ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-116/2022 от 14.06.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело № 2-116/2022Судья: Баринова Н.С. УИД S0025-01-2022-000092-10

Дело № 33-6604/2022

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Симагина А.С.,

судей Луганцевой Ю.С., Цыгулева В.Т.,

при секретаре судебного заседания Кузнецовой А.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вачского района Нижегородской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области об обязании предусмотреть мероприятия Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 2013-2018г.г., утвержденного Президентом РФ 26.04.2013 и Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023 г.г., утвержденного Президентом РФ 28.12.2018 в текущих и перспективных планах деятельности органа местного самоуправления, внести функции по организации и реализации мероприятий Комплексных планов и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма в уставы органов местного самоуправления и должностные регламенты(обязанности) лиц, ответственных за исполнение указанных функций,

по апелляционной жалобе администрации Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области на решение Вачского районного суда Нижегородской области от 1 апреля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Цыгулева В.Т., пояснения прокурора Демидовой Н.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Вачского района Нижегородской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области об обязании предусмотреть мероприятия Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 2013-2018 г.г., утвержденного Президентом РФ 26.04.2013 и Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023 г.г., утвержденного Президентом РФ 28.12.2018 в текущих и перспективных планах деятельности органа местного самоуправления, внести функции по организации и реализации мероприятий Комплексных планов и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма в уставы органов местного самоуправления и должностные регламенты(обязанности) лиц, ответственных за исполнение указанных функций. В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой Вачского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму и экстремистской деятельности. В ходе проверки реализации Комплексного плана на 2013-2018 годы органами местного самоуправления Вачского района установлено, что в деятельности администрации Чулковского сельсовета Вачского муниципального района выявлены существенные недостатки и упущения, влияющие на реализацию полномочий, предусмотренных законодательством в рассматриваемой сфере, выразившиеся в неисполнении Комплексных планов.

Несмотря на актуальность и значимость противодействия идеологии терроризма органом местного самоуправления до настоящего времени не организовано фактическое исполнение названных требований комплексных планов, должные меры к профилактике проявлений терроризма на собственной территории не принимаются, что требует принципиального пересмотра работы в данном направлении.

На протяжении последних лет, все более распространение среди несовершеннолетних получает идеология «скулшутинга» (от английского слова schoolshooting – «школьная стрельба».)

Эти преступления потенциально влекут за собой большое количество жертв, в том числе среди малолетних, вызывают широкий резонанс, дестабилизируют ситуацию в обществе, способствуют криминализации сознания подростков и обладают чрезвычайной опасностью.

Одной из причин этой негативной тенденции служит воздействие на подростковую психику, в том числе посредством сети Интернет, в которой размещаются призывы к экстремисткой и террористической деятельности.

Реализация Комплексных планов противодействия идеологии экстремизма и терроризма в Российской Федерации позволяет сформировать законодательные и организационные механизмы противодействия их идеологии, в связи с чем, к ее осуществлению привлечены, в том числе органы местного самоуправления.

Проводимая субъектами противодействия терроризму в рамках реализации Комплексных планов работа способствует снижению уровня радикализации различных групп населения, прежде всего молодежи, а также повышению эффективности функционирования системы оказания на них профилактического воздействия.

Однако администрацией Чулковского сельсовета Вачского муниципального района до настоящего времени не организовано фактическое исполнение требований Комплексных планов, должные мероприятия по противодействию идеологии терроризма не приняты, бездействие органа местного самоуправления ведет к нарушению требований действующего законодательства, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц в случае совершения террористического акта.

На этом основании изложенного прокурор Вачского района Нижегородской области просил обязать администрацию Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области предусмотреть мероприятия Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 26.04.2013 и Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 28.12.2018 в текущих и перспективных планах деятельности органа местного самоуправления, внести функции по организации и реализации мероприятий Комплексных планов и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма в уставы органов местного самоуправления и должностные регламенты (обязанности) лиц, ответственных за исполнение указанных функций.

Решением Вачского районного суда Нижегородской области от 01 апреля 2022 года исковые требования прокурора Вачского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области удовлетворены.

На администрацию Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области возложена обязанность предусмотреть мероприятия комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 26.04.2013 и Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 28.12.2018 в текущих и перспективных планах деятельности органа местного самоуправления, внести функции по организации и реализации мероприятий Комплексных планов и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма в уставы органов местного самоуправления и должностные регламенты (обязанности) лиц, ответственных за исполнение указанных функций.

В апелляционной жалобе администрации Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области указано на несогласие с решением, поскольку дело было рассмотрено в отсутствие представителя администрации.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Демидова Н.В. просила решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Иные участники рассмотрения дела в судебное заседание не явились о времени и месте его проведения, уведомлены в соответствии с требованием закона.

Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения прокурора Демидовой Н.В., судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда приходит к следующим выводам.

Как следует из ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Статьей 5.2 Федерального закона № 35-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, к которым в том числе, относятся разработка и реализация муниципальных программ в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; организация и проведение в муниципальных образованиях информационно-пропагандистских мероприятий по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий; участие в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; осуществление иных полномочий по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Федеральный закон № 114-ФЗ), определяющим правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление. В частности, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности (ст. 5 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности").

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009 года, субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, обязанные проводить мероприятия по противодействию терроризму. Это вытекает и из пп. 7.1 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где указано, что к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

Органы местного самоуправления поселений наделены полномочиями по изданию муниципальных правовых актов, иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

В целях снижения уровня радикализации различных групп населения (прежде всего молодежи), и недопущения их вовлечения в террористическую деятельность Президентом РФ 26 апреля 2013 года утвержден Комплексный план противодействия и идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 - 2018 годы.

С учетом новых вызовов и угроз террористического характера 5 октября 2016 года в Комплексный план внесены изменения. В частности, главам органов местного самоуправления в целях предупреждения рецидивов террористической и религиозно - экстремисткой деятельности надлежало в срок до 1 марта 2017 года внести функции по организации и реализации мероприятий Комплексного плана и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма в уставы органов местного самоуправления и должностные регламенты (обязанности) лиц, ответственных за исполнение указанных функций. Кроме того, мероприятия Комплексного плана подлежали учету в текущих и перспективных планах деятельности органа местного самоуправления.

28 декабря 2018 года Президентом Российской Федерации утвержден Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы, в котором отмечено, что анализ деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию идеологии терроризма свидетельствует о наличии неиспользованных резервов в ее организации.

Для достижения указанной цели и решения обозначенных задач органам местного самоуправления необходимо реализовать ежегодно комплекс мероприятий, в частности:

-проведение с лицами, прибывающими в Российскую Федерацию из стран с повышенной террористической активностью для обучения, на базе образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования мероприятий (в том числе при участии представителей религиозных и общественных организаций, психологов) в форме индивидуальных или групповых бесед по доведению норм законодательства, устанавливающих ответственность за участие и содействие террористической деятельности, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, создание и участие в деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя России;

-в целях развития у населения, прежде всего молодежи, активной гражданской позиции, направленной на неприятие идеологии терроризма, проводить общественно-политические, культурные и спортивные мероприятия, посвященные Дню солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября). При реализации указанных мероприятий обеспечить максимальный охват участников из различных категорий населения с привлечением видных федеральных и региональных политических деятелей, авторитетных представителей общественных и религиозных организаций, науки, культуры и спорта;

-в целях снижения уязвимости молодежи от воздействия идеологии терроризма проводить на базе образовательных организаций (в том числе с участием представителей религиозных и общественных организаций, деятелей культуры и искусства) воспитательные и культурно-просветительские мероприятия, направленные на развитие у детей и молодежи неприятия идеологии терроризма и привитие им традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

-организовывать с привлечением лидеров общественного мнения, популярных блогеров создание и распространение в СМИ и сети «Интернет» информационных материалов (печатных, аудиовизуальных и электронных) в области противодействия идеологии терроризма, в том числе основанных на обращениях (призывах) лиц, отказавшихся от террористической деятельности, а также их родственников.

Как следует из материалов гражданского дела и установлено судом первой инстанции, в деятельности администрации Чулковского сельсовета Вачского муниципального района имеют место быть существенные недостатки и упущения, влияющие на реализацию полномочий, предусмотренных законодательством в рассматриваемой сфере, выразившиеся в неисполнении Комплексных планов, а именно меры, направленные на профилактику проявлений терроризма на территории органа местного самоуправления не принимаются, несмотря на актуальность и значимость противодействия идеологии терроризма.

Установив, что отсутствие организации мероприятий по противодействию идеологии терроризма нарушает права и свободы неопределенного круга лиц, что является недопустимым, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Федеральный закон № 114-ФЗ), оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришёл к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для возложения на администрацию Чулковского сельсовета Вачского муниципального района обязанности предусмотреть мероприятия Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 26.04.2013 и Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 28.12.2018 в текущих и перспективных планах деятельности органа местного самоуправления, внести функции по организации и реализации мероприятий Комплексных планов и другие мероприятия по противодействию идеологии терроризма в уставы органов местного самоуправления и должностные регламенты (обязанности) лиц, ответственных за исполнение указанных функций.

Доводы жалобы о том, что дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации не может являться основанием к отмене решения суда, по следующим мотивам.

О судебном заседании, назначенном на 01 апреля 2022 года, администрация Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области была извещена 17 марта 2022 года, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления.

В силу части 1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в рассмотрении дела, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в указанный в части третьей настоящей статьи срок, если суд располагает доказательствами того, что указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте первого судебного заседания. Такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи (часть 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Лица, указанные в абзаце первом настоящей части, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (абзац второй части 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ответчик считается надлежащим образом извещенным о судебном заседании, назначенном на 01 апреля 2022 года.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, в том числе на заявление ходатайств непосредственно в судебном заседании, поэтому не могло являться препятствием для рассмотрения судом первой инстанции гражданского дела по существу.

Иных доводов апелляционная жалоба заявителя не содержит.

Изложенные в решении выводы суда мотивированы, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, основания к отмене решения суда, предусмотренные ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Вачского районного суда Нижегородской области от 01 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области – без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течении трех месяцев в суд кассационной инстанции.

Определение изготовлено в окончательной форме 15 июня 2022 года.

Председательствующий

Судьи