ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1186/19 от 12.09.2019 Верховного Суда Республики Ингушетия (Республика Ингушетия)

Дело № 2-1186/2019 Председательствующий Тамбиев Х.М.

Апелляционное определение № 33-788/2019

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего Аушевой Ф.К.,

судей Бойчука С.И. и Плиевой И.М.,

при секретаре Цокиеве М.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия об обязании произвести перерасчет и выплату доплаты к пенсии за выслугу лет

по апелляционной жалобе ответчика на решение Магасского районного суда от 14 мая 2019 г.

Заслушав доклад судьи Аушевой Ф.К., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что она замещала должность начальника протокольно-редакционного отдела Аппарата Народного Собрания Республики Ингушетия и уволилась в апреле 2006 г. в связи с выходом на пенсию по возрасту. Решениями комиссии Народного Собрания Республики Ингушетия № 21 от 15 марта 1999 г. и № 2 от 21 апреля 2006 г. ей были зачтены в стаж гражданской службы 15 лет работы преподавателем в качестве периода работы, опыт и знание в которой необходимы для выполнения должностных обязанностей по занимаемой должности. Решением Председателя Народного Собрания Республики Ингушетия от 3 мая 2006 г. ей установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере 75% месячного денежного содержания, исходя из общего стажа государственной гражданской службы - 25 лет.

Это решение вместе с другими документами направлено в Министерство труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия, однако ей не засчитали в стаж государственной службы 15-летний период работы в качестве преподавателя и в связи с отсутствием требуемого стажа государственной гражданской службы отказали в назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.

Письмом от 5 июня 2006 г. ответчик вернул представленные документы в Народное Собрание Республики Ингушетия, указав, что ФИО1 доплата к трудовой пенсии не полагается, а протокол комиссии Народного Собрания Республики Ингушетия по установлению ей стажа государственной службы не имеет юридической силы.

Руководствуясь постановлением Конституционного Суда Республики Ингушетия от 19 марта 2015 г. № 10-П, ответчик вынес решение от 21 мая 2015 г. № 815 о назначении ФИО1 пенсии за выслугу лет в размере 14085 руб. 85 коп. с 1 апреля 2015 г. При этом ответчик действовал на основании решения Аппарата Народного Собрания Республики Ингушетия от 3 мая 2006 г. № 10, согласно которому доплата к трудовой пенсии (ныне - пенсия за выслугу лет) ФИО1 полагается на основании ст. 3 Закона Республики Ингушетия от 29 февраля 2000 г. № 2-РЗ «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы в Республике Ингушетия». Между тем истец полагает, что при назначении ей пенсии по выслуге лет по аналогии права ответчику следует руководствоваться ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях», согласно которой трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости) за исключением случаев, предусмотренных п.п. 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). В связи с этим назначение пенсии за выслугу лет ФИО1 должно быть датировано маем 2006 г., когда документы о назначении пенсии поступили в Министерство труда и социального развития Республики Ингушетия. В результате несвоевременного назначения данной выплаты ФИО1 не дополучила предусмотренных законом выплат за период с 1 мая 2006 г. по 1 апреля 2015 г. (в общей сумме 1 521 271,80 рублей), в связи с чем просит обязать ответчика произвести перерасчет и выплату ей пенсии за выслугу лет за указанный период.

Решением Магасского районного суда от 14 мая 2019 г. исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО2 ставит вопрос об отмене судебного постановления.

Истец ФИО1, Народное Собрание Республики Ингушетия, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав мнение представителя ответчика ФИО2, представителя Министерства финансов Республики Ингушетия ФИО3, поддержавших доводы жалобы, представителя истца ФИО4, настаивавшего на законности обжалуемого судебного постановления, судебная коллегия приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ФИО1 замещала должность начальника протокольно-редакционного отдела Аппарата Народного Собрания Республики Ингушетия и уволилась в апреле 2006 г. в связи с выходом на пенсию по возрасту.

Решениями комиссии Народного Собрания Республики Ингушетия, оформленными протоколами № 21 от 15 марта 1999 г. и № 2 от 21 апреля 2006 г., в соответствии с действовавшим на тот период законодательством Республики Ингушетия (Закон Республики Ингушетия от 24 мая 1998 г. № 5-РЗ «О стаже государственной службы государственного служащего Республики Ингушетия», Закон Республики Ингушетия от 29 февраля 2000 года № 2-РЗ «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы в Республике Ингушетия», Закон Республики Ингушетия от 30 ноября 2005 г. № 45-РЗ «О государственной гражданской службе Республики Ингушетия») ей были зачтены в стаж гражданской службы работа преподавателем в качестве периода работы, опыт и знание в которой необходимы для выполнения должностных обязанностей по занимаемой должности.

Решением Председателя Народного Собрания Республики Ингушетия от 3 мая 2006 г. ей установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере 75% месячного денежного содержания, исходя из общего стажа государственной гражданской службы - 25 лет.

С указанным решением и другими документами ФИО1 в соответствии со ст. 5 Закона Республики Ингушетия от 29 февраля 2000 г. № 2-РЗ «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы в Республике Ингушетия» обратилась в Министерство труда и социального развития Республики Ингушетия (впоследствии реорганизованное в Министерство труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия).

Письмом от 5 июня 2006 г. представленные документы возвращены в Народное Собрание Республики Ингушетия, указав, что ФИО1 доплата к трудовой пенсии не полагается, а протокол комиссии Народного Собрания Республики Ингушетия по установлению ей стажа государственной службы не имеет юридической силы.

Решением Назрановского районного суда от 8 ноября 2006 г. был удовлетворен иск ФИО1 к Министерству труда и социального развития Республики Ингушетия о признании незаконным решения об отказе в начислении и выплате доплат к трудовой пенсии.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 21 октября 2010 г. при новом рассмотрении дела в суде кассационной инстанции вышеназванное решение суда отменено и отказано в удовлетворении иска ФИО1, указав, что действовавшим на момент рассмотрения дела Законом Республики Ингушетия от 29 февраля 2000 г. № 2-РЗ доплата к трудовой пенсии устанавливалась лицам при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет. При этом ФИО1 на момент выхода на пенсию имела стаж непосредственной государственной службы 9 лет и 11 месяцев, а предыдущая работа в должности преподавателя в количестве 15 лет зачтена в стаж государственной службы на основании недействующего Закона Республики Ингушетия «О стаже государственной гражданской службы Республики Ингушетия».

Постановлением Конституционного Суда Республики Ингушетия от 19 марта 2015 г. № 10-П установлено, что предусмотренное ч. 8 ст. 5 Закона № 2-РЗ полномочие Министерства труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия осуществлять проверку представленных документов не означает, что оно наделяется правом проверки обоснованности решения уполномоченного органа об установлении стажа и пенсии за выслугу лет или возврата документов уполномоченному органу в связи с несогласием с принятым решением.

С учетом указанного, руководствуясь решением Аппарата Народного Собрания Республики Ингушетия от 3 мая 2006 г. № 10, согласно которому ФИО1 полагается доплата к трудовой пенсии, Министерство труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия вынесло решение от 21 мая 2015 г. о назначении истцу пенсии за выслугу лет в размере 14 085,85 руб. с 1 апреля 2015 г.

ФИО1, считая, что она не дополучила предусмотренные законом выплаты за период с 1 мая 2006 г. по 1 апреля 2015 г., обратилась в суд с требованием о перерасчете.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования об обязании произвести перерасчет и выплату доплаты к пенсии за выслугу лет, суд пришел к выводу, что назначение пенсии за выслугу лет ФИО1 должно было производиться с мая 2006 г., в связи с чем обязал ответчика произвести начисление и выплату пенсии за выслугу лет за период с 1 мая 2006 г. по 17 мая 2015 г.

Судебная коллегия полагает указанный вывод ошибочным по следующим основаниям.

Отношения, связанные с обеспечением социальных гарантий лицам, замещающим государственные должности и должности государственной гражданской службы в Республике Ингушетия, регулируются Законом Республики Ингушетия от 29 февраля 2000 г. N 2-РЗ "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы в Республике Ингушетия". Одной из таких социальных гарантий является пенсия за выслугу лет, устанавливаемая к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законом. До внесения изменений Законом Республики Ингушетия от 11 апреля 2014 г. N 15-РЗ "О внесении изменений в Закон Республики Ингушетия "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы в Республике Ингушетия" такая социальная гарантия именовалась доплатой к трудовой пенсии.

Абзацем первым статьи 3 Закона Республики Ингушетия от 29 февраля 2000 г. N 2-РЗ в редакции, действовавшей на момент назначения ФИО1 доплаты к трудовой пенсии, было установлено, что лица, замещавшие на постоянной основе не менее четырех лет государственные должности Республики Ингушетия, предусмотренные Законом Республики Ингушетия "О стаже государственной службы государственного служащего Республики Ингушетия" и Реестром государственных должностей в Республике Ингушетия, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В абзаце 2 этой же статьи предусмотрено, что лица, замещавшие государственные должности и должности государственной гражданской службы в Республике Ингушетия, утверждённые нормативным правовым актом Главы Республики Ингушетия, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (кроме трудовых пенсий за выслугу лет) либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", при условии, если увольнение с замещаемой должности имело место не ранее даты вступления в силу Закона Республики Ингушетия от 26 июля 1996 г. N 11-РЗ "О государственной службе Республики Ингушетия".

В редакции Закона "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы в Республике Ингушетия" от 11 апреля 2014 г. глава II "Доплата к трудовой пенсии и иные социальные гарантии" (ст.ст. 3-13) изложена в новой редакции: "Пенсия за выслугу лет и иные социальные гарантии", также в новых редакциях изложены и ст.ст. 3-10.

Согласно ст. 8 Закона от 29 февраля 2000 г. N 2-РЗ пенсия за выслугу лет назначается 1 числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее дня, следующего за днём увольнения данного лица с государственной должности или должности государственной гражданской службы, и назначения трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ».

Статьёй 10 Закона Республики Ингушетия от 29 февраля 2000 г. N 2-РЗ установлен порядок перерасчёта пенсии за выслугу лет в случае увеличения должностного оклада по соответствующей государственной должности и должности государственной гражданской службы.

Перерасчёт пенсии за выслугу лет оформляется соответствующим решением Министерства труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия, после чего последним направляется поручение в Министерство финансов Республики Ингушетия, а также направляется уведомление лицу, получающему пенсию за выслугу лет, о новом размере указанной пенсии.

Указанной статьей порядок перерасчёта пенсии за выслугу лет в иных случаях не предусмотрен.

Вместе с тем согласно абз. 4 ст. 14 Закона от 29 февраля 2000 г. N 2-РЗ вопросы, связанные с установлением и выплатой пенсии за выслугу лет, не урегулированные указанным законом, разрешаются применительно к правилам назначения и выплаты трудовых пенсий и пенсий за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перерасчёт размера пенсии за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 названной статьи (изменение группы инвалидности или причины инвалидности) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчёте размера пенсии в сторону увеличения.

Аналогичный порядок перерасчёта размера пенсии предусмотрен ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях».

Такой же порядок перерасчёта размера пенсии установлен п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 1 января 2015 г.

Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона "О страховых пенсиях" заявление пенсионера о перерасчёте размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого расчёта документов, подлежащих представлению заявителем с учётом положений ч. 7 ст. 21 данного закона.

Из приведённых нормативных положений следует, что перерасчёт пенсии за выслугу лет, назначаемой по правилам, установленным Законом Республики Ингушетия от 29 февраля 2000 г. N 2-РЗ, в сторону увеличения носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на такой перерасчёт, к которому прилагаются документы, подтверждающие право этого лица на увеличение размера пенсии. Перерасчёт пенсии за выслугу лет в сторону увеличения осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчёте размера пенсии. При этом установленные нормативно-правовыми актами, регулирующими спорные отношения, механизм и порядок перерасчёта размера пенсии в сторону увеличения не предусматривают перерасчёт размера пенсии за период, предшествовавший обращению гражданина за таким перерасчётом.

Пунктом 5 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате пенсии, производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление пенсии в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии в связи с отсутствием права на неё производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении спора, связанного с перерасчётом пенсии за выслугу лет, назначаемой по нормам Закона Республики Ингушетия от 29 февраля 2000 г. N 2-РЗ, относятся: факт обращения лица, получающего пенсию за выслугу лет, с заявлением в Министерство труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия о перерасчёте размера пенсии за выслугу лет, с документами, подтверждающими право лица, получающего пенсию за выслугу лет, на перерасчёт указанной пенсии в сторону увеличения; наличие или отсутствие ошибки органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, при установлении и (или) выплате пенсии.

Однако суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела нормы специального закона, регулирующего порядок увеличения, повышения и перерасчёта пенсий, а также порядок устранения ошибки, допущенной при установлении или выплате пенсии, не учел и не применил к спорным отношениям закон, подлежащий применению. В нарушение ч. 4 ст. 198, п. 6 ч. 2 ст. 329 ГПК РФ в решении суда первой инстанции не указана норма закона, на основании которой на ответчика возложена обязанность по выплате ФИО1 пенсии за выслугу лет в увеличенном размере за период, предшествовавший её обращению за перерасчётом указанной пенсии.

В материалах дела отсутствуют и сторонами не представлено сведений об обращении ФИО1 с заявлением в Министерство труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия о перерасчёте размера пенсии за выслугу лет, с документами, подтверждающими право лица, получающего пенсию за выслугу лет, на перерасчёт указанной пенсии в сторону увеличения, а также судом не установлено наличие ошибки органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, при установлении и (или) выплате пенсии.

Применение к спорным отношениям норм Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующих исковую давность (ст.ст. 196, 208), также не основано на законе, поскольку Министерство труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия и ФИО1 не являются субъектами гражданских правоотношений.

Судом не принято во внимание, что спорные отношения регулируются специальными нормативными правовыми актами в сфере социального обеспечения, в том числе Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", следовательно, к требованиям истца о взыскании задолженности по ежемесячной доплате к трудовой пенсии по старости не могут быть применены положения Гражданского кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для произведения перерасчета пенсии за выслугу лет за период с 1 мая 2006 г. и приходит к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих обоснованность исковых требований, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований истца.

Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу представителя Министерства труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия удовлетворить.

Решение Магасского районного суда от 14 мая 2019 г. по гражданскому делу по иску ФИО1 к Министерству труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия об обязании произвести перерасчет и выплату доплаты к пенсии за выслугу лет отменить.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия об обязании произвести перерасчет и выплату доплаты к пенсии за выслугу лет отказать.

Председательствующий

Судьи

С подлинного за надлежащими подписями

Копия верна

Судья Аушева Ф.К.