъясняет сторонам права, обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает сторонам содействие в реализации их прав, по их ходатайству оказывает содействие в собирании доказательств.
Между тем, доказательств тому, что опыт и знания работы в торговой организации в должности <данные изъяты> истцу были необходимы для выполнения должностных обязанностей муниципальной службы - <данные изъяты>, в материалы дела не представлено.
Анализ должностных обязанностей <данные изъяты>, приведенный в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессии рабочих, выпуск 51, утвержденный приказом Минтруда РФ от 05.03.2004 № 30, типовых должностных обязанностей <данные изъяты>», позволяет судебной коллегии прийти к выводу, что опыт работы в данных должностях различен, в связи с чем оснований для включения спорного периода работы истца в стаж муниципальной службы для назначении пенсии за выслугу лет не имеется.
Так из содержания положения об отделе по защите прав потребителей управления потребительского рынка администрации городского округа «Город Чита», утвержденного начальником управления потребительского рынка 12.12.2006 г., должностных инструкции <данные изъяты>» (л.д.75-89) следует, что работа отдела, в котором протекала трудовая деятельность истца в носила правовой характер, направленный на организацию и обеспечение защиты прав потребителей на территории городского округа «Город Чита» (рассмотрение жалоб потребителей и их консультирование по вопросам защиты прав потребителей, анализ договоров на предмет выявления условий, ущемляющих права потребителя, организация по жалобам потребителей проверок хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере потребительского рынка, обращение в суды в защиту прав потребителей и т.д.). В свою очередь, работа в должностях <данные изъяты> была связана непосредственно со сферой торговли. Данное не позволяет согласиться с доводами истца о тождественности трудовых функции и единой сфере деятельности.
В этой связи не подлежат принятию доводы истца о приобретении навыков общения с людьми и знание Правил торговли в период работы в магазине, как основы для работы в муниципальной должности.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что протокол заседания комиссии от <Дата>№ не содержит конкретных мотивов, на основании которых не рекомендовано включение в муниципальный стаж истца для назначения пенсии за выслугу лет спорного периода работы, не являются основанием для удовлетворения заявленных требований. Исходя из установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о законности оспариваемого решения.
Ссылки истца на неравное отношение к муниципальным служащим и включении в стаж муниципальной службы работнику ее отдела Л. периодов работы в магазине, приняты быть не могут. Как установлено в ходе рассмотрения дела Л. до поступления на муниципальную службу работала в иных должностях.
Иных доводов, влияющих на правильность принятого судом решения и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Читы от 6 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий: Н.С. Подшивалова
Судьи: Ю.А. Казакевич
С.В. Малолыченко