Судья Тимкина Л.А. Дело №33-2790/2021
№2-1135/2021
43RS0002-01-2021-001417-82
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Ворончихина В.В.,
судей Едигаревой Т.А., Мамаевой Н.А.,
при секретаре Гаркушенко И.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове Кировской области 01 июля 2021г. дело по апелляционной жалобе Х. на решение Октябрьского районного суда г. Кирова Кировской области от 05 апреля 2021г., которым постановлено: в удовлетворении исковых требований Х. к ФССП РФ, УФССП России по Кировской области о признании права на назначение пенсии отказать.
Заслушав доклад судьи Едигаревой Т.А., судебная коллегия
установила:
Х. обратилась в суд с иском к ФССП РФ, УФССП России по Кировской области о признании права на назначение пенсии, указав, что общий стаж гражданской службы составляет 43 года 6 месяцев, в том числе стаж гражданской службы в системе исполнений судебных решений и актов иных органов - 30 лет 5 месяцев. 30 апреля 2020г. служебная деятельность истца прекращена по инициативе работодателя в связи с сокращением занимаемой должности. В поступлении на службу в органы принудительного исполнения ей было отказано в связи с достижением возраста 60 лет. В назначении пенсии на основании ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», ей было отказано по причине того, что на момент увольнения она не являлась сотрудником органов принудительного исполнения Российской Федерации. Просила включить в стаж, дающий право на назначение пенсии в соответствии со ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993г. № 4468-1 периоды ее трудовой деятельности:
- с <дата> 1989г. по <дата> 1997г. в должности судебного исполнителя Яранского районного суда Кировской области;
- с <дата> 1998г. по <дата> 1998г. в должности исполняющего обязанности старшего судебного пристава-исполнителя Яранского района службы судебных приставов Управления юстиции Кировской области;
- с <дата> 1998г. по <дата> 2004г. в должности старшего судебного пристава Яранского межрайонного подразделения службы судебных приставов Управления министерства юстиции по Кировской области;
- с <дата> 2005г. по <дата> 2014г. в должности начальника Яранского межрайонного отдела - старшего судебного пристава Управления Федеральной службы судебных приставов Кировской области;
- с <дата> 2014г. по <дата> 2015г. в должности начальника межрайонного отдела судебных приставов по Яранскому и Кикнурскому районам - старшего судебного пристава Управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области;
- с <дата> 2015г. по <дата> 2020г. в должности начальника межрайонного отдела судебных приставов по Яранскому, Кикнурскому и Тужинскому районам – старшего судебного пристава Управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области.
Признать за ней право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с положениями Закона РФ от 12 февраля 1993г. № 4468-1; обязать ФССП РФ назначить пенсию за выслугу лет в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993г. № 4468-1 с 17 июля 2020г., то есть с даты обращения за назначением пенсии.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Х. просит решение суда отменить, принять новое об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает на нарушение норм материального права. Считает, что после 01 января 2020г. она продолжала исполнение своих должностных обязанностей, замещая должность начальника межрайонного отдела судебных приставов по Яранскому, Кикнурскому и Тужинскому районам – старшего судебного пристава Управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области, которые являются идентичными обязанностям, возложенным на органы принудительного исполнения. Утверждает, что задачи, возложенные на органы принудительного исполнения, и перечисленные в ст. 6.5 Закона РФ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», аналогичны тем, что предусмотрены в ст. 1 Закона РФ «О судебных приставах». Считает, что положения Закона РФ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» должны распространяться на истца, поскольку ее служебная деятельность была прекращена после вступления указанного закона в законную силу. Не согласна с выводом суда о том, что применительно к пенсионному обеспечению стаж государственной службы должен определяться на основании соответствующего пенсионного закона. Полагает, что решением суда ущемлены ее конституционные права, связанные с реализацией права на пенсионное обеспечение. В дополнениях к апелляционной жалобе Х. ссылается на определение Московского областного суда по делу № 33-8192/2021 и просит учесть его выводы при рассмотрении дела.
Выслушав Х., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ФССП РФ, УФССП России по Кировской области К., возражавшую против удовлетворения жалобы, исследовав письменные материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В связи со вступлением в силу с 01 января 2020г. Федерального закона N328-ФЗ от 01 октября 2019г. «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ N 328-ФЗ от 01 октября 2019г.), Федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы.
Предметом регулирования ФЗ 328-ФЗ от 01 октября 2019г. являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового статуса сотрудника.
Согласно ч. 1 ст. 36 ФЗ N 328-ФЗ от 01 октября 2019г. стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
В стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: период замещения сотрудником должностей в органах принудительного исполнения; период нахождения сотрудника в распоряжении органа принудительного исполнения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; период приостановления сотрудником службы в органах принудительного исполнения в соответствии с частью 1 статьи 35 настоящего Федерального закона; период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации; период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации; период замещения гражданином должностей прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов; период работы судьей; время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органах принудительного исполнения по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения образования соответствующего уровня, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы; срок испытания при поступлении гражданина на службу в органах принудительного исполнения (часть 2 указанной статьи).
В соответствии с ч. 4 ст. 36 указанного Закона в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: 1) для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, части 14 статьи 92 настоящего Федерального закона, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (в календарном или льготном исчислении).
Согласно ч. 14 ст. 92 ФЗ N 328-ФЗ от 01 октября 2019г. в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды замещения не позднее 1 июля 2020 года должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.
На основании ст. 1 ФЗ N 328-ФЗ от 01 октября 2019г. сотрудник - гражданин, проходящий в соответствии с настоящим Федеральным законом службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.
Статьей 96 указанного Закона были внесены изменения в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
Согласно п. «а» ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются в том числе на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте «б» настоящей статьи, и их семей).
В соответствии с п. «а» ст. 5 Закона Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
В силу ст. 6 указанного Закона лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
На основании п. «а» ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что назначение пенсии по выслуге лет производится при увольнении и наличии права на назначение пенсии за выслугу лет, в соответствии с основаниями, установленными законом.
Главой 4 ФЗ N 328-ФЗ от 01 октября 2019г. регламентировано возникновение и изменение правоотношений на службе в органах принудительного исполнения.
В соответствии со ст. 20 указанного Закона правоотношения на службе в органах принудительного исполнения между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом, и правового акта о назначении на должность.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 30 октября 1989г. по 31 декабря 1997г. истец работала судебным исполнителем Яранского районного суда Кировской области.
- с <дата> 1989г. по <дата> 1997г. в должности судебного исполнителя Яранского районного суда Кировской области;
- с <дата> 1998г. по <дата> 1998г. в должности исполняющего обязанности старшего судебного пристава-исполнителя Яранского района службы судебных приставов Управления юстиции Кировской области;
- с <дата> 1998г. по <дата> 2004г. в должности старшего судебного пристава Яранского межрайонного подразделения службы судебных приставов Управления министерства юстиции по Кировской области;
- с <дата> 2005г. по <дата> 2014г. в должности начальника Яранского межрайонного отдела - старшего судебного пристава Управления Федеральной службы судебных приставов Кировской области;
- с <дата> 2014г. по <дата> 2015г. в должности начальника межрайонного отдела судебных приставов по Яранскому и Кикнурскому районам - старшего судебного пристава Управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области;
- с <дата> 2015г. по <дата> 2020г. в должности начальника межрайонного отдела судебных приставов по Яранскому, Кикнурскому и Тужинскому районам – старшего судебного пристава Управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области.
С 01 декабря 2007г. имеет классный чин «Государственный советник юстиции 1 касса». После 01 января 2020г. истец продолжила исполнение своих должностных обязанностей, замещая должность начальника МРО СП по Яранскому, Кикнурскому и Тужинскому районам – старшего судебного пристава УФССП России по Кировской области.
15 января 2020г. истец получила уведомление о сокращении с 01 мая 2020г. на основании приказа ФССП от 01 января 2020г. № 66 «Об утверждении и введении, в действие структуры штатного расписания УФССП России по Кировской области» занимаемой ею должности.
30 апреля 2020г. служебная деятельность истца прекращена по инициативе работодателя - в связи с сокращением занимаемой должности, на основании приказа УФССП по Кировской области от 28 апреля 2020г. № 242-лс.
Общий стаж гражданской службы истца составляет 43 года 6 мес., в т.ч. стаж гражданской службы в системе исполнений судебных решений и актов иных органов составляет 30 лет 5 мес.
17 июля 2020г. истец обратилась к ответчикам с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с положениями Закона РФ от 12 февраля 1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
26 августа 2020г. ФССП России в письменной форме отказал истцу в назначении пенсии по нормам Закона № 4468-1 в связи с тем, что на момент увольнения Х. не являлась сотрудником органов принудительного исполнения Российской Федерации.
Разрешая спор и постанавливая обжалуемое решение, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, суд первой инстанции исходил из того, что возникновение права на пенсионное обеспечение по выслуге лет в соответствии с принятием ФЗ №328-ФЗ от 01 октября 2019г. и внесением изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе Закон N 4468-1 возникает у лиц, проходящих служу в органах принудительного исполнения.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, так как он мотивирован, основан на правильном применении норм материального права, соответствует установленным обстоятельствам дела, подтверждается представленными доказательствами, которым в их совокупности дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для иной оценки представленных доказательств не усматривается.
Поскольку Х. на должность в органах принудительного исполнения не назначалась и службу в органах принудительного исполнения не проходила, была уволена с федеральной государственной гражданской службы, следовательно, на момент увольнения отсутствовали основания для назначения пенсии за выслугу лет, и соответственно положения ФЗ N 328-ФЗ от 01 октября 2019г. не подлежат применению.
То обстоятельство, что после вступления в силу ФЗ N 328-ФЗ от 01 октября 2019г. истец продолжала работать, исполнять свои обязанности в соответствии с условиями ранее заключенного с ней контракта не свидетельствует о том, что она стала являться сотрудником органов принудительного исполнения, поскольку соответствующее решение ответчиком не принималось.
Ссылка в дополнениях к апелляционной жалобе на иную судебную практику по данной категории дела, не может являться основанием к отмене судебного решения применительно к конкретному предмету спора.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, имеющие значение, установил характер спорных правоотношений, к которым применил норму права их регулирующую.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, основания к отмене решения суда, установленные ст. 330 ГПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Кирова Кировской области от 05 апреля 2021г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий Судьи