ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1176/2021 от 19.07.2021 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Докладчик Александрова А.В.

Апелляционное дело № 33-2717/2021

Судья Павлова Е.В.

Дело № 2-1176/2021

УИД 21RS0025-01-2021-000066-71

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 июля 2021 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего Лысенина Н.П.,

судей Александровой А.В., Агеева О.В.,

при секретаре Львовой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии о признании решения незаконным и обязании поставить на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поступившее по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 19 апреля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Александровой А.В., судебная коллегия

установила:

ФИО4 обратилась в суд с иском с учетом уточнений к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии (далее также УФСИН России по Чувашской Республике) о признании незаконным решения, изложенного в протоколе от 25.08.2018 заседания комиссии УФСИН России по Чувашской Республике по рассмотрению вопросов предоставления сотрудниками учреждений и органов исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить ее на учет с составом семьи 3 человека (ФИО4, ФИО1., ДД.ММ.ГГГГр. - дочь, ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ. - дочь) на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента первичного обращения, т.е. с 25.05.2018.

Исковые требования мотивированы тем, что истец, как сотрудник УФСИН России по Чувашской Республике, в целях улучшения жилищных условий 25.05.2018 обратилась к ответчику с рапортом о принятии ее с составом семьи три человека (она и ее несовершеннолетние дети ФИО1 и ФИО2.) на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Согласно выписки из протокола заседания комиссии УФСИН России по Чувашской Республике от 25.08.2018, ей было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с пп. «г» п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 №369 в связи с выявлением сведений, не соответствующим сведениям, указанным в заявлении и предоставленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения данной выплаты, а также в связи с получением субсидии для приобретения жилого помещения. По мнению комиссии истец не может реализовать право на получение единовременной социальной выплаты, так как ей ранее была предоставлена безвозмездная субсидия на приобретение жилья на два человека семьи в размере 55 308 руб. на основании постановления главы администрации Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики от 17.07.2000 «О предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья ФИО5», указанное обстоятельство заявитель скрыла при подаче рапорта (заявления) на получение единовременной социальной выплаты от 25.05.2018. С указанным решением истец не согласна, поскольку ранее ею была получена безвозмездная субсидия на приобретении жилья, которая была предоставлена за счет средств местного бюджета, средства из федерального и республиканского бюджетов на приобретение жилья администрацией Ленинского района г.Чебоксары ее семье не предоставлялись. Соответственно, предоставленная безвозмездная субсидия на основании постановления главы администрации Ленинского района г.Чебоксары не может являться препятствием к получению субсидии по месту службы, так как средства из федерального и республиканского бюджетов на приобретение жилья ей не предоставлялись. Кроме того, комиссия УФСИН, отказывая ей в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, ошибочно применила пп «г» п. 15 Постановления Правительства РФ от 24.04.2013N 369, поскольку п. 15 указанного Постановления предусматривает снятие сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты по тем или иным основаниям. Однако, она не была поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты, ею лишь была подано заявление о постановке на учет, следовательно, законных оснований, для отказа в постановке на учета для получения единовременной социальной выплаты у ответчика не имелось.

Истец ФИО4, извещенная надлежащим образом, в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, реализовав свое право участия через представителя ФИО6, которая исковые требования поддержала.

Представитель УФСИН России по Чувашской Республике ФИО7 исковые требования не признала.

Решением Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 19 апреля 2021 года постановлено:

«Признать незаконным решение, изложенное в протоколе от 25 августа 2018 года заседания комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудниками учреждений и органов исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения об отказе ФИО4 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с пп. «г» п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. № 369 в связи с выявлением сведений не соответствующим сведениям, указанным в заявлении и предоставленных документах, послуживших основанием для постановки сотрудника на учет для получения данной выплаты, а также в связи с получением субсидии для приобретения жилого помещения.

Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии поставить ФИО4 на учет с составом семьи 3 человека ( ФИО4, ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ - дочь, ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ - дочь) на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента первичного обращения, т.е. с 25 мая 2018 года».

С указанным решением суда не согласился ответчик УФСИН России по Чувашской Республике, которым подана апелляционная жалоба на предмет его отмены и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылаясь на положения ст.4 Федерального Закона РФ от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения сотрудникам, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 №369, согласно которым, улучшение жилищных условий независимо от формы содействия может быть оказано сотруднику за счет средств федерального бюджета только один раз, автор жалобы указывает, что обращаясь 25.08.2018 с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительство жилого помещения, истец указала, что ей и членам ее семьи ранее единовременная выплата (субсидия) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялась, что не соответствует действительности, так как истец получала субсидию в целях приобретения жилого помещения в 2002 году. При этом в рапорте нет сведений об источнике получения выплаты (за счет средств федерального, муниципального или иного бюджета), что обязывало ФИО4 отразить указанную субсидию в своем рапорте. Приводит доводы о том, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и не совершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительство жилого помещения. Перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, установлен в п.8 ст.4 Федерального закона №283-ФЗ, не является исчерпывающим. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий. Отмечает, что по смыслу ст. 56 ЖК РФ, повторное обеспечение гражданина выплатой (субсидией) для приобретения или строительства жилого помещения не предусмотрено. Также считает, что исковое заявление ФИО4 принято к производству и рассмотрено судом с нарушением норм действующего законодательства, поскольку решение комиссии УФСИН России по Чувашской Республике является решением государственного органа и подлежит обжалованию в порядке, предусмотренном КАС РФ, при этом истцом пропущен установленный ст.219 КАС РФ трехмесячный срок для обращения в суд.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя УФСИН России по Чувашской Республике ФИО7, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя истца ФИО4 ФИО6, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, придя к выводу о возможности рассмотрения дела без участия истца, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами гражданского дела, 25.05.2018 ФИО8 (ранее <данные изъяты>) Н.А. обратилась в УФСИН России по Чувашской Республике с заявлением (рапортом) о принятии ее совместно с детьми ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 №369.

Решением комиссии УФСИН России по Чувашской Республике по рассмотрению вопросов предоставления сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членами их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 25.08.2018 ФИО4 отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с пп. «г» п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 №369 в связи с выявлением сведений, не соответствующим сведениям, указанным в заявлении и предоставленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения данной выплаты, а также в связи с получением субсидии для приобретения жилого помещения.

Из указанного решения комиссии следует, что ФИО4 обратилась с рапортом (заявлением) о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительство жилого помещения 25.08.2018, в котором указала, что ей и членам ее семьи ранее единовременная выплата (субсидия) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялась, что не соответствует действительности, так как истец получала субсидию в целях приобретения жилого помещения в 2000 году.

Судом также установлено, что постановлением главы администрации Ленинского района г. Чебоксары от 17.07.2000 , ФИО4 на два человека семьи была предоставлена безвозмездная субсидия в размере 55308 руб. на приобретение жилья с исключением из списка очередников. Данная субсидия была предоставлена за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики без привлечения средств федерального бюджета.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что предоставление истцу безвозмездной субсидии на приобретение жилья на основании постановления главы администрации Ленинского района г. Чебоксары от 17.07.2000 за счет средств республиканского бюджета, не является основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела.

Отношения, связанные с предоставлением социальных гарантий сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Федеральный закон от 30.12. 2012 N 283-ФЗ).

В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Частью 3 ст.4 указанного закона установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя.

Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

Таким образом, исходя из буквального толкования указанной нормы, сотрудник обязан указать, что ранее единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, не предоставлялись.

Из материалов дела следует, что основанием для отказа комиссии УФСИН России по Чувашской Республике в постановке ФИО4 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, послужило получение истцом субсидии в целях приобретения жилого помещения в 2000 году.

Действительно, из представленных в материалы дела ответов администрации Ленинского района г.Чебоксары от 08.06.2018 и 15.03.2021 следует, что с 23.08.1999 ФИО5 с составом семьи два человека (сама и супруг ФИО3.) состояла в администрации района в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.01.2000 № 6 «О строительстве социального жилья в 2000 году», постановлением главы администрации Ленинского района г.Чебоксары от 17.07.200 №1163 ФИО5 на два человека семьи была предоставлена безвозмездная субсидия в размере 55308 руб. на приобретение жилья по адресу: <адрес>, с исключением из списка очередников. Постановлением главы администрации Ленинского района г.Чебоксары от 13.08.2003 №787 изменен адрес жилого помещения на <адрес> (л.д.68, 133).

Согласно сообщению Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 05.02.2021 в рамках реализации постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.01.2000 № 6 «О строительстве социального жилья в 2000 году» предоставление гражданам безвозмездных субсидий на приобретение социального жилья осуществлялось за счет республиканского бюджета Чувашской Республики без привлечения средств федерального бюджета (л.д. 26).

Исходя из положений, установленных ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ, и п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, улучшение жилищных условий независимо от формы содействия может быть оказано сотруднику, в том числе и в составе члена семьи сотрудника, за счет средств федерального бюджета только один раз.

Вместе с тем, в Определении Конституционного Суда РФ от 27.09.2018 N 2384-О указано, что принятые в порядке реализации конституционных требований статьи 40 Конституции Российской Федерации положения статей 4 и 6 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливают для сотрудников, имеющих общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, новый вид жилищной гарантии - предоставление единовременной социальной выплаты. Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 №369, обеспечивают реализацию права на получение дополнительного вида жилищной гарантии для определенной категории граждан.

Таким образом, вышеуказанным Федеральным законом и Правилами предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрен новый вид жилищной гарантии, условия ее предоставления и источник финансирования. При этом в ряде случаев предусмотрена возможность предоставления указанной единовременной социальной выплаты без учета условий, предусмотренных частями 3 и 8 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона (на еще более льготных условиях).

Как верно отмечено судом первой инстанции, в указанных правовых актах отсутствует прямое указание на возможность отказа в предоставлении единовременной социальной выплаты в случае предоставления ранее мер социальной поддержки, в частности, согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 N 937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья», которое утратило силу.

При таких обстоятельствах, предоставление ФИО4 в 2000 году безвозмездной субсидии за счет средств республиканского бюджета не могло явиться основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Правилами предоставления единовременной социальной выплаты, обеспечивающих реализацию права на получение дополнительного вида жилищной гарантии для определенной категории граждан.

Не указание ФИО9 в рапорте о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты сведений о получении в 2000 году субсидии, не может расцениваться как совершение истцом намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, перечень которых установлен в п.8 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, поскольку указанное не относится к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий. Кроме того, истцу субсидия в местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, не предоставлялась, в связи с чем, данное обстоятельство правомерно не указано истцом в рапорте.

Иных оснований для отказа ФИО4 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения ответчиком не указано.

С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований ФИО4 об обязании ответчика поставить ее на учет для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Доводы жалобы о том, что решение комиссии является решением государственного органа и подлежит обжалованию в порядке, предусмотренном КАС РФ, истцом пропущен установленный ст.219 КАС РФ трехмесячный срок для обращения в суд, были предметом судебной проверки суда первой инстанции и обоснованно отклонены как несостоятельные.

Как правильно указано судом первой инстанции с ссылкой на положения ч.4 ст.1 КАС РФ, требования о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства (искового производства), поскольку в данном случае имеет место спор о праве на получение указанной социальной выплаты, который не может быть разрешен в порядке административного судопроизводства.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим признаются судебной коллегией несостоятельными, они не могут послужить основанием для отмены решения суда.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 19 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии– без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.

Председательствующий Н.П. Лысенин

Судьи: А.В. Александрова

О.В. Агеев

Определение29.07.2021