ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1123/2023 от 09.08.2023 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Красюкова А.С. Дело № 33-26941/2023

№ 2-1123/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 августа 2023 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Малахай Г.А.,

судей Санниковой С.А., Роговой С.В.,

по докладу судьи Санниковой С.А.,

при ведении протокола помощником судьи Марченко Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крымского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Опытно-экспериментальный Крымский завод промышленных инструментов» о признании бездействия незаконным и понуждении исполнить обязанности в натуре,

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Опытно-экспериментальный Крымский завод промышленных инструментов» на решение Крымского районного суда Краснодарского края от ...........

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Крымский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Опытно-экспериментальный Крымский завод промышленных инструментов» (далее также ООО «ОЭКЗПИ», Общество) о признании бездействия незаконным и понуждении исполнить обязанности в натуре.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной Крымской межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры Краснодарского края проверки обоснованности формирования перечня организаций, включенных в сводный реестр предприятий оборонно-промышленного комплекса, законодательства о мобилизации и мобилизационной подготовке в Российской Федерации, установлено, что ООО «ОЭКЗПИ», внесенное в перечень организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2004 № 96 «О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса», не являлось и не является исполнителем государственного оборонного заказа, не имеет на исполнении государственных контрактов, сведениями об участии в системе кооперации вышестоящих исполнителей государственного-оборонного заказа не обладает.

Вместе с тем, директором ООО «ОЭКЗПИ», в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 № 1725 «Об утверждении Правил предоставления права на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации гражданам Российской Федерации, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса», в военные комиссариаты 18.10.2022 направлены сведения о работниках, которые имеют право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации на основании п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», общее количество 5 человек, непосредственно и на постоянной основе участвующих в производственном процессе.

Однако, в нарушение п.п. 2 и 5 поименованного Постановления Правительства Российской Федерации, списки указанных работников не содержат информации о степени их участия в выполнении заданий государственного оборонного заказа, поскольку заданий государственного оборонного заказа на исполнении в организации не имеется, в связи с чем, основания для направления таких списков работников военным комиссарам отсутствовали.

По выявленным нарушениям, с целью их устранения и недопущения впредь, Крымской межрайонной прокуратурой директору ООО «ОЭКЗПИ» .......... внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое последним не рассмотрено, ответ в межрайонную прокуратуру не поступал.

.......... в межрайонную прокуратуру поступила жалоба на действия заместителя межрайонного прокурора, выразившееся, по мнению заявителя, в необоснованном внесении представления об устранении нарушений федерального законодательства. По результатам рассмотрения обращения о несогласии с представлением .......... заявителю направлен ответ, которым в ее удовлетворении отказано.

Ответ на представление в межрайонную прокуратуру от ООО «ОЭКЗПИ» не поступал.

На основании вышеизложенного истец просил суд признать действия ООО «ОЭКЗПИ», выразившиеся в направлении в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 № 1725 «Об утверждении Правил предоставления права на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации гражданам Российской Федерации, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса» в военные комиссариаты, в которых работники состоят на воинском учете, списка работников, имеющих право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации, незаконными; признать бездействие ООО «ОЭКЗПИ», выразившееся в непредоставлении в военные комиссариаты, в которых работники состоят на воинском учете, сведений об отсутствии на исполнении у организации заданий государственного оборонного заказа и оснований для предоставления работникам отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации, незаконным; обязать ООО «ОЭКЗПИ» предоставить в военные комиссариаты, в которых работники состоят на воинском учете, сведения об отсутствии на исполнении у организации заданий государственного оборонного заказа и оснований для предоставления работникам отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и обязать предоставить в Департамент промышленной политики Краснодарского края сведения об отсутствии на исполнении государственного оборонного заказа.

Решением Крымского районного суда г. Краснодара от .......... исковые требования удовлетворены в полном объёме. Этим же решением суд взыскал с ответчика в бюджет муниципального образования Крымский район государственную пошлину в размере 6 000 руб.

В апелляционной жалобе представитель ООО «ОЭКЗПИ» выражает несогласие с вынесенным решением, просит его отменить. Указывает, что выводы суда первой инстанции противоречат фактическим обстоятельствам дела и не подтверждаются материалами дела, не применены нормы материального права, подлежащие применению.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на ее, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» с .......... в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация.

В соответствии с п. 9 поименованного Указа гражданам Российской Федерации, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса, предоставлено право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации (на период работы в этих организациях). Категории граждан Российской Федерации, которым предоставляется право на отсрочку, и порядок его предоставления определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 № 1725 утверждены Правила предоставления права на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации гражданам Российской Федерации, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса (далее – Постановление № 1725).

В соответствии с п.п. 2, 3 указанного Постановления № 1725 право на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» предоставляется руководителям, специалистам и рабочим, работающим в организациях и участвующим в выполнении заданий государственного оборонного заказа.

Перечень организаций разрабатывается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации с разбивкой по субъектам Российской Федерации, утверждается в 5-дневный срок со дня вступления в силу настоящих правил и направляется в Министерство обороны Российской Федерации.

В целях реализации единой государственной политики в области реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2004 № 96 «О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса» (далее – Постановление № 96).

В соответствии с вышеуказанным актом на Министерство промышленности и торговли Российской Федерации возложена обязанность по ведению реестра на основе информации, представляемой федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены функции по выработке государственной политики в сферах экономики, в которых осуществляют деятельность организации оборонно-промышленного комплекса, включаемые в реестр, а также государственными корпорациями.

Согласно п. 2 Положения о ведении сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденного Постановлением № 96, в реестр включаются: а) организации, имеющие на праве собственности или ином законном основании обособленное имущество, включая оборудование и производственные площади, и квалифицированные кадры для разработки, производства, ремонта и утилизации вооружения, военной и специальной техники, а также для производства вещевого имущества, предусмотренного классами 13, 14 и 15 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности; б) организации, в состав активов которых входят контрольные пакеты акций организаций, указанных в подпункте «а» настоящего пункта; в) организации, участвующие в выполнении заданий государственного оборонного заказа, и (или) обеспечивающие их выполнение, и (или) имеющие мобилизационное задание.

При этом пп. «в» п. 2 поименованного Положения, предусматривающий, что в реестр включаются организации, участвующие в выполнении заданий государственного оборонного заказа и (или) обеспечивающие их выполнение, и (или) имеющие мобилизационное задание, введен в действие на основании постановления Правительства Российской Федерации от .................. и вступил в законную силу с ...........

Приказом Минпромторга России от 10.08.2009 № 721 утвержден административный регламент исполнения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации государственной функции по ведению сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса (далее – Приказ № 721).

В соответствии с п. 1.6 Приказа № 721, для осуществления государственной функции по ведению Реестра организации представляют в Минпромторг России документы в соответствии с настоящим пунктом Регламента.

В п. 1.6.1 Приказа № 721 указан перечень необходимых для включения организации в Реестр документов: заявление организации о включении в Реестр по форме согласно приложению 1 к настоящему Регламенту; представление федерального органа исполнительной власти, государственной корпорации, в сфере деятельности которых находится организация, о включении ее в Реестр (при отсутствии указанного представления организация обосновывает невозможность его представления); заверенные в установленном порядке копии учредительных документов; копии балансовых отчетов с отметкой налогового органа о принятии за последний отчетный и два предшествующих года; информация по формам согласно приложениям 2 - 6 к настоящему Регламенту, подтверждающая соответствие организации установленным требованиям. При этом степень секретности (конфиденциальности) информации определяется исполнителями в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации в области защиты государственной тайны и конфиденциальной информации.

Таким образом, в соответствии с нормами вышеуказанных актов, право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации получают работники организаций, которые включены в сводный реестр предприятий оборонно-промышленного комплекса и участвуют в выполнении заданий государственного оборонного заказа.

Судом установлено и следует из материалов дела, что по результатам проведенной Крымской межрайонной прокуратурой проверки обоснованности формирования перечня организаций, включенных в сводный реестр предприятий оборонно-промышленного комплекса, законодательства о мобилизации и мобилизационной подготовке в Российской Федерации, установлено, что ООО «ОЭКЗПИ», в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2004 № 96, приказом Минпромторга России от 27.09.2022 № 4070 (ред. от 10.10.2022) включено в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, относящихся к сфере ведения Минпромторга России, о чем директору Общества 17.10.2022 поступила информация из департамента промышленной политики Краснодарского края.

Вместе с тем, ООО «ОЭКЗПИ» не являлось и не является исполнителем государственного оборонного заказа, не имеет на исполнении государственных контрактов, то есть на дату внесения в реестр не отвечало требованиям п. 2 Положения о ведении сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденного Постановлением № 96.

Директором Общества, в соответствии с Постановлением № 1725, 18.10.2022 в военные комиссариаты направлены сведения о работниках, которые имеют право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации на основании п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647, общее количество 5 человек, непосредственно и на постоянной основе участвующих в производственном процессе.

Однако, данные списки, в нарушение п.п. 2, 5 Постановления № 1725, не содержат информации о степени участия работников в выполнении заданий государственного оборонного заказа, поскольку таковых на исполнении в организации не имеется.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчиком какие-либо заявления и документы в соответствии с Приказом № 721 для включения в обозначенный реестр не направлялись, организация не является исполнителем государственного оборонного заказа, не имеет на исполнении государственных контрактов в сфере оборонно-промышленного комплекса, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что ответчик без достаточных оснований и в нарушение норм действующего законодательства направил военным комиссарам сведения о работниках, имеющих право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации в связи с работой в организации оборонно-промышленного комплекса и выполнении заданий государственного оборонного заказа.

Ссылки апеллянта на договоры с организациями-заводами об обратном не свидетельствуют, так как данные договоры не содержат сведений о их заключении в целях исполнения обязательств по государственному оборонному заказу.

По выявленным нарушениям, с целью их устранения и недопущения впредь, Крымской межрайонной прокуратурой директору ООО «ОЭКЗПИ» .......... внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Данное представление Обществом не рассмотрено, ответ в межрайонную прокуратуру не поступал.

По результатам рассмотрению жалобы ответчика от .......... на необоснованное внесении представления об устранении нарушений федерального законодательства, .......... в ее удовлетворении Крымским межрайонным прокурором отказано.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом анализа действующего законодательства, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Крымского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, поскольку бездействие ответственных лиц ООО «ОЭКЗПИ», выразившееся в не направлении корректирующих сведений в военные комиссариаты об отсутствии на исполнении у организации заданий государственного оборонного заказа и оснований для предоставления работникам отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации, может повлечь необоснованное предоставление включенным в указанные списки работникам права на отсрочку от призыва на военную службу, чем будут нарушены права неопределенного круга лиц.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в решении суда содержатся положения, не относящиеся к рассматриваемому спору, повлечь отмену правильного по существу судебного акта не могут, поскольку суд первой инстанции вправе исправить допущенные описки в порядке, предусмотренном ст. 200 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

Иные доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения; не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекут отмену судебного акта.

Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.

Таким образом, правовых оснований, влекущих в пределах действия ст. 330 ГПК РФ отмену постановленного по делу решения, судебной коллегией при рассмотрении жалобы не установлено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Крымского районного суда Краснодарского края от .......... оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Опытно-экспериментальный Крымский завод промышленных инструментов» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 августа 2023 года.

Председательствующий:

Судьи: