ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-113/2022 от 14.04.2022 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

дело № 2-113/2022; 33-2899/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

14 апреля 2022 года г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Морозовой Л.В.,

судей областного суда Булгаковой М.В., Данилевского Р.А.,

при секретаре Бутенко Г.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сарычевой Ш.Т., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО, к министерству здравоохранения Оренбургской области, Государственному автономному учреждению здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Оренбурга» об обязании обеспечить ребенка-инвалида лекарственными средствами, продуктами лечебного и энтерального питания, медицинскими изделиями

по апелляционной жалобе министерства здравоохранения Оренбургской области

на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 11 января 2022 года.

Заслушав доклад судьи Булгаковой М.В., объяснения истца Сарычевой Ш.Т., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Сарычева Ш.Т. обратилась в суд с иском к министерству здравоохранения Оренбургской области, указав, что является матерью ребенка-инвалида – ФИО, *** года рождения, который страдает заболеванием «***», имеет показания к оказанию паллиативной помощи и по жизненным показаниям нуждается в терапии лекарственными препаратами, назначенными врачебной комиссией ФГБУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова. 31 августа 2021 года истец обратилась в министерство здравоохранения Оренбургской области с заявлением об обеспечении ребенка назначенными ему препаратами, медицинскими средствами и питанием, однако ответа не получила.

С учетом уточнения исковых требований просила обязать министерство здравоохранения Оренбургской области обеспечить ФИО, *** года рождения, назначенными врачебной комиссией ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова выпиской из истории болезни от 27 июля 2021 года по медицинским (жизненным) показаниям на период нуждаемости на постоянной основе (ежемесячно) до момента отмены средствами для доставки парентерального питания, расходными материалами, лечебным и энтеральным питанием, лекарственными препаратами, средствами по уходу за центральным катетером, средствами по уходу ежемесячно:

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***.

На основании статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение обратить к немедленному исполнению.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, а затем ответчика привлечено Государственное автономное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Оренбурга», в качестве третьих лиц привлечены Министерство финансов Оренбургской области, ФОМС, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.

Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 11 января 2022 года исковые требования Сарычевой Ш.Т., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО, к министерству здравоохранения Оренбургской области, Государственному автономному учреждению здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Оренбурга» удовлетворены частично. Суд обязал Государственное автономное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Оренбурга» обеспечить оказание паллиативной медицинской помощи ребенку – инвалиду ФИО, *** года рождения, в течение всего периода лечения, в том числе на дому, а также обеспечить ребенка-инвалида ФИО до их отмены лекарственными средствами, продуктами лечебного и энтерального питания, медицинскими изделиями согласно протоколу заседания врачебной комиссии от 1 ноября 2021 года № 25 ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России «Российская детская клиническая больница». Этим же решением суд обязал министерство здравоохранения Оренбургской области обеспечить в установленном порядке своевременно и в полном объеме закупку лекарственных средств, продуктов лечебного и энтерального питания, медицинских изделий согласно указанному протоколу заседания врачебной для индивидуального применения ребенком – инвалидом ФИО по медицинским (жизненным) показаниям, до отмены или изменения назначения врачебной комиссией. В удовлетворении остальной части иска отказано.

С вышеуказанным решением не согласен ответчик министерство здравоохранения Оренбургской области, в апелляционной жалобе просит обжалуемое решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков, третьих лиц не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор, суд первой инстанции со ссылкой на нормы международного права, применив положения федерального законодательства, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, пришел к выводу о том, что министерство здравоохранения Оренбургской области и Государственное автономное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Оренбурга» в нарушение требований законодательства и нормативных правовых актов не организовали обеспечение ФИО, являющегося ребенком-инвалидом и страдающего редким (орфанным) заболеванием, приводящим к сокращению продолжительности жизни, необходимыми лекарственными препаратами, энтеральным питанием и медицинским изделиями, рекомендованными ему по жизненным показаниям решением врачебной комиссии, в связи с чем возложил на министерство здравоохранения Оренбургской области обязанность обеспечить закупку лекарственных средств, продуктов лечебного и энтерального питания, медицинских изделий согласно протоколу заседания врачебной комиссии от 1 ноября 2021 года № 25 ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России «Российская детская клиническая больница», а на ответчика Государственное автономное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Оренбурга» - обязанность обеспечить ФИО оказание паллиативной медицинской помощи и обеспечить его вышеуказанными лекарственными средствами, продуктами лечебного, энтерального питания и медицинскими изделиями.

Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как установлено судом первой инстанции, ФИО., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена на срок до 1 сентября 2023 года, что подтверждается справкой серии ***. (т. 1, л.д. 7)

Из представленных документов следует, что у ФИО подтвержден диагноз: «***».

Историей болезни ФГБОУ ВО РНИМУ им. Пирогова Минздрава России «Российская детская клиническая больница» на пациента ФИО подтверждается, что ребенок поступил экстренно 30 мая 2021 года, проведены три операции. ( т.1,л.д. 15-24)

Согласно выписке из протокола заседания врачебной комиссии от 1 ноября 2021 года ФГБОУ ВО РНИМУ им. Пирогова Минздрава России «Российская детская клиническая больница» врачебная комиссия приняла решение о том, что ФИО имеет показания к оказанию ему паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях. Назначены к индивидуальному применению по жизненным показаниям ребенку ФИО перечисленные в данной выписке лекарственные препараты, ингредиенты для инфузионной терапии, средства медицинского назначения (в том числе указанные в ТН и препараты, применяемые «off-label»). Указано, что схема терапии замене не подлежит и должна применяться до момента внесения изменений в терапию по результатам контрольного обследования. (т.1,л.д.73-76)

На обращение Сарычевой Ш.Т. (матери ребенка) от 31 августа 2021 года министерством здравоохранения Оренбургской области дан ответ от 29 сентября 2021 года о том, что в настоящее время в министерстве здравоохранения Оренбургской области на рассмотрении находятся медицинские документы, предоставленные медицинской организацией по вопросу лекарственного обеспечения ребенка ФИО Информация о результатах рассмотрения будет направлена в медицинскую организацию по месту прикрепления ребенка.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Базовым нормативным правовым актом в сфере охраны здоровья граждан является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29).

Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в число которых входят граждане, страдающие редкими (орфанными) заболеваниями.

Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет» (часть 2 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 настоящей статьи, утверждается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно части 4 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в целях обеспечения граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень, утвержденный в соответствии с частью 3 настоящей статьи, лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания осуществляется ведение Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности

Заболевание «***», которое диагностировано у ФИО, включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний, опубликованных на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в сети «Интернет».

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 года № 494.

Согласно пункту 3 названного порядка в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В соответствии с положениями статей 6.1, 6,2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" дети –инвалиды право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входят: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений – обращения процессуального истца в министерство здравоохранения Оренбургской области) при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», и медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека. Порядок формирования перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений – обращения процессуального истца в министерство здравоохранения Оренбургской области) предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года № 2299 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

В разделе II Федеральной программы государственных гарантий предусмотрено, что паллиативная медицинская помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях, в том числе на дому, в условиях дневного стационара и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи.

В разделе V Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также предоставление в рамках оказания паллиативной медицинской помощи для использования на дому медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, по перечню, утвержденному Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан»).

Постановлением Правительства Оренбургской области от 24 декабря 2020 года № 1161-пп утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

Пунктом 3.2 названной Территориальной программы предусмотрено, что за счет средств областного бюджета в соответствии с законодательством Оренбургской области при амбулаторном лечении осуществляется:

обеспечение граждан, проживающих в Оренбургской области, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности;

обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями граждан, проживающих в Оренбургской области, страдающих социально значимыми заболеваниями;

обеспечение лекарственными препаратами граждан, проживающих в Оренбургской области, в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, в том числе граждан Российской Федерации, имеющих место жительства на территории Оренбургской области, которые родились в период с 3 сентября 1927 года по 3 сентября 1945 года («Дети войны»), согласно разделу XI Программы.

Кроме того, в указанной Территориальной программе продублированы положения о порядке оказания паллиативной помощи, содержащиеся в разделе II Федеральной программы государственных гарантий.

В разделе V Территориальной программе предусмотрено финансовое обеспечение за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета мероприятий по обеспечению граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности (за исключением лекарственных препаратов, организация обеспечения которыми отнесена к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья).

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и регионального законодательства Оренбургской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Оренбургской области) лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, но назначенными ему по жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению, в том числе в порядке оказания паллиативной помощи.

С учетом изложенного, а также исходя из установленных по делу обстоятельств, а именно: наличия у ФИО жизнеугрожающего заболевания, статуса ребенка-инвалида вследствие этого заболевания, нуждаемости ФИО по жизненным показаниям в лечении лекарственными средствами, обеспечении медицинскими изделиями и энтеральным питанием, назначенными ему в рамках оказания паллиативной помощи консилиумом врачей ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России «Российская детская клиническая больница», судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о возложении на ответчиков обязанности по обеспечению ФИО лекарственными средствами, продуктами энтерального питания и медицинскими изделиями до отмены или изменения назначения врачебной комиссией.

Доводы апелляционной жалобы о невозможности обеспечения ФИО продуктами лечебного питания, не входящими в перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2021 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 7.12.2020 № 3242, судебной коллегией отклоняются.

В данном случае продукты для энтерального питания были назначены ФИО по жизненным показаниям решением комиссии врачей федеральной специализированной медицинской организации в соответствии с пунктом 4.7 Порядка создания и деятельности врачебных комиссий, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 502н, в соответствии с которым к функциям врачебных комиссий отнесено, в том числе, принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям).

Отсутствие отдельных видов энтерального питания, назначенных решением врачебной комиссии в вышеприведенном перечне, не является основанием дл лишения ребенка-инвалида права на гарантированную ему законом бесплатную медицинскую помощь, включающую в себя в том числе и обеспечение специализированными продуктами лечебного питания.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ФИО получает медицинскую помощь в рамках Федерального закона от 17 июля 2009 № 178-ФЗ, его права ответчиком не нарушены, не могут быть признаны обоснованными, т.к. материалами дела не подтверждается обеспечение ребенка-инвалида в полном объеме лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и лечебным питанием, назначенными ему решением врачебной комиссии по жизненным показаниям.

С учетом характера заболевания и разработанной схемы терапии, которая замене не подлежит, непредоставление в полном объеме медицинской помощи повлечет за собой угрозу жизни ребенка.

Иные доводы жалобы также не содержат оснований для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 11 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства здравоохранения Оренбургской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено