ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1146/2022 от 31.08.2022 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Лябах И.В. гражд. дело №2-1146/2022

№33–3071/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 31 августа 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Белякова А.А.

судей областного суда: Карповой И.Ю. и Чуб Л.В.

при помощнике: ФИО1

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 29 июня 2022 года по иску ФИО2 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что решением Государственного учреждения – Управления установления пенсий Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области (далее ОПФР по Астраханской области) от 3 июня 2022 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости как матери, родившей 5 детей и воспитавшей их до возраста 8 лет. Основанием к отказу послужило отсутствие сведений о том, что она не лишалась родительских прав в отношении 4 детей на территории Таджикистана. С отказом не согласна, так как требованиям, предусмотренным пенсионным законодательством, для назначения досрочной страховой пенсии она соответствует. В пенсионном деле имеются сведения о том, что на территории Российской Федерации она родительских прав не лишалась, дети зарегистрированы и проживают с нею по одному адресу, им выданы паспорта граждан Российской Федерации. Просила суд обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением, то есть с 22 февраля 2022 года.

Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных надлежащим образом.

Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 29 июня 2022 года исковые требования ФИО2 удовлетворены.

В апелляционной жалобе ОПФР по Астраханской области ставится вопрос об отмене решения суда, указав, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие отсутствие решений о лишении ее родительских прав на детей до исполнения ими возраста 8 лет на территории Республики Таджикистан.

На заседание судебной коллегии ФИО2 не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении не представила, при указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без ее участия.

Заслушав докладчика, представителя ОПФР по Астраханской области по доверенности ФИО3, поддержавшей доводы жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Из материалов дела следует, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась 22 февраля 2022 года в клиентскую службу в Ахтубинском районе ОПФР по Астраханской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как матери, родившей пять детей и воспитавшей их до достижения ими возраста 8 лет.

Решением управления установления пенсий ОПФР по Астраханской области от 3 июня 2022 года , в назначении досрочной страховой пенсии по старости ФИО2 отказано в связи с отсутствием информации об имеющихся фактах лишения родительских прав или об отмене усыновления (удочерения) на пятерых детей ФИО2 Ответ на неоднократные запросы и распоряжения ПФР в течении трех месяцев срока ожидания из компетентных органов Республики Таджикистан не поступил.

Установлено, что ФИО2 является матерью детей: ФИО9., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении серии АА от 25 апреля 2016 года; ФИО10., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении серии XII-ЕЖ от 29 июля 1995 года; ФИО11., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении серии АА от 28 августа 2003 года; ФИО12., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении серии АА от 28 августа 2003 года; ФИО13., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении серии № I-КВ от 19 августа 2014 года.

Согласно справке о составе семьи ФИО2, выданной ООО Управляющая компания «УЮТ» 22 февраля 2022 года , все дети поживают совместно с истцом, зарегистрированы по адресу: <адрес>.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, районный суд сослался на наличие у истца величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, страхового стажа не менее 15 лет, которые стороной ответчика не оспаривались, факт рождения ФИО2 пятерых детей подтвержден свидетельствами об их рождении, а отсутствие ответа компетентных органов Республики Таджикистан на запрос органа пенсионного фонда о том, что она не лишалась родительских прав в отношении 4 детей на территории Таджикистана не является основанием для отказа в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости.

Судебная коллегия выводы районного суда находит правильными, соответствующими норма материального права и установленным по делу обстоятельствам.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Закон о страховых пенсиях).

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Закона о страховых пенсиях).

Частью 2 статьи 8 Закона о страховых пенсиях установлено, что страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Пунктом 1 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.

Согласно части 3 статьи 32 Закона о страховых пенсиях при определении права на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктами 1 - 2 части 1 настоящей статьи не учитываются дети, в отношении которых застрахованное лицо было лишено родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление.

Доводы жалобы о том, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие отсутствие решений о лишении ее родительских прав на детей до исполнения ими возраста 8 лет на территории Республики Таджикистан, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку не опровергают правильность выводов суда и законность принятого им решения.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Подпунктами «о», «п» пункта 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 4 августа 2021 года №538н, установлено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Закона о страховых пенсиях в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы (сведения) об отсутствии фактов лишения застрахованного лица родительских прав и отмены усыновления в отношении детей, с учетом которых у застрахованного лица возникло право на страховую пенсию по старости (пункты 1, 1.1, 1.2 и 2 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях).

Согласно пунктам 140, 141 вышеуказанного Перечня отсутствие фактов лишения застрахованного лица родительских прав в отношении детей, с учетом которых у застрахованного лица возникло право на страховую пенсию по старости, подтверждается сведениями Единой государственной информационной системы социального обеспечения, в которых отсутствуют сведения о лишении родительских прав, сведениями о государственной регистрации рождения, содержащимися в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, в которых отсутствуют сведения о лишении родительских прав, документами органов записи актов гражданского состояния, органов опеки и попечительства. Отсутствие фактов отмены усыновления в отношении детей, с учетом которых у застрахованного лица возникло право на страховую пенсию по старости, подтверждается документом органов опеки и попечительства.

Вместе с тем, положения пунктов 140 и 141 Перечня не возлагают на граждан, претендующих, в том числе на назначение пенсии, представить вышеперечисленные документы.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Закона о страховых пенсиях необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

С учетом изложенного, необходимые для пенсионного обеспечения документы могут быть получены территориальным органом ПФР из компетентных органов в порядке межведомственного взаимодействия, если соответствующие данные имеются в распоряжении государственных (муниципальных) органов, полученные сведения могут быть использованы для установления пенсии.

Вопреки доводам жалобы положения Закона о страховых пенсиях, пунктов 140-141 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденного Приказом Минтруда России от 4 августа 2021 года №538н, не возлагают на граждан, обратившихся с заявлением о назначении пенсии, обязанности предоставить сведения о лишении либо нелишении родительских прав в отношении детей.

Кроме того, как следует из пенсионного дела, представленного в материалы дела, пенсионным органом не разъяснялось истцу право на представление документов, содержащих сведения об отсутствии фактов лишения родительских прав, тогда как данная обязанность пенсионного органа непосредственно следует из положений части 4 статьи 22 Закона о страховых пенсиях.

Напротив, материалы дела содержат данные об истребовании ответчиком соответствующих документов из Республики Таджикистан, запросы по котрым остались без исполнения, что исключает недобросовестность истца в реализации ее права на пенсионное обеспечение.

На основании всестороннего исследования собранных по делу доказательств и установленных фактических обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у ФИО2 права на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 1 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях с момента первоначального обращения за ее назначением, то есть с 22 февраля 2022 года.

Иные доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку доказательств по делу, аналогичны доводам, приведенным при рассмотрении дела по существу в суде первой инстанции, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований к отмене состоявшегося судебного постановления.

На основании изложенного и руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 29 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области – без удовлетворения.

Председательствующий: А.А. Беляков

Судьи областного суда: И.Ю. Карпова

Л.В. Чуб