ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1182/2021 от 29.09.2021 Астраханского областного суда (Астраханская область)

судья .. дело № 2-1182/2021

дело № 33–3636/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 29 сентября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Костиной Л.И.,

судей областного суда Радкевича А.Л., Чернышевой Ю.А.,

при помощнике ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Костиной Л.И.

дело по апелляционной жалобе ФИО3

на решение Советского районного суда г. Астрахани от 29 июля 2021 года

по иску ФИО3 к Южному таможенному управлению об отмене дисциплинарного взыскания в виде замечания,

у с т а н о в и л а :

ФИО3 обратился в суд с иском, указав, что в соответствии с приказом Южного таможенного управления от 8 июля 2020 года № в период с 10 июля 2020 года по 10 сентября 2020 года проведена внеплановая целевая инспекторская проверка на предмет соблюдения должностными лицами Астраханской таможни требований права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле при совершении таможенных операций и осуществлении таможенного контроля в отношении судов, находившихся в 2018-2020 гг. под таможенной процедурой временного ввоза (допуска). Согласно акту Южного таможенного управления от 10 сентября 2020 года по направлению ОТПиТК установлены многочисленные признаки, свидетельствующие о возможном несоблюдении положений статьи 222 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, что позволило комиссии прийти к выводу о ненадлежаще организованной работе в указанном направлении. При этом комиссия на основании выявленных признаков пришла к выводу о том, что на протяжении нескольких лет контроль за условно выпущенными товарами в Астраханской таможне, в том числе в отношении морских судов, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), не был организован и не осуществлялся в полной мере. С выводами комиссии не согласен, поскольку не учтен тот факт, что контроль после выпуска товаров осуществляется не одним, а несколькими подразделениями таможни (СТКПВТ, ОТП, ОПСУР, ОРО), включая таможенные посты. Обозначенные подразделения на регулярной основе осуществляют проверочные мероприятия в отношении обозначенной категории товаров в зависимости от компетенции отделов, а также в соответствии с их положением об отделе. Вся необходимая информация по морским судам размещена в КПС «<данные изъяты>». Инспектор, имеющий доступ к соответствующей базе данных, обладает оперативной информацией, как на прибытие, так и на убытие судов. Выявленные комиссией признаки нарушений и на основании них сделанные отдельные выводы и заключения позволили обобщенно обозначить все это как выявленные нарушения, которые стали возможными вследствие ослабления контроля за действием (бездействием), а также решениями подчиненных должностных лиц со стороны начальника ОТПиТК. При поступлении акта в Астраханскую таможню им было подготовлено объяснение, в котором он изложил по каждому вменяемому факту опровержение выводов, сделанных комиссией. Несмотря на это, приказом Южного таможенного управления № от 17 ноября 2020 года он был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания, с чем он не согласен, а поэтому просит указанный приказ отменить.

В судебном заседании ФИО3 исковые требования поддержал.

Представители Южного таможенного управления ФИО4, ФИО5 иск не признали.

Представитель третьего лица Астраханской таможни в судебное заседание не явился.

Решением Советского районного суда г. Астрахани от 29 июля 2021 года исковые требования ФИО3 удовлетворены частично, оспариваемый им приказ признан незаконным в части указания на нарушение им подпункта 125 пункта 13 должностной инструкции начальника ОТПиТК от 26 мая 2017 года № 0329. В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ФИО3 ставит вопрос об отмене решения, поскольку полагает, что комиссией Южного таможенного управления не установлен факт ненадлежащего исполнения им должностных обязанностей. Суд не учел, что контроль после выпуска товаров осуществляется не одним, а несколькими подразделениями. При рассмотрении дела суд не принял мер к истребованию локальных нормативных актов, регулирующих деятельность в рассматриваемом вопросе. Не учтены возражения Астраханской таможни, направленные в адрес Южного таможенного управления по результатам проверки. Не выяснены обстоятельства и причины не привлечения иных должностных лиц Астраханской таможни по выявленным комиссией нарушениям. Его доводы об отсутствии выявленных нарушений по линии ОТПиТК и факты, подтверждающие необоснованность выводов комиссии оценки в решении не получили.

В возражениях Южное таможенное управление считает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, решение районного суда – законным и обоснованным.

Решение в части признания незаконным оспариваемого приказа в части указания на нарушение ФИО3 подпункта 125 пункта 13 должностной инструкции начальника ОТПиТК от 26 мая 2017 года № , сторонами не оспаривается, в связи с чем не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.

Заслушав докладчика, объяснения ФИО3, поддержавшего доводы жалобы, представителей Южного таможенного управления ФИО5, ФИО4, представителя Астраханской таможни ФИО6, возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда по указанным в ней доводам.

Установлено, что приказом и.о. начальника Астраханской таможни от 23 сентября 2019 года № ФИО3 назначен на должность начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля Астраханской таможни (далее – ОТПиТК).

На основании приказа начальника Южного таможенного управления от 17 ноября 2020 года № истец привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в ненадлежащем исполнении подпункта 5 пункта 11 Должностных инструкций начальника ОТПиТК от 11 сентября 2018 года № , от 20 февраля 2020 года № , подпункта 53 пункта 11 Должностных инструкций начальника ОТПиТК от 11 сентября 2018 года № , от 20 февраля 2020 года № , подпункта 125 пункта 13 Должностной инструкции начальника ОТПиТК от 26 мая 2017 года № , подпункта 5 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

Основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности послужил приказ Южного таможенного управления от 7 октября 2020 года № 476 «Об итогах внеплановой целевой инспекторской проверки Астраханской таможни».

Будучи не согласным с привлечением к дисциплинарной ответственности, ФИО3 обратился в суд, полагая, что в его действиях отсутствуют признаки дисциплинарного проступка.

Районный суд, дав оценку доводам иска, представленным сторонами доказательствам, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО3 исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.

Служба в таможенных органах как особый вид государственной службы граждан Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

В соответствии со статьей 30 указанного Федерального закона порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий устанавливается Дисциплинарным уставом таможенной службы, утвержденным Президентом Российской Федерации. Такой Устав утвержден Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 1998 года № 1396.

В соответствии с пунктом 17 Дисциплинарного устава таможенной службы в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 1998 года № 1396 (далее - Дисциплинарный устав) нарушение служебной дисциплины (дисциплинарный проступок) - это виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником возложенных на него должностных обязанностей.

Обязанности сотрудника таможенного органа по занимаемой должности определяются должностной инструкцией (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»).

Дисциплинарные взыскания, налагаемые на сотрудников таможенных органов за нарушение служебной дисциплины, установлены статьей 29 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации; увольнение из таможенных органов.

Установлено, что на основании приказа Южного таможенного управления от 8 июля 2020 года № в Астраханской таможни проведена внеплановая целевая инспекторская проверка по вопросам соблюдения должностными лицами права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле при совершении таможенных операций и осуществлении таможенного контроля в отношении судов, классифицированных в товарной позиции 8901 ТН ВЭД ЕАЭС, находившихся в 2018-2020 гг. под таможенной процедурой временного ввоза (допуска).

Согласно выводам комиссии, реализация функций по обеспечению соблюдения таможенного контроля в отношении товаров, помещаемых под таможенные процедуры, требующих в соответствии с таможенным законодательством специального учета и контроля, в том числе условно выпущенных, а также контроля, в пределах своей компетенции, таможенных постов по вопросам соблюдения требований и положений таможенных процедур, предусматривающих полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, не осуществлялись ОТПиТК Астраханской таможни в полном объеме. Контроль за достоверностью сведений, содержащихся в отчетности лиц, выступающих судовладельцами морских судов, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), осуществляется формально, без сопоставления сведений из баз данных таможенных органов. Таможенный контроль после выпуска товаров в отношении большинства морских судов, помещенных под таможенную процедуру временно ввоза (допуска) не осуществлялся при наличии информации в базе данных таможенных органов о возможном использовании (эксплуатации) иными лицами, без разрешения таможенного органа. Поручения по обеспечению соблюдения ст. 222 ТК ЕАЭС при использовании их в качестве транспортных средств международной перевозки при таможенном декларировании товаров, не доводилась до таможенного поста, что свидетельствует об отсутствии надлежащего взаимодействия между таможенными постами в Астраханской таможне.

В соответствии с Положением на отдел таможенных процедур и таможенного контроля Астраханской таможни возложены, в частности следующие функции: организация и контроль установленного порядка осуществления таможенных операций и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза; обеспечение соблюдение права Европейского экономического союза, законодательства РФ о таможенном регулировании; принятие мер по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при помещении под таможенные процедуры; обеспечение соблюдения таможенного контроля в отношении товаров, помещаемых под таможенные процедуры, требующих в соответствии с таможенным законодательством специального учета и контроля, в том числе условно выпущенных; обеспечение соблюдения таможенного контроля и соблюдения условий таможенного законодательства в отношении товаров и транспортных средств; осуществление контроля в пределах своей компетенции таможенных постов по вопросам соблюдения требований и положений таможенных процедур, предусматривающих полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов.

Пунктом 3 Положения об ОТПиТК предусмотрено, что непосредственное руководство деятельностью отдела осуществляет начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля, который несет персональную ответственность за реализацию возложенных на отдел функций.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» сотрудник таможенного органа обязан соблюдать установленные в таможенном органе правила внутреннего распорядка, порядок обращения со служебной информацией, выполнять должностные инструкции.

Подпунктом 5 пункта 11 должностных инструкций от 11 сентября 2018 года № , от 20 февраля 2020 года № 154 начальника ОТПиТК обязан осуществлять контроль в пределах своих полномочий и своей компетенции за соблюдением права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле при осуществлении таможенных операций с товарами и транспортными средствами международного перевозки в регионе деятельности таможни.

Подпунктом 53 пункта 11 указанной должностной инструкции установлено, что начальник ОТПиТК обязан обеспечивать проведение анализа таможенных операций и таможенного контроля товаров и транспортных средств международной перевозки, таможенные операции, в отношении которых совершаются в регионе деятельности, в том числе в разрезе регионов деятельности подчиненных таможенных постов и участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих свою деятельность в регионе деятельности таможни.

Выявленные комиссией Южного таможенного управления нарушения свидетельствуют о том, что ФИО3 не должным образом исполнял свои должностные обязанности.

Указанные нарушения в дальнейшем подтвердились результатами служебной проверки, проведенной комиссией Астраханской таможни.

В ходе камеральной таможенной проверки, проведенной Астраханской таможней по выявленным комиссией Южным таможенным управлением признакам нарушений таможенного законодательства в деятельности декларанта в период пользования и (или) владения временно ввезенными товарами, были установлены факты передачи временно ввезенных морских судов иным лицам без разрешения таможенного органа.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, ответчиком доказан факт совершения истцом дисциплинарного проступка.

Порядок привлечения сотрудника таможенного органа к дисциплинарной ответственности соблюден, ФИО3 не оспаривается, как и не оспаривается вид дисциплинарного взыскания.

Довод истца о предположительности выводов комиссии Южного таможенного управления о ненадлежаще организованной работы по контролю за соблюдением условий нахождения судов под таможенной процедурой временного ввоза, судебная коллегия находит несостоятельным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 219 ТК ЕАЭС таможенная процедура временного ввоза (допуска) - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары временно находятся и используются на таможенной территории Союза при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой, с частичной уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин либо без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 220 ТК ЕАЭС одним из условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) является соблюдение ограничений по владению и пользованию временно ввезенными товарами, установленных статьей 222 ТК ЕАЭС, а именно передача декларантом товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), во владение и в пользование иным лицам осуществляется с разрешения таможенного органа.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения комиссией Южного таможенного управления были изучены сведения в отношении судов, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) и находившихся под данной таможенной процедурой в период 2018 - 2019 гг. в регионе деятельности Астраханской таможни.

Согласно информации, содержащейся в ПЗ «Руководитель» АИСТ-М, временно ввезенные суда использовались в международных перевозках товаров, задекларированных в регионе деятельности Астраханской таможни, при этом выявлены признаки возможного несоблюдения установленных ограничений по владению и использованию временно ввезенного судна.

Так в декларациях на товары, которые перевозились на указанных судах, в качестве перевозчиков и (или) судовладельцев указаны лица, отличные от декларантов, что может свидетельствовать о передаче морских судов без разрешения таможенного органа.

В ходе анализа документов и сведений, представленных при таможенном декларировании вышеуказанных судов при начале и завершении процедуры временного ввоза (допуска) не установлено наличие документов, подтверждающих предоставление разрешения таможенного органа по передаче судов иным лицам, отсутствуют отметки о разрешениях таможенного органа в электронных копиях деклараций.

Кроме этого установлено, что в период 2018-2020 гг. в отношении рассмотренных судов не подавались заявления о передаче товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), предусмотренные пунктом 5 статьи 222 ТК ЕАЭС, решения Астраханской таможней, таможенными постами Астраханской таможни по указанным заявлениям в рассматриваемый период не принимались.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 8 статьи 225 ТК ЕАЭС при передаче временно ввезенных товаров до завершения действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) иным лицам без разрешения таможенных органов, ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате как если бы товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления за вычетом сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, уплаченных и (или) взысканных при частичной уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с полученной в ходе проверки информацией, сумма условно начисленных таможенных пошлин и налогов в отношении морских судов, находившихся под таможенной процедурой временного ввоза в проверяемом периоде, составляла более 259 млн. рублей.

Несмотря на наличие признаков несоблюдения положений статьи 222 ТК ЕАЭС, таможенным органом не приняты меры по выяснению всех обстоятельств использования судна.

В соответствии с товаротранспортными документами, представленными декларантами при таможенном декларировании товаров в ряде случаев в качестве судовладельцев/перевозчиков/фрахтователей/экспедиторов морских судов выступают иные лица, не являющиеся лицами поместившими данные суда под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). Сведения о данных лицах, принимающих на себя обязательство в соответствии с приказом ФТС России от 18.03.2019 № , не подавались Астраханскую таможню и отсутствуют в отчетности, представленной в соответствии с приказами ФТС России от 13.08.2014 № 1534, от 04.04.2019 № 592.

Также комиссией Южного таможенного управления установлено, что Астраханской таможней не в полной мере исполнялись положения пункта 2 Общего положения о таможне (в части обеспечения реализации пункта 5.3 Положения о Федеральной таможенной службе), подпункта 1 пункта 8 Общего положения о таможне (в части обеспечения исполнения актов, составляющих право ЕАЭС), подпункт 143 пункта 8 Общего положения о таможне (в части обеспечения контроля деятельности таможенных постов по применению актов, составляющих право ЕАЭС), не обеспечен контроль за ненадлежащим исполнением подпункта 38 пункта 6 Общего положения о таможенном посте (в части проверки соблюдения условий предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов).

Выявленные факты свидетельствуют о том, что должностными лицами таможни, в том числе начальником ОТПиТК ФИО3 не были приняты меры по выяснению всех обстоятельств с целью установления фактов соблюдения либо несоблюдения положений статьи 222 ТК ЕАЭС при наличии указывающих на это признаков. Контроль со стороны должностных лиц таможни за достоверностью сведений, содержащихся в базах данных таможенного органа и в представляемых в таможенный орган документах и сведениях (в том числе - отчетности лип, выступающих судовладельцами морских судов, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска)), осуществлялся формально, противоречивые сведения не выявлялись. Поручения по обеспечению соблюдения ст. 222 ТК ЕАЭС при использовании судов в качестве транспортных средств международной перевозки при таможенном декларировании товаров, не доводились до таможенного поста, что свидетельствует об отсутствии надлежащего взаимодействия между таможенными постами в Астраханской таможне.

Ссылка в жалобе на то, что при вынесении решения суд не дал должной оценки тому обстоятельству, что контроль после выпуска товаров осуществляется не одним, а несколькими подразделениями Астраханской таможни, является несостоятельной, поскольку Положением об отделе таможенных процедур и таможенного контроля Астраханской таможни непосредственная обязанность по осуществлению контроля за данной категорией временно ввезенных товаров (морских судов) возложена на отдел таможенных процедур и таможенного контроля Астраханской таможни.

Так, в соответствии с указанным Положением на подразделение возложены следующие задачи и функции: организация и контроль установленного порядка осуществления таможенных операций и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического совета (пункт 6); обеспечение осуществления таможенного контроля и соблюдения условий таможенного законодательства в отношении товаров и транспортных средств (пункт 18).

Согласно пунктам 3, 134 данного Положения непосредственное руководство деятельностью отдела осуществляет начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля, который несет персональную ответственность за осуществление возложенных на отдел функций, в том числе за выполнение в рамках компетенции отдела программ, планов и показателей таможни.

Возможность и полномочия на проведение форм таможенного контроля после выпуска товаров, которые являются правом иных структурных подразделений таможни в зависимости от компетенции, не является обстоятельством, свидетельствующим о том, что прямые обязанности, возложенные на отдел таможенных процедур и таможенного контроля Астраханской таможни в целом и на начальника этого отдела, не должны выполняться.

Ссылка ФИО7 на отчет Астраханской таможни, в которой приведены доводы о несогласии с заключением комиссии в части нарушений таможенного законодательства по линии ОТПиТК, не свидетельствует о незаконности принятого решения, поскольку 28 января 2021 года Астраханская таможня отчиталась перед проверяющим органом об исполнении плана контрольных мероприятий по устранению выявленных проверкой нарушений и их последствий, в том числе, о разработке начальником ОТПиТК ФИО3 схемы взаимодействия таможенных постов и структурных подразделений Астраханской таможни, которая применяется по настоящее время.

Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции в полной мере были проанализированы нормы, как федерального уровня, так и локальные нормативные акты, регулирующие спорные правоотношения. Факт не привлечения либо привлечения к дисциплинарной ответственности иных должностных лиц по результатам проверки Южного таможенного управления не является юридически значимым в рассматриваемом споре.

Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

о п р е д е л и л а:

решение Советского районного суда г. Астрахани от 29 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи областного суда: