ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-111/2022 от 26.04.2022 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Мотивированное апелляционное определение изготовлено

26 апреля 2022 г.

Судья Алексеева А.А.

№ 33-1131-2022

УИД 51RS0007-01-2021-004423-08

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

20 апреля 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Морозовой И.Ю.

судей

Муравьевой Е.А.

Брандиной Н.В.

при секретаре

Таушанковой Н.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-111/2022 по иску прокурора города Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию города Апатиты «Аметист» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства,

по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия города Апатиты «Аметист» на решение Апатитского городского суда Мурманской области от 17 января 2022 г.

Заслушав доклад судьи Морозовой И.Ю., выслушав объяснения представителя ответчика муниципального унитарного предприятия города Апатиты «Аметист» Моруговой О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя истца Самохваловой Н.Н. относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

прокурор города Апатиты обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию города Апатиты «Аметист» (далее – МУП «Аметист») в защиту интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности устранить нарушения законодательства.

В обоснование заявленных требований указано, что по результатам проведенной прокуратурой проверки МУП «Аметист» выявлены нарушения закона в сфере обеспечения доступности интернет-ресурса для слабовидящих граждан.

МУП «Аметист», оказывая гостиничные услуги на территории муниципального образования город Апатиты, входит в социальную инфраструктуру города Апатиты.

Официальный сайт МУП «Аметист», расположенный по адресу: http://hotel-ametist.ru/, не имеет соответствующей альтернативной версии сайта для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

Указанное не отвечает требованиям статей 14, 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», требованиям ГОСТ Р 52872-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности», поскольку не предусматривает возможность необходимого доступа к содержанию официального сайта
МУП «Аметист» для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности; существенным образом нарушает право граждан с ограниченными возможностями по зрению на получение необходимой информации о социально значимой организации и об осуществляемой ею деятельности; а также право на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Просит обязать МУП «Аметист» в срок до 1 марта 2022 г. привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52872-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности» официальный сайт организации, размещенный в сети Интернет, а именно разработать, разместить в сети Интернет и ввести в действие альтернативную версию сайта для инвалидов по зрению.

Судом постановлено решение, которым иск прокурора города Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП «Аметист» удовлетворен.

На МУП «Аметист» возложена обязанность в срок до 1 марта 2022 г. привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52872-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности» официальный сайт организации, размещенный в сети Интернет, а именно разработать, разместить в сети Интернет и ввести в действие альтернативную версию сайта для инвалидов по зрению.

С МУП «Аметист» взыскана в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей.

В апелляционной жалобе представитель ответчика МУП «Аметист» -директор Пилацис И.Э., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Приводит довод о том, что Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает для организаций всех форм собственности общую обязанность по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, условий для беспрепятственного пользования транспортом и предусматривает, что конкретные формы выполнения данной обязанности устанавливаются подзаконными нормативными правовыми актами.

Указывает, что в сфере предоставления гостиничных услуг, в которой осуществляет деятельность ответчик, таким подзаконным актом являются Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. № 1853, которые требований к конкретному содержанию информации на сайте в сети Интернет и порядку оформления сайта не содержат.

Считает, что сам по себе факт отсутствия на официальном сайте гиперссылки на версию сайта (альтернативная версия сайта) для слабовидящих не является нарушением прав инвалидов, поскольку указанное требование в качестве обязательного нормами законодательства и национальных стандартов не предусмотрено.

Исходя из положений статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет», утвержденных приказом Минкомсвязи России от 30 ноября 2015 г. № 483, наличие альтернативных текстовых версий сайтов, переход к которым осуществляется с главной страницы официального сайта, предписано только для государственных органов и органов самоуправления.

Для организаций иных форм собственности способы обеспечения доступности информации для инвалидов определяются самостоятельно при условии, что этим не допускается дискриминация и ущемление прав лиц указанной категории.

Ссылаясь на нормы Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» и требования ГОСТ Р 52872-2019, устанавливающего требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности», отмечает, что указанный стандарт, допуская альтернативные способы улучшения доступности информации для инвалидов по зрению, не содержит какие-либо рекомендации для администратора сайта в сети Интернет относительно выбора уровня доступности.

Считает, что само по себе несоответствие полностью либо в части официального сайта ответчика в сети Интернет нормативам ГОСТ Р 52872-2019 не образует нарушения закона и не служит основанием для возложения обязанности на ответчика.

Полагает, что прокурором не доказан факт нарушения ответчиком прав инвалидов на информацию, не обоснована и не подтверждена доказательствами невозможность или явная затрудненность в использовании сайта http://hotel-ametist.ru/ для инвалидов по зрению, не подтверждено отклонение информации на сайте от конкретного уровня доступности.

Кроме того считает, что прокурором не опровергнут довод представителя ответчика о том, что ответчик не является социально значимой организацией.

Отмечает, что на сайте отсутствует информация, представленная в виде нетекстового контента, имеющиеся изображения носят характер иллюстраций, а информация представлена в виде текста, что отвечает требованиям с точки зрения части минимальных требований уровня доступности «А».

Полагает, что имеющаяся на сайте информация может быть масштабирована средствами просмотра интернет-страниц.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора города Апатиты Пучкова А.Ю., просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения по доводам жалобы не находит.

Частью 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 9 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г., провозглашен принцип доступности, который предоставляет возможность инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 450-рп Российская Федерация является участником Конвенции.

Положениями статьи 21 Конвенции о правах инвалидов определено, что государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы инвалиды могли пользоваться правом на свободу выражения мнения и убеждений, включая свободу искать, получать и распространять информацию и идеи наравне с другими, пользуясь по своему выбору всеми формами общения, определяемыми в статье 2 настоящей Конвенции, включая: снабжение инвалидов информацией, предназначенной для широкой публики, в доступных форматах и с использованием технологий, учитывающих разные формы инвалидности, своевременно и без дополнительной платы; активное побуждение частных предприятий, оказывающих услуги широкой публике, в том числе через Интернет, к предоставлению информации и услуг в доступных и пригодных для инвалидов форматах.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который гарантирует инвалидам социальную защиту, представляющую собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (часть 1 статьи 2).

Судом установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой города Апатиты проведена проверка исполнения МУП города Апатиты «Аметист» требований законодательства Российской Федерации об обеспечении доступности слабовидящих Интернет-ресурсов социально значимых организаций.

По результатам проверки установлено, что в деятельности
МУП «Аметист» в сфере обеспечения доступности Интернет-ресурса для слабовидящих граждан имеют место нарушения закона.

Сайт МУП «Аметист», расположенный по адресу: http://hotel-ametist.ru/, не имеет соответствующей альтернативной версии для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

Указанное не отвечает требованиям статей 14, 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», требованиям ГОСТ Р 52872-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности», поскольку не предусматривает возможность необходимого доступа к содержанию официального сайта МУП «Аметист» для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности; существенным образом нарушает право граждан с ограниченными возможностями по зрению на получение необходимой информации о социально значимой организации и об осуществляемой ею деятельности; а также право на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Прокуратурой города Апатиты в адрес ответчика направлено представление от 30 сентября 2021 г. об устранении нарушений законодательства о социальных правах граждан при обеспечении доступности официального сайта в сети Интернет для инвалидов по зрению.

МУП «Аметист» 6 октября 2021 г. дан ответ прокурору города Апатиты о рассмотрении представления, оснований для его удовлетворения не усмотрено.

При этом указано на то, что МУП «Аметист» не является предприятием, осуществляющим доступ населения к информационным или коммуникационным услугам, не входит в социальную инфраструктуру города Апатиты, на МУП «Аметист» не возложена обязанность в силу закона по созданию версии сайта для слабовидящих.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», требованиями ГОСТ Р 52872-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 августа 2019 г. № 589-ст, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором города Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц требований.

Выводы суда в решении мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела и требованиям закона, оснований считать их неправильными вопреки доводам жалобы у судебной коллегии не имеется.

Статьей 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации, согласно части первой которой, государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.

В соответствии с положениями части 1 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, в том числе: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования средствами связи и информации; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.

Согласно вышеприведенным положениям закона к объектам социальной инфраструктуры относятся здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов, учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 августа 2019 г. № 589-ст утвержден ГОСТ Р 52872-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности», который введен в действие с 1 апреля 2020 г.

Настоящий стандарт содержит требования к доступности информации, представленной в электронно-цифровой форме, для широкого круга пользователей с ограничениями жизнедеятельности.

Требования стандарта распространяются на доступность человеко-ориентированных интерфейсов информационных ресурсов и программного обеспечения на стационарных и переносных компьютерах, планшетах, мобильных устройствах, а также на иных устройствах чтения, ввода, просмотра, воспроизведения информации в электронно-цифровой форме. Требования настоящего стандарта относятся не только к ресурсам, размещенным в глобальной сети Интернет, но и к электронно-цифровой информации, распространяемой в сетях передачи данных предприятий, организаций и сообществ, пользователями которых могут оказаться люди с инвалидностью или люди преклонного возраста.

Для удовлетворения потребностей различных групп пользователей в различных ситуациях стандарт определяет три уровня соответствия: А (приемлемый), АА (высокий), ААА (наивысший).

Пунктом 3.1.72 ГОСТ Р 52872-2019 определено, что соответствующая альтернативная версия: Версия, для которой верно все нижеследующее:

а) она соответствует определенному уровню доступности, установленному настоящим стандартом;

б) она предоставляет ту же самую информацию и функциональность на том же естественном языке;

в) она обновляется таким же образом, как и версия, которая не соответствует ни одному из уровней доступности, установленных настоящим стандартом (далее - несоответствующая версия);

г) для нее верно хотя бы одно из нижеперечисленного:

- на нее можно перейти со страницы, не соответствующей ни одному из уровней, установленных настоящем стандартом, через доступный для пользователя механизм,

- только с нее можно перейти на несоответствующую версию,

- на несоответствующую версию можно перейти только со страницы, соответствующей определенному уровню, установленному настоящим стандартом, и дополнительно предоставляющей механизм перехода на соответствующую альтернативную версию.

Примечанием к указанному пункту ГОСТ предусмотрено, что соответствующую альтернативную версию не следует путать с дополнительным контентом, который поддерживает основной контент и улучшает его понимание.

Из приведенного определения следует, что для обеспечения доступности Интернет-ресурса для лиц с ограничениями жизнедеятельности организацией обеспечивается наличие соответствующей альтернативной версии информационного ресурса к версии, не соответствующей определенному уровню доступности, установленному ГОСТ.

Минимальным уровнем доступности, предусмотренным ГОСТ, является уровень А.

Требования к доступности информации, представленной в электронно-цифровой форме установлены разделом 4 стандарта.

Информация и компоненты пользовательского интерфейса должны быть представлены пользователям в том виде, в котором пользователи могут их полноценно воспринять (пункт 4.1 ГОСТ Р 52872-2019).

Согласно пункту 4.1.1 названного ГОСТ соответствие минимальному уровню доступности А достигается, в том числе, путем предоставления текстовой версии любого нетекстового контента так, чтобы ее можно было преобразовать в другие формы, необходимые пользователям, например увеличенный шрифт, шрифт Брайля, речь, специальные знаки или упрощенный язык.

Указанным пунктом, в частности, предусмотрено, что если нетекстовый контент представлен в виде медиаконтента, ограниченного по времени, то текстовая версия представляет собой, как минимум, краткое описание нетекстового контента.

Если нетекстовый контент используется исключительно с целью оформления, визуального форматирования или вообще невидим пользователя, то он представлен таким образом, чтобы вспомогательные технологии могли его игнорировать.

Необходимо создавать контент, который можно представить различными способами без потери информации или структуры (пункт 4.1.3).

Необходимо максимально упростить пользователям возможность просматривать и прослушивать контент, в том числе отделяя первостепенную информацию от фоновой (пункт 4.1.4).

Компоненты пользовательского интерфейса и навигация должны быть управляемыми (пункт 4.2).

Соответствующими подразделами и пунктами раздела 4 ГОСТ Р 52872-2019 установлены критерии успешного применения для каждого из уровней доступности (А, АА или ААА).

Правила оценки контента на соответствие стандарту установлены разделом 5 ГОСТа.

При этом определено, что для того, чтобы контент или его страница соответствовали настоящему стандарту, должны выполнятся все нижеперечисленные требования, в том числе, для соответствия уровню А (минимальный уровень соответствия) страница удовлетворяет всем критериям успешного применения уровня А, или предоставляется соответствующая альтернативная версия.

Способы использования технологий только с поддержкой средств доступности гарантированно удовлетворяют критериям успешного применения. Любая информация или функциональность, представленная без поддержки средств доступности, также должна быть представлена альтернативной версией с поддержкой средств доступности (пункт 5.4).

Таким образом, в случае несоответствия контента или его страницы соответствующим уровням доступности, в том числе, минимальному (уровень А), необходимо предоставление альтернативной версии сайта.

Судом установлено, что сайт МУП «Аметист», расположенный по адресу: http://hotel-ametist.ru/, не имеет соответствующей альтернативной версии сайта для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

При этом из представленных истцом скриншотов страниц сайта МУП «Аметист» следует и не опровергнуто ответчиком, что сайт не отвечает критериям доступности, определенным ГОСТ Р 52872-2019, в том числе, минимальному уровню доступности А.

Так, на страницах сайта представлен нетекстовый контент (изображения), который используется с целью оформления, однако он не представлен таким образом, чтобы вспомогательные технологии могли его игнорировать (отключение указанного контента не предусмотрено), а также имеется презентация, которая не снабжена текстовой версией, как минимум, кратким описанием нетекстового контента.

Кроме того на страницах сайта отсутствует возможность представления контента различными способами, предусмотренными ГОСТ, без потери информации или структуры.

Доказательств, опровергающих приведенные обстоятельства, а также доказательств, свидетельствующих о соответствии официального сайта
МУП «Аметист» уровню А, ответчиком в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

При этом наличие возможности масштабирования имеющейся информации средствами просмотра интернет-страницы, вопреки доводам апелляционной жалобы, само по себе не свидетельствует о соответствии сайта МУП «Аметист» минимальному уровню доступности, установленному ГОСТ Р 52872-2019, поскольку не подтверждает факт удовлетворения контента (его страницы) всем критериям успешного применения уровня А применительно к требованиям утвержденного стандарта.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что ответчик не является социально значимой организацией, в связи с чем не мог быть объектом прокурорской проверки, основанием к отмене решения суда не являются и признаются несостоятельными, учитывая, что в силу положений статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на организациях независимо от их организационно-правовых форм лежит обязанность обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и к предоставляемым в них услугам, а также для беспрепятственного пользования средствами связи и информации, а соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов является предметом прокурорского надзора в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 12 декабря 2021 г. основным видом деятельности МУП города Апатиты «Аметист» является деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания. Учредителем является муниципальное образование города Апатиты с подведомственной территорией.

Аналогичные положения предусмотрены Уставом МУП города Апатиты «Аметист», принятым судебной коллегией в качестве дополнительных доказательств в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с целью устранения неполноты исследования судом первой инстанции юридически значимых обстоятельств.

Кроме того из принятых по указанным основаниям в качестве дополнительных доказательств - скриншота с официального сайта Министерства развития Арктики и экономики Мурманской области данных Реестра приоритетных объектов и услуг социальной инфраструктуры Мурманской области, а также паспорта доступности объекта и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения, утвержденного 25 декабря 2018 г. директором МУП «Аметист» с привлечением представителя Всероссийского общества инвалидов и актуализированного в 2019 и 2022 годах, следует, что МУП «Аметист» включено в реестр приоритетных объектов и услуг социальной инфраструктуры г.Апатиты, при этом планом мероприятий по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов предусмотрено создание (развитие) сайте организации, адаптированного с учетом особенностей восприятия (пункт 4 раздела II Приложения № 2 к паспорту доступности).

При этом принятыми в качестве дополнительных доказательств в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации копиями представления Ковдорской прокуратуры об устранении нарушений от 8 октября 2019 г., протокола МУП «Аметист» от 9 октября 2019 г. о рассмотрении представления, скриншотами сайта ответчика, а также ответом от 29 октября 2019 г. подтверждено, что ранее организацией выполнялось требование о наличии альтернативной версии сайта и были устранены допущенные нарушения.

Принимая во внимание установленный на момент проведения прокурорской проверки в 2021 г. и не устраненный на дату рассмотрения дела судом факт нарушения прав граждан с ограниченными возможностями по зрению на получение необходимой информации об организации МУП «Аметист», оказывающей гостиничные услуги, об осуществляемой ею деятельности, а также право на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно обязал МУП «Аметист» привести в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52872-2019 официальный сайт организации, размещенной в сети Интернет, а именно разработать и ввести в действие альтернативную версию сайта для инвалидов по зрению, установив в соответствии с положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок до 1 марта 2022 г.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии оснований к возложению на МУП «Аметист» обязанности по устранению нарушений требований законодательства об обеспечении доступности слабовидящим интернет-ресурса предприятия, соответствия сайта МУП «Аметист» критериям доступности какого-либо из уровней, установленных ГОСТ Р 52872-2019, материалы дела не содержат.

При этом гарантирующей инвалиду право на получение необходимой информации прямо предусмотрено положениям статьи 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В целом, приведенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указание на обстоятельства и факты, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.

Нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не усматривается.

При таком положении оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Апатитского городского суда Мурманской области от 17 января 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Апатиты «Аметист» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи