Судья: Буланая А.А. | |
Докладчик: Овчаренко О.А. | № 33-2945/2022 (№ 2-111/2021) |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 марта 2022 года г. Кемерово
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего: Казачкова В.В.,
судей: Овчаренко О.А., Смирновой С.А.,
при секретаре: Шустеровой П.Е.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Овчаренко О.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 27 декабря 2021 года по делу по иску ФИО2 к Государственному учреждению- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что он ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в УПФР о назначении досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением УПРФ от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Пенсионным фондом не включен в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ мастером в Строительно-монтажном поезде № 660 Строительно-монтажного треста № 12 филиал ОАО «РЖД», так как документально не подтверждена занятость на строительстве промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых зданий и сооружений. Индивидуальные сведения за указанный период работодателем представлены на общих основаниях. С данным решением он не согласен, так как имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда.
Просит суд признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; обязать ответчика включить в специальный стаж истца период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ мастером прорабского пункта сантехнических и электро-монтажных работ в Строительно-монтажном поезде № 660; обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) на его правопреемника - Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу.
Решением Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 27 декабря 2021 года постановлено:
«Исковые требования ФИО2 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу о признании незаконным решения удовлетворить в части.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО2 в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу включить в специальный стаж ФИО2 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы мастером в Строительно-монтажном поезде № 660 Строительно-монтажного треста № 12 филиала ОАО «РЖД» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу назначить ФИО2 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу в пользу Федерального бюджетного учреждения Омская Лаборатория Судебной Экспертизы Министерства Юстиции Российской Федерации судебные расходы за проведение экспертизы в сумме 14 580 руб.».
В апелляционной жалобе представитель ОПФР по Кемеровской области – Кузбассу ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, по доводам жалобы.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили, в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц на основании ст. 327, п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратился в Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (том 1 л.д. 38-40).
Решением Государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого специального стажа (требуется не менее 12 лет 06 месяцев, имеется – <данные изъяты>). Нет основания для зачета в стаж по Списку № 2 периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ мастером в Строительно-монтажном поезде № 660 Строительно-монтажного треста № 12 филиала ОАО «РЖД», так как документально не подтверждена занятость на строительстве промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых зданий и сооружений. Индивидуальные сведения за указанный период работодателем представлены на общих основаниях (том 1 л.д. 55).
Из трудовой книжки усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принят слесарем-сантехником 3 разряда в Строительно-монтажный поезд № 660 Дорстройтреста Кем.ж.д. г. Белово, с ДД.ММ.ГГГГ переведен мастером, с ДД.ММ.ГГГГ Кемеровская железная дорога введена в состав Западно-Сибирской железной дороги, ДД.ММ.ГГГГ в связи с приватизацией имущества Государственного дорожно-строительного монтажного треста Западно-Сибирской железной дороги МПС РФ путем внесения в уставной капитал ОАО «Российские железные дороги» трудовые отношения продолжаются в «Строительно-монтажном поезде № 660 – структурном подразделении Строительно-монтажного треста № 12 – филиала ОАО «Российский железные дороги», ст. 75 ТК РФ, ДД.ММ.ГГГГ уволен по инициативе работодателя (сокращение штата), ДД.ММ.ГГГГ принят на должность мастера строительно-монтажных работ, ДД.ММ.ГГГГ уволен по сокращению штата (том 1 л.д.64-69).
В приказе (распоряжении) Строительно-монтажного поезда № 660 Дорстройтреста Кемеровской жел. дороги от ДД.ММ.ГГГГ № 213 (том 1 л.д. 83) указано, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ с профессии: слесарь сантехник 3 разряда Белово прорабский пункт сантехнических и электромонтажных работ, переведен - Прокопьевск прорабский пункт мастером с окладом 150.
Согласно приказу (распоряжению) Строительно-монтажного поезда № 660-обособленного структурного подразделения строительно-монтажного треста № 12- филиала ОАО «Российские железные дороги» от ДД.ММ.ГГГГ№ (том 1 л.д. 84) ФИО2-бригадир прорабского участка № уволен с ДД.ММ.ГГГГ по инициативе работодателя - п. 2 ст. 81 Трудового Кодекса Российской Федерации.
Приказ о переводе ФИО2 с должности «мастер» на должность «бригадир» в материалах гражданского дела не представлен.
В личной карточке (формы Т-2) (том 2 л.д. 26-27) отражено, что ФИО2 работал в СМП - 660: ДД.ММ.ГГГГ - Белово слесарь-сантехник 3 раз.; ДД.ММ.ГГГГ - переведен мастером с окладом 150 р.; ДД.ММ.ГГГГ - мастер, 190 р.; ДД.ММ.ГГГГ - оклад 340 р.; 2002 – бригадир; ДД.ММ.ГГГГ - сокращение.
В архивных справках от ДД.ММ.ГГГГ № исх-1046/ЗСИБ НДА, от ДД.ММ.ГГГГ № исх-48/ЗСИБ НДА указано, что в документах архивного фонда Строительно-монтажного поезда № 660 Строительно-монтажного треста № 12 филиала ОАО «РЖД» значится:
-ФИО2 принят слесарем сантехником 3 разряда на прорабский пункт сантехнических и электромонтажных работ Белово с ДД.ММ.ГГГГ, приказ от ДД.ММ.ГГГГ№;
-ФИО2, слесарь-сантехник 3 разряда прорабского пункта сантехнических и электромонтажных работ Белово, переведен мастером в Прокопьевск, прорабский пункт с ДД.ММ.ГГГГ, приказ от ДД.ММ.ГГГГ№;
Приказ о назначении ФИО2 бригадиром не обнаружен;
ФИО2, бригадир прорабского участка №, уволен по инициативе работодателя, п. 2 ст. 81 ТК РФ, приказ от ДД.ММ.ГГГГ№
Сведений, не подлежащих включению в специальный трудовой стаж в приказах по личному составу и карточках учета заработной платы ФИО2 за ДД.ММ.ГГГГ годы не обнаружено. НДА (том 1 л.д. 73, том 2 л.д. 117).
Из справки, уточняющей особый характер работы с вредными условиями труда для назначения пенсии от ДД.ММ.ГГГГ№, выданной «Строительно-монтажный поезд № 660» - структурное подразделение Строительно-монтажный трест № 12 - филиала ОАО «Российские железные дороги» (том 1 л.д. 62), следует, что ФИО2 работал в Строительно-монтажном поезде № 660 Дорстройтреста Кемеровской железной дороги мастером строительных и монтажных работ полный рабочий день на строительных площадках поезда с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ№) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ№).
Данная профессия дает право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком № 2 раздел XXVII. «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов», 2290000 - 23419, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, по подпункту 1 статьи 27 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Отпуском без сохранения заработной платы не пользовался.
Справка содержит информацию о реорганизации предприятия:
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ Кемеровская железная дорога введена в состав Западно-Сибирской железной дороги МПС (Указание МПС № ПРУ от ДД.ММ.ГГГГ, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
В связи с приватизацией имущества Государственного дорожного строительно-монтажного треста Западно-Сибирской железной дороги МПС РФ путем внесения в уставной капитал ОАО «Российские железные дороги» Строительно-монтажный поезд 660 Дорстройтреста ЗСЖД МПС реорганизовано в Строительно-монтажный поезд № 660 структурного подразделения Строительно-монтажного треста № 12 филиала ОАО «Российские железные дороги» с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ№).
Основанием выдачи справки являются: приказы по личному составу, лицевые счета, личная карточка формы Т-2, технология производства строительных и монтажных работ.
Согласно статье 25 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ предприятие несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах для назначения и выплаты пенсии.
Достоверность вышеприведенной архивной справки ответчиком в установленном порядке не опровергнута, а напротив, подтверждается показаниями свидетеля Л. и заключениями судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ (том 2 л.д. 236-256).
Согласно исторической справке о реорганизациях Строительно-монтажного поезда № 660 (том 2 л.д. 88): ДД.ММ.ГГГГ Строительное Управление № 2 Дорстройтреста Западно- Сибирской железной дороги реорганизовано в Строительно-монтажный поезд № 660, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ Кемеровская железная дорога выделена из состава Западно-Сибирской железной дороги, приказ МПС № от ДД.ММ.ГГГГ; Кемеровская железная дорога введена в состав Западно-Сибирской железной дороги, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ в связи с приватизацией имущества Государственного строительно-монтажного треста Западно-Сибирской железной дороги МПС РФ путем внесения в уставной капитал в ОАО «Российские железные дороги» Строительно-монтажный поезд реорганизован в структурное подразделение Строительно-монтажного треста № 12 филиала ОАО «Российские железные дороги», приказ № от ДД.ММ.ГГГГ.
В дополнении к приказу № от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации Дорожно-строительного треста Кемеровской железной дороги» (исх. от ДД.ММ.ГГГГ№ г. Новосибирск Западно-Сибирская железная дорога) (том 2 л.д. 81), указано, что подразделения, входящие в состав Дорстройтреста Кемеровской железной дороги, а именно: СМП-767 ст. Тайга, СМП-660 ст. Белово, СМП-730 ст. Новокузнецк, СМП-709 ст. Кемерово, ПМК-19 ст. Юрга, ЗСМ ст. Тайга, ЗЖБК ст. Белово, ССМП-727 ст. Томусинская, ССМУ ст. Кемерово, считать с ДД.ММ.ГГГГ входящими в состав Дорстройтреста Западно-Сибирской железной дороги.
Из письма отдела архивов Службы управления делами Западно-Сибирской железной дороги филиала ОАО «РЖД» от 12.07.2019 (том 1 л.д. 79) следует, что должностные инструкции на хранение в отдел архивов (г. Кемерово) Западно-Сибирской железной дороги не поступали. В исторической справе СМП № 660 Дорстройтреста Кемеровской железной дороги значится следующее: Строительно-монтажный поезд № 660 Дорстройтреста Кемеровской железной дороги осуществляет строительно-монтажные работы по капитальному строительству и ремонту. За 1983-1998 годы сданы в эксплуатацию следующие объекты: 56-квартирный дом на ст. Прокопьевск; 86-квартирный дом с пристройкой «Аптека» на ст. Прокопьевск; 114-квартирный дом на ст. Бедово; здание вокзала на ст. Киселевск; оздоровительный лагерь «Орленок» на ст. Салаир; застройка жилого массива квартал «Г» на ст. ФИО3 Камень; 98-квартирный дом на ст. Бедово; 2-квартирные жилые дома на ст. Артышта и Бочаты.
Сведениями о сданных объектах с ДД.ММ.ГГГГ отдел архивов (г. Кемерово) Западно-Сибирской железной дороги не располагает.
В акте документальной проверки «Перечня рабочих мест, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение» № от ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 73), проведенной специалистами группы оценки пенсионных прав УПФР в <адрес>, указано: наименование организации, в которой проводилась проверка - СМП-660; общая численность работающих - 287, в том числе во вредных условиях труда - 74.
Для проверки были представлены следующие документы: Устав Государственного строительно-монтажного треста Зап-Сиб. ж.д. МПС РФ, Положение о СМП-660 Дорстройтреста Зап-Сиб. ж.д., Лицензии на виды работ, штатное расписание, трудовые книжки, карточки формы Т-2, аттестационные карты.
Комиссией было установлено, что СМП-660 является структурной единицей Государственного дорожного строительно-монтажного треста ЗапСиб. железной дороги МПС РФ согласно Положения Достройтреста Зап. Сиб. жел. дороги СМП-660 выполняет следующие основные функции: планировка площадей и подработка грунтов; монтаж металлоконструкций и установка арматуры, устройство колодцев, площадок, лотков, оголовков, гидроизоляция строительных конструкций, выполнение строительно-монтажных работ, коммерческая и посредническая деятельность. В структуру СМП-660 входят: аппарат управления; деревоотделочный цех (ДОЦ); прорабский участок № ст. Белово; прорабский участок № ст. Белово; прорабский участок № ст. Прокопьевск, специализированный прорабский участок; прорабский участок ст. Артышта; участок по эксплуатации машин и механизмов.
Прорабские участки ведут архитектурное строительство на жилых и промышленных объектах. Специализированный участок ведет санитарно-технические работы.
В штатном расписании на 2002 год предусмотрены должности: производитель работ и мастер строительных и монтажных работ, имеющие право на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2 р. 27. В трудовых книжках наименования профессий - мастер строительных и монтажных работ, производитель работ не соответствуют. В ранее действующих штатных расписаниях предусмотрены: производитель работ и мастер. Согласно Спискам правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются мастера строительных и монтажных работ, просто мастер таким правом не пользуется.
В 1999 году в СМП-660 была проведена аттестация рабочих мест, в картах аттестации рабочее место мастера аттестовано, как не пользующееся правом на льготное пенсионное обеспечение.
В Заключении, сформированном по результатам проверки, значится: в соответствии с вышеуказанным Перечень необходимо доработать. Мастер строительных и монтажных работ при изменении записи в трудовой книжке может пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение только с 2002 года. Записи в трудовых книжках профессий: мастер строительных и монтажных работ и производитель работ привести в соответствие с ЕТКС, Общероссийским классификатором и Списками.
В материалах гражданского дела представлены архивные документы: Устав Государственного Дорожного строительно-монтажного треста Западно-Сибирской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации, подписанный начальником Западно-Сибирской железной дороги 01.10.1992 (далее - Устав) (том 2 л.д. 77-80); Положение о строительно-монтажном поезде № 660 - структурном подразделении Строительно-монтажного треста № 12 - филиала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденное управляющим строительно-монтажным трестом № 12 - филиалом ОАО «РЖД» 06.10.2003 (далее - Положение СМП № 660 от 06.10.2003) (том 2 л.д. 82-87); Перечень рабочих мест, профессий, должностей СМП-660 на льготное пенсионное обслуживание, утвержденный начальником СМП-660 1999 г. (том 2 л.д. 75); Перечень рабочих мест, профессий, должностей СМП-660 на льготное пенсионное обеспечение, утвержденный начальником СМП-660 16.01.2003 (том 2 л.д. 76); Перечень рабочих мест, профессий, должностей Строительно-монтажного поезда № 660 структурного подразделения Строительно-монтажного треста № 12 филиала ОАО «Российские железные дороги» на льготное пенсионное обеспечение, утвержденный начальником СПМ-660 СМТ-12 ОАО «РЖД»; Штатное расписание руководителей, специалистов и служащих Строительно-монтажного поезда № 660 III группы на ст. Белово Дорожного строительно-монтажного треста II группы Западно-Сибирской железной дороги Министерства путей сообщения, утвержденное 02.08.2002 (вводится с 01.08.2002) (том 2 л.д. 74).
В Уставе значится, что Дорожный строительно-монтажный трест Западно-Сибирской железной дороги - государственное предприятие, образовано в соответствии с приказом Министерства путей сообщения от 09.07.1961 №25/Ц. Дорстройтрест является генподрядной общестроительной организацией, представляющей собой единый производственно-хозяйственный комплекс, обеспечивающий строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов на Западно-Сибирской железной дороге, координирующий деятельность подразделений треста, субподрядных организаций, производящих строительные конструкции и изделия (раздел II. «Предмет деятельности Дорстройтреста» Устава).
Основными задачами Дорстройтреста являются: своевременное и качественное выполнение заданий по строительству и вводу в действие мощностей и объектов строительства; повышение эффективности строительного производства на основе его интенсификации, внедрения прогрессивных технологий и др. (раздел IV. «Основные задачи и функции Дорстройтреста» Устава).
Согласно Положению СМП № 660 от 06.10.2003, Строительномонтажный поезд № 660 является обособленным структурным подразделением Строительно-монтажного треста № 12 - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - филиал ОАО «РЖД»).
Основными целями деятельности СМП № 660 являются обеспечение потребностей ОАО «РЖД», других юридических и физических лиц в строительстве, реконструкции, проектировании и отдельных видах ремонта объектов недвижимости при достижении положительного финансового результата.
Для реализации указанных целей СМП № 660 осуществляет следующие основные виды деятельности: строительство, реконструкция, модернизация и ремонт объектов производственного назначения, в том числе объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожных путей необщего пользования и объектов на них, иных объектов; подготовка территории строительства, разработка, согласование и утверждение проектов производства работ, производство строительных и монтажных работ, выполнение пусконаладочных работ, производство и реализация строительных материалов, конструкций, управление производством строительно-монтажных работ и другие работы.
Согласно штатному расписанию на 2002 год в структурных подразделениях: прорабский участок № 1 ст. Белово, прорабский участок № 2 ст. Белово, специализированный прорабский участок ст. Белово включены должности - производитель работ, мастер строительных и монтажных работ; в структурном подразделении: прорабский участок № 3 ст. Прокопьевск включена должность - производитель работ, должность - мастер строительных и монтажных работ (мастер) отсутствует.
В Перечень рабочих мест, профессий, должностей СМП-660 на льготное пенсионное обслуживание, утвержденный начальником СМП-660 1999 г. включена должность - мастер строительный.
В Перечень рабочих мест, профессий, должностей СМП-660 на льготное пенсионное обеспечение, утвержденный начальником СМП-660 от 16.01.2003 и Перечень рабочих мест, профессий, должностей СМП № 660 структурного подразделения Строительно-монтажного треста № 12 филиала ОАО «РЖД» на льготное пенсионное обеспечение, утвержденный начальником СПМ-660 СМТ-12 ОАО «РЖД» включена должность - мастер строительно-монтажных работ.
Для указанных должностей определены: обслуживаемые отделы - строительные объекты; краткое содержание условий труда - руководство рабочими строительных профессий.
Работодатель относит должности: мастер строительный, мастер строительно-монтажных работ к Списку № 2, разделу XXVII, подразделу б) коду позиции 22900006-23419, 27-2.
27-2 - подпункт 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ.
Код позиции 22900006-23419 подраздела б) Руководители и специалисты раздела XXVII. «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка № 2 (1991 г.) предусмотрен для мастера строительных и монтажных работ.
Должность «мастер» в представленных Перечнях рабочих мест на льготное пенсионное обеспечение и в штатном расписании на 2002 год отсутствует.
В материалах гражданского дела (том 1 л.д. 85-95) представлены архивные копии карточек учета заработной платы ФИО2 за ДД.ММ.ГГГГ гг.
Согласно данным карточкам ФИО2 работал в должности - мастер (Белово), в отдельных карточках: <данные изъяты>
В расчетных ведомостях СМП-660 за ДД.ММ.ГГГГ (ведомости за ДД.ММ.ГГГГ не подаются прочтению) и расчетных листках за ДД.ММ.ГГГГ. (том 1 л.д. 96-230) ФИО2 значился мастером - цех (отдел) 1 (декабрь 2001 г., 2002 г. - цех 11).
В расчетных листках за ДД.ММ.ГГГГ. (том 1 л.д. 231-250, том 2 л.д. 1-24) ФИО2 значился бригадиром 5 разряда, в расчетных листках указаны номера цехов, в которых он работал: ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>
Согласно расчетным листкам за ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 производилась оплата простоев по вине.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена экспертиза условий труда ФИО2 в спорный период (том 2 л.д.134-136).
Согласно заключению государственной экспертизы условий труда Министерства труда и занятости населения Кузбасса № от ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 167-185) из анализа представленных эксперту документов следует, что организация - Строительно-монтажный поезд № 660 Дорстройтреста Кемеровской железной дороги (Западно-Сибирской железной дороги, структурное подразделение Строительно-монтажного треста № 12 - филиала ОАО «Российские железные дороги»), в которой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал ФИО2, являлась организацией, осуществляющей строительно-монтажные работы по капитальному строительству и ремонту, в спорный период ФИО2 был работником прорабских участков.
Из заключения эксперта Министерства труда и занятости населения Кузбасса от ДД.ММ.ГГГГ№Б. следует, что согласно Большой энциклопедии нефти и газа для выполнения монтажных работ на объектах монтажное управление или участок организует подотчетные прорабские участки или прорабские пункты.
Прорабские пункты возглавляет производитель работ (прораб) и мастер. В состав прорабского пункта входит несколько бригад, каждую из которых возглавляет бригадир. Кроме того, прорабским пунктам трест выделяет необходимые механизмы, машины и приспособления.
Прорабские пункты ЭМП выполняют на тяговых подстанциях следующие работы: монтаж электротехнического оборудования, прокладку и разделку кабелей, ошиновку ЗРУ и ОРУ 3,3 кВ постоянного и 10-6 кВ переменного тока, ошиновку ОРУ всех напряжений, прокладку заземляющих устройств в закрытой части, армировку опор ОРУ 27,5 кВ, подвеску питающих и отсасывающих линий в пределах территории подстанции, проверку, наладку и испытание электротехнического оборудования.
Строительные работы и монтаж заземляющих устройств на открытой части производят строительно-монтажные поезда (СМП), а санитарно-технические работы и работы по устройству связи и радиофикации - по договору с СМП прорабские пункты специализированных поездов.
Справкой, уточняющей особый характер работы с вредными условиями труда для назначения пенсии от ДД.ММ.ГГГГ№, работодатель - «Строительно-монтажный поезд № 660» - структурное подразделение Строительно-монтажного треста № 12 — филиала ОАО «Российские железные дороги» подтверждает занятость ФИО2 - мастера Строительно-монтажного поезда № 660 Дорстройтреста Кемеровской железной дороги с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на работах в качестве мастера строительных и монтажных работ на строительных площадках поезда, то есть, работах, предусмотренных разделом XXVII. «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка № 2 (1991 г.) (код 2290000 - 23419), полный рабочий день. Из документов по оплате труда: карточек расчетов по заработной плате, расчетных ведомостей, расчетных листков следует, что ФИО2 был занят: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве мастера, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве бригадира.
Документы, содержащие сведения о том, что ФИО2 мастер Строительно-монтажного поезда № 660 Дорстройтреста Кемеровской железной дороги (Западно-Сибирской железной дороги, структурного подразделения Строительно-монтажного треста № 12 филиала ОАО «РЖД») в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ переводился в иные должности, профессии, находился в отпусках без сохранения заработной платы, в материалах гражданского дела отсутствуют.
Согласно документам по оплате труда ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением периодов простоев, отраженных в расчетных листках) выполнял работу бригадира, сведений о том, что в указанный период он работал мастером строительных и монтажных работ (мастером) документы по оплате труда не содержат.
Документы, подтверждающие фактическую занятость ФИО2 - мастера Строительно-монтажного поезда № 660 Дорстройтреста Кемеровской железной дороги (Западно-Сибирской железной дороги) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на строительстве промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых зданий и сооружений, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций - работах, предусмотренных разделом XXIX. Списка № 2 (1956 г.), в материалах гражданского дела отсутствуют.
Документы, представленные на государственную экспертизу, содержат разночтения, согласно Справке, уточняющей особый характер работы с вредными условиями труда для назначения пенсии от ДД.ММ.ГГГГ№: ФИО2 весь спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнял работу в качестве мастера строительных и монтажных работ; согласно личной карточке (формы Т-2): с ДД.ММ.ГГГГ - мастер, ДД.ММ.ГГГГ - бригадир; согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ№: ФИО2 - бригадир прорабского участка № уволен с ДД.ММ.ГГГГ; согласно карточкам учета заработной платы, расчетным ведомостям, расчетным листкам: ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ - мастер, ДД.ММ.ГГГГ бригадир.
Из документов по оплате труда: карточек расчетов по заработной плате, расчетных ведомостей, расчетных листков следует, что ФИО4 был занят: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве мастера, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве бригадира.
Эксперт пришел к выводу, что определить соответствовали ли характер работы и условия труда ФИО2 в период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ мастером в Строительно-монтажном поезде № Дорстройтреста Кемеровской железной дороги (с дальнейшими переименованиями) характеру работ и условиям труда в должности, предусмотренной Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 № 1173, раздел XXIX. Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций, подраздела б) Инженерно-технические работники: мастера, не представляется возможным, так как в материалах гражданского дела отсутствуют документы, содержащие сведения о фактической занятости ФИО2 - мастера Строительно-монтажного поезда № 660 Дорстройтреста Кемеровской железной дороги (с дальнейшими переименованиями) на объектах строительства, предусмотренных разделом XXIX. Списка № 2 (1956 г.).
Согласно справке «Строительно-монтажный поезд № 660» структурного подразделения Строительно-монтажного треста № 12 - филиала ОАО «Российские железные дороги», уточняющей особый характер работы с вредными условиями труда для назначения пенсии от ДД.ММ.ГГГГ№, документам по оплате труда (карточкам расчетов по заработной плате, расчетным ведомостям, расчетным листкам) характер работы и условия труда ФИО2 в период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ мастером в Строительно-монтажном поезде № 660 Дорстройтреста Кемеровской железной дороги (с дальнейшими переименованиями) соответствуют характеру работы и условиям труда должности, предусмотренной Списком № 2 производств, работ, профессий должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, раздел XXVII. Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов, подраздел б) Руководители и специалисты: код 22900006-23419, мастера строительных и монтажных работ.
Определить соответствовали ли характер работы и условия труда ФИО2 в период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением простоев, отраженных в расчетных листках) в Строительно-монтажном поезде № 660 структурного подразделения Строительно-монтажного треста № 12 филиала ОАО «Российские железные дороги» характеру работ и условиям труда должности, предусмотренной Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, раздел XXVII. Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов, подраздел б) руководители и специалисты, код 22900006-23419, мастер строительных и монтажных работ, не представляется возможным, из-за разночтений, содержащихся в документах по данному периоду работы (согласно справке, уточняющей особый характер работы с вредными условиями труда для назначения пенсии от ДД.ММ.ГГГГ№- мастер строительных и монтажных работ, согласно документам по оплате труда — бригадир).
Допрошенная в судебном заседании эксперт Б. пояснила, что Списком № 2 1956 года предусмотрены работы исключительно на строительстве, документов, подтверждающих фактическую занятость истца именно на строительных работах в материалах дела нет. Списком № 2 1991 года предусмотрены также помимо строительных работ, иные работы, такие как ремонт, реконструкция объектов, монтажные работы. Работодатель подтверждает в справке работу ФИО2 по Списку № 2 от 1991 года. На основании указанной справки, а также расчетных ведомостей, документов по оплате труда, личной карточки, эксперт пришел к выводу о соответствии части периода работы истца работе, предусмотренной Списком № 2 от 1991 года. Каких-либо противоречий между представленной Справкой и иными документами за период с ДД.ММ.ГГГГ эксперт не выявила.
Оценивая данное экспертное заключение, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований не доверять выводам эксперта не имеется, с чем соглашается и суд апелляционной инстанции.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, на основании заключения эксперта Министерства труда и занятости населения Кузбасса № от ДД.ММ.ГГГГ, фактических обстоятельств дела, достоверно установил, что ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности мастера в Строительно-монтажном поезде № 660 Строительно-монтажного треста № 12 филиала ОАО «РЖД», и пришел к обоснованному выводу о том, что подлежит включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии указанный выше период, поскольку фактически истец выполнял работу мастера строительных и монтажных работ.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возможности назначения истцу досрочной страховую пенсию по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду наличия у истца на дату обращения в Пенсионный фонд специального стажа работы, с учетом спорного периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (15 лет 1 месяц 8 дней), а также периода работы, учтенного ответчиком без спора (<данные изъяты>), составляющего в календарном исчислении более требуемых 12 лет 6 месяцев с момента обращения за ней - с ДД.ММ.ГГГГ (дата достижения истцом <данные изъяты>).
Указанные выводы суда судебная коллегия находит правильными, так как они основаны на анализе действующего законодательства, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, мотивированы должным образом.
С учетом изложенного, судебная коллегия отклоняет доводы жалобы о том, что ответчиком верно не зачтены в специальный стаж по Списку № 2 периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ мастером в Строительно-монтажном поезде № 660 Строительно-монтажного треста № 12 филиала ОАО «РЖД», поскольку опровергаются материалами дела и установленными по делу обстоятельствами.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как основания для их переоценки отсутствуют, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда в обжалуемой части.
Таким образом, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 27 декабря 2021 года в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 марта 2022 года