ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-11593/19 от 06.05.2020 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Лебедева Н.Н.

Дело № 2-11593/2019

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 06 мая 2020 года № 33-1227/2020

город Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Балаевой Т.Н.,

судей Кяргиевой Н.Н., Татарниковой Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Андреевой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации города Вологды ФИО1 на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 24.12.2019, которым признано незаконным распоряжение начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от <ДАТА>№... «Об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении» в части отказа в признании нуждающейся в жилом помещении с целью участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» семьи в составе ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5.

На Департамент имущественных отношений Администрации города Вологды возложена обязанность включить семью в составе ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в список участников государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Балаевой Т.Н., судебная коллегия,

установила:

распоряжением начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от <ДАТА>№... «Об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении» ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5 отказано в признании нуждающимися в жилом помещении с целью участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» в связи с тем, что суммарный размер общей пощади всех пригодных для проживания жилых помещений на состав семьи из четырех человек составил 41,26 кв.м, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека более учетной нормы (10 кв.м).

Оспаривая правомерность отказа, ФИО2, ФИО3 25.11.2019 обратились в суд с иском к жилищному управлению Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды о признании незаконным решения начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от <ДАТА>№... об отказе в признании семьи нуждающейся в жилом помещении, признании ФИО2, ФИО3 нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, возложении на ответчика обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, семью ФИО2 и ФИО3

В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Суду пояснила, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> установленном порядке непригодным для проживания не признавалось. Уточнила, что просят включить в список участников также и несовершеннолетних детей ФИО5 и ФИО4

Истец ФИО3 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причины неявки не известны.

Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель Администрации города Вологды ФИО1 просит об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что молодая семья Г-ных в составе 4-х человек не относится к категории нуждающихся, поскольку суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи, составляет 41,26 кв.м, то есть обеспеченность граждан жилой площадью составляет более учетной нормы. Кроме того, полагает, что судом нарушен порядок признания молодой семьи участником ведомственной целевой программы, который определен административным регламентом, утвержденным постановлением Администрации города Вологды от 12.02.2018 № 120, в данном случае семье Г-ных отказано лишь в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении, вопрос о включении семьи ФИО6 в список участников государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» в оспариваемом постановлении не рассматривался. Также указывает, что Департамент имущественных отношений Администрации города Вологда является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Поскольку Департамент имущественных отношений администрации города Вологды является функциональным органом Администрации города Вологды и правами юридического лица не наделен, определением от 18.03.2020 судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в соответствии с частью 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, перешла к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве ответчика была привлечена Администрации города Вологды.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец ФИО2, истец ФИО3, представитель ответчика Администрации города Вологды не явились, извещены, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Рассмотрев дело по правилам производства в суде первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Вопросы, связанные с получением мер социальной поддержки молодой семьи при приобретении жилого помещения, регулируются специальным нормативным актом - Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися Приложением № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Правила предоставления молодым семьям социальных выплат).

Одним из условий для участия молодой семьи (в том числе неполной) в мероприятиях ведомственной целевой программы является необходимость признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил (подпункт «б» пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат).

Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятиях ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности (пункт 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат).Из смысла приведенных норм права следует, что для определения степени обеспеченности молодой семьи жилой площадью необходимо исходить из принадлежащих каждому члену такой семьи на праве собственности или находящихся в его пользовании по договору социального найма, найма жилых помещений социального использования, не принимая в расчет имущество, принадлежащее на праве собственности или находящееся в пользовании лиц, не входящих в состав молодой семьи, претендующей на участие в программе.

Как усматривается из материалов дела, ФИО2 и ФИО3 с <ДАТА> состоят в зарегистрированном браке, от брака имеют двоих несовершеннолетних детей ФИО4, <ДАТА> года рождения, ФИО5, <ДАТА> года рождения.

Семья Г-ных зарегистрирована и проживает в жилом помещении, принадлежащем отцу ФИО2 – ФИО7, площадью ... кв.м, по адресу: <адрес>.

ФИО3 на праве собственности принадлежит ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью ... кв.м по адресу: <адрес>. Иных жилых помещений, принадлежащих семье Г-ных на праве собственности, или находящихся в их пользовании по договору социального найма, найма жилых помещений социального использования, не имеется.

20.09.2019 ФИО2 обратилась в жилищное управление Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды с заявлением о признании ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 нуждающимися в жилом помещении с целью участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».

Распоряжением начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от <ДАТА>№... «Об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении» ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5 отказано в признании нуждающимися в жилом помещении с целью участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» в связи с несоответствием молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат, поскольку суммарный размер общей пощади всех пригодных для проживания жилых помещений на состав семьи из четырех человек составил ... кв.м, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека более учетной нормы (10 кв.м). При расчете общей площади пригодных для проживания жилых помещений учтены ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес><адрес>, принадлежащая ФИО3, и жилое помещение, в котором зарегистрирована семья Г-ных, принадлежащее ФИО7, по адресу: <адрес>.

Вместе с тем, учитывая, что предоставление мер социальной поддержки молодым семьям в приобретении жилых помещений регулируется специальным нормативным актом, который, в отличие от статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при определении уровня обеспеченности жилым помещением не предусматривает необходимости учета жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи в качестве членов семьи собственника жилого помещения, не являющегося членом молодой семьи, следовательно, в состав семьи ФИО2 для целей участия в указанной государственной программе входят только она, ее супруг ФИО3 и их несовершеннолетние дети – ФИО4, ФИО5, и уровень обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения для признания нуждающейся в жилом помещении должен быть определен исходя из размера общей площади жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, или жилых помещений принадлежащих им на праве собственности.

Таким образом, поскольку оснований для исчисления уровня обеспеченности молодой семьи Г-ных жилым помещением с учетом имеющегося в собственности отца ФИО2 – ФИО7 жилого помещения у ответчика не имелось, судебная коллегия приходит к выводу, что распоряжение начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от <ДАТА>№... «Об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении» нельзя признать правомерным.

Доводы Администрации города Вологды о необходимости учета при определении уровня обеспеченности семьи Г-ных жилого помещения, находящего в собственности отца ФИО2, подлежат отклонению, как основанные на неправильном применении норм материального права, и наличие семейных отношений в смысле общих норм жилищного права не исключает специального определения состава молодой семьи для целей участия в соответствующей программе.

Принимая во внимание, что молодая семья, с учетом доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, принадлежащей ФИО3, не обеспечена жильем на одного человека более учетной нормы, установленной постановлением Главы города Вологды от 15.07.2005 № 2032, требования о признании ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, подлежат удовлетворению.

Вопрос о включении семьи Г-ных в список участников государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» в оспариваемом постановлении не рассматривался.

Оснований для удовлетворения требований истцов о возложении на жилищное управление Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды обязанности поставить семью Г-ных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, судебная коллегия не усматривает, поскольку Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание молодой семьи участницей основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденный Постановлением Администрации города Вологды от 12.02.2018 № 120, и регулирующий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт ее предоставления, не предусматривает ведение отдельного учета нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в вышеуказанной программе.

На основании изложенного, учитывая положения части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 24.12.2019 отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО2, ФИО3 удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от <ДАТА>№... «Об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении».

Признать ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Председательствующий:

Судьи: