ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-116/2022 от 28.06.2022 Кировского областного суда (Кировская область)

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 июня 2022 г. по делу № 33-2756/2022

Судья Шамов О.В. Дело № 2-116/2022

43RS0035-01-2021-000892-05

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Дубровиной И.Л.

судей Маркина В.А., Митяниной И.Л.,

при секретаре Страбыкине Д.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове гражданское делопо иску О.Н. к районный суд, Управление Судебного департамента о признании приказа о дисциплинарном взыскании незаконным, его отмене, снятии дисциплинарного взыскания, взыскании недополученного материального стимулирования, других выплат, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе О.Н. на решение Уржумского районного суда Кировской области от 6 апреля 2022 г., которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований О.Н. к районный суд, Управление Судебного департамента о признании приказа о дисциплинарном взыскании незаконным, его отмене, снятии дисциплинарного взыскания, взыскании недополученного материального стимулирования, других выплат, компенсации морального вреда – отказать.

Заслушав доклад судьи областного суда Митяниной И.Л., судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда

УСТАНОВИЛА:

О.Н. обратилась в суд с иском к районный суд, Управление Судебного департамента о признании приказа о дисциплинарном взыскании незаконным, его отмене, снятии дисциплинарного взыскания, взыскании недополученного материального стимулирования, других выплат, компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указала, что она работает в районный суд с <дата> г., в должности помощника судьи М.В. с <дата>. Приказом районный суд от <дата> «Об объявлении государственному гражданскому служащему замечания» она привлечена к дисциплинарной ответственности в связи с нарушением правил внутреннего трудового распорядка.

Считает, что работодателем не соблюден установленный законом порядок применения дисциплинарного взыскания. В частности, с приказом о проведении служебной проверки она была ознакомлена <дата>, желала представить объяснения по проверке, но была лишена этого права. <дата>, без получения от нее объяснений, было вынесено заключение по результатам служебной проверки о наличии в ее действиях признаков дисциплинарного проступка. <дата> она была ознакомлена с приказом о привлечении к дисциплинарной ответственности. После получения материалов проверки ей стало известно, что в рамках проверки работником суда Т.В. проведен мониторинг камер видеонаблюдения, установленных в здании суда, в целях соблюдения гражданскими служащими распорядка работы суда, в результате которого были установлены нарушения. Вместе с тем, в материалы проверки представлены результаты мониторинга только в отношении истца, а не всех гражданских служащих суда, что свидетельствует о действиях Т.В., направленных на формирование конфликта. Снимки, приложенные к докладной Т.В., не позволяют определить личность истца, не приведено доказательств соответствия времени на мониторе камеры видеонаблюдения и действительного текущего времени. Считает, что она добросовестно исполняла свои служебные обязанности в течение всего периода работы в суде. Также указывает, что при привлечении к дисциплинарной ответственности не были учтены тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. В связи с привлечением истца к дисциплинарной ответственности она была лишена всех выплат: материального стимулирования за декабрь и премии, снижен размер за ноябрь до 2,2 оклада.

Все указанные события происходили, когда в семье истца сложилась тяжелая жизненная ситуация. Считает, что в связи с предвзятым отношением со стороны работодателя, проведением проверок, нахождением в обстановке постоянной стрессовой ситуации на работе, ухудшилось ее состояние здоровья. После вручения приказа о дисциплинарном взыскании истец сильно расстроилась. Поведение сотрудников суда, проводивших проверку, было уничижительным, оскорбительным по отношению к ней. Унижение, лишение выплат к заработной плате считает необоснованным, что вызывает у нее моральные страдания и переживания. Считает, что действиями ответчика ей причинен моральный вред, нравственные и физические страдания. Также указывает, что приказ о привлечении ее к дисциплинарной ответственности в настоящее время отменен без указания причин отмены, однако ранее уменьшенные выплаты стимулирующего характера ей не возмещены.

С учетом дополнений исковых требований О.Н. просила признать приказ районный суд от <дата> «Об объявлении государственному гражданскому служащему замечания» незаконным; взыскать с Управление Судебного департамента за счет средств соответствующего финансового обеспечения районный суд недополученное материальное стимулирование и квартальную премию в сумме <данные изъяты>. с компенсацией за несвоевременную выплату по день фактического исполнения; компенсацию морального вреда в размере 40000 руб.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе О.Н. указывает на нарушение требований Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Работодатель обязан представить доказательства, подтверждающие соблюдение порядка применения к работнику дисциплинарного взыскания. <дата>О.Н. была ознакомлена с приказом № от <дата> о проведении служебной проверки, основанием для вынесения которого была докладная записка Т.В. На просьбу заявителя ознакомить ее с докладной ей было отказано, пояснено, что с материалами проверки она может быть ознакомлена по заявлению и после окончания проверки. На момент истребования объяснительных никакой докладной не имелось. Указывает, что желала представить объяснения по проверке, однако, была лишена этого права, поскольку до получения с нее объяснений, <дата>, до истечения 2 дней, в нарушение ст. 193 ТК РФ, без получения объяснения лица, в отношении которого проводится служебная проверка, председателем комиссии вынесено заключение по результатам служебной проверки о наличии в действиях О.Н. признаков дисциплинарного проступка. В заключении служебной проверки указаны обстоятельства, которые не были установлены, никакой вины заявитель не признавала, а всего лишь указала, что в дальнейшем обязуется не нарушать требований трудовой дисциплины. Приказ от <дата> о применении к работнику дисциплинарного взыскания отменен приказом районный суд от <дата> без указания оснований. Добровольная отмена приказа о привлечении работника к дисциплинарной ответственности и, как следствие, признание работодателем незаконности своих действий не отменяет самого факта нарушения трудовых прав работника, а значит, не лишает его права требовать от работодателя восстановления прав, компенсации морального вреда и убытков. При отмене дисциплинарного взыскания работник признается изначально не имевшим такого взыскания, следовательно, все негативные для работника последствия, наступившие в связи с незаконным привлечением к дисциплинарной ответственности, должны быть устранены. В частности, все выплаты, не начисленные полностью или частично, на основании отмененного впоследствии приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, должны быть выплачены. Согласно выпискам из представлений № , , и ответа на запрос заявителя, следует, что «в связи с привлечением к дисциплинарной ответственности О.Н. лишили всех выплат: материального стимулирования за декабрь и премии, снизили за ноябрь до 2,25 оклада». Таким образом, вынесение приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности повлекло неблагоприятные последствия. При установлении судом нарушения при привлечении к дисциплинарной ответственности и снижении материальных выплат считает необходимым применить ст. 236 ТК РФ и взыскать компенсацию по день выплаты денежных средств. Просит решение суда отменить. Согласно телефонограмме просила рассмотреть апелляционную жалобу в свое отсутствие.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление Судебного департамента считает, что обстоятельства дела установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон подлежащий применению, решение является законным и обоснованным оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Врио и.о. председателя районный судС.А. просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя суда, решение Уржумского районного суда Кировской области оставить без изменения.

Рассмотрев апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, предусмотренных ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (далее – ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»).

Основные обязанности гражданского служащего предусмотрены ст. 15 названного закона, в том числе предусмотрена обязанность исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом, соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом (ч.1 ст. 56 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»).

Согласно ч. 1 ст. 57 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, подп. "а" - "г" п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 настоящего Федерального закона.

Статьей 58 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» установлен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. В силу данной нормы до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (части 1-3 названной статьи).

Из приведенных норм права в их системной взаимосвязи следует, что служебная дисциплина на гражданской службе состоит в обязательном соблюдении гражданским служащим служебного распорядка государственного органа и должностного регламента. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей представитель нанимателя имеет право применить к гражданскому служащему дисциплинарные взыскания, предусмотренные ч. 1 ст. 57 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

К дополнительным выплатам относятся, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается) (п.4 ч.5 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»).

Из материалов дела следует и судом установлено, что приказом районный суд от <дата>О.Н. назначена на государственную должность федеральной государственной службы - помощник судьи (М.В.) с <дата> в порядке перевода (т.1, л.д. 20).

На основании приказа районный суд от <дата><дата> с О.Н. заключен срочный служебный контракт № по должности гражданской службы - помощник судьи.

В соответствии с п. 2.2 контракта гражданский служащий обязан, в том числе, исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом, исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных; соблюдать правила служебного распорядка.

Пунктом 4.1 контракта, установлено, что в состав денежного содержания гражданского служащего, в том числе входит премия за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя, другие выплаты, предусмотренные законом.

Служебный контракт заключен на период полномочий судьи районный судМ.В. (п. 6.1 служебного контракта) (т.1, л.д. 21, 215-220).

Из должностного регламента помощника судьи, утвержденного приказом районный суд от <дата>, следует, что помощник судьи подчиняется непосредственно судье, помощником которого он является, а также председателю суда (п. 1.5), в своей деятельности руководствуется в числе прочего служебным распорядком суда (п. 1.7). Помощник судьи должен знать правила внутреннего служебного распорядка федерального суда общей юрисдикции (п. 2.3 регламента) (т.1, л.д. 22-34).

Приказом от <дата> утвержден служебный распорядок районный суд (т.1, л.д. 35). Пунктом 5.1 раздела 5 распорядка для гражданских служащих суда установлено служебное время (т.1, л.д. 36-49). О.Н. ознакомлена с данным распорядком под роспись (т.1, л.д. 51).

Приказом от <дата> внесены изменения в приказ от <дата> «Об утверждении служебного распорядка районный суд» пункт 5.1 раздела 5 изложен в следующей редакции: начало работы 8-00 час.; перерыв для отдыха и питания с 12-00 до 12 час. 45 мин.; окончание работы в 17-00 часов; по пятницам окончание работы в 15 час. 45 мин.; выходные дни – суббота, воскресенье; время работы в день, предшествующий праздничному нерабочему дню, сокращается на 1 час (т.1, л.д. 52-53). О.Н. ознакомлена с данным приказом под роспись (т.1, л.д. 54).

Приказом от <дата> создана комиссия по проведению служебной проверки в связи с нарушением служебного распорядка районный суд помощником судьи О.Н., секретарем судебного заседания Н.М. Основанием для издания приказа является докладная записка начальника отдела обеспечения судопроизводства Т.В. (т.1, л.д. 11-12, 13-14).

Из объяснительной помощника судьи О.Н. от <дата> следует, что она находится на рабочем месте всегда согласно установленному режиму работы суда. С <дата> ее отец находился на лечении в отделении <данные изъяты>. В указанный период времени в один из дней она вышла с работы в 16.50, т.к. срочно нужно было передать необходимое в отделение. Доложить о своем уходе не успела, т.к. решение было принято одномоментно и не требовало отложений. Обязуется и в дальнейшем не допускать нарушений трудовой дисциплины (т.1, л.д. 15).

Из объяснения судьи районный судМ.В. от <дата> следует, что на прошлой неделе ей было необходимо посетить <данные изъяты>. Это было незадолго до конца рабочего дня, председатель Т.В. ее отпустила. Она несколько раз звонила в службу такси (<данные изъяты>), свободных машин не было. Поскольку до конца рабочего времени оставалось на более 10 минут, она попросила секретаря судебного заседания Н.М. отвезти ее в <данные изъяты>. В то же время к ней обратилась помощник судьи О.Н., она была взволнована и сказала, что ей позвонили из <данные изъяты>, где в это время находился ее отец в <данные изъяты>. Поскольку ей тоже было необходимо ехать в <данные изъяты>, до конца рабочего времени оставалось не более 10 минут, может быть даже меньше, на работе помощником было сделано все в срок, О.Н. поехала вместе с ними (т.1, л.д. 16).

<дата> председателем районный суд в адрес О.Н. направлено предложение предоставить работодателю в письменном виде объяснения по факту отсутствия на рабочем месте <дата>, а также по поводу нарушения правил служебного распорядка суда <дата>, <дата>, <дата> (т.1, л.д. 84).

<дата>О.Н. представлено объяснение, из которого следует, что <дата> она находилась на лечении в <данные изъяты>, был открыт больничный лист. Факт нарушения правил служебного распорядка суда <дата>, <дата>, <дата> не оспаривает. Указывает, что в данные периоды в связи со сложной семейной ситуацией в семье она должна была явиться в <данные изъяты>, о чем была уведомлена судья, помощником которой является О.Н. Здание суда она покидала после ухода председателя суда и состава председателя суда, за исключением <дата>. <дата> ей необходимо было срочно явиться в лечебное учреждение (т.1, л.д. 85-86).

Из заключения № по результатам служебной проверки от <дата> следует, что с <дата> по <дата> проведена служебная проверка по фактам несоблюдения помощником судьи О.Н. служебного распорядка суда. В результате мониторинга камер видеонаблюдения установлено, что О.Н. покинула здание суда <дата> в 11 час. 48 мин., <дата> в 16 час. 39 мин., <дата> в 11 час. 51 мин., не уведомив о своем уходе председателя районный суд.

Комиссия пришла к выводу о том, что О.Н.<дата>, <дата> и <дата> совершила дисциплинарный проступок в форме несоблюдения служебного распорядка районный суд. Комиссией предложено применить к О.Н. дисциплинарное взыскание в виде замечания, а также провести с ней беседу о необходимости надлежащего соблюдения служебного распорядка суда. <дата>О.Н. ознакомлена с заключением под роспись, выразила свое несогласие с ним. Указывает, что последствий не наступило, имеются признаки морального конфликта интересов (т.1, л.д. 71-74).

Приказом районный суд от <дата> года № к О.Н. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за несоблюдение служебного распорядка районный суд. <дата> она ознакомлена с приказом под роспись (т.1, л.д. 76-77).

Письмом Управление Судебного департамента от <дата> председателям районных судов <данные изъяты> предложено направить представления о выплате материального стимулирования государственным гражданским служащим аппарата судов в размере: <данные изъяты> должностных окладов каждому за ноябрь <дата> г.; <данные изъяты> должностных оклада каждому за декабрь <дата> г. (т.1, л.д. 88).

Из выписок из представлений председателя районный суд от <дата>, от <дата>, от <дата> следует, что председателем суда для помощника судьи О.Н. определен следующий размер стимулирующих выплат: за выполнение особо важных и сложных заданий - 0%, материальное стимулирование за ноябрь <дата> г. - 0, материальное стимулирование за декабрь <дата> г. - <данные изъяты> (т.1, л.д. 191-193).

Приказом районный суд от <дата> создана комиссия для проведения служебной проверки на предмет соблюдения О.Н. запретов, связанных с гражданской службой. Основанием проверки явилось размещение О.Н.<дата> в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте «ВКонтакте» в группе <данные изъяты> сообщения для обсуждения <данные изъяты> (т.1, л.д. 194-204, 205-206).

Приказом районный суд от <дата>, служебная проверка прекращена в связи с увольнением О.Н. с государственной гражданской службы по истечении срока действия служебного контракта <дата> (л.д. 207).

Приказом районный суд от <дата> «Об отмене приказа о дисциплинарном взыскании», приказ от <дата> о применении дисциплинарного взыскания в виде замечания к помощнику судьи О.Н. отменен (т.1, л.д. 113).

Из информации районный суд от <дата> следует, что <дата> от помощника судьи О.Н. поступило заявление о расторжении служебного контракта и увольнении ее с государственной гражданской службы по собственной инициативе <дата>. В связи с последующим увольнением О.Н. было принято решение об отмене приказа от <дата> о привлечении к дисциплинарной ответственности.

Оснований для внесения изменений в представления по выплатам материального стимулирования от <дата>, от <дата>, от <дата> не имелось, в связи с проверкой, назначенной по приказу от <дата>.

<дата> в адрес О.Н. направлено уведомление о расторжении срочного служебного контракта <дата> в связи с истечением срока его действия.

<дата> от О.Н. поступило заявление об отзыве заявления о расторжении срочного служебного контракта по собственной инициативе и увольнении ее <дата> в соответствии с уведомлением от <дата>.

<дата> срочный служебный контракт с помощником судьи О.Н. расторгнут в соответствии с п. 1 ст. 35 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по истечении срока его действия (т.1, л.д. 189-190).

Из информации Управление Судебного департамента от <дата>, полученной на запрос Уржумского районного суда от <дата> следует, что предоставление сведений о лишении (уменьшении) О.Н. денежных выплат в связи с привлечением ее к дисциплинарной ответственности с указанием их размера и сумм не представляется возможным. Размер данных выплат устанавливается работодателем индивидуально (т.1, л.д. 223).

Разрешая спор при установленных по делу обстоятельствах на основании собранных по делу письменных доказательств, в том числе материалов служебной проверки, объяснений сторон, руководствуясь положениями ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», суд первой инстанции с учетом положений должностного регламента помощника судьи, служебного распорядка Советского районного суда Кировской области, пришел к выводу о наличии оснований у работодателя для применения к истцу дисциплинарного взыскания, при соблюдении процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности, поскольку факт нарушения О.Н. служебного распорядка подтвержден доказательствами, которые соответствуют требованиям допустимости, относимости и достаточности и оценены судом по правилам ст. 67 ГПК РФ. Рассматривая требования о взыскании недополученного материального стимулирования и премии, суд пришел к выводу, что данные выплаты по своей природе носят стимулирующий характер, их фиксированный размер не установлен и определяется работодателем, а поскольку факт нарушения О.Н. трудовой дисциплины установлен, работодатель вправе был лишить либо уменьшить ей каждую из выплат.

С указанными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на установленных судом обстоятельствах и требованиях закона. В обоснование апелляционной жалобы О.Н. указывает на нарушение порядка привлечения к дисциплинарной ответственности – лишение ее права давать объяснения в ходе служебной проверки. Однако указанные доводы опровергаются материалами дела.

Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания, порядок проведения служебной проверки в отношении гражданских служащих регламентирован ст. 58, 59 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации». При этом в соответствии со ст. 73 указанного Федерального закона федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Материалами дела подтверждается, что после издания приказа от <дата> о проведении служебной проверки О.Н.<дата> было направлено уведомление с предложением представить объяснения по факту нарушения правил служебного распорядка районный суд<дата>, <дата>, <дата>. По указанным обстоятельствам О.Н.<дата> представлены объяснения. Служебная проверка закончена <дата>, по результатам которой подготовлено заключение. Таким образом, ответчиком исполнена обязанность по истребованию у работника объяснений, заявителем данное право реализовано <дата>, проверка окончена, в том числе после получения объяснений работника.

Таким образом, требования ст. 58, 59 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» при применении дисциплинарного взыскания соблюдены.

Ссылки апеллянта на то, что на момент истребования объяснительных не имелось докладной записки Т.В., какими-либо доказательствами не подтверждены. Напротив, как следует из материалов дела, докладная записка от <дата> явилась основанием для вынесения приказа о проведении служебной проверки от <дата>.

Отказ председателя комиссии по проведению служебной проверки М.А. в ознакомлении <дата> (до окончания проведения служебной проверки) О.Н. с докладной Т.В., правомерен, поскольку ознакомление с материалами служебной проверки возможно только по ее завершении (п. 3 ч. 8 ст. 59 «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»).

Указание апеллянта о том, что <дата> г. Т.В. и Н.В. не уведомляли ее о проверке, отклоняются, поскольку ни нормативно, ни приказом о проведении служебной проверки на члена комиссии Н.В. не возложена обязанность по сообщению лицу, в отношении которого ведется служебная проверка, сведений о ее проведении. Т.В. членом комиссии по проведению служебной проверки не являлась, что также исключает ее обязанность по сообщению О.Н. о проведении служебной проверки (т.1, л.д. 13-14, 67).

Указание в заключении о проведении служебной проверки о наличии у О.Н. дисциплинарного взыскания в виде замечания, наложенного на нее приказом от <дата> является неправомерным, поскольку в силу положений ч. 8 ст. 58 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» О.Н. по истечении одного года с момента применения дисциплинарного взыскания считалась не имеющей дисциплинарного взыскания. Вместе с тем, указанное обстоятельство не могло повлечь каких-либо изменений в назначении дисциплинарного взыскания, поскольку работодателем было избрано самое мягкое – замечание.

Премия, являющаяся предметом спора, в соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе» отнесена к числу дополнительных выплат, порядок выплаты которой урегулирован Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27.03.2007 № 41 «Об утверждении Порядка выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий, в том числе премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и системы Судебного департамента».

В соответствии с названным Порядком установление конкретных размеров премий определяется представителем нанимателя, премия является формой материального стимулирования, размер и периодичность выплаты которой определяется в индивидуальном порядке и зависит от оперативности и профессионализма при решении вопросов, входящих в компетенцию федерального государственного гражданского служащего; объема, сложности и важности порученных заданий; личного вклада федерального государственного гражданского служащего в обеспечение выполнения задач, функций и реализации полномочий, возложенных на государственный орган (п.п. 1.2, 3.2, 3.3 Порядка).

Установление конкретных размеров премий за выполнение особо важных и сложных заданий осуществляется в отношении федеральных государственных гражданских служащих районных судов - председателем суда (пункт 1.2. Порядка) на основании приказа председателя суда.

Выплата материального стимулирования, не входит в состав денежного содержания государственного служащего, поскольку не является гарантированной государственной выплатой и осуществляется в зависимости от наличия средств федерального бюджета. Право распределения таких выплат, а равно как определения цели мотивации принадлежит работодателю.

Поскольку на дату издания представлений о премировании, материальном стимулировании, служебная проверка в отношении истца была окончена, факты нарушения служебного распорядка районный суд были установлены и известны представителю нанимателя, суд пришел к правомерному выводу, что основания для лишения премии и материального стимулирования у представителя нанимателя имелись.

Оценивая фактические обстоятельства дела, учитывая приведенные правовые нормы, ввиду того, что основания и порядок премирования, материального стимулирования гражданских служащих в соответствии с положениями приведенных нормативных актов являются компетенцией представителя нанимателя (председателя соответствующего суда) и зависят от ряда перечисленных выше критериев, также факторов, которые могут оказывать влияние на принятие решения о премировании и его размере в отношении каждого гражданского служащего (работника) персонально, судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, так как выплаты определенные в п.4 ч.5 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», не носят обязательного характера.

Как обоснованно отметил суд первой инстанции последующая отмена самим работодателем приказа о наложении дисциплинарного взыскания не свидетельствует о его незаконности, приказ № от <дата> был отменен не связи с нарушением законодательства о привлечении работника к дисциплинарной ответственности, а в связи с увольнением О.Н. по собственному желанию с должности государственной гражданской службы.

Поскольку при разрешении дела нарушения трудовых прав истца со стороны ответчика не установлено, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований О.Н. о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда.

Другие доводы апелляционной жалобы были предметом тщательной проверки суда первой инстанции, получили правильную оценку с приведением мотивов принятого решения, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, поэтому предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Уржумского районного суда Кировской области от 6 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 июля 2022 г.

Определение08.07.2022