ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1135/2021 от 02.06.2021 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Мотрохова А.А. Дело № 33-3011/2021

№ 2-1135/2021

55RS0007-01-2021-001371-43

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Сафаралеева М.Р.,

судей Климовой В.В., Леневой Ю.А.,

при секретаре О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Омске 02.06.2021 дело по апелляционной жалобе Администрации г. Омска на решение Центрального районного суда г. Омска от 25.03.2021, которым постановлено:

«Обязать БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 131» устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно: обеспечить срок архивирования и хранения данных видеозаписей системы видеонаблюдения в течение одного месяца в учреждении по адресу: г. Омск, <...> срок до 01 июля 2021 года.

Обязать Администрацию г. Омска осуществить финансирование работ по увеличению до одного месяца срока архивирования и хранения видеозаписей системы видеонаблюдения, установленной в БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 131» и проконтролировать устранение нарушений по противодействию терроризму в образовательном учреждении».

Заслушав доклад судьи Сафаралеева М.Р., судебная коллегия Омского областного суда

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор Центрального административного округа г. Омска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 131» и Администрации г. Омска об устранении нарушений законодательства, указав, что учреждение является правообладателем здания, расположенного по адресу: г. Омск, <...>. Согласно акту о результатах категорирования объекта от 18.10.2019 учреждению присвоена 3 категория опасности. В связи с этим здание школы оборудовано системой видеонаблюдения. Однако в нарушение установленных требований срок хранения видеозаписи с имеющихся в учреждении видеокамер системы видеонаблюдения составляет лишь 5 суток вместо необходимого одного месяца. По факту нарушения требований законодательства о противодействии терроризму директору БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 131» 23.12.2019 прокурором внесено представление № <...>, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения устранены не были. Между тем, названные нарушения создают угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетних, работников учреждения и третьих лиц. При этом, по мнению истца, отсутствие надлежащего финансирования не освобождает ответчика от исполнения предусмотренной законом обязанности. Учредителем БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 131» является муниципальное образование городской округ город Омск. На основании изложенного прокурор просил обязать БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 131» устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно: обеспечить срок архивирования и хранения данных видеозаписей системы видеонаблюдения в течение одного месяца в учреждении по адресу: г. Омск, <...>, в срок до 01 июля 2021 года. Также просил обязать Администрацию г. Омска осуществить финансирование работ по увеличению до одного месяца срока архивирования и хранения видеозаписей системы видеонаблюдения, установленной в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 131», и проконтролировать устранение нарушений по противодействию терроризму в образовательном учреждении.

В судебном заседании помощник прокурора Центрального административного округа г. Омска Б.Е.Ю. требования поддержала.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица департамента образования Администрации г. Омска Н.А.С. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать.

Представители БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 131» и Администрации г. Омска в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежащим образом. В письменном отзыве представитель Администрации г. Омска А.А.И. иск не признала. Полагала, что обязанность по финансированию учреждения должна быть возложена на департамент образования Администрации г. Омска.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Омска А.А.И. просит решение отменить в части возложения обязанности по финансированию работ, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Указывает, что обеспечение деятельности образовательных учреждений отнесено к компетенции департамента образования, который хотя и является структурным подразделением Администрации г. Омска, но при этом наделен правами юридического лица. При этом именно департамент образования Администрации г. Омска является главным распорядителем бюджетных средств в отношении БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 131», в связи с чем возложение обязанности по финансированию работ по установке системы видеонаблюдения полагала незаконным.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Центрального административного округа г. Омска Г.В.В. просит оставить решение без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав представителя департамента образования Администрации г. Омска С.Н.А., поддержавшего жалобу, прокурора Б.А.С., согласившуюся с решением, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

По смыслу п.п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 названного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Пунктом 6.48 свода правил «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» (СП 118.13330.2012) (далее – Свод правил), предусмотрено, что для обеспечения комплексной безопасности, антитеррористической защищенности и охраны образовательных организаций следует предусматривать на первом этаже помещения для размещения сотрудников организаций, обеспечивающих их охрану, с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

Как следует из приложения «В» к Своду правил, требования об установке систем видеонаблюдения распространяются также на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).

Подпунктом «а» пункта 25 Требований установлено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 указанных Требований, осуществляется, в том числе оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации.

В соответствии с п. 30 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.

Согласно п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.

В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Частью 1 ст. 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При этом в соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Из материалов дела следует, что БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 131» осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Прокуратурой Центрального административного округа г. Омска проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму в деятельности БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 131», в ходе которой выявлено, что согласно акту о результатах категорирования объекта от 18.10.2019 ему присвоена 3 категория опасности, однако в нарушение установленных требований срок хранения видеозаписей имеющихся в учреждении видеокамер системы видеонаблюдения составляет лишь 5 суток вместо требуемого одного месяца.

По факту нарушения требований законодательства о противодействии терроризму директору БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 131» внесено представление № <...> от 23.12.2019.

До настоящего времени нарушение не устранено.

Указанные обстоятельства ответчиками не оспаривались.

Согласно п.п. 1.5, 1.18 Устава БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 131» является юридическим лицом, которое, в том числе осуществляет организацию охраны здоровья обучающихся, следовательно, несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, работников учреждения.

Учредителем и собственником имущества названного учреждения является муниципальное образование городской округ г. Омск Омской области. Функции и полномочия учредителя БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 131» осуществляет департамент образования Администрации г. Омска.

Установлено, что осуществление деятельности БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 131» в нарушение требований срока архивирования и хранения данных системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, следовательно, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования, обязав БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 131» устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно, обеспечить срок архивирования и хранения данных видеозаписей системы видеонаблюдения в течение одного месяца.

В данной части решение не обжалуется.

Также судом на Администрацию г. Омска возложена обязанность осуществить финансирование работ по увеличению до одного месяца срока архивирования и хранения видеозаписей системы видеонаблюдения, установленной в БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 131», и проконтролировать устранение нарушений по противодействию терроризму в образовательном учреждении.

Проверив изложенные выводы районного суда в пределах доводов апелляционной жалобы Администрации г. Омска, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения.

Повторно приводимые в апелляционной жалобе доводы о том, что обеспечение деятельности образовательных учреждений отнесено к компетенции департамента образования, который является главным распорядителем бюджетных средств в отношении БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 131», в связи с чем Администрации г. Омска не может быть признана надлежащим ответчиком, отклоняются.

Данным доводам в решении дана надлежащая оценка.

В частности, суд верно исходил из того, что в силу приведенных выше норм субъектом противодействия терроризму в данном случае является именно Администрация г. Омска как орган местного самоуправления, поскольку профилактика терроризма и экстремизма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории городского округа отнесено к вопросам местного значения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Кроме того, департамент образования Администрации г. Омска является одним из структурных подразделений Администрации г. Омска, финансовое и материально-техническое обеспечение его деятельности также осуществляется за счет средств бюджета г. Омска (п.п. 1 и 11 Положения о департаменте образования Администрации г. Омска).

На основании изложенного судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции в обжалуемой части правильными, постановленными при надлежащей оценке доказательств, при верном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем решение не подлежит отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Центрального районного суда г. Омска от 25 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи областного суда: