ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-116/2022 от 23.08.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело № 2-116/2022

Судья: Матвеева А.Г.

Дело № 33-10538/2022

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород

23 августа 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Симагина А.С.,

судей Винокуровой Н.С., Цыгулева В.Т.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бетевой Н.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Воскресенского района Нижегородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Благовещенского сельсовета Воскресенского муниципального района Нижегородской области об обязании в течении девяносто дней с момента вступления решения в законную силу провести работы по приведению в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019 участка дороги около дома номер 18 на [адрес] посредством установки дорожного знака 1.23 «Дети»

по апелляционной жалобе администрации Благовещенского сельсовета Воскресенского муниципального района Нижегородской области на решение Воскресенского районного суда Нижегородской области от 27 мая 2022 года.

Заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Симагина А.С., выслушав объяснения прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Усова М.С., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

УСТАНОВИЛА:

истец исполняющий обязанности прокурора Воскресенского района Нижегородской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Благовещенского сельсовета Воскресенского муниципального района Нижегородской области об обязании в течении девяносто дней с момента вступления решения в законную силу провести работы по приведению в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019 участка дороги около дома номер 18 на улице Специалистов в д. Асташиха Воскресенского района Нижегородской области посредством установки дорожного знака 1.23 «Дети».

Ответчик администрация Благовещенского сельсовета Воскресенского муниципального района Нижегородской области в письменном заявлении исковые требования признала.

Решением Воскресенского районного суда Нижегородской области от 27 мая 2022 года исковые требования исполняющего обязанности прокурора Воскресенского района Нижегородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворены. На администрацию Благовещенского сельсовета Воскресенского муниципального района Нижегородской области возложена обязанность провести работы по приведению в соответствие с ГОСТ Р 52289-2019 участка дороги, а именно: установить дорожный знак 1.23 «Дети» на участке дороге около дома номер 18 на улице Специалистов в деревне Асташиха Воскресенского района Нижегородской области в срок 90 (Девяносто) дней с момента вступления в законную силу решения суда.

В апелляционной жалобе администрации Благовещенского сельсовета Воскресенского муниципального района Нижегородской области поставлен вопрос об изменении решения суда в части установления срока для его исполнения.

Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда приходит к следующим выводам.

В силу части 4 статьи 67.1 Конституции Российской Федерации дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются:

осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры;

защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочнение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с пунктами 5 и 25 части 1 статьи 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно (часть 3 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ).

Пункт 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» также относит к числу полномочий органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Законом об автомобильных дорогах определено, что дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Технические требования к эксплуатационному состоянию дорог и улиц установлены ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утверждённым Приказом Росстандарта России от 26 сентября 2017 года № 1245-ст.

Согласно ГОСТ Р 50597-2017 дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945 (введен новый ГОСТ Р 52290), знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 декабря 2019 года №1425-ст утвержден ГОСТ Р 52289-2019, которым определены правила применения дорожных знаков, разметки светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.

Согласно пункту 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2019 знак 1.23 «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Под детскими учреждениями понимают объекты социальной инфраструктуры для детей – здания, строения, сооружения, необходимые для жизнеобеспечения детей, а также организации, деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 4 Устава Благовещенского сельсовета Воскресенского муниципального района Нижегородской области к ведению данного муниципального образования относится вопрос дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 7 Устава Благовещенского сельсовета Воскресенского муниципального района Нижегородской области к вопросам местного значения муниципального образования относится, в том числе осуществление полномочий в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления».

В соответствии с Законом Нижегородской области от 24 октября 2005 года № 168-З «Об утверждении границ, состава территории Воскресенского муниципального района, границ и состава территорий муниципальных образований, входящих в состав Воскресенского муниципального района» и пунктом 2 части 2 статьи 2 вышеуказанного Устава населенный пункт деревня Асташиха входит в состав территории Воскресенского муниципального округа Нижегородской области.

Согласно постановлению администрации Благовещенского сельсовета Воскресенского муниципального района №13 от 02 марта 2020 года «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения Благовещенского сельсовета Воскресенского муниципального района Нижегородской области» (Приложение №1) указанный в акте участок дороги находится в д. Асташиха Воскресенского района, т.е. на территории Благовещенского сельсовета Воскресенского муниципального района Нижегородской области, в ведении ответчика.

Установив, что в нарушение действующего законодательства Российской Федерации на участке дороги местного значения в дер. Асташиха Воскресенского района Нижегородской области у дома номер 18 на улице Специалистов отсутствует знак 1.23 «Дети», суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии правовых оснований для возложения на администрацию Благовещенского сельсовета Воскресенского муниципального района Нижегородской области обязанности провести работы по приведению в соответствие с ГОСТ Р 52289-2019 участка дороги, а именно: установить дорожный знак 1.23 «Дети» на участке дороге около дома номер 18 на улице Специалистов в деревне Асташиха Воскресенского района Нижегородской области в срок 90 (девяносто) дней с момента вступления в законную силу решения суда.

Доводы апелляционной жалобы о недостаточности установленного судом срока для исполнения состоявшегося решения являются безосновательными.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Учитывая, что не принятие администрацией Благовещенского сельсовета Воскресенского муниципального района Нижегородской области своевременных и комплексных мер по организации установки дорожного знака на указанном участке дороги свидетельствует о несоблюдении требований действующего законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении и безопасности дорожного движения, а допущенные нарушения могут повлечь увеличение уровня аварийности на указанном участке, и как следствие привести к возможности причинения вреда жизни и здоровья неопределенного круга лиц, что нарушает права и законные интересы граждан Российской Федерации на безопасные условия передвижения, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что установленный срок в 90 (Девяносто) дней с момента вступления в законную силу решения суда выполнения возложенной обязанности для органа местного самоуправления является разумным и справедливым.

Иных доводов апелляционная жалоба заявителя не содержит.

При таком положении нет оснований считать, что, рассматривая гражданское дело, суд неправильно применил нормы материального права. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Воскресенского районного суда Нижегородской области от 27 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Благовещенского сельсовета Воскресенского муниципального района Нижегородской области – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 29 августа 2022 года.

Председательствующий

Судьи