ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1156/2021 от 30.08.2021 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Судья Резниченко Ю.Н.

Дело № 2-1156/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 11-8880/2021

30 августа 2021 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Скрябиной С.В.,

судей Елгиной Е.Г., Подрябинкиной Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Колотыгиной А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Кремлевой Нины Михайловны к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании незаконным отказа в приеме заявления о единовременной денежной выплате за утраченное жилое помещение, возложении обязанности по включению в реестр получателей единовременной денежной выплаты за утраченное жилое помещение, взыскании компенсации за утраченное жилое помещение,

по апелляционной жалобе Кремлевой Нины Михайловны на решение Центрального районного суда города Челябинска от 07 апреля 2021 года

Заслушав доклад судьи Елгиной Е.Г. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, возражений, представителя ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области Гриб О.А. о законности судебного решения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кремлева Н.М. обратилась в суд с иском с учетом уточнений к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании незаконным отказа в приеме заявления о единовременной денежной выплате за утраченное жилое помещение, возложении обязанности включить ее в реестр получателей единовременной денежной выплаты за утраченное жилое помещение, взыскании компенсации за утраченное жилое помещение в размере 834 367 рублей 50 копеек.

В обосновании иска указала, что 31 декабря 2018 года произошло частичное обрушение жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

В указанном жилом доме, в квартире № погибла ее семья истца, с которой она постоянно проживала.

27 июля 2019 года она обратилась к ответчику с заявлением о включении в реестр получателей единовременной денежной выплаты.

03 сентября 2019 года Министерством социальных отношений Челябинской области вынесено решение об отказе во включении в реестр получателей единовременной денежной выплаты в связи с тем, что она не относится к категории граждан, имеющим право на единовременную денежную выплату.

Решением Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 22 мая 2020 года установлен факт ее проживания в жилом помещении, расположенным по адресу: <адрес> до 31 декабря 2018 года.

После вступления в законную силу решения суда, она вновь обратилась к ответчику с заявлением о включении ее в реестр получателей единовременной денежной выплаты.

27 августа 2020 года получила отказ в приеме заявления, поскольку заявление подано после 01 сентября 2019 года.

Полагает, что срок подачи заявления ею не пропущен, она обратилась 24 июля 2019 года. После устранения препятствий, послуживших основанием для принятия решения об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты (вступления в законную силу решения суда об установлении факта проживания), вновь обратилась к ответчику с соответствующим заявление.

В связи с тем, что ответчик произвел частичную выплату компенсации за утраченное жилое помещение в размере 834 376рублей 50 копеек, она уменьшила исковые требования (л.д.4,6, 29, том 1)

Протокольным определением суда от 25 января 2021 года к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне истца, привлечена Иванова Нина Георгиевна (л.д.47, том 1).

Протокольным определением суда от 18 февраля 2021 года к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Правительство Российской Федерации, Правительство Челябинской области (л.д.67, том 1).

Истица Кремлева Н.М. в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, извещена надлежаще, причин неявки суду не сообщила, дело рассмотрено в ее отсутствие.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца Лунькова Т.Г., действующая на основании доверенности от 04 января 2019 года (л.д.20, том 1), настаивала на удовлетворении иска в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области Гриб О.А., действующая на основании доверенности от 27 ноября 2020 года (л.д.28, том 1), в суде первой инстанции возражала относительно заявленных исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д.30-33, 102-104, том 1)

Третьи лица – Иванова Н.Г., Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Правительство Челябинской области в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещены надлежаще. Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц.

Решением суда в удовлетворении исковых требований Кремлевой Н.М. отказано в полном объеме (л.д.123-126, том 1).

На указанное решение суда Кремлевой Н.М. подана апелляционная жалоба, в которой она просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований.

В обосновании доводов жалобы указывает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела и суд не правильно применил нормы материального права, а именно не применил закон, подлежащий применению.

Так, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявление, поданное ею 07 августа 2020 года, подано после 01 сентября 2019 года, в связи с чем, ответчик обоснованно отказал в приеме заявления о предоставлении единовременной денежной выплаты за утраченное жилое помещение. При этом суд ссылается на апелляционное определение Челябинского областного суда от 26 мая 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Кремлевой Н.М. о признании отказа ответчика от 03 сентября 2019 года незаконным, было отказано.

Полагает, что отказ в предоставлении единовременной денежной выплаты не препятствует повторному обращению гражданина с указанным заявлением после устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты.

Право на повторное обращение с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты не ставится в зависимость от признания судом такого отказа законным или нет.

В данном случае причиной отказа являлось отсутствие решения суда о фактическом ее проживании в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>

С заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты она обратилась вовремя, то есть 24 июля 2019 года.

После устранения препятствий, послуживших основанием для принятия решения об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты (вступления в законную силу решения суда об установления факта проживания), вновь обратилась к ответчику с заявлением.

Кроме того, после подачи искового заявления, ответчиком произведена выплата половины причитающейся компенсации за утраченное жилое помещение в размере 834 367 рублей 50 копеек. Считает, что ответчик фактически признал заявленные исковые требования (л.д. 160-162, том 1).

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство социальных отношений Челябинской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. У

Указало, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 09 января 2019 года -р, Челябинской области были выделены денежные средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации на оказание финансовой помощи для предоставления иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых были утрачены в результате обрушения 31 декабря 2018 года части (7,8 подъездов) многоквартирного жилого дома в <адрес> в размере 136 956 825 рублей.

Указанные средства были израсходованы в полном объеме.

Постановлением Правительства Челябинской области от 10 января 2019 года был утвержден Порядок предоставления единовременных денежных выплат гражданам в целях приобретения жилых помещений взамен утраченных в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате частичного обрушения 31 декабря 2018 года жилого дома, расположенного по адресу <адрес>

Согласно п. 6 указанного Постановления лица, которые могут претендовать на получение социальной выплаты, должны были в срок не позднее 01 сентября 2019 года предоставить в Министерство социальных отношений письменное заявление о предоставлении данной выплаты.

Поскольку заявление Кремлевой Н.М. было предоставлено только 07 августа 2020 года, суд первой инстанции вынес законное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Доводы истца о том, что она обращалась с заявлением 24 июля 2019 года не могут быть приняты во внимание, поскольку в удовлетворении административного искового заявления Кремлевой Н.М. к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании отказа от 03 сентября 2019 года незаконным, обязании включить ее в реестр получателей единовременной денежной выплаты за утраченное жилое помещение и взыскании в ее пользу за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий выплату за утраченное жилое помещение в размере ? доли в квартире, как наследнику погибшего сына, было отказано. Решение вступило в законную силу.

Правилами предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Челябинской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены в результате обрушения 31 декабря 2018 года части многоквартирного жилого дома в г. Магнитогорске Челябинской области, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09 января 2019 года . межбюджетные трансферты из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены в результате обрушения 31 декабря 2018 года части многоквартирного жилого дома в г. Магнитогорске Челябинской области, были предоставлены бюджету Челябинской области только в 2019 году.

Учитывая изложенное, в 2020-2021 году средства федерального бюджета бюджету Челябинской области на осуществление единовременных денежных выплат не предоставлялись.

Поскольку действие Правил завершилось в 2019 году, право на приобретение жилых помещений за счет средств единовременной денежной выплаты в соответствии с п. 12 Порядка утрачено 19 декабря 2019 года.

Кремлевой Н.М. были произведены выплаты из федерального и областного бюджетов в виде единовременного пособия семье погибших на погребение, единовременных пособий членам семьи в результате обрушения, компенсации за погибших из благотворительного фонда, а также материальная помощь в связи с чрезвычайной ситуацией.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истица Кремлева Н.М., третьи лица – Иванова Н.Г., Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Правительство Челябинской области не явились, при надлежащем извещении. В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным провести судебное заседание в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений судебная коллегия находит апелляционную жалобу истицы подлежащей удовлетворению, а решение суда – отмене, в связи с неправильным применением норм материального права.

Как установлено судом и следует из материалов дела 31 декабря 2018 года в городе Магнитогорске Челябинской области в 06 часов 02 минуты в результате взрыва газа в десятиэтажном панельном двенадцатиподъездном жилом <адрес> в <адрес> произошло обрушение перекрытий подъездов 7,8 с 1 по 10 этажи.

Постановлением Губернатора Челябинской области от 31 декабря 2018 года был введен режим чрезвычайной ситуации на территории Челябинской области.

В момент обрушения в указанном доме находились семья Кремлевой Н.М., которая погибла в результате обрушения бетонных плит здания.

24 июля 2019 года истец Кремлева Н.М. обратилась в МСО Челябинской области с заявлением о включении ее в реестр получателей единовременной денежной выплаты, однако, ей было отказано ввиду того, что истец не относится к категории граждан, имеющих право на единовременную денежную выплату (л.д. 10-11,12, том 1).

Истец обратилась в суд для установления факта проживания в утраченном жилом помещении.

Решением Правобережного районного суда г.Магнитогорска от 22 мая 2020 года, вступившим в законную силу 30 июня 2020 года, был установлен факт проживания истца Кремлевой Н.М. по адресу: <адрес> до 31 декабря 2018 года (л.д. 7-9, том 1)

При повторном обращении по вопросу включения в реестр получателей единовременной денежной выплаты, истец получила отказ Министерства социальных отношений Челябинской области от 27 августа 2020 года, поскольку действие Правил завершилось в 2019 году, заявление было подано после 1 сентября 2019 года (л.д. 13, том 1).

Отказывая в удовлетворении заявленных Кремлевой Н.М. требований суд первой инстанции пришел к выводу, что Кремлевой Н.М. был пропущен срок подачи заявления о предоставлении единовременной денежной выплаты.

С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.

Так, в соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее Закон №68-ФЗ) предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (п. 1 ст. 18).

Согласно ст. 7 Закона № 68-ФЗ ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со ст. 10 Закона № 68-ФЗ Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера; принимает решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана.

Органы государственной власти субъектов РФ принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены (ст. 11 указанного Закона).

Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 января 2019 года №2 утверждены Правила предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Челябинской области на финансовое обеспечение мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены в результате обрушения 31 декабря 2018 года части многоквартирного жилого дома в г. Магнитогорске (Челябинская область) (далее Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 09 января 2019 года №2).

Указанные Правила устанавливали порядок и условия предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Челябинской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены в результате обрушения 31 декабря 2018 г. части строительных конструкций подъездов N 7 и 8 многоквартирного жилого дома, расположенного в г. Магнитогорске (Челябинская область), просп. Карла Маркса, д. 164 (далее соответственно - утраченное жилое помещение, иные межбюджетные трансферты), включая компенсацию понесенных бюджетом Челябинской области затрат, направленных на указанные цели.

Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 09 января 2019 года №2-р, №3-р в 2019 году Минстрою России из резервного фонда Правительства Российской Федерации были выделены бюджетные ассигнования на оказание финансовой помощи для предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджету Челябинской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены в результате обрушения 31 декабря 2018 года части многоквартирного жилого дома в г. Магнитогорске (Челябинская область), имея в виду обеспечение жилыми помещениями 44 семей и 50 семей из подъезда №№7,8 жилого дома N 164, расположенного в г. Магнитогорске, просп. Карла Маркса.

Постановлением Правительства Челябинской области от 10 января 2019 года № 1-П утвержден Порядок предоставления единовременных денежных выплат гражданам в целях приобретения жилых помещений взамен утраченных в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате частичного обрушения 31 декабря 2018 года жилого дома, расположенного по адресу: город Магнитогорск, проспект Карла Маркса, дом 164 (далее Порядок, утвержденный постановлением Правительства Челябинской области от 10 января 2019 года № 1-П).

В силу п. 3 указанного Порядка право на получение единовременной денежной выплаты имеют:

1) граждане, являющиеся на 31 декабря 2018 года собственниками утраченных жилых помещений;

2) граждане, имеющие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения;

3) граждане, не являющиеся на 31 декабря 2018 года собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие постоянную регистрацию по месту жительства в таких помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта (в случае гибели граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта), и не имеющие в собственности в Челябинской области иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания.

В соответствии с п. 6 Порядка для получения единовременной денежной выплаты граждане в срок не позднее 1 сентября 2019 года представляют в Уполномоченный орган письменное заявление о предоставлении единовременной денежной выплаты по форме, установленной Уполномоченным органом, с приложением следующих документов:

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя (с приложением его копии);

2) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах заявителя на утраченное жилое помещение, выданную не ранее 31 декабря 2018 года;

3) документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на жилые помещения, с приложением их копий;

4) документы, подтверждающие отнесение заявителей к предусмотренным абзацем третьим пункта 4 настоящего Порядка членам семьи граждан, утративших жилые помещения, а также документы, подтверждающие постоянную регистрацию по месту жительства в утраченном жилом помещении, выданные не ранее 31 декабря 2018 года (с приложением их копий), и (или) копии решений судов о признании заявителей постоянно проживающими в утраченном жилом помещении;

5) документы, подтверждающие отсутствие в собственности в Челябинской области иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания;

6) обязательство гражданина снять с государственного кадастрового учета и прекратить право собственности на жилое помещение, утраченное в результате чрезвычайной ситуации, по форме, установленной Уполномоченным органом;

7) документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя гражданина, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, с приложением их копий (в случае подачи заявления от имени гражданина его представителем).

Уполномоченный орган в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления заявления и документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка (далее именуются - документы), осуществляет проверку соответствия гражданина требованиям настоящего Порядка и принимает решение о предоставлении единовременной денежной выплаты с включением такого гражданина в реестр получателей единовременной денежной выплаты либо об отказе в предоставлении гражданину единовременной денежной выплаты (п.8 Порядка).

В соответствии с п.9 Порядка Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении гражданину единовременной денежной выплаты в следующих случаях:

1) непредставления (неполного представления) документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, и (или) нарушения срока их представления;

2) представления документов, содержащих сведения, не соответствующие действительности, либо наличия в представленных документах несоответствий (разночтений) персональных данных, подтверждающих юридически значимые факты и события (в том числе в фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения);

3) несоответствия гражданина, претендующего на получение единовременной денежной выплаты, требованиям, установленным пунктом 3 настоящего Порядка.

Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты Уполномоченный орган сообщает гражданину в письменной форме в течение пятнадцати рабочих дней со дня принятия заявления и документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, с указанием причин отказа.

Отказ в предоставлении единовременной денежной выплаты не препятствует повторному обращению гражданина с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты после устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты (п. 10 Порядка).

С учетом представленных доказательств судебная коллегия приходит к выводу, что Кремлева Н.М. имела право на предоставление единовременной денежной выплаты с включением в реестр получателей единовременной денежной выплаты, как гражданин, не являющийся на 31 декабря 2018 года собственником утраченного жилого помещения, но признанная в судебном порядке постоянно проживающей в утраченном жилом помещении, относящаяся к членам семьи погибших собственников, и не имеющая в собственности в Челябинской области иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания (п. 3 пп. 3 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 10 января 2019 года № 1-П).

Более того, в силу пп. «в» п.4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 09 января 2019 года №2 меры социальной поддержки реализуются в отношении утративших жилые помещения граждан: не являющихся на 31 декабря 2018 года собственниками утраченных жилых помещений, но имеющих постоянную регистрацию по месту жительства в таких помещениях либо признанных в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении, относящихся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта (в случае гибели граждан, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта) и не имеющих в собственности в Челябинской области иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания.

При подаче заявления о предоставлении указанной выплаты в Министерство социальных отношений Челябинской области 07 августа 2020 года Кремлевой Н.М. был предоставлен полный пакет документов, что подтверждалось представленными судебной коллегии новыми доказательствами и признавалось представителем ответчика.

Как следует из распоряжения Правительства Челябинской области от 05 ноября 2020 года «О выделении денежных средств» Министерству финансов Челябинской области поручено выделить Министерству социальных отношений Челябинской области из резервного фонда Правительства Челябинской области денежные средства в сумме 834 367 рублей 50 копеек на предоставление материальной помощи Кремлевой Н.М. на приобретение жилого помещения взамен утраченного в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате частичного обрушения 31 декабря 2018 года жилого дома, расположенного по адресу: город Магнитогорск, проспект Карла Маркса, дом 164.

Во исполнение указанного распоряжения Кремлевой Н.М. платежным поручением от 12 ноября 2020 года из резервного фонда Правительства Челябинской области были перечислены денежные средства (материальная помощь в связи с чрезвычайной ситуацией) в размере 834 367 рублей 50 копеек на ее расчетный счет.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчик фактически признавал право Кремлевой Н.М. на предоставление ей материальной помощи на приобретение жилого помещения взамен утраченного в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате частичного обрушения 31 декабря 2018 года жилого дома, расположенного по адресу: город Магнитогорск, проспект Карла Маркса, дом 164 и после окончания срока действия Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 09 января 2019 года №2.

Однако, из представленного распоряжения не усматривается каким образом был произведен расчет указанной выплаты Кремлевой Н.М.. Поскольку собственники квартиры дома 164 по пр. К. Маркса в г. Магнитогорске погибли, иных лиц, имеющих право пользования данной квартирой не имеется и соответственно, на выплату не имеется.

В силу п. 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 09 января 2019 года №2, при расчете размеров иных межбюджетных трансфертов учитывается стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения для Челябинской области в размере 31725 рублей.

С учетом общей площади квартиры дома 164 по пр. К. Маркса в г. Магнитогорске 52,6 кв. метров сумма выплаты должна была составлять 1 688 735 рублей.

Реализуя свое конституционное право Кремлева Н.М., оспорила отказ Министерства социальных отношений Челябинской области от 03 сентября 2019 года в судебном порядке.

Спор был рассмотрен по существу 06 февраля 2020 года, решение суда вступило в законную силу 26 мая 2020 года.

Как следует из апелляционного определения Челябинского областного суда от 26 мая 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Кремлевой Н.М. к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании отказа Министерства социальных отношений Челябинской области от 03 сентября 2019 года незаконным, обязании включить ее в реестр получателей единовременной денежной выплаты за утраченное жилое помещение и взыскании в ее пользу за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий выплату за утраченное жилое помещение в размере ? доли в квартире, как наследника погибшего сына, было отказано. Поскольку право на единовременную денежную выплату неразрывно связано с личностью конкретного гражданина - лица, утратившего жилое помещение в результате обрушения 31 декабря 2018 года части многоквартирного дома, и наследованию оно не подлежит. Кремлеву Н.М. нельзя было отнести и к гражданам, претендующим на получение единовременной социальной выплаты в соответствии с Порядком для получения единовременной денежной выплаты (л.д. 61-65, том 1).

Обращаясь с заявлением 07 августа 2020 года в Министерство социальных отношений Челябинской области Кремлева Н.М. указала иные основания для производства указанной выплаты. При этом подача указанного заявления объективно была невозможна до вступления в законную силу решения Правобережного районного суда г. Магнитогорска от 22 мая 2020 года по делу по иску Кремлевой Н.М. к администрации г. Магнитогорска об установлении факта проживания.

Установлено, что с иском в суд об установлении факта проживания в квартире дома 164 по пр. К. Маркса Челябинской области Кремлева Н.М. обратилась 30 января 2020 года.

Более того, в рамках указанного спора Министерство социальных отношений Челябинской области было привлечено в качестве третьего лица, по заявленным требованиям не возражало.

Пункт 10 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 10 января 2019 года № 1-П, предусматривает возможность повторного обращения гражданина с заявлением на предоставление единовременной денежной выплаты после устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты.

Учитывая также дату первоначального обращения Кремлевой Н.М. с заявлением о единовременной денежной выплате за утраченное жилое помещение, возраст истицы (более 80 лет) судебная коллегия полагает, что ее повторное обращение с заявлением о предоставлении указанной выплаты было подано только 07 августа 2020 года по объективным причинам. И пропуск срока подачи заявления не может являться единственным основанием для отказа приеме его к рассмотрению. Следовательно, отказ ответчика от 27 августа 2020 года является незаконным.

Кремлева Н.М. с учетом представленных документов подлежит включению в реестр получателей денежной выплаты за утраченное жилое помещение.

Получение Кремлевой Н.М. иных выплат из федерального и областного бюджетов в виде единовременного пособия семье погибших на погребение, единовременных пособий членам семьи погибших в результате обрушения, компенсации за погибших из благотворительного фонда, а так же материальная помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, их сумма, не лишает истицу права и на получение выплаты за утраченное жилое помещение в полном размере.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями. Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.

Действовавшим до 01 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации № 110 от 15 февраля 2014 года были утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила).

Согласно п.1 Правил настоящие Правила устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

Аналогичные положения содержат Правила, утвержденные действующим с 01 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями".

П. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 09 января 2019 года №2, определены условия предоставления бюджету Челябинской области межбюджетных трансфертов.

П. 7.1 указанных Правил определено, что в случаях если нормативным правовым актом Челябинской области площадь жилого помещения и (или) размер стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, установленные высшим исполнительным органом государственной власти Челябинской области в целях оказания мер социальной поддержки, предусмотренных настоящими Правилами, выше площади жилого помещения и (или) размера стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, предусмотренных соответственно пунктами 6 и 7 настоящих Правил, а также если категория граждан, в отношении которых реализуются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящими Правилами, определена шире предусмотренной пунктами 4 и 6 настоящих Правил, финансирование мероприятий в части указанного превышения за счет иного межбюджетного трансферта не допускается.

С учетом установленных обстоятельств на Кремлеву Н.М. положения п. 7.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 09 января 2019 года №2, не распространяется.

При таких обстоятельствах компенсация за утраченное жилое помещение с учетом частично выплаченной суммы подлежит взысканию с Министерства социальных отношений Челябинской области в размере 834 367 рублей 50 копеек в пользу истицы за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Таким образом, судом первой инстанции были неправильно применены нормы материального права (п.4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), что является основанием для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке полностью с принятием нового решения (п.2 ст. 238 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда города Челябинска от 07 апреля 2021 года отменить.

Принять новое решение.

Требования Кремлевой Нины Михайловны удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства социальных отношений Челябинской области от 27 августа 2020 года в приеме к рассмотрению заявления Кремлевой Нины Михайловны.

Обязать Министерство социальных отношений Челябинской области включить Кремлеву Нину Михайловну в реестр получателей единовременной денежной выплаты за утраченное жилое помещение по адресу: Челябинская область г. Магнитогорск, проспект Карла Маркса дом 164 квартира , площадью 52,6 кв. метров.

Взыскать с Министерства социальных отношений Челябинской области в пользу Кремлевой Нины Михайловны за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий компенсацию за утраченное жилое помещение в размере 834 367 рублей 50 копеек.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 01 сентября 2021 года.