ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1119/2021 от 17.01.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Китюх В.В.

Судья-докладчик Коваленко В.В. по делу № 33-577/2022

(№ 33-10421/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 января 2022 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Герман М.А.,

судей Васильевой И.Л., Коваленко В.В.,

при секретаре Горячкиной К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1119/2021 (УИД 38RS0017-01-2021-001528-49) по иску ФИО1 к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, восстановлении срока для обращения с заявлением на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения

по апелляционной жалобе министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 9 сентября 2021 года,

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, указав в обоснование, что на основании решения Нижнеудинского городского суда от 29 апреля 2020 г. является собственником жилого помещения, расположенного <адрес изъят>. В июне 2019 г. дом находился в границах чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, и межведомственной комиссией после обследования дома выявлены основания для признания его не пригодным для проживания и подлежащим сносу вследствие сильного физического износа. Решением Нижнеудинского городского суда 23 ноября 2020 г. вышеупомянутые ненормативные правовые акты были признаны незаконными, а на администрацию Атагайского муниципального образования была возложена обязанность по повторному обследованию дома. Получив соответствующие документы, подтверждающие, что дом был приведён в состояние, не пригодное для проживания, паводковыми водами, она обратилась в установленном порядке в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» с заявлением о признании права на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого дома, однако получила отказ ввиду пропуска предельного срока до 25 декабря 2020 г. включительно, установленного для такого обращения, а также по причине того, что в день введения режима чрезвычайной ситуации вследствие наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г., она собственником спорного жилого дома не являлась. Между тем срок ею был пропущен по уважительной причине ввиду необоснованного отказа в признании дома повреждённым в результате паводка. К тому же решением суда от 29 апреля 2020 г. было признано её право собственности на спорный дом в порядке наследования, она жила в данном доме, в том числе в день введения режима чрезвычайной ситуации в связи с наводнением.

В связи с чем, уточнив исковые требования, истец просила суд признать незаконным отказ ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» от 26 апреля 2021 г. №01-02-3596 об отказе в выдаче свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019 г., вышеназванного жилого дома; признать за нею право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения; обязать ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» принять решение о выдаче ей свидетельства, удостоверяющего право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, а министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области обязать выдать ей свидетельство, удостоверяющее право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019 г., её жилого дома в соответствии с постановлением правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильём»; восстановить пропущенный процессуальный срок для обращения с заявлением о выдаче свидетельства, удостоверяющего право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного; обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 9 сентября 2021 г. исковые требования удовлетворены частично.

Признан незаконным отказ ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» от 26 апреля 2021 г. №01-02-3596 об отказе в выдаче свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019 г., жилого помещения общей площадью 65,4 кв.м., расположенного на <адрес изъят><адрес изъят>.

За ФИО1 признано право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019 г., жилого помещения общей площадью 65,4 кв.м, расположенного на <адрес изъят>, в соответствии с постановлением правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильём».

На ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» возложена обязанность принять решение о выдаче ФИО1 свидетельства, удостоверяющего право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019 г., жилого помещения общей площадью 65,4 кв.м., расположенного на <адрес изъят>, в соответствии с постановлением правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильём».

На министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области возложена обязанность выдать ФИО1 свидетельство, удостоверяющее право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019 г., жилого помещения общей площадью 65,4 кв.м., расположенного на <адрес изъят>, в соответствии с постановлением правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильём».

В удовлетворении иска ФИО1 к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» и министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в части восстановления срока для обращения с заявлением о выдаче свидетельства и обращении решения к немедленному исполнению отказано.

В апелляционной жалобе представитель министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области ФИО2 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, повторяя возражения на исковые требования, указывает, что истцом не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между текущим состоянием жилого дома и наводнением, произошедшим в июне-июле 2019 г., обследование дома проводилось спустя продолжительное время после наводнения.

Обращает внимание на то, что согласно информации, полученной в рамках межведомственного взаимодействия (ответ главы Атагайского муниципального образования № 297), спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес изъят>, не входило в зону чрезвычайной ситуации.

Кроме того, в соответствии с заключением межведомственной комиссии, актом обследования № 15 от 24 февраля 2021 г., спорное жилое помещение признано непригодным для проживания, общее техническое состояние вышеуказанного жилого помещения оценивается как аварийное, при этом аварийное техническое состояние является следствием физического износа в результате воздействия климатических факторов и жизнедеятельности человека. Также установлено, что возможное затопление паводковыми водами на общее техническое состояние несущих конструкций здания значительного влияния не оказало.

То есть, к моменту обследования межведомственной комиссией жилого дома, здание уже имело физический износ. При этом, доказательств, опровергающих достоверность заключения межведомственной комиссии и акта обследования истцом не представлено. Признание жилого помещения аварийным и подлежащим сносу является недостаточным и безусловным основанием для признания права гражданина на социальную выплату в соответствии с Положением.

Кроме того, поскольку жилое помещение ФИО1 признано непригодным для проживания вследствие физического износа, она может реализовать свои права на внеочередное получение жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 49, 51, 57 Жилищного кодекса РФ обратившись в соответствующие органы местного самоуправления по месту жительства.

Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.

На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, признав их извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.

Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., объяснения представителя ответчика министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области ФИО2, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Указом Губернатора Иркутской области №134-уг от 27 июня 2019 г. «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13-00 час. 27 июня 2019 г. введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Пунктом 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – Положение), социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильём:

1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее – предоставление жилого помещения);2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт повреждённого жилого помещения.

В силу п. 3 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее – министерство социального развития).

Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения (п. 4 Положения).

Порядок предоставления выплаты имеет заявительный характер, и пунктом 9 утверждённого указом Губернатора Иркутской области от 22 января 2020 г. №12-уг положения о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения отдельным категориям граждан, восстановление, инженерная защита и эксплуатация жилья которых нецелесообразны в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, установлен срок не позднее 30 июня 2020 г. обращения граждан с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству и включённое в перечень, утверждённый нормативным правовым актом министерства, по месту жительства гражданина.

Как установлено судом и следует из письменных материалов дела, Постановлением администрации Атагайского муниципального образования от 5 июля 2019 г. определены границы зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в результате летнего наводнения на территории Атагайского муниципального образования, однако в перечень домов, входящих в границы зоны чрезвычайной ситуации, дом истца ФИО1 не включён.

Согласно решению Нижнеудинского городского суда от 23 ноября 2020 г. по заявлению истца межведомственной комиссией было проведено обследование её дома, повреждённого наводнением, и согласно заключению межведомственной комиссии от 31 июля 2020 г. №6 были выявлены основания для признания помещения подлежащим не пригодным для проживания в соответствии с п.47 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. №47.

Распоряжением администрации Атагайского муниципального образования от 31 июля 2020 г. №55 дом был признан не пригодным для проживания вследствие естественного физического износа, что также подтверждается полученной ответчиком 15 сентября 2020 г. в порядке межведомственного взаимодействия информацией главы Атагайского муниципального образования ФИО3

7 сентября 2020 г. ФИО1 обратилась в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок спорного дома, однако после получения 15 сентября 2020 г. ответчиком в порядке межведомственного взаимодействия информации от главы Атагайского муниципального образования об утрате истцом дома по причинам, не связанным с воздействием паводка, ФИО1 было отказано в удовлетворении её требования ввиду того, что её дом признан не пригодным для проживания и подлежащим сносу не вследствие воздействия паводковых вод, а ввиду естественного физического износа.

Решением Нижнеудинского городского суда 23 ноября 2020 г. вышеназванные ненормативные правовые акты были признаны незаконными, на администрацию Атагайского муниципального образования была возложена обязанность по повторному обследованию дома.

Получив после повторного обследования дома соответствующие документы, подтверждающие, что дом приведён в состояние, не пригодное для проживания, паводковыми водами, 17 марта 2021 г. истец повторно обратилась в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» с заявлением о выдаче свидетельства, удостоверяющего право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого дома.

После получения 19 марта 2021 г. в порядке межведомственного взаимодействия ответа главы Атагайского муниципального образования о том, что в состояние, не пригодное для проживания, дом был приведён в результате воздействия паводка, ответчик 26 апреля 2021 г. отказал истцу в признании права на соответствующую социальную выплату в связи с пропуском срока для обращения за такой выплатой, ещё одним основанием отказа явилось указание ответчика на признание права истца на спорный дом после введения режима чрезвычайной ситуации и отсутствие дома в перечне жилых помещений, включённых постановлением администрации Атагайского муниципального образования от 5 июля 2019 г. в границы зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в результате летнего наводнения на территории Атагайского муниципального образования.

Разрешая спор по существу, с учётом установленных по делу обстоятельств, на основании собранных по делу доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований истца ФИО1, поскольку жилое помещение в котором проживала истец, принадлежащее ей на праве собственности, в том числе на момент наводнения в июне 2019 г., являлось пригодным для проживания, не аварийным и соответствовало санитарным и техническим правилам, собственник жилого помещения в соответствии с Жилищным законодательством нёс бремя содержания принадлежащего ему имущества, поддерживал его в надлежащем состоянии.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права при разрешении данного спора судом применены верно, оснований для иной оценки доказательств не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истец не соответствует условиям Положения, утверждённого постановлением 556-пп, поскольку спорное жилое помещение не было утрачено или повреждено в результате чрезвычайной ситуации, а пришло в состояние непригодное для проживания в связи с его длительной и неправильной эксплуатацией, основаны на неправильном толковании норм права.

Как следует из вышеизложенных нормативных положений, одним из обязательных условий признания за лицом, претендующим на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на строительство или покупку жилого помещения, права на получение такой выплаты является наличие сведений о признании принадлежащего ему жилого помещения аварийным и подлежащим сносу. Процедура принятия такого решения включает в себя подготовку межведомственной комиссией заключения и принятие органом власти соответствующего распоряжения.

Судом достоверно установлено, что право собственности ФИО1 на спорный дом в порядке наследования признано решением Нижнеудинского городского суда от 29 апреля 2020 г. После смерти отца 6 января 2009 г. истец фактически приняла наследство, в том числе спорный дом, и с тех пор владеет и пользуется им, в том числе в день введения режима чрезвычайной ситуации в связи с наводнением, вызванным сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019 г.

Отклоняя как необоснованные доводы жалобы о том, что спорное жилое помещение не входило в зону чрезвычайной ситуации, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что пунктом 2 раздела 8 постановления правительства Иркутской области от 30 декабря 2019 г. №1147-пп, д. Укар, на территории которого находится рассматриваемое жилое помещение, была отнесена к подтопленным в результате чрезвычайной ситуации зонам, чем подтверждается, что жилой дом истца находился под деструктивным воздействием соответствующих природных факторов. В акте обследования № 15 от 24 февраля 2021 г. жилого дома, расположенного по адресу: <адрес изъят>, членами межведомственной комиссии отражено, что на стенах дома наблюдаются следы затопления вызванного паводком, высотой 80 см.

Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. №110, утратившим силу с 1 января 2020 г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 28 декабря 2019 г. №1928, утверждён Порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, а постановлением правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. №556-пп утверждён порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий за счёт бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Согласно п.10 положения право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, срок действия которого ограничивается 15 декабря 2020 г. включительно, за исключением случаев, указанных в абз.3 и 4 п.10 положения. Предоставление выплаты имеет заявительный характер, и пунктом 11 положения срок обращения с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты установлен до 25 декабря 2020 г. включительно. Установленный п.11 положения срок является специальным сроком, установленным для реализации гражданами принадлежащих им правомочий под угрозой прекращения субъективного материального права и является пресекательным сроком.

Однако, впервые ФИО1 обратилась за соответствующей социальной выплатой 7 сентября 2020 г., то есть до истечения установленного предельного срока обращения за такой выплатой. Впоследствии в установленном порядке ненормативные правовые акты, с которыми истец обратился за социальной выплатой, были признаны незаконными, соответственно и отказ в признании права на социальную выплату от 15 сентября 2020 г., который был обоснован наличием признанных судом незаконными ненормативных правовых актов, нельзя признать законным и обоснованным. Повторное обследование спорного дома межведомственной комиссией показало обоснованность требований ФИО1 о предоставлении ей соответствующей социальной выплаты.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана судом с учётом требований гражданского процессуального законодательства, в связи с чем, доводы жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации оснований к отмене состоявшегося судебного решения.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые, по смыслу ст. 330 ГПК РФ, могли бы служить основанием для отмены обжалуемого решения, не установлено.

Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

определила:

решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 9 сентября 2021 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судья-председательствующий М.А.Герман

Судьи И.Л. Васильева

В.В. Коваленко

Мотивированное апелляционное определение составлено 20 января 2022 г.