ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-11626/2021 от 21.09.2022 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Луковцев А.А. Дело № 33-3306/2022

Дело №2-11626/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Якутск 21 сентября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Удаловой Л.В., судей Матвеевой М.К., Осиповой А.А., при секретаре Осиповой Е.П., с участием прокурора Марковой Д.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2021 года, по апелляционной жалобе ответчика на дополнительное решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 июля 2022 года по иску прокурора города Якутска к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)» о возложении обязанности произвести ремонт.

Заслушав доклад судьи Осиповой А.А., объяснение прокурора Марковой Д.Р., представителя ответчика Колодезниковой Н.О., судебная коллегия

установила:

Прокурор города Якутска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)» (далее - НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)») о возложении обязанности произвести ремонт по адресам, перечисленным в исковом заявлении. В обоснование иска указано на то, что прокуратурой проведена проверка состояния законности в жилищной сфере при проведении капитального ремонта многоквартирных домов расположенных на территории города Якутска. По результатам проверки выявлено, что капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов расположенных на территории города Якутска не проведен в 247 многоквартирных домах в отношении 987 конструктивных элементов. Просил возложить на ответчика обязанность произвести в срок до 01 января 2022 года капитальный ремонт общего имущества в 247 многоквартирных домах в отношении 987 конструктивных элементов расположенных на территории города Якутска, по адресам указанным в исковом заявлении.

Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2021 года исковые требования прокурора удовлетворены. Обязал НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)» провести в срок до 01 января 2022 года капитальный ремонт общего имущества 247 многоквартирных домов в городе Якутске по перечисленным адресам (работы по ремонту фасада, ремонту крыши, водоотведению, теплоснабжению, энергоснабжению, газоснабжению).

Не согласившись с вынесенным решением суда, прокурор города Якутска обратился с апелляционным представлением, в котором просит решение суда изменить в части срока исполнения решения суда и обязать ответчика провести капитальный ремонт общего имущества в 247 многоквартирных домах в срок 6 месяцев.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2022 года материалы дела возвращены для вынесения дополнительного решения, поскольку при вынесении решения не разрешен вопрос об установлении разумного срока для исполнения решения.

Дополнительным решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 июля 2022 года срок проведения капитального ремонта многоквартирных домов определен в течение одного года с момента вступления решения в законную силу.

Не согласившись с вынесенным решением суда от 20 июля 2022 года, представитель ответчика по доверенности Колодезникова Н.О. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить как необоснованное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В жалобе указывает на то, что вступила в силу новая региональная программа ремонта, где указано, что проведение ремонта в многоквартирных аварийных домах, включенных в иск прокурора, перенесено на новый срок, потому считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется.

До начала судебного заседания суда апелляционной инстанции от прокурора поступил отказ от апелляционного представления на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2021 года.

В соответствии со статьей 326 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказ от апелляционных жалоб, представления допускается до вынесения судом апелляционного определения (пункт 1), заявление об отказе от апелляционных жалоб, представления подается в письменной форме в суд апелляционной инстанции (пункт 2), о принятии отказа от апелляционных жалоб, представления суд апелляционной инстанции выносит определение, которым прекращает производство по соответствующим апелляционным жалобам, представлению, при этом прекращение производства по апелляционным жалобе, представлению в связи с отказом от них не является препятствием для рассмотрения иных апелляционных жалоб, представлений, если соответствующее решение суда первой инстанции обжалуется другими лицами (пункт 3).

Принимая во внимание, что апелляционное представление отозвано прокурором до вынесения судом апелляционного определения, судебная коллегия полагает, что отказ от апелляционного представления прокурора подлежит принятию, апелляционное производство по апелляционному представлению прекращению.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы представителя ответчика, рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в жалобе, объяснения сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с части 4 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют « фонд капитального ремонта » на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Согласно части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Саха (Якутия) утверждена Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2013 года №2433.

Основной целью деятельности НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)» является осуществление деятельности, направленной на обеспечение организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Саха (Якутия).

Прокуратурой города Якутска проанализировано состояние законности в жилищной сфере при проведении капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории города Якутска.

По информации представленной НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)» в сроки, предусмотренные региональной программой капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов не проведен в 247 многоквартирных домах, расположенных на территории города Якутска.

Разрешая спор, установив юридически значимые для дела обстоятельства, принимая во внимание вышеизложенные правовые положения, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности на ответчика по проведению капитального ремонта общего имущества 247 многоквартирных домов в городе Якутске по перечисленным адресам (работы по ремонту фасада, ремонту крыши, водоотведению, теплоснабжению, энергоснабжению, газоснабжению), установив срок проведения работ в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда.

Судебная коллегия считает данные выводы суда первой инстанции законными, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Приведенные заявителем в жалобе доводы относительно невозможности проведения капитального ремонта указанных многоквартирных домов в установленный срок, судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.

Согласно пунктам 2, 3, 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.

Таким образом, законом определены основные требования к порядку организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по самостоятельному решению указанных вопросов, в том числе связанных с подготовкой и утверждением региональных программ капитального ремонта, созданием и функционированием региональных операторов, определением минимального размера взноса на капитальный ремонт и других.

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется.

По настоящему делу в соответствии с региональной программой указанные дома подлежали ремонту в период с 2018 по 2020 года, что подтверждается перечнем домов со сроками ремонта(приложение№1). Сроки являлись предельными.

Из изложенного следует, что НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)» не обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в отношении спорных домов в сроки, предусмотренные региональной программой, с 2017 года не предпринимал должных мер по выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества.

Указанные обстоятельства являются бездействием ответчика и приводит к нарушению жилищных прав неопределенного круга лиц, поскольку ответчик не освобождается от возложенной на него законом обязанности по организации и проведению капитального ремонта спорных домов в сроки, установленные региональной программой.

Доводы апелляционной жалобы о том, что сроки проведения капитального ремонта в аварийных домах перенесены принятием Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 года №459 «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Саха (Якутия)», судебная коллегия отклоняет как несостоятельные, поскольку право граждан проживающих в аварийных домах на ремонт общего имущества существовало на момент обращения прокурора с иском и не может быть поставлена в зависимость от принятия новой программы и изменения сроков.

При этом решение об удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности на ответчика по проведению капитального ремонта общего имущества 247 многоквартирных домов в городе Якутске вынесено 27 декабря 2021 года, когда как новые сроки проведения капитального ремонта в аварийных домах установлены принятием Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 года, то есть после вынесения решения суда.

При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства, применительно к положениям вышеназванных норм закона, с учетом установленных судом конкретных обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении обязанности на НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)» провести капитальный ремонт имущества в отношении спорных домов. Финансирование ремонта осуществляется за счет любых не запрещенных законом средств и является обязанностью Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия).

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что права ответчика могут быть защищены иным способом, в порядке статьи 203 или 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представив соответствующие доказательства.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности судебного решения, оснований для его изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется. При рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Принять отказ от апелляционного представления прокурора города Якутска на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2021 года.

Апелляционное производство по апелляционному представлению прокурора города Якутска на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2021 года прекратить.

Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2021 года и дополнительное решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 июля 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

Определение изготовлено 23 сентября 2022 года.