Судья – Лазаренко В.Ф. Дело № 33-10110/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 8 сентября 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Станковой Е.А.,
судей Колгановой В.М., Кудрявцевой А.Г.,
при секретаре Объедковой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1152/2021 по иску ФИО1 к государственному учреждению – Центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 2 о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости,
по апелляционной жалобе государственного учреждения – Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 2
на решение Советского районного суда г. Волгограда от 12 апреля 2021г., которым постановлено:
исковые требования ФИО1 к государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 2 о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в стаж педагогической работы и назначить досрочную страховую пенсию – удовлетворить частично;
признать решение государственного учреждения – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 2 от 21 августа 2020 г. № <...> незаконным в части;
обязать государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 2 засчитать в специальный стаж педагогической работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию следующие периоды:
- 16 января 2012г., 20 января 2012г., с 1 февраля 2012 г. по 1 мая 2012г., с 30 июля 2012г. по 25 августа 2012г., с 25 ноября 2013г. по 29 ноября 2013г. (00-04-04) – периоды нахождения в дополнительных оплачиваемых отпусках,
- с 1 сентября 2007г. по 31 августа 2010г. (03-00-01) в должности заместителя директора по научно-методической работе (по учебно-воспитательной работе) МОУ <адрес>;
взыскать с государственного учреждения – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 2 в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей;
в удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 2 о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, возложении обязанности включить периоды работы с 1 сентября 1987г. по 9 июня 1993г. (05-09-09) учебы в педагогическом вузе в стаж педагогической работы и назначить выплату страховой пенсии по старости с 19 апреля 2014 г., с учетом определения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с наличием льготного стажа педагогической деятельности – отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Станковой Е.А., выслушав представителя ответчика –ФИО2, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, ФИО1, возражавшую по доводам жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с иском к государственному учреждению – Центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 2 (далее - Центр ПФР № 2 по установлению пенсий в Волгоградской области) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование исковых требований указала, что 25 июня 2020 г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Центра ПФР № 2 по установлению пенсий в Волгоградской области от 21 августа 2020г. № <...> ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа педагогической деятельности (25 лет).
Оспариваемым решением из специального стажа истца исключены периоды нахождения в дополнительных оплачиваемых отпусках в период работы в должности заместителя директора по учебно - воспитательной работе МОУ <адрес> с 16 января 2012г., 20 января 2012г., с 1 февраля 2012г. по 1 мая 2012г., с 30 июля 2012г. по 25 августа 2012г., с 25 ноября 2013г. по 29 ноября 2013г. (00-04-04), в связи с отсутствием сведений, подтверждающих специальный стаж в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица; период учебы (по заочной форме обучения) в вузе с 1 сентября 1987г. по 9 июня 1993г.; период работы в должности заместителя директора по научно-методической работе МОУ «<адрес>» с 1 сентября 2007г. по 31 августа 2010г. (03-00-01), в связи с отсутствием сведений, подтверждающих специальный стаж в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
С данным решением истец не согласна, поскольку ее работа с 1 сентября 2007г. по 31 августа 2010г. в должности заместителя директора по научно-методической работе в МОУ <адрес>» была непосредственно связана с образовательным процессом и тождественна работе в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, она имела полную педагогическую нагрузку, внесение некорректной записи в трудовую книжку о ее должности, не является виной работника и не может служить основанием для отказа включения в льготный педагогический стаж данного периода работы.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО1 просила суд признать решение Центра ПФР № 2 по установлению пенсий в Волгоградской области от 21 августа 2020г. № <...> об отказе в назначении пенсии незаконным в части исключения из специального стажа спорных периодов работы: дополнительных оплачиваемых отпусков с 16 января 2012г., 20 января 2012г., с 1 февраля 2012г. по 1 мая 2012г., с 30 июля 2012г. по 25 августа 2012г., с 25 ноября 2013г. по 29 ноября 2013г.; учебы в педагогическом вузе с 1 сентября 1987г. по 9 июня 1993г.; в должности заместителя директора по научно-методической работе (по учебно-воспитательной работе) с полной педагогической нагрузкой с 7 января 1987г. по 31 августа 1987г., с 1 сентября 2007г. по 31 августа 2010г.; обязать ответчика включить в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости спорные периоды, обязать назначить выплату досрочной страховой пенсии по старости с 19 апреля 2014г.; взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит суд решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. По доводам апелляционной жалобы ссылается на то, что в спорный период заместителя директора по научно-методической работе с 1 сентября 2007г. по 31 августа 2010г. сведения о коде льготы в выписке индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствуют.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 25 июня 2020 г. ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Центра ПФР № 2 по установлению пенсий в Волгоградской области № <...> от 21 августа 2020 г. ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа (25 лет педагогической деятельности), недостижения сроков назначения досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренных приложением № 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Оспариваемым решением из специального стажа истца исключены периоды нахождения в дополнительных оплачиваемых отпусках в период работы в должности заместителя директора по воспитательной работе с 16 января 2012г., 20 января 2012г., с 1 февраля 2012г. по 1 мая 2012г., с 30 июля 2012г. по 25 августа 2012г., с 25 ноября 2013г. по 29 ноября 2013г., в связи с отсутствием сведений, подтверждающих специальный стаж в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица; период учебы (по заочной форме обучения) в вузе с 1 сентября 1987г. по 9 июня 1993г. в соответствии с Перечнем № 1397; период работы в должности заместителя директора по научно-методической работе МОУ «<адрес>» с 1 сентября 2007г. по 31 августа 2010г., в связи с тем, что данная должность не предусмотрена Списком № 781, не связана с образовательным процессом (работа с детьми), дополнительная нагрузка учителя не имела полной ставки, и отсутствием сведений о специальном стаже в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 о включении в специальный стаж периода учебы в высшем учебном заведении, суд первой инстанции руководствовался разъяснениями Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 г. № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 г. № 70, и исходил из того, что истец осуществляла педагогическую деятельность в должности старшей пионервожатой Средней школы <адрес> в период с 7 января 1987г. по 31 августа 1988г., затем проходила обучение с 1 сентября 1987г. по 09 июня 1993г., после чего приступила к осуществлению педагогической деятельности лишь 1 сентября 1993г., в связи с чем, пришел к выводу о том, что период обучения истца в высшем учебном заведении не подлежит зачету в стаж педагогической деятельности при решении вопроса о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Удовлетворяя исковые требования ФИО1 о включении в специальный стаж периодов дополнительных оплачиваемых отпусков с 16 января 2012г., 20 января 2012г., с 1 февраля 2012г. по 1 мая 2012г., с 30 июля 2012г. по 25 августа 2012г., с 25 ноября 2013г. по 29 ноября 2013г., суд исходил из того, что в соответствии со справкой МКУ «<.......>» № <...> от 26 февраля 2021г., лицевых счетов, отчисления в Пенсионный Фонд РФ производились в полном объеме в том числе, и с начислений за учебный оплачиваемый отпуск. Периоды дополнительного учебного оплачиваемого отпуска: с 16 января 2012г., 20 января 2012г., с 1 февраля 2012г. по 1 мая 2012г., с 30 июля 2012г. по 25 августа 2012г., с 25 ноября 2013г. по 29 ноября 2013г., имели место в период трудовой деятельности истца, включенной ответчиком в специальный стаж в льготном исчислении.
Решение суда в данной части лицами, участвующими в деле, не обжалуется, поэтому не является предметом проверки суда апелляционной инстанции, в связи с чем подлежит оставлению без изменения.
Проверяя доводы апелляционной жалобы ответчика в части возложения на Центр ПФР обязанности по включению в специальный стаж истца периода работы в должности заместителя директора по научно-методической работе МОУ <адрес> с 1 сентября 2007 г. по 31 августа 2010 г. Центр ПФР, судебная коллегия находит их обоснованными, а решение суда первой инстанции в указанной части подлежащим отмене, в связи с недоказанностью обстоятельств, имеющих значение для дела, установленных судом и неправильного применения норм материального права.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Согласно подпункту "м" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", принятого в целях реализации статьи 30 Закона № 400-ФЗ, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школа и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 октября 1992 г. по 31 октября 1999г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В указанных списках приведен исчерпывающий перечень наименований работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работники которых пользуются правом на досрочное назначение страховой (трудовой) пенсии по старости, который расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с пунктом 3 этого же постановления, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется, в том числе, с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 № 781 (далее - Правила).
В соответствии со списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 право на досрочную страховую пенсию по старости имеют, в том числе заместители директора общеобразовательной школы, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, учитель общеобразовательной школы.
Пунктом 1.1 указанного раздела "Наименование учреждений" Списка № 781 предусмотрены такие учреждения как школа, лицей.
На основании пункта 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке засчитываются в стаж работы с 1 сентября 2000 г. при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими правилами.
В силу подпункта «б» пункта 8 указанных Правил в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 – 1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Из изложенных нормативных положений следует, что, право на досрочную страховую пенсию имеют заместители директора школа, чья деятельность связана с образовательным (воспитательным) процессом.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, бремя доказывания права на назначение досрочной страховой пенсии по старости возлагается на истца.
Удовлетворяя исковые требования ФИО1 о включении в специальный стаж периода работы в должности заместителя директора по научно-методической работе МОУ <адрес> с 1 сентября 2007г. по 31 августа 2010г., суд первой инстанции исходил из того, что истцом представлены доказательства выполнения нормы рабочего времени (в должности заместителя директора по научно-методической работе на 1 ставку, с учетом осуществления трудовой деятельности в должности учителя русского языка и литературы в общеобразовательном учреждении – школе; продолжительность ее рабочего времени в этот период соответствовала установленной норме часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы (более 8 часов в неделю).
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, поскольку спорный период работы в должности заместителя директора по научно-методической работе мог быть включен в специальный стаж при соблюдении ряда условий, в частности, что деятельность истца в должности заместителя директора по научно - методической работе связана с образовательным (воспитательным) процессом с детьми, осуществлении обязанности учителя. При этом в указанный период времени в педагогическую деятельность включалась только та работа, которая выполнялась на ставку заработной платы. Данное требование предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы на ставку заработной платы) педагогических работников", которое действует непосредственно и не содержит каких-либо исключений для лиц, осуществляющих учебную деятельность в качестве совмещения.
При этом суммирование педагогической нагрузки заместителя директора по научно-методической работе с учебной нагрузкой учителя в целях пенсионного обеспечения действующим законодательством не предусмотрено, поскольку для каждого вида указанной деятельности установлены различные критерии и нормы часов рабочего времени. Из содержания пункта 4 Правил следует, что возможно суммирование или педагогической, или учебной нагрузки по основному и другим местам работы.
Часть 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период работы истца в должности заместителя директора по научно-методической работе) устанавливает, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», действующему в период работы истца в должности заместителя директора по научно-методической работе, норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) учителям 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений составляет 18 часов в неделю.
Кроме того, судом не принято во внимание, что законодатель в статье 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определил порядок подтверждения страхового стажа, в том числе специального стажа, дающего право на льготное пенсионное обеспечение, устанавливая, что периоды страхового стажа, имевшего место после даты регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях", при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Такие сведения представляются страхователями в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", с проставлением соответствующих кодов на основании документов, подтверждающих необходимые сведения.
Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления страховых пенсий, в том числе представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" возложена на страхователей (работодателей).
Поскольку действующий порядок назначения досрочных страховых пенсий по старости предусматривает обязанность работодателя подтверждать характер выполняемой работы и условия труда работника, исключая при этом, возможность включения периодов по аналогии с другими периодами или на основании предположений о соответствии условий труда условиям, дающим право на льготное пенсионное обеспечение, администрация предприятия (организации) должна представлять в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, уточняющую справку, выданную на основании первичных документов того периода, когда производились работы, а также подтверждать, что указанные работы выполнялись в течение полного рабочего дня, что закреплено пунктом "а" части 12 Перечня документов, необходимых для установления досрочной страховой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н, а также Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 марта 2011 г. № 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости". При этом, указанное правило относится исключительно к периодам до регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, поскольку после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования периоды страхового и, в том числе специального стажа, подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
С целью проверки доводов апелляционной жалобы и установления юридически значимых обстоятельств, судебной коллегией истребованы материалы пенсионного дела ФИО1, копии которого приобщены к материалам дела в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исследованы и оценены в совокупности с иными материалами дела по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно имеющимся в пенсионном деле сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, отраженным на лицевом счете застрахованного лица (выписка) ФИО1 зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 26 февраля 1998 г.
Согласно трудовой книжке, ФИО1 в период с 1 сентября 2007г. по 31 августа 2010г. работала в должности заместителя директора по научно-методической работе МОУ <адрес>.
ФИО1 в обоснование доводов о праве на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в орган пенсионного обеспечения представлена справка работодателя МУЗ «<адрес>» от 19 августа 2020 г. № <...> уточняющая особый характер работы, необходимой для назначения льготной пенсии, и подтверждающая постоянную занятость в особых условиях труда за спорный период.
Между тем, согласно приказов работодателя от 1 сентября 2007 г. № <...> от 1 сентября 2008 г. № <...>, от 1 сентября 2009 г. № <...>, истец, работая в должности заместителя директора по научно-методической работе, вела преподавательскую деятельность в качестве учителя русского языка и литературы с педагогической нагрузкой в 2007-2008 учебном году - 8 часов в неделю, в 2008-2009 учебном году -10 часов в неделю, то есть продолжительность рабочего времени истца как учителя в спорный период не соответствовала установленной норме часов педагогической работы за ставку заработной платы (не менее 18 часов).
Из приказов работодателя от 1 сентября 2007 г. № <...> от 1 сентября 2008 г. № 252, от 1 сентября 2009 г. № <...> о распределении обязанностей среди руководителей гимназии на 2007-2008 учебный год, 2008-2009 учебный год, 2009-2010 учебный год следует, что обязанности истца по должности заместителя директора по научно-методической работе преимущественно направлены на управление методической и инновационной деятельностью школы, организацию научно-методической, экспериментальной и инновационной работы в школе, разработку нормативной документации, образовательных стандартов. При этом в образовательном учреждении наряду с должностью заместителя директора по научно –методической работе имелась должность заместителя директора по учебно – воспитательной работе.
Приобщенная к материалам дела выписка из индивидуального лицевого счета (для назначения страховой пенсии) в отношении ФИО1 в графе "Особые условия труда (код)" не содержит каких-либо сведений. По состоянию на 12 августа 2020 г. в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета отсутствуют данные о выполнении истцом нормы рабочего времени на 1,0 ставку.
Судом первой инстанции не учтено, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета, представлены работодателем истца без указания кода льготных условий труда и не подтверждают выполнение истцом в период с 1 сентября 2007 г. по 31 августа 2010 г. работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Статьей 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей (работодателей) своевременного и правильного представления сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представляемых страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу. При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно пункту 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 987н, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью индивидуальных сведений: начисленных и уплаченных страховых взносах, трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, заработной плате (доходе), представляемых страхователями, в том числе застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, путем проведения проверок, истребования необходимых документов, справок и сведений.
По запросу территориального органа фонда страхователь в срок, указанный в запросе, представляет требуемые документы, справки и сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц.
При обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проведенной проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные сведения.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам (пункт 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 14 декабря 2009 г. № 987н).
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации не вправе самостоятельно без документального подтверждения вносить корректировку в данные индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в отношении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Достоверность сведений персонифицированного учета истцом не оспаривается и данные противоречия между сведениями о работе истца, указанными работодателем в льготной справке и в индивидуальном (персонифицированном) учете не устранены.
С требованиями о понуждении к внесению корректировки в данные индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений о работе в спорные периоды в льготных условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" истец также не обращалась.
При таких данных основания для включения указанного периода в специальный стаж у ответчика отсутствовали, в связи с чем, выводы суда о незаконности решения пенсионного органа в данной части и возложения на Центр ПФР обязанности по включению в специальный стаж истца периода работы в должности заместителя директора по научно-методической работе МОУ <адрес> с 1 сентября 2007 г. по 31 августа 2010 г. являются неправомерными, решение суда первой инстанции в данной части подлежит отмене, с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении данных исковых требований ФИО1
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика не поддерживал доводы апелляционной жалобы о несогласии с распределением судом судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, в связи с чем, решение суда в данной части подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 328 -330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Советского районного суда г. Волгограда от 12 апреля 2021г. отменить в части удовлетворения исковых требований ФИО1 к Центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 2 о признании решения от 21 августа 2020 г. № <...> незаконным и обязания Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 2 засчитать в специальный стаж педагогической работы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости ФИО1 периода работы с 1 сентября 2007г. по 31 августа 2010г. в должности заместителя директора по научно-методической работе (по учебно-воспитательной работе) МОУ <адрес>, принять в указанной части по делу новое решение, которым в удовлетворении данных требований ФИО1 отказать.
В остальной части решение Советского районного суда г. Волгограда от 12 апреля 2021г. оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>