Судья Оляхинова Г.З. Дело № 33а-20/2021 (33-901/2020)
№ дела суда 1-й инстанции № 2-111/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
28 января 2021 года г. Элиста
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Кашиева М.Б.,
судей Джульчигиновой В.К. и Шовгуровой Т.А.,
при ведении протокола помощником Клиповой Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Элисты к Администрации г. Элисты о признании недействующими в части постановления Администрации г. Элисты от 27 декабря 2018 года № 2897 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Элисты» и постановления Администрации г. Элисты от 16 апреля 2019 года № 627 «О внесении изменений и дополнений в Схему нестационарных торговых объектов на территории города Элисты» по апелляционному представлению помощника прокурора г. Элисты Буриновой А.М. и апелляционным жалобам заинтересованного лица ИП Михайлова З.В., представителя заинтересованных лиц ИП Зодбаевой М.Н. и ИП Бельвеевой А.А. – Доногруппова Н.А. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 июля 2020 года.
Заслушав доклад председательствующего судьи Кашиева М.Б., объяснения прокурора Буриновой А.М., поддержавшей доводы апелляционного представления, объяснения представителя заинтересованных лиц ИП Бельвеевой А.А. и ИП Зодбаевой М.Н. – Доногруппова Н.А., заинтересованного лица ИП Михайлова З.В., поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
постановлением Администрации г. Элисты Республики Калмыкия от 21 мая 2017 года № 844 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Элисты (далее – Схема). Указанный акт опубликован в газете «Элистинская панорама» и размещен на официальном сайте Администрации г. Элисты; впоследствии в данную Схему неоднократно вносились изменения.
Прокурор г. Элисты обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к Администрации г. Элисты о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу постановления Администрации г. Элисты «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Элисты» от 27 декабря 2018 года № 2897 и от 16 апреля 2019 года № 627 в части включения в Схему объекта № 291 по ул. ФИО9, западнее д. 18, площадью 40 кв.м., а также объектов: № 293 – по ул. ФИО9, западнее здания Арбитражного суда, павильон № 1, площадью 30 кв.м.; № 294 - по ул. Горького севернее магазина «Вам», павильон площадью 40 кв.м.; № 295 – по ул. Номто ФИО1, севернее кафе «Спутник», павильон площадью 40 кв.м.; № 296 – по ул. ФИО9, западнее здания ОАО «ПИК», павильон № 2 площадью 17 кв.м.; № 297 – по ул. Горького, севернее д. № 25, павильон площадью 20 кв.м.; № 298 – по ул. Б.Городовикова, северо-восточнее д. № 7, павильон № 7, площадью 25 кв.м.
В обоснование требований, прокурор ссылался на письмо МУП «Элиставодоканал» от 24 октября 2019 года, в котором указано, что местоположение нестационарных торговых объектов, подлежащих размещению по ул. ФИО9 западнее здания Арбитражного суда павильон № 1 (№ 293), по ул. ФИО9 западнее здания ОАО «ПИК» (№ 296), по ул. Горького севернее магазина «Вам» (№ 294), севернее Национального банка Республики Калмыкия – нарушает охранные зоны водопровода и канализации, которые согласно СНиП 2.07.01-89* составляют соответственно 5 м и 3 м.
Согласно письму Калмыцкого филиала ПАО «Ростелеком» от 15 октября 2019 года местоположение нестационарных торговых объектов, подлежащих размещению: по ул. ФИО9 западнее д. 18 (№ 291), западнее здания Арбитражного суда РК павильон № 1 (293), западнее здания ОАО «ПИК», по ул. Номто ФИО1, севернее кафе «Спутник» (№ 296), по ул. Горького севернее магазина «Вам» (№ 296), по ул. Горького севернее дома № 25 (№ 297) – нарушает охранную зону подземной кабельной канализации АТСКУ-АТС-2 ПАО «Ростелеком».
Кроме того, в адрес Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, как органа, осуществляющего полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории г. Элисты, обращения со стороны Администрации г. Элисты о согласовании Схемы размещения нестационарных торговых объектов по указанным адресам не поступали.
Таким образом, оспариваемые постановления Администрации г. Элисты приняты с нарушением норм действующего законодательства и прав публично-правового образования – Республики Калмыкия.
С учетом уточненных исковых требований прокурор г. Элисты просил признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу постановление Администрации г. Элисты «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Элисты» от 27 декабря 2018 года № 2897 в части включения в Схему объекта № 291, подлежащего размещению по ул. ФИО9 западнее д. 18, площадью 40 кв.м.; постановление Администрации г. Элисты «О внесении изменений и дополнений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Элисты» от 16 апреля 2019 года № 627 в части включения в Схему объектов: № 293 – по ул. ФИО9, западнее здания Арбитражного суда, павильон № 1, площадью 30 кв.м.; № 294 - по ул. Горького, севернее магазина «Вам», павильон площадью 40 кв.м.; № 295 – по ул. Номто ФИО1, севернее кафе «Спутник», павильон площадью 40 кв.м.; № 296 – по ул. ФИО9, западнее здания ОАО «ПИК», павильон № 2 площадью 17 кв.м.; № 297 – по ул. Горького, севернее д. № 25, павильон площадью 20 кв.м.; № 298 – по ул. Б.Городовикова, северо-восточнее д. № 7, павильон № 7, площадью 25 кв.м.
Определением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 3 декабря 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены ИП ФИО2, ИП ФИО3, ИП ФИО4, ИП ФИО5, с которыми Администрацией г. Элисты заключены договоры о предоставлении указанных мест для размещения нестационарных торговых объектов.
Представитель ответчика Администрации г. Элисты, заинтересованные лица ИП ФИО3, ИП ФИО2, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора г. Элисты Буринова А.М. поддержала исковые требования, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ИП ФИО3 - ФИО6, представитель заинтересованного лица ИП ФИО2 и ИП ФИО3 - ФИО7, заинтересованные лица ИП ФИО5, ИП ФИО4 исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении.
В соответствии со статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 июля 2020 года исковые требования прокурора г. Элисты, заявленные в интересах Республики Калмыкия, удовлетворены частично.
Признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу постановление Администрации города Элисты от 16 апреля 2019 года № 627 в части включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Элисты объектов: № 293 – по адресу: <...> западнее здания Арбитражного суда, павильон № 1, площадью 30 кв.м.; № 294 - по адресу: <...> севернее магазина «Вам», павильон площадью 40 кв.м.; № 297 – по адресу: <...> севернее д. № 25, павильон площадью 20 кв.м.; № 298 – по адресу: <...> северо-восточнее д. № 7, павильон № 7, площадью 25 кв.м.
Отказано в удовлетворении искового заявления прокурора г. Элисты, заявленного в интересах Республики Калмыкия, в части признания недействующими с момента вступления решения суда в законную силу постановления Администрации города Элисты от 27 декабря 2018 года № 2897 в части включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Элисты объекта № 291 по адресу: <...> западнее здания № 18, площадью 40 кв.м.; постановления Администрации города Элисты от 16 апреля 2019 года № 627 в части включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Элисты объектов: № 295 – по адресу: <...> севернее кафе «Спутник», павильон площадью 40 кв.м.; № 296 – по адресу: <...> западнее здания ОАО «ПИК», павильон № 2 площадью 17 кв.м.
На указанное решение поданы апелляционное представление помощника прокурора г. Элисты Буриновой А.М., апелляционные жалобы представителя заинтересованных лиц ИП ФИО3 и ИП ФИО2 – ФИО7, а также заинтересованного лица ИП ФИО5
В апелляционном представлении помощник прокурора г. Элисты Буринова А.М. просила решение суда первой инстанции отменить в той части, в которой судом было отказано в иске, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает на отсутствие согласования административным ответчиком Схемы размещения нестационарных торговых объектов с Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, которое в силу возложенных на него полномочий управляет и распоряжается земельными участками на территории г. Элисты, государственная собственность на которые не разграничена. Судом не было учтено, что пунктом 3.3 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Элисты, утвержденным постановлением Администрации г. Элисты от 21 марта 2017 года № 494, установлен прямой запрет на размещение нестационарных торговых объектов на территориях, занятых инженерными коммуникациями и их охранными зонами.
Представитель заинтересованных лиц ФИО7 в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части удовлетворения требований прокурора г. Элисты о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу постановления Администрации города Элисты от 16 апреля 2019 года № 627 в части включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Элисты объектов: № 293 – по адресу: <...> западнее здания Арбитражного суда, павильон № 1, площадью 30 кв.м. и № 294 - по адресу: <...> севернее магазина «Вам», павильон площадью 40 кв.м. Указывает, что 29 мая 2019 года между ИП ФИО3 и Администрацией г. Элисты заключены договоры о предоставлении земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов по указанным адресам. Однако в настоящее время никаких нестационарных торговых объектов ФИО3 на данных земельных участках не размещено, следовательно нарушений охранных зон инженерных коммуникаций не имеется. Доказательств того, что предполагаемые места размещения нестационарных торговых объектов № 293 и № 294 находятся в охранной зоне инженерных коммуникаций, а также на расстоянии менее 3 метров от стволов растущих поблизости деревьев суду не представлено. Нестационарные торговые объекты не являются капитальными сооружениями, их возведение не предусматривает устройство заглубленных фундаментов, в связи с чем нельзя утверждать, что они находятся в охранной зоне инженерных коммуникаций, границы которых устанавливаются от фундамента здания. Полагает, что данное дело подсудно Арбитражному суду Республики Калмыкия, поскольку в данном случае разрешаются права индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с обжалуемой Схемой предоставлены места для размещения нестационарных торговых объектов.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо ИП ФИО5 просит отменить решение суда в части удовлетворения требований прокурора г. Элисты о признании недействующим постановления Администрации города Элисты от 16 апреля 2019 года № 627 в части включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Элисты объекта: № 297 – по адресу: <...> севернее дома № 25. Считает, что решение суда в данной части является незаконным и необоснованным. Доказательств того, что размещением объекта № 297 будет оказано механическое и электрическое воздействие на подземные линии связи, суду не представлено.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 19 января 2021 года постановлено рассмотреть настоящее дело в порядке административного судопроизводства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционных жалоб, выслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
Согласно статье 19 Кодекса административного судопроизводства РФ административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, принятых органами муниципальных образований, за исключением дел об оспаривании актов, принятых представительными органами муниципального образования, рассматриваются в качестве суда первой инстанции районным судом.
Порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов закреплен в главе 21 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурору также предоставлено право, на обращение в суд с требованием об оспаривании нормативных правовых актов в пределах своей компетенции.
Согласно части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт – это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (Постановления от 17 ноября 1997 года № 17-П и от 31 марта 2015 года № 6-П).
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» указано, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом; наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно пункту 3 части 1, части 4, части 6 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Устава города Элисты, принятого решением Элистинского городского Собрания от 16 июня 2014 года, Администрация г. Элисты является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления г. Элисты, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления г. Элисты федеральными законами и законами Республики Калмыкия.
Подпунктом 14 статьи 35 Устава города Элисты предусмотрено, что к полномочиям Администрации г. Элисты относится создание условий для обеспечения жителей города Элисты услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Глава города Элисты в пределах своих полномочий издает постановления Администрации г. Элисты (статья 44 Устава города Элисты).
В силу пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Согласно части 3 статьи 10 указанного закона схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (часть 5 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ).
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 февраля 2011 года № 37 «О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Калмыкия» установлено, что разрабатываемая органами местного самоуправления схема размещения нестационарных торговых объектов должна содержать адресные ориентиры места нахождения объектов, тип торгового объекта, специализацию объектов, площадь места размещения, период функционирования объектов.
Соответственно схема размещения нестационарных торговых объектов не содержит информации о конкретных нестационарных торговых объектах или субъектах хозяйственной деятельности и поэтому не закрепляет права субъектов хозяйственной деятельности (в данном случае конкретных индивидуальных предпринимателей) на места, указанные в Схеме (Определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 10 августа 2016 года № 117-АПГ16-6).
Учитывая изложенное, постановления Администрации г. Элисты об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов и вносимых в нее изменений являются нормативными правовыми актами, поскольку они содержат правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, регулирующие общественные отношения в области торговой деятельности в муниципальном образовании – город Элиста.
Если оспариваемый нормативный правовой акт признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Таким образом, по настоящему делу для признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими суду надлежало установить их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также нарушение ими прав и законных интересов неопределенного круг лиц или интересов субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Судом установлено и следует из материалов дела, Администрацией г. Элисты как исполнительно-распорядительным органом муниципального образования принято постановление от 2 мая 2017 года № 844, которым утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Элисты (далее – Схема).
Постановлением Администрации г. Элисты от 27 декабря 2018 года № 2897 в Схему включен объект № 291 по ул. ФИО9, западнее здания № 18, площадью 40 кв.м.
16 апреля 2019 года постановлением Администрации г. Элисты № 627 «О внесении изменений и дополнений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Элисты» в Схему включены нестационарные торговые объекты: № 293 – по ул. ФИО9, западнее здания Арбитражного суда, павильон № 1, павильон, площадью 30 кв.м.; № 294 - по ул. Горького, севернее магазина «Вам», павильон, площадью 40 кв.м.; № 295 – по ул. Номто ФИО1, севернее кафе «Спутник», павильон, площадью 40 кв.м.; № 296 – по ул. ФИО9, западнее здания ОАО «ПИК», павильон № 2, павильон, площадью 17 кв.м.; № 297 – по ул. Горького, севернее д. № 25, павильон, площадью 20 кв.м.; № 298 – по ул. Б.Городовикова, северо-восточнее д. № 7, павильон № 7, павильон, площадью 25 кв.м.
Данные нормативные правовые акты официально опубликованы в газете «Элистинская панорама», а также размещены на официальном сайте Администрации г. Элисты.
Таким образом, постановления от 27 декабря 2018 года № 2897 и от 16 апреля 2019 года № 627 приняты Администрацией г. Элисты в пределах своей компетенции и обнародованы с соблюдением установленного порядка, что сторонами по делу не оспаривается.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении № 6-П от 31 марта 2015 года, легальность нормативных правовых актов предполагает не только наличие в них определенного, не противоречащего закону нормативного содержания (общего правила), но и соблюдение надлежащей законной формы, порядка принятия и обнародования. В действующей системе правового регулирования судебная проверка такого нормативного акта включает установление его соответствия федеральному закону по содержанию нормативных предписаний, по форме акта, а также по издавшему его субъекту, порядку принятия, опубликования и введения в действие.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что необходимость согласования с Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия внесенных в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Элисты изменений отсутствует.
С данным выводом суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
Так, статьей 39.33 Земельного кодекса РФ определены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
Одним из таких случаев использования указанных земель и земельных участков без их предоставления и установления сервитутов согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ является размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с пунктом 2 названной нормы использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 и 7 пункта 1 данной статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
На основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Частью 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ предусмотрено, что порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года № 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Правила).
Данные Правила определяют порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации) (далее - объекты), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - схема размещения).
Согласно этим Правилам орган местного самоуправления направляет в орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения с указанием нормативов и фактических показателей минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории муниципального образования, цели использования объектов, включаемых в схему размещения, видов объектов, планируемых к включению в схему размещения, а также планируемые сроки размещения объектов (пункты 4 - 5 Правил).
Орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, в течение 30 рабочих дней рассматривает поступившее заявление и принимает решение о согласовании включения объектов в схему размещения или об отказе в таком согласовании (пункт 6 Правил).
О принятом решении орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, в письменном виде сообщает органу местного самоуправления, направившему заявление (пункт 7 Правил).
Основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте (пункт 8 Правил).
В статье 2 Закона Республики Калмыкия «О размещении нестационарных торговых объектов на территории Республики Калмыкия», принятого Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия 18 ноября 2016 года № 481-V, указано, что размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемой органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Республики Калмыкия.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 февраля 2011 года № 37 «О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Калмыкия» утвержден порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных объектов на территории Республики Калмыкия (далее - Порядок).
Пунктом 8 данного Порядка предусмотрено, что внесение изменений в схему осуществляется по мере необходимости в порядке, установленном для ее разработки и утверждения.
В силу пункта 1 раздела 1 Положения о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 20 февраля 2013 года № 65, Министерство является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим от имени Республики Калмыкия полномочия органов местного самоуправления города Элисты Республики Калмыкия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Элисты, в пределах установленных законодательством.
Пунктом 1 статьи 2 Закона Республики Калмыкия от 20 ноября 2015 года № 147-V-З «О перераспределении полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Элисты Республики Калмыкия» установлено, что уполномоченный Правительством Республики Калмыкия орган исполнительной власти Республики Калмыкия в сфере управления и распоряжения земельными участками осуществляет полномочия органов местного самоуправления города Элисты Республики Калмыкия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Элисты.
Полномочия, указанные в части 1 настоящей статьи, перераспределены сроком на 5 лет.
Пунктом 5.3.19 раздела 2 Положения о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия определено, что Министерство участвует в осуществлении нормативно-правового регулирования в сфере земельных отношений, в том числе в согласовании проектов нормативно-правовых актов и иных актов, затрагивающих вопросы, отнесенные к его компетенции.
Из системного толкования указанных норм следует, что действие Постановления Правительства РФ от 29 сентября 2010 года № 772 распространяется на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а органом, осуществляющим полномочия собственника в отношении таких земельных участков, расположенных на территории г. Элисты, является Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия.
Следовательно в случае внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Элисты на орган местного самоуправления возложена обязанность направить в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики соответствующее заявление и получить его письменное согласование в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2010 года № 772.
Согласно ответу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия № АТ-02/7608 от 16 октября 2019 года Администрация г. Элисты за согласованием внесенных изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Элисты не обращалась.
Обязанность доказывания обстоятельств соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта возлагается на орган, принявший этот нормативный правовой акт (подпункт «в» пункта 2 части 8, части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Между тем доказательств соблюдения Администрацией г. Элисты предусмотренной законом процедуры письменного согласования оспариваемых постановлений с Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия суду не представлено.
В суде апелляционной инстанции представитель Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия Э***<данные обезличены> пояснил, что Министерство в силу возложенных на него полномочий должно проводить согласование внесенных в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Элисты изменений в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2010 года № 772. В противном случае будут нарушены права землепользователей и арендаторов на территории г. Элисты, земельные участки которых могут быть расположены в местах запланированных администрацией города для размещения нестационарных торговых объектов. Основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков на территории г. Элисты, государственная собственность на которые не разграничена, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте.
Поскольку в силу приведенного выше правового регулирования для такого согласования установлен обязательный письменный порядок, то нельзя признать обоснованными доводы представителя административного ответчика ФИО8 о том, что согласование было проведено путем участия представителя Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия К***<данные обезличены> в заседаниях Комиссии по вопросам размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Элисты.
Согласно положению о Комиссии по вопросам размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Элисты, утвержденному постановлением Администрации г. Элисты от 24 марта 2017 года № 507, целями создания данной комиссии являются подготовка схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Элисты, рассмотрение вопросов о внесении изменений в схему, а также рассмотрение вопросов, связанных с размещением нестационарных торговых объектов, в том числе архитектурно-художественных требований к ним, вопросов о сносе (переносе), демонтаже самовольно установленных и незаконно размещенных объектов, разработка предложений по рациональному размещению нестационарных торговых объектов.
Соответственно, на данную комиссию не возложена обязанность осуществлять согласование проекта нормативного правового акта органа местного самоуправления о внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Элисты с Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о наличии у К***<данные обезличены> полномочий на согласование оспариваемых постановлений Администрации г. Элисты от имени Министерства.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты – постановления Администрации г. Элисты от 27 декабря 2018 года № 2897 и от 16 апреля 2019 года № 627 о внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Элисты в части включения в нее объектов №№ 291, 293, 294, 295, 296, 297, 298 приняты административным ответчиком с нарушением предусмотренной законом процедуры согласования, что является основанием для признания их недействующими в той части, в которой они оспариваются прокурором.
Процедура согласования, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2010 года № 772, касается только порядка включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в схему их размещения и не затрагивает вопросы непосредственного предоставления таких участков.
При таких обстоятельствах доводы представителя заинтересованных лиц ФИО7 об отсутствии необходимости согласования оспариваемых нормативных правовых актов с Министерством, поскольку для размещения нестационарных торговых объектов не требуется предоставления земельных участков в собственность или аренду, а также установления сервитута или публичного сервитута, основаны на неверном толковании норм материального права.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статьей 105 Земельного кодекса РФ предусмотрено установление зон с особыми условиями использования территорий.
К числу таких зон отнесены охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии), охранная зона линий и сооружений связи и зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также устанавливаемые в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, в отношении подземных водных объектов зоны специальной охраны (пункты 3, 7, 16 вышеназванной статьи Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» срок внесения сведений о местоположении границ с особыми условиями использования территории в государственный кадастр недвижимости продлен до 1 января 2022 года.
Целью установления охранных зон является определение порядка пользования земельными участками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима (ограничивающего или запрещающего те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон).
Пунктом 5 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных объектов на территории Республики Калмыкия, утвержденного постановления Правительства Республики Калмыкия от 24 февраля 2011 года № 37, предусмотрено, что при разработке схемы органы местного самоуправления руководствуются градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим, противопожарным законодательством и другими установленными федеральными законами требованиями.
В соответствии с Порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Элисты, принятым постановлением Администрации г. Элисты от 21 марта 2017 года № 494, определены требования к размещению нестационарных торговых объектов и их внешнему виду, а также урегулированы вопросы, связанные с заключением договоров на их размещение.
Как предусмотрено пунктом 3.1 Порядка размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Элисты должно соответствовать действующим градостроительным, строительным, архитектурным, пожарным, санитарным и иным нормам и правилам.
Не допускается размещение нестационарных торговых объектов на территориях, занятых инженерными коммуникациями и их охранными зонам, а также на расстоянии менее 3 метра от ствола дерева и менее 1,5 метров от внешней границы кроны кустарника (подпункты «в» и «е» пункта 3.3 Порядка).
Правительство Российской Федерации постановлением от 24 февраля 2009 года № 160 утвердило Правила установления охранных зон, которые определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, границы зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов (пункты 1 и 3 Правил).
Пунктом 5 Правил определено, что охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон. В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Согласно пункту 10 указанных Правил в пределах охранных зон объектов электросетевого хозяйства без письменного решения сетевых организаций о согласовании запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Подпунктом «а» пункта 11 вышеназванных Правил предусмотрено, что в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением до 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, без письменного решения о согласовании сетевых организаций запрещается размещать торговые точки.
В соответствии с приложением к данным Правилам охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении для проектного номинального класса напряжения до 1 киловольта(1000 вольт) на расстоянии 2 метра.
Вдоль подземных кабельных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли, расположенного под ней участка недр (на глубину, соответствующую глубине прокладки кабельных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних кабелей на расстоянии 1 метра (при прохождении кабельных линий напряжением до 1 киловольта в городах под тротуарами - на 0,6 метра в сторону зданий и сооружений и на 1 метр в сторону проезжей части улицы).
Таким образом, охранная зона для воздушной линии электропередач напряжением до 1 киловольта(1000 вольт) составляет 2 метра, для подземных кабельных линий электропередачи – 1 метр.
Из письма филиала ПАО «Россети Юг» - Калмэнерго» от 27 января 2021 года и пояснений допрошенного в суде апелляционной инстанции в качестве специалиста ведущего инженера производственно-технической группы Элистинского РЭС Э***<данные обезличены> следует, что по ул. Горького г. Элисты в местах расположения нестационарных торговых объектов № 294 и № 297 проходят подземная кабельная линия напряжением 10 кВ ТП -64-ТП20, введенная в эксплуатацию 1 января 1986 года, инвентарный номер 080700000706 и воздушная линия электропередач напряжением 0,4 кВ от трансформаторной подстанции № 149, введенная в эксплуатацию с 1 января 1991 года.
Размещение нестационарных торговых объектов № 294 и № 297 в охранных зонах указанных объектов электросетевого хозяйства недопустимо в отсутствие предварительного согласования с сетевой организаций, между тем филиалом ПАО «Россети Юга» - «Калмэнерго» такое согласование не поводилось.
Для обеспечения сохранности действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи, повреждение которых нарушает нормальную работу взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, наносит ущерб интересам граждан, производственной деятельности хозяйствующих субъектов, обороноспособности и безопасности Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 1995 года № 578 утверждены Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 9 июня 1995 года № 578, на трассах кабельных и воздушных линий связи и линий радиофикации устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования: для подземных кабельных и для воздушных линий связи и линий радиофикации, расположенных вне населенных пунктов на безлесных участках, - в виде участков земли вдоль этих линий, определяемых параллельными прямыми, отстоящими от трассы подземного кабеля связи или от крайних проводов воздушных линий связи и линий радиофикации не менее чем на 2 метра с каждой стороны.
В городах и других населенных пунктах границы охранных зон на трассах границы подземных кабельных линий связи определяются владельцами или предприятиями, эксплуатирующими эти линии (пункт 10 Правил).
Само по себе прохождение подземной кабельной линии связи через земельный участок фактически предполагает наличие ее охранной зоны и соответственно налагает запрет на размещение в пределах такой охранной зоны каких-либо объектов, которые могут нарушить нормальную работу этой линии, без письменного согласования предприятия, в ведении которого находится эта линия связи (пункт 18 названных Правил).
Из писем Калмыцкого филиала ПАО «Ростелеком» от 15 октября 2019 года, от 7 июля 2020 года, от 26 января 2021 года усматривается, что обществу принадлежит подземная кабельная канализация АТСКУ-АТС-2, в которую входят объекты подземной кабельной канализации протяженностью 44 457,5 пог.м; 883 канализационных колодца (№№1-883), 78 наружных распределительных шкафа. Право собственности ПАО «Ростелеком» на данное линейно-кабельное сооружение зарегистрировано с 31 марта 2010 года.
Согласно указанным письмам, приложенному к ним инвентарному плану подземной кабельной канализации АТСКУ-АТС-2, а также пояснениям допрошенного в суде апелляционной инстанции в качестве специалиста ведущего инженера стационарного цеха Городского центра технической коммуникации и эксплуатации г. Элисты Калмыцкого филиала ПАО «Ростелеком» Д***<данные обезличены> следует, что охранная зона подземной кабельной канализации АТСКУ-АТС-2 нарушена в местах размещения нестационарных торговых объектов № 291 по ул. ФИО9, западнее д. 18 и № 294 по ул. М. Горького, севернее магазина «Вам».
Письменное согласование мест размещения нестационарных торговых объектов объектов № 291 и № 294 Администрацией г. Элисты с Калмыцким филиалом ПАО «Ростелеком» не проводилось.
Предполагаемое размещение нестационарных торговых объектов № 293 по ул. ФИО9, западнее здания Арбитражного суда РК, павильон № 1; № 295 по ул. Номто ФИО1, севернее кафе «Спутник»; № 296 по ул. ФИО9, западнее здания ОАО «ПИК»; № 297 ул.М.Горького, севернее дома № 25 – не нарушает охранную зону линии связи АТСКУ-АТС-2 ПАО «Ростелеком», поскольку объекты расположены с соблюдением минимального расстояния 2 м от линии связи. В границах размещения нестационарного торгового объекта № 298 по ул. Б.Городовикова северо-восточнее дома № 7 павильон № 7 принадлежащие ПАО «Ростелеком» линии связи отсутствуют.
Обращаясь с настоящим иском, прокурор ссылался также на то, что спорные нестационарные торговые объекты №№ 291, 293, 294, 295, 296, 297, 298 нарушают охранные зоны водопровода и канализации, расположенные в местах их размещения.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 3.3 утвержденного постановлением Администрации г. Элисты от 21 марта 2017 года № 494 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Элисты запрещается размещение нестационарных торговых объектов на территориях, занятых инженерными коммуникациями и их охранными зонами.
Регулируя вопросы водопользования, Водный кодекс РФ предусматривает для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установление зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Порядок установления охранных зон объектов водопроводных и канализационных сетей действующим законодательством прямо не урегулирован.
Вместе с тем, в своде правил СП 42.133330.2011 «СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01.-89*», утвержденных Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 года № 820, закреплен размер ремонтно-охранных зон водопровода и канализации, необходимых для эксплуатации и безопасной работы данных инженерных коммуникаций.
Согласно таблице 15 пункта 12.35 СНиП 2.07.01-89* расстояние по горизонтали (в свету) от ближайших подземных инженерных сетей до фундаментов зданий и сооружений составляет: для водопровода и напорной канализации – 5 метров, для самотечной канализации (бытовой и дождевой) – 3 метра.
Письмами МУП «Элиставодоканал» от 24 октября 2019 года, от 8 июля 2020 года и от 25 января 2021 года, на балансе которого находятся водопроводные и канализационные сети г. Элисты, подтверждается нарушение охранных зон водопровода и канализации размещением нестационарных торговых объектов № 293 по ул. ФИО9, западнее здания Арбитражного суда РК, павильон № 1; № 294 по ул. М. Горького, севернее магазина «Вам»; № 296 по ул. ФИО9, западнее здания ОАО «ПИК» и № 297 по ул.М.Горького, севернее дома № 25.
Нарушений охранных зон водопровода и канализации в местах размещения нестационарных торговых объектов № 291 по ул. ФИО9, западнее д. 18; № 294 по ул. М. Горького, севернее магазина «Вам» и № 295 по ул. Номто ФИО1, севернее кафе «Спутник», № 298 по ул. Б.Городовикова северо-восточнее дома № 7 павильон № 7 специалистами МУП «Элиставодоканал» не выявлено.
Данные обстоятельства также подтвердил в судебном заседании инженер производственно-технического отдела МУП «Элиставодоканал» С***<данные обезличены>, допрошенный судом апелляционной инстанции в качестве специалиста.
Актами осмотра мест размещения нестационарных торговых объектов №№ 291, 293, 294, 295, 296, 297, 298 от 12 декабря 2019 года, от 7 июля 2020 года, от 15 июля 2020 года, проведенными старшим помощником прокурора г. Элисты Буриновой А.М. совместно с главным специалистом отдела по управлению земельными ресурсами Управления по земельным и имущественным отношениям Администрации г. Элисты Н***<данные обезличены>, начальником производственно-технического отдела МУП «Элиставодоканал» Д***<данные обезличены> начальником ГЦЭТ г. Элисты ПАО «Ростелеком» Д***<данные обезличены>, начальником изысканий МУП «Архитектурно-планировочное бюро г. Элисты» М***<данные обезличены>, с участием представителей заинтересованных лиц ФИО7, ФИО6 и ФИО5, установлено, что в нарушение требований действующего законодательства размещение нестационарных торговых объектов №№ 291, 293, 294, 295, 296, 297, 298 определено Администрацией г. Элисты на территориях, занятых инженерными коммуникациями (водопровод, канализация, линия связи и объекты электросетевого хозяйства) и их охранными зонами, в некоторых случаях имеют место нарушение минимальных расстояний, предусмотренных для отступа от зеленых насаждений (деревьев и кустарников).
Данные обстоятельства подтверждаются также представителем Администрации г. Элисты ФИО8, который в суде апелляционной инстанции пояснил, что вследствие неправильного определения административным ответчиком мест размещения спорных нестационарных торговых объектов произошло их наложение на территории, занятые инженерными коммуникациями и их охранными зонами, кроме того при включении спорных объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов не были учтены расстояния от объектов до зоны зеленых насаждений.
Из материалов дела усматривается, что при включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Элисты объектов №№ 291, 293, 294, 295, 296, 297, 298 Администрацией г. Элисты не было проведено согласование ни с одной организацией, эксплуатирующей сети инженерно-технического обеспечения и коммуникации, предназначенные для жизнеобеспечения, производственной деятельности хозяйствующих субъектов и безопасности на территории г. Элисты.
Доказательств, опровергающих эти обстоятельства, административным ответчиком в нарушение предписаний части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ не представлено.
Таким образом, на основании совокупности исследованных доказательств судом апелляционной инстанции бесспорно установлено, что нестационарный торговый объект № 291 по ул. ФИО9, западнее д. 18, павильон площадью 40 кв.м. нарушает охранную зону подземной кабельной канализация АТСКУ-АТС-2;
- нестационарный торговый объект № 293 по ул. ФИО9, западнее здания Арбитражного суда РК, павильон № 1 павильон площадью 30 кв.м. нарушает охранную зону водопровода диаметром 63 мм (расстояние до водопровода составляет 1,3 метра). Объект расположен на расстоянии менее 3 метров от стволов деревьев, растущих с северной и восточной стороны от места его размещения;
- нестационарный торговый объект № 294 по ул. М. Горького, севернее магазина «Вам» павильон площадью 40 кв.м. расположен с нарушением охранной зоны водопровода диаметром 159 мм (расстояние до водопровода составляет 0,9 метра), нарушает охранную зону подземной кабельной канализация АТСКУ-АТС-2 ПАО «Ростелеком». Кроме того, объект расположен в охранной зоне воздушной линии электропередач ПАО «Россетти-Юг» - «Калмэнерго» 0,4 кВ от трансформаторной подстанции № 149, поскольку находится на расстоянии менее 2 м от воздушной линии электропередач;
- нестационарный торговый объект № 295 по ул. Номто ФИО1, севернее кафе «Спутник» павильон площадью 40 кв.м. расположен на расстоянии менее 1,5 метра от кроны растущих кустарников;
- нестационарный торговый объект № 296 по ул. ФИО9, западнее здания ОАО «ПИК» павильон площадью расположен с нарушением охранной зоны водопровода диаметром 63 мм (расстояние до водопровода составляет 0,9 м);
- нестационарный торговый объект № 297 по ул. М.Горького, севернее дома № 25 павильон площадью 20 кв.м. нарушает охранную зону водопровода диаметром 159 мм (расстояние до водопровода составляет 1,2 м), а также охранные зоны кабельной линии электропередач 10 кВ ТП64-ТП-20 и воздушной линии электропередач ПАО «Россетти-Юг» - «Калмэнерго» 0,4 кВ от трансформаторной подстанции № 149, поскольку находится на расстоянии менее 1 метра от подземной кабельной линии электропередач 10 кВ и менее 2 метров от воздушной линии электропередач 0,4 кВ;
- нестационарный торговый объект № 298 по ул. Б.Б. Городовикова северо-восточнее дома № 7 павильон № 7 расположен на расстоянии менее 1,5 метра до внешних границ крон растущих кустарников.
Придя к выводу, об удовлетворении иска прокурора только в части признания недействующими оспариваемых постановлений органа местного самоуправления в части включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Элисты объектов №№ 293, 294, 297, 298, поскольку они были размещены в охранной зоне водопровода, канализации, линии связи, объектов электросетевого хозяйства и непосредственной близости произрастания от деревьев и кустарников, и отказывая в остальной части иска, суд первой инстанции не учел, что в силу приведенных выше нормативных правовых актов – Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Элисты, Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации и норм СНиП 2.07.01-89* размещение нестационарных торговых объектов №№ 291, 295, 296 в местах нахождения инженерных коммуникациях и их охранных зон с нарушением минимального отступа от зоны зеленых насаждений также является недопустимым.
Кроме того, судом не было принято во внимание, что оспариваемые по настоящему делу нормативные правовые акты органа местного самоуправления приняты в отсутствие предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2010 года № 772 письменного согласования с Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, осуществляющим полномочия собственника по распоряжению земельными участками на территории г. Элисты, государственная собственность на которые не разграничена.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемые прокурором г. Элисты постановления Администрации г. Элисты № 2897 от 27 декабря 2018 года и № 627 от 16 апреля 2019 года в части включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Элисты объектов №№ 291, 293, 294, 295, 296, 297, 298 приняты с нарушением процедуры их принятия и не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что является основанием для признания их недействующими в той части, в которой они оспариваются прокурором.
В силу пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
С учетом того, что судом апелляционной инстанции по делу установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судебная коллегия полагает возможным отменить состоявшееся решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении искового заявления прокурора и принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в обжалуемой части, признав недействующими постановления Администрации города Элисты от 27 декабря 2018 года № 2897 и от 16 апреля 2019 года № 627 в части включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Элисты объектов № 291 по адресу: <...> западнее здания № 18, площадью 40 кв.м; № 295 по адресу: <...> севернее кафе «Спутник», павильон площадью 40 кв.м.; № 296 по адресу: <...> западнее здания ОАО «ПИК», павильон № 2 площадью 17 кв.м.
Доводы апелляционных жалоб представителя заинтересованных лиц ФИО7 и заинтересованного ФИО5 о том, что рассмотрение данного дела подсудно арбитражному суду, не могут быть приняты во внимание.
По настоящему делу прокурор оспаривает правомерность включения спорных объектов в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Элисты, являющуюся по своей правовой природе муниципальным нормативным правовым актом, рассчитанным неоднократное применение и обязательным для неопределенного круга лиц, следовательно в силу статьи 19 Кодекса административного судопроизводства РФ данное дело было подсудно суду общей юрисдикции.
При этом вопросы, связанные с предоставлением, фактическим размещением нестационарных торговых объектов и порядком их подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела об оспаривании нормативных правовых актов, вследствие чего разрешение настоящего спора не может привести к нарушению прав индивидуальных предпринимателей ФИО3, ФИО2 и ФИО5
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 июля 2020 года в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора г. Элисты, заявленных в интересах Республики Калмыкия, о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу постановления Администрации города Элисты от 27 декабря 2018 года № 2897 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Элисты» в части включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Элисты объекта № 291, расположенного по адресу: <...> западнее здания № 18, площадью 40 кв.м.; постановления Администрации города Элисты от 16 апреля 2019 года № 627 «О внесении изменений и дополнений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Элисты» в части включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Элисты объектов: № 295 – по адресу: <...> севернее кафе «Спутник», павильон площадью 40 кв.м.; № 296 – по адресу: <...> западнее здания ОАО «ПИК», павильон № 2 площадью 17 кв.м. отменить, принять новое решение, которым административные исковые требования прокурора г. Элисты, заявленные в интересах Республики Калмыкия, в указанной части удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу:
- постановление Администрации города Элисты от 27 декабря 2018 года № 2897 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Элисты» в части включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Элисты объекта № 291 по адресу: <...> западнее здания № 18, площадью 40 кв.м.;
- постановление Администрации города Элисты от 16 апреля 2019 года № 627 «О внесении изменений и дополнений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Элисты» в части включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Элисты объектов: № 295 по адресу: <...> севернее кафе «Спутник», павильон площадью 40 кв.м.; № 296 по адресу: <...> западнее здания ОАО «ПИК», павильон № 2 площадью 17 кв.м.
В остальной части решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 июля 2020 года оставить без изменения.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционное определение в течение одного месяца со дня его принятия подлежит опубликованию Администрацией г. Элисты в том же средстве массовой информации, в котором были опубликованы оспоренные нормативные правовые акты.
Председательствующий М.Б. Кашиев
Судьи В.К. Джульчигинова
ФИО10