председательствующий по делу №2-1151/2018 дело № 33-1829/2019
судья Венедиктова Е.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Бирюковой Е.А.,
судей Волошиной С.Э., Кардаша В.В.
при секретаре Засухиной Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 18 июля 2019 г. гражданское дело по заявлению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальском крае о признании вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность Российской Федерации,
по частной жалобе представителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальскому крае БЛВ на определение Ингодинского районного суда г. Читы от 24 декабря 2018 года, которым постановлено:
«Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальском крае в удовлетворении заявления об изменении порядка и способа исполнения решения Ингодинского районного суда г. Читы от 09 октября 2018 года отказать.».
Заслушав доклад судьи Бирюковой Е.А., судебная коллегия
установила:
решением Ингодинского районного суда г. Читы от 9 октября 2018 года, вступившим в законную силу, исковые требования Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальскому крае о признании вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность Российской Федерации удовлетворены, вещи, перечисленные в решении, находящиеся на хранении в ФКУ СИЗО-1 УФСИН Р. по З. краю, признаны бесхозяйными и обращены в государственную собственность Российской Федерации. На ФКУ СИЗО-1 УФСИН Р. З. краю по вступлению решения суда в законную силу возложена обязанность передать бесхозяйные вещи Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальском крае (т.1 л.д. 170-174).
6 декабря 2018 года представитель межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальскому крае БЛВ обратилась в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда от 9 октября 2018 г. в части денежных купюр, ссылаясь на то, что постановленное решение суда до настоящего времени не исполнено в связи с отсутствием полномочий по принятию у Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальскому крае денежных купюр иностранных государств. Право по принятию денежных единиц иностранных государств закреплено за Министерством финансов Российской Федерации. ФКУ СИЗО-1 УФСИН Р. по З. краю может передать денежные купюры в Министерство финансов Российской Федерации (т.12 л.д.207-209).
Судом вынесено вышеуказанное определение (т.2 л.д. 9-10).
В частной жалобе представитель истца Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и З. крае - БЛВ считая определение суда необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить, изменить способ исполнения названного выше решения суда от 9 октября 2018 года в части обязания передачи денежных единиц иностранных государств в адрес МТУ Росимущества в Иркутской области, республике Бурятия и Забайкальском крае. Указывает на несогласие с выводом суда о том, что фактически требования истца направлены на замену стороны в рассмотренном споре. Ссылаясь на пункты 2, 4 Порядка учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 г. № 311, указывает, что МТУ Росимущества в Иркутской области, республике Бурятия и Забайкальском крае не может исполнить решение суда в части и принять в нарушение требований подпункта «д» пункта 2 данного Порядка денежные единицы иностранных государств. В связи с чем, необходимо исключить из перечня бесхозяйных вещей, подлежащих передаче от ФКУ СИЗО-1 в адрес МТУ Росимущества в Иркутской области, республике Бурятия и Забайкальском крае денежные единицы иностранных государств (т.2 л.д.57-59).
Судебная коллегия определением от 21 мая 2019 года перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство финансов Российской Федерации (т.3 л.д. 28-33).
Протокольным определением от 27 июня 2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФК по Забайкальскому краю (т. 3 л.д.165).
В ходе рассмотрения дела по правилам производства в суде первой инстанции, представителем заявителя ЛЕВ заявленные требования изменены, в связи с чем просит изменить способ и порядок исполнения решения Ингодинского районного суда г. Читы от 9 октября 2018 года в части передачи денежных купюр следующим образом: обязать ФКУ СИЗО-1 УФСИН Р. по З. краю зачислить денежные средства на свой лицевой счет, открытый в Управлении Федерального казначейства по З. краю с дальнейшим перечислением в доход бюджета Российской Федерации.
Все заинтересованные лица о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, о причинах неявки суд не известили, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
При рассмотрении гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции представитель заявителя Лоншакова Е.В. измененные требования поддержала, представитель заинтересованного лица ФКУ СИЗО-1 УФСИН Р. по З. краю СВВ с заявленными требованиями не согласилась, просила в удовлетворении требований отказать.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы заявления, возражений на заявленные требования, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 327.1 ГПК РФ вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
В силу части 4 статьи 1 ГПК РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона).
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В соответствии со статьей 148 ГПК РФ одной из задач подготовки к судебному разбирательству является разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.
В процессе подготовки дела к судебному разбирательству, исходя из заявленных истцом требований, и установленных судом фактических обстоятельств дела, судом не был разрешен вопрос о привлечении Министерства финансов Российской Федерации в качестве заинтересованного лица, поскольку принятым судебным актом могут быть затронуты его права и обязанности.
Вместе с тем, суд рассмотрел заявление Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальскому крае в отсутствие лица, не привлечённого к участию в деле, Министерства финансов Российской Федерации.
Допущенное судом первой инстанции нарушение норм процессуального права является существенным, влекущим в соответствии с положениями части 4 статьи 330 ГПК РФ безусловную отмену судебного постановления.
При рассмотрении дела по правилам производства в суде первой инстанции судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Из содержания нормы статьи 203 ГПК РФ следует, что изменение способа и порядка исполнения решения суда является не обязанностью, а правом суда.
В силу части 1 статьи 200 ГПК РФ после объявления решения суд, принявший решение по делу, не вправе отменить или изменить его.
По смыслу приведенных норм закона изменение способа исполнения решения суда может заключаться в замене одного вида исполнения другим или в определенном преобразовании первоначального способа исполнения решения суда и допускается только при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда либо свидетельствующих о невозможности исполнить решение суда тем способом, который указан в решении суда.
Как следует из материалов дела, решением Ингодинского районного суда г. Читы от 9 октября 2018 года, вступившим в законную силу, исковые требования Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальскому крае о признании вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность Российской Федерации удовлетворены, вещи, перечисленные в решении, находящиеся на хранении в ФКУ СИЗО-1 УФСИН Р. по З. краю, признаны бесхозяйными и обращены в государственную собственность Российской Федерации. На ФКУ СИЗО-1 УФСИН Р. З. краю по вступлению решения суда в законную силу возложена обязанность передать бесхозяйные вещи Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальском крае (т.1 л.д. 170-174).
Представителем заявителя ЛЕВ заявлены требования об изменении способа и порядок исполнения решения Ингодинского районного суда г. Читы от 9 октября 2018 года в части передачи денежных купюр следующим образом: обязать ФКУ СИЗО-1 УФСИН Р. по З. краю зачислить денежные средства на свой лицевой счет, открытый в Управлении Федерального казначейства по Забайкальскому краю с дальнейшим перечислением в доход бюджета Российской Федерации (т.3 л.д.144-146).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 №311 утвержден Порядок учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства.
Согласно подпункту «д» пункта 2 Порядка учета, оценки и распоряжения имуществом, имущество обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче Российскому фонду федерального имущества (его филиалам) для учета, оценки и реализации, переработки (утилизации), уничтожения, за исключением денежных средств на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах Российской Федерации, иностранных государств и международных денежных единицах, денежных знаков в виде банкнот и монет Центрального банка России, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации, средств от продажи денежных знаков в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемых либо изъятых из обращения, но подлежащих обмену указанных денежных знаков, которые в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке перечисляются:
-в валюте Российской Федерации на счета, открытые соответствующим территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
- в иностранной валюте - на счета, открытые соответствующему территориальному органу Федерального казначейства для учета средств федерального бюджета в иностранной валюте (в валюте таких счетов).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
В целях регулирования порядка зачисления денежных средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации изданы следующие приказы:
- приказ Минфина России от 18 декабря 2013 № 125н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» (далее - приказ Минфина №125н);
- приказ Федерального казначейства от 29 декабря 2012 №24н «О Порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства»;
- приказ Федерального казначейства от 10 октября 2008 №8н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов»;
- приказ Минфина России от 18 февраля 2019 № 22н «Об утверждении Порядка перечисления обращенных в собственность Российской Федерации денежных средств на счета, открытые соответствующим территориальным органам Федерального казначейства» (зарегистрирован в Минюсте России 26 июня 2019 № 55046).
В соответствии с положениями указанных нормативных правовых актов органами Федерального казначейства осуществляется учет поступлений в иностранной валюте, а также регламентируется взаимодействие органов Федерального казначейства с администраторами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе федеральными органами исполнительной власти.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальском крае, не является органом, уполномоченным принимать бесхозяйные денежные купюры, изъятые ФКУ СИЗО-1 УФСИН Р. по З. краю.
С учетом вышеприведенных норм, судебная коллегия полагает, что признанные бесхозяйными денежные средства в иностранной валюте подлежат передаче Управлению Федерального казначейства по З. краю для последующего распоряжения.
Руководствуясь статьями 330, 334 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
определение Ингодинского районного суда г. Читы от 24 декабря 2018 г. отменить.
Заявление Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальском крае удовлетворить.
Изменить способ и порядок исполнения решения Ингодинского районного суда г. Читы от 9 октября 2018 года в части передачи денежных купюр.
ФКУ СИЗО-1 УФСИН Р. по З. краю передать Управлению Федерального казначейства по З. краю бесхозяйные вещи - денежные купюры: купюру корейских Bon, поступившую на хранение в 2011 году, невостребованную Цду Ян; купюру Узбекистана, поступившую на хранение в 2011 году, невостребованную Турдибековым М.И.
Председательствующий
Судьи