Судья Зотова Ю.В. № 2-1131/2021
Докладчик Выскубова И.А. № 33-2622/2022
54RS0008-01-2021-001135-44
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Белик Н.В.,
Судей Выскубовой И.А., Плужникова Н.П.,
При секретере ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 05.04.2022 гражданское дело по иску Н.Р.С. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России, Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту военного имущества Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности принять жилое помещение в федеральную собственность,
по апелляционным жалобам представителя ответчика Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации - Р.О.Н., представителя ответчика Федерального государственного автономного учреждения «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации - П.В.В. на решение Первомайского районного суда г.Новосибирска от 29.10.2021.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Выскубовой И.А., объяснения представителя ответчика Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-коммунальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации – Ж.Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Н.Р.С. обратился в суд с иском, в котором с учетом уточнений просил возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность заключить с Н.Р.С. договор о передаче в федеральную собственность (договор деприватизации) квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, принять в федеральную собственность данную квартиру; прекратить право собственности истца на данную квартиру; обязать Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации через специализированную организацию - Федеральное государственное казенное учреждение (далее-ФГАУ) «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации заключить с ним договор социального найма на двухкомнатную квартиру <адрес>.
В обоснование требований указано, что на основании заочного решения Первомайского районного суда г.Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ за Н.Р.С. в порядке приватизации признано право собственности на двухкомнатную квартиру <адрес>. Право собственности на квартиру зарегистрировано в установленном законом порядке. ДД.ММ.ГГГГН.Р.С. заключил брак с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ у них родилась совместная дочь, и данные лица были вселены в жилое помещение в качестве членов его семьи. Квартира является для них единственным местом жительства. В апреле 2021 года решили передать квартиру в казну Российской Федерации, в связи с чем, истец обратился с заявлением в ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, в чьем оперативном управлении она находилась до приватизации. Однако, был дан ответ, что Уставом не предусмотрено принятие в дар недвижимого имущества, что управлением и распоряжением имуществом Вооруженных Сил занимается Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации. При обращении в последний орган, ответа не последовало. Истец полагает, что имеет основания для передачи квартиры уполномоченному органу Министерству обороны Российской Федерации, поскольку в марте 2021 года был рассмотрен к назначению на новую должность в <адрес>. Отсутствие самого порядка передачи военнослужащим приватизированных жилых помещений не должно нарушать права истца.
Решением Первомайского районного суда г.Новосибирска от 29.10.2021 исковые требования Н.Р.С. удовлетворены.
На Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность заключить с Н.Р.С. договор о передаче в федеральную собственность (договор деприватизации) квартиры, расположенной по адресу: <адрес> принять в собственность Российской Федерации квартиру по адресу: <адрес>.
Данное решение является основанием для прекращения права собственности Н.Р.С. на квартиру по адресу <адрес>, и внесения соответствующей записи в ЕГРН.
На Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ возложена обязанность заключить с Н.Р.С. договор социального найма на двухкомнатную квартиру <адрес>.
С решением суда не согласился представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление правого обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – П.В.В., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, по доводам, изложенным в жалобе.
Также с решением суда не согласился представитель ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации - Р.О.Н., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Рассмотрев дело в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Н.Р.С. является подполковником и проходит военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, что подтверждается справкой командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20), выпиской из личного дела (л.д.25).
ДД.ММ.ГГГГ Федеральным государственным учреждением «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации было вынесено решение № о заключении договора социального найма с Н.Р.С. (л.д.11).
В этот же день, ДД.ММ.ГГГГ между Федеральным государственным учреждением «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и Н.Р.С. подписан договор социального найма №, по которому в бессрочное владение и пользование Н.Р.С. передано помещение – двухкомнатная квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> (л.д.12-15).
ДД.ММ.ГГГГ Первомайским районным судом г.Новосибирска вынесено заочное решение, которым за Н.Р.С. в порядке приватизации признано право собственности на указанное жилое помещение (л.д.22-24). ДД.ММ.ГГГГ за истцом зарегистрировано право собственности за №, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.53-56), свидетельством о государственной регистрации права (л.д.21).
Согласно выписке из домовой книги (л.д.15) ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрировал по указанному адресу свою супругу ФИО1, с которой состоит в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18), а также их совместную дочь ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.19) с ДД.ММ.ГГГГ. Сам истец также зарегистрирован по данному адресу по настоящее время с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20) командованием решен вопрос о переводе подполковника Н.Р.С. и членов его семьи для прохождения дальнейшей военной службы за пределами г.Новосибирска.
Ссылаясь на то, что место службы определено в <адрес>, истец Н.Р.С. принял решение о «деприватизации» находящегося в его собственности жилого помещения, и обратился в ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, которое ДД.ММ.ГГГГ дало ответ о том, что Уставом не предусмотрено полномочий Учреждения на заключение от имени Российской Федерации договоров о принятии в дар недвижимого имущества. Также Учреждение не имеет полномочий на заключение договоров социального найма жилого помещения, указанные положения возложены на Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министрерства обороны Российской Федерации (ФГАУ «Росжилкомплекс»). Также указано на то, что полномочия Министерства обороны Российской Федерации по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил переданы Департаменту военного имущества Министерства обороны Российской Федерации (л.д.10).
При обращении в Департамент военного имущества Минобороны России, письмо истца было переадресовано в Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, которым ДД.ММ.ГГГГ истцу дан ответ о том, что по вопросу пожертвования находящегося в собственности жилого помещения необходимо обращаться в филиал «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» либо территориальный отдел «Новосибирский» филиала «Центральный «ФГАУ «Росжилкомплекс». После передачи принадлежащего на праве собственности жилого помещения в собственность Российской Федерации, в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации Н.Р.С. может быть принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту прохождения военной службы не ранее чем через пять лет со дня передачи им жилого помещения в государственную или муниципальную собственность (л.д.94,104).
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, основываясь на положениях ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ст.9.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришёл к выводу, что выраженное истцом законное волеизъявление о прекращении права собственности на квартиру по адресу: <адрес> влечет обязанность органа военного управления, которым является Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации совершить корреспондирующие этому волеизъявлению действия по принятию указанной квартиры в федеральную собственность.
При этом судом учтено, что в силу закона с прекращением права собственности истцом на спорное жилье оно возвращается в собственность Российской Федерации как ранее ему принадлежащее, а за истцом, как и ранее, должен быть заключен договор социального найма.
Обязанность по заключению с истцом договора социального найма следует возложить исходя из Приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ на Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, поскольку именно на ФГАУ «Росжилкомплекс» возложена обязанность по принятию решений о заключений договоров социального найма жилого помещения и заключение договоров социального найма жилого помещения с военнослужащими (пункт 12 Положений Учреждения) (л.д.60-63).
Оснований не согласиться с данными выводами суда судебная коллегия не усматривает, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке представленных по делу доказательств.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – П.В.В. о том, что действующее законодательство не предусматривает обязанности Министерства обороны Российской Федерации по приёму обратно в государственную собственность ранее предоставленного военнослужащему на условиях социального найма и приватизированного жилого помещения, - не могут быть признаны состоятельными в силу следующего.
В соответствии с пунктом 9.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Аналогичные положения предусмотрены статьей 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Из указанных норм следует, что деприватизация жилого помещения возможна при соблюдении следующих условий: жилое помещение должно поступить в собственность гражданина именно в порядке приватизации, а не по иным основаниям приобретения права собственности (договор дарения, купли-продажи, в порядке наследования); жилое помещение должно быть единственным местом постоянного проживания гражданина; отсутствие обременений в отношении жилого помещения; право на деприватизацию можно реализовать однократно.
С учетом того обстоятельства, что спорная квартира приватизирована истцом на основании вступившего в законную силу решения суда, являлась для него единственным местом проживания на момент государственной регистрации права, и свободна от обязательств, как на то указано в статье 9.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации», истец вправе воспользоваться деприватизацией.
Утверждение представителя ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в апелляционной жалобе о том, что право собственности истца возникло не на основании договора приватизации, а на основании решения суда, в связи с чем, ответчик не уполномочен на принятие спорного жилого жилья в государственную собственность в порядке деприватизации; Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации является надлежащим ответчиком, не может являться основанием для отмены решения и отказу в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, ответчик не уполномочен на принятие спорного жилья в государственную собственность, - являлись предметом обсуждения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Суд пришел к обоснованному выводу о том, что, то обстоятельство, что приватизации возникла на основании решения суда, а не на основании договора, не может являться основанием для отказа в иске, так как обязанность принять жилое помещение в федеральную собственность в порядке «деприватизации» должна быть возложена в любом случае на соответствующие органы военного управления.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Министерство обороны Российской Федерации уполномочено осуществлять в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами (пункт 71).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство Обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственный учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.
В силу Приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» и Приказа Министра обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросу жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации определен Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, который свои полномочия осуществляет, в том числе, через ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Сибирское территориальное управление имущественных отношений.
ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Сибирское территориальное управление имущественных отношений является некоммерческой организацией, созданной в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Сибирское территориальное управление имущественных отношений.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, ряд функций, в частности, предоставляет военнослужащим жилые помещения, в том числе служебные помещения и помещения в общежитиях, в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации; выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним.
Пунктом 2.2 Инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в вооруженных силах Российской Федерации, жилыми помещениями, утвержденной приказом Министра обороны № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, в том числе осуществляет функции уполномоченного органа по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями; распределение жилых помещений; заключение (расторжение, изменение) с военнослужащими договоров социального найма жилого помещения и найма служебного жилого помещения.
Таким образом, Департамент военного имущества Минобороны Сибирское территориальное управление имущественных отношений через специализированные организации по их территориальной принадлежности является уполномоченным органом по вопросам, связанным управлением и распоряжением жилищным фондом, действует от имени Министерства обороны Сибирское территориальное управление имущественных отношений.
Статья 35 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Сибирское территориальное управление имущественных отношений право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Сибирское территориальное управление имущественных отношений собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Таким образом, не имеется законных оснований для освобождения Департамента военного имущества Министерства обороны Сибирское территориальное управление имущественных отношений в лице ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Сибирское территориальное управление имущественных отношений от обязанности заключить с истцом договор о передаче в федеральную собственность (договор деприватизации) вышеуказанной квартиры и принятии ее в собственность Российской Федерации.
При судом учтено, что при удовлетворении исковых требований, какого – либо ущерба интересам Министерства обороны Сибирское территориальное управление имущественных отношений, а также третьим лицам, проживающим в жилом помещении, не причиняется, так как освобождаемое истцом и членами его семьи жилое помещение в соответствии пунктом 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» подлежит повторному заселению военнослужащими, а истец не лишен возможности в будущем претендовать на повторное получение жилья в общем порядке.
Доводы апеллянтов о том, что в действиях истца усматривается злоупотребление правом, не подтверждены доказательствами, указание на деприватизацию как цель получить жилое помещение по другому месту службы, таковыми не являются.
С учетом права истца на деприватизацию единственного жилого помещения, в силу закона, его обращениях с заявлением о деприватизации в установленном порядке в уполномоченный орган, суд правильно удовлетворил требования истца, доводы апеллянтов об обратном, отклоняются судебной коллегией.
При указанных обстоятельствах, выводы суда первой инстанции мотивированны, основаны на оценке представленных сторонами доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не согласиться с ними у судебной коллегии оснований не имеется.
Фактически доводы апелляционных жалоб были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда, направлены на иное толкование норм права и оценку доказательств, надлежащая оценка которым дана в решении суда, с которой судебная коллегия соглашается, и не могут служить основаниями, предусмотренными ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь безусловную отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первомайского районного суда г.Новосибирска от 29.10.2021, в пределах доводов апелляционных жалоб оставить без изменения, апелляционные жалобы ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: