ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1146/2021 от 12.10.2021 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Перегонцева Н.В. № 33-3448/2021

№ 2-1146/2021

67RS0004-01-2021-000820-03

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 октября 2021 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего - Дмитриевой Г.И.,

судей - Филенковой С.В., Шнытко С.М.,

при секретаре (помощнике судьи) - Скорубской Г.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Вяземского районного суда Смоленской области от 21 июля 2021 г.

Заслушав доклад судьи Шнытко С.М.,

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию (далее – Департамент) и отделу социальной защиты населения в Вяземском районе Департамента Смоленской области по социальному развитию об оспаривании решения об отказе во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда», сославшись на то, что им через СОГБУ МФЦ ... поданы документы для предоставления услуги «Присвоение звания «Ветеран труда», в чем письмом отдела социальной защиты от (дата) отказано, поскольку справка о выслуге лет, выданная войсковой частью ..., не является документом, подтверждающим выслугу, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет, - .... Однако справка о выслуге лет, ... выдана в установленном порядке на основании архивных данных (из личного дела) подразделения кадров, о выслуге лет в календарном исчислении. По мнению истца, отказ отдела социальной защиты населения является незаконным, поскольку он (истец) является ... военнослужащим и на пенсионном обеспечении не состоит, в связи с чем не может предоставить справку, подтверждающую выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении из федерального государственного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. При этом ответчик не имел права требовать от него предоставления дополнительных документов для оказания услуги.

Истец ФИО1, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, иск поддержал.

Ответчик Департамент Смоленской области по социальному развитию, отдел социальной защиты населении в Вяземском районе, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Решением Вяземского районного суда Смоленской области от 21.07.2021 в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда и принять новое - об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представленных возражениях, судебная коллегия находит его подлежащим отмене.

Как установлено судом и следует из материалов дела, (дата) ФИО1 обратился в отдел социальной защиты населения в Вяземском районе Департамента Смоленской области по социальному развитию с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда». Письмом от (дата) ему отказано во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда ввиду несоответствия справки о выслуге лет, выданной войсковой частью требованиям Административного регламента, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от (дата) , указано, что уполномоченным лицом на подтверждение выслуги лет, в данном случае, является Управление Федеральной службы безопасности РФ по Смоленской области. Аналогичные доводы указаны Департаментам Смоленской области по социальному развитию в письме, адресованном истцу по результатам рассмотрения жалобы на действия отдела социальной защиты населения в Вяземском районе от (дата) .

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции, исследовав юридически значимые обстоятельства, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, применив к спорным отношениям нормы материального права, исходил из того, что справка, (дата) и его выслуга в календарном исчислении по состоянию на (дата) составляет ..., не подтверждает выслугу лет истца, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, поскольку начальник отдела кадров войсковой части не относится к государственным органам, осуществляющим пенсионное обеспечение, а выслуга лет в календарном исчислении, указанная в справке, не свидетельствует о праве истца на пенсионное обеспечение.

По мнению суда, указанная справка не может подменять документ, который истец должен предоставить в соответствии с положениями ч. 4 ст. 2.6.1 Административного регламента для предоставления ему соответствующей государственной услуги. При этом Департамент не наделен правом самостоятельного истребования документов в пенсионном органе Министерства обороны РФ.

С данными выводами судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации определены Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»).

В соответствии с п. 1 ст. 7 указанного Федерального закона ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

При этом п. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах»).

В Смоленской области порядок присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи соответствующих удостоверений регулируются указанным Федеральным законом, а также нормативными правовыми актами Смоленской области: Законом Смоленской области от 22.06.2006 № 66-з «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Смоленской области», постановлением Администрации Смоленской области от 26.12.2006 № 466 «Об утверждении перечня ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», Административным регламентом предоставления Департаментом Смоленской области по социальному развитию государственной услуги «Присвоение звания «Ветеран труда», утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 02.12.2013 № 1005 (далее - Административный регламент).

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона Смоленской области от 22.06.2006 № 66-з «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Смоленской области», звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Постановлением Администрации Смоленской области от 26.12.2006 № 466 утвержден Перечень ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда».

В соответствии с п.п. 2, 3 указанного Перечня к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания «Ветеран труда», относятся учрежденные в установленном порядке за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд ведомственные медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, нагрудные, почетные и памятные знаки, нагрудные значки, значки, почетные, похвальные и юбилейные грамоты, грамоты, дипломы, благодарности, свидетельства (далее - ведомственные знаки), если награждение конкретного лица принято: Правительством Российской Федерации; федеральными органами государственной власти; федеральными органами судебной власти; Прокуратурой СССР и Российской Федерации; Президиумом Верховного Совета СССР и РСФСР; Советом Министров СССР и РСФСР; Верховным Судом СССР; министерством, ведомством СССР и РСФСР; Министерством обороны СССР и Российской Федерации; Администрацией Президента Российской Федерации; палатами Федерального Собрания Российской Федерации; межгосударственными (межправительственными) органами, созданными государствами участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации; центральными органами партийных, профсоюзных, комсомольских, ветеранских и других общественных организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации (далее - органы, общественные организации).

Решение о награждении ведомственным знаком конкретного лица должно быть принято председателем (его заместителем), министром (его заместителем), Генеральным прокурором СССР, РСФСР, Российской Федерации, директором (его заместителем), президентом Российского акционерного общества «ЕЭС России», руководителем (его заместителем) рода войск, военного округа, флота Вооруженных Сил СССР, Российской Федерации, органов государственной власти и государственного управления, партийных, профсоюзных и других общественных организаций, указанных в пункте 2 настоящего постановления.

Согласно пп. 4 п. 7 указанного постановления, к ведомственным знакам относятся, медали, в том числе «За отличие в военной службе» I (II, III) степени федеральных органов государственной власти Российской Федерации.

В подпункте 1 подраздела 1.2 раздела 1 указанного Административного регламента определен круг заявителей: граждане Российской Федерации, проживающие на территории Смоленской области, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), либо по состоянию на 30.06.2016 награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Таким образом, как федеральным законом, так и законом субъекта Российской Федерации определено, что правом на присвоение звания «Ветеран труда» обладают лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, необходимую выслугу лет.

В силу п. 2.2.2 Административного регламента при получении государственной услуги заявитель взаимодействует со следующими органами и организациями:

1) с Архивным фондом Российской Федерации для получения справки о награждении;

2) с Пенсионным фондом Российской Федерации для получения справки о трудовом (страховом) стаже;

3) с органами государственной власти и уполномоченными организациями да получения справки, выданной в установленном порядке на основании архивных данных;

3) с федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, для получения документа, подтверждающего выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (п. 2.2.2 Административного регламента).

В соответствии с п. 2.6.1 Административного регламента в перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителями, указанными в подпункте 1 подраздела 1.2 раздела 1 настоящего Административного регламента, входят:

1) заявление в письменной форме о присвоении звания «Ветеран труда»;

2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя;

3) документы, подтверждающие награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или объявление благодарности Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), либо награждение по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде;

4) документы, подтверждающие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Согласно п. 2.9.2 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:

1) отсутствие у заявителя права на присвоение звания «Ветеран труда»;

2) представление документов, указанных в подразделе 2.6 настоящего раздела, не в полном объеме;

3) выявление недостоверных сведений в документах, представленных заявителем для присвоения звания «Ветеран труда». Проверка достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных заявителем для присвоения звания «Ветеран труда», осуществляется отделом (сектором) социальной защиты населения путем их сопоставления с информацией, полученной от компетентных органов или организаций, выдавших документ (документы), а также другими способами, разрешенными федеральным законодательством.

Обращаясь к ответчику за предоставлением государственной услуги, ФИО1 представил требуемые в соответствии с Административным регламентом документы, в их числе: справку, (дата) о том, что он с <данные изъяты> является военнослужащим войсковой части , расположенной в ...; выслуга лет по состоянию на (дата) составляет: в календарном исчислении - ...; в льготном исчислении - ...; общая выслуга лет - .... Имеющаяся выслуга лет в календарном исчислении является достаточной для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

Отказывая ФИО1 во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», Департамент указал, что предоставленная им справка о выслуге лет не соответствует требованиям Административного регламента, а войсковая часть не является федеральным государственным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение. Также отметил, что Федеральным государственным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, уполномоченным подтверждать выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, по линии Федеральной службы безопасности в Смоленской области является Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Смоленской области.

В соответствии с частью первой статьи 51 Закона РФ от 12.02.1992 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой: гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, - в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, в Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности.

В силу п. «в» части первой статьи 11 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется: Федеральной службой безопасности Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из органов федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войск, органов внешней разведки, органов государственной охраны, федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, федеральных органов правительственной связи и информации, федерального органа специальной связи и информации, из Главного управления охраны Российской Федерации, Службы безопасности Президента Российской Федерации и Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, а также их семей.

Федеральным законом от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» определено, что Федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.

Приказом ФСБ России от 14.02.2017 № 87 утверждена Инструкция об организации работы в органах федеральной службы безопасности по пенсионному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, и их семей, которая определяет организацию работы в органах федеральной службы безопасности по пенсионному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, и их семей (п. 1 Инструкции).

В соответствии с п. 3 названной Инструкции (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, и их семей в зависимости от последнего места военной службы осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации в отношении военнослужащих, уволенных из органов федеральной службы безопасности (контрразведки) (далее - органы безопасности) и пограничных войск, органов внешней разведки, органов государственной охраны, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, федеральных органов правительственной связи и информации, федерального органа специальной связи и информации, Главного управления охраны Российской Федерации, Службы безопасности Президента Российской Федерации и Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, а также их семей.

Согласно п. 16 и п. 17 указанной Инструкции оформленные подразделением кадров документы вместе с заявлением о назначении пенсии, денежным аттестатом, представленным финансово-экономическим подразделением органа безопасности, направляются не позднее десяти дней со дня увольнения лица с военной службы в территориальный орган безопасности по избранному лицом месту жительства (пребывания) для назначения пенсии.

Заявления и поступившие вместе с ними в территориальный орган безопасности документы для назначения пенсий рассматриваются пенсионными подразделениями не позднее десяти дней со дня поступления заявления или не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

Таким образом, пенсионным органом в органах федеральной службы безопасности являются пенсионные подразделения территориальных органов безопасности, а документы к ним на военнослужащего поступают только после увольнения с военной службы. Указанные документы готовятся подразделениями кадров воинских частей, в которых военнослужащий проходит военную службу.

При этом справка о выслуге лет, подготовлена войсковой частью выдана в установленном порядке на основании архивных данных (из личного дела) подразделения кадров, о его выслуге лет в календарном исчислении, что ответчиком оспорено не было.

Аналогичная справка войсковой части представлена истцом суду апелляционной инстанции. За добросовестную военную службу ФИО1 был награжден медалями «...» I, II, III степени.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что справка о выслуге лет, выданная войсковой частью , ... не является документом, подтверждающим выслугу, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, так как не выдана федеральным государственным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, не основан на законе.

Поскольку, государственная услуга предоставляется Департаментом Смоленской области по социальному развитию, отделами (секторами) социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания) заявителя и в силу ч. 6 ст. 3 Закона Смоленской области от 22.06.2006 № 66-з «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Смоленской области» уполномоченный орган имеет право запрашивать и получать в порядке, установленном федеральным законодательством, у государственных органов, органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности информацию, документы и материалы, необходимые для решения вопроса о. присвоении звания «Ветеран труда», то вывод суда об отсутствии у Департамента самостоятельного права истребования документов из компетентных органов ошибочен.

Таким образом, имеющиеся в деле доказательства позволяют сделать вывод о том, что истец имеет выслугу, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет, в установленном законом порядке награжден ведомственными знаками отличия, дающими право на присвоение звания «Ветеран труда».

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, приведенные нормы права, наличие справки, подтверждающей выслугу, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, а также неоспоренный факт награждения истца ведомственными наградами, дающими право на присвоение звания «Ветеран труда», судебная коллегия находит отказ ответчика во включении истца в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», незаконным, требования ФИО1 подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Вяземского районного суда Смоленской области от 21 июля 2021 г. отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 к Департаменту Смоленской области по социальному развитию, отделу социальной защиты населения в Вяземском районе Департамента Смоленской области по социальному развитию об оспаривании решения об отказе включить в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» удовлетворить.

Признать незаконным решение отдела социальной защиты населения в Вяземском районе Департамента Смоленской области по социальному развитию об отказе включить ФИО1 в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

Признать за ФИО1 право на присвоение звания «Ветеран труда».

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение изготовлено 18.10.2021