ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1187/19 от 06.08.2019 Магаданского областного суда (Магаданская область)

Судья Сидорович Е.В. Дело № 2-1187/2019

№ 33-585/2019

6 августа 2019 года город Магадан

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:

председательствующего Бежевцовой Н.В.,

судей Вилер А.А., Филенко М.А.,

при секретаре Родионовой Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области о признании незаконным отказа в допуске к участию в конкурсе на замещение должности государственной гражданской службы, возложении обязанности устранить допущенные нарушения права

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 22 мая 2019 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бежевцовой Н.В., объяснения истца ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно жалобы представителей ответчика ФИО2, ФИО3, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области (далее – Управление ФССП по Магаданской области) о признании незаконным отказа в допуске к участию в конкурсе на замещение должности государственной гражданской службы, возложении обязанности устранить допущенные нарушения права.

В обоснование требований указал, что подал заявление об участии в конкурсе в целях формирования кадрового резерва для замещения должности государственной гражданской службы Российской Федерации старшей группы должностей категории «специалисты» Управления ФССП по Магаданской области.

21 марта 2019 года истцом получено уведомление о недопуске к участию в конкурсе в целях формирования кадрового резерва для замещения указанной должности. Отказ в допуске к участию в конкурсе мотивирован тем, что проверкой ИЦ УМВД России по Магаданской области установлено, что и.о. мирового судьи 14 июня 2016 года на основании статьи 25 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации прекращено возбужденное в отношении ФИО1 уголовное дело № 60499 по части 1 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Ссылаясь на статью 4, части 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», полагал отказ в допуске к участию в конкурсе незаконным, поскольку справка ИЦ УМВД России по Магаданской области №... не содержит сведений о судимости ФИО1

Считал, что изложенные в указанной справке сведения о возбуждении уголовного дела в отношении истца и последующем прекращении уголовного дела не является ограничением для поступления на государственную службу в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Просил суд признать незаконным отказ в допуске к участию в конкурсе в целях формирования кадрового резерва для замещения должности государственной гражданской службы Российской Федерации старшей группы должностей категории «специалисты» Управления ФССП по Магаданской области, возложить на ответчика обязанность устранить в полном объеме допущенные нарушения права.

Решением Магаданского городского суда от 22 мая 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда, истец подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об его отмене ввиду нарушения судом норм материального права.

Считает, что судом первой инстанции применены нормы, регламентирующие общие принципы государственной службы и общий порядок поступления на государственную гражданскую службу, которые не подтверждают обоснованность отказа в допуске к участию в конкурсе.

Указывает, что пояснения представителя ответчика о возможном предложении кандидату должности, не указанной им в заявлении, в том числе должность судебного пристава-исполнителя, не соответствуют действительности, поскольку при наличии нескольких вакантных должностей претендент заполняет несколько заявлений на участие в конкурсе на замещение каждой из данных должностей.

Утверждает, что не претендовал на замещение должностей судебных приставов-исполнителей и приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в связи с установленным Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» запретом на замещение данных должностей лицами, уголовное дело в отношении которых прекращено в связи с примирением сторон.

Отмечает, что Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» иными нормативно-правовыми актами не установлен запрет на замещение должности главного специалиста-эксперта указанными лицами.

Полагает необоснованным вывод суда о том, что совершенное истцом преступление несовместимо с требованиями, предъявляемыми к личным, деловым и нравственным качествам государственного служащего, может нанести урон авторитету государственного органа.

Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступали.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 6 августа 2019 года принят отказ ФИО1 от исковых требований к Управлению ФССП по Магаданской области о возложении обязанности устранить допущенные нарушения права. Решение суда первой инстанции в данной части отменено, производство по гражданскому делу в части исковых требований о возложении обязанности устранить допущенные нарушения права прекращено.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, выслушав пояснения истца и представителей ответчика, исследовав дополнительные доказательства, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы истца относительно неправильного применения судом первой инстанции положений Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах».

По делу установлено и не оспаривалось сторонами, что 31 января 2019 года в соответствии с приказом Управления ФССП России по Магаданской области от 28 января 2019 года № 12 был объявлен конкурс на формирование кадрового резерва: ведущей группы должностей аппарата Управления; старшей группы должностей аппарата Управления; ведущей группы должностей структурных подразделений; старшей группы должностей структурных подразделений (л.д. 30).

20 февраля 2019 года истец подал заявление о допуске к участию в конкурсе на формирование кадрового резерва старшей группы должностей аппарата Управления ФССП России по Магаданской области (л.д. 25). При этом в заявлении указал категорию должности «специалисты» и конкретную должность для замещения «главный специалист-эксперт».

Уведомлением от 11 марта 2019 года истцу сообщено об отказе в допуске к участию в конкурсе на формирование кадрового резерва для замещения должности государственной гражданской службы РФ старшей группы должностей категории «специалисты» Управления ФССП России по Магаданской области (л.д. 12).

В качестве основания для отказа в допуске к участию в конкурсе указано на сведения, полученные в ходе проверки ИЦ УМВД России по Магаданской области, о том, что постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 7 г. Магадана от 14 июня 2016 года в отношении истца на основании статьи 25 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации прекращено уголовное дело по его обвинению в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации.

13 марта 2019 года Управление ФССП России по Магаданской области составлено заключение, согласно которому ФИО1 не рекомендован для участия в конкурсе при наличии сведений, поступивших из ИЦ УМВД России по Магаданской области (л.д. 24).

Разрешая спор, суд первой инстанции, учитывая, что уголовное дело в отношении ФИО1 прекращено по нереабилитирующим основаниям, руководствуясь положениями пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», части 1 статьи 3, статей 9, 13, 15, 18, пункта 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Общими принципами служебного поведения государственных служащих, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885, Кодексом этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего Федеральной службы судебных приставов, утвержденным приказом ФССП России от 12 апреля 2011 года № 124, в их взаимосвязи, пришел к выводу о наличии у ответчика законных оснований для отказа истцу в допуске к участию в конкурсе в целях формирования кадрового резерва для замещения должности государственной гражданской службы.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами и суждениями суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), при этом обстоятельства, имеющие значение для дела, не были установлены судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства (пункт 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ предусмотрено, что поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено данной статьей.

Для замещения вакантных должностей гражданской службы из числа гражданских служащих (граждан) формируются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв субъекта Российской Федерации, кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 64 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2017 года № 96 утверждено Положение о кадровом резерве федерального государственного органа (далее - Положение о кадровом резерве федерального государственного органа), устанавливающее порядок формирования федерального кадрового резерва и кадрового резерва федерального государственного органа и работы с ними.

Согласно пункту 27 данного Положения гражданский служащий (гражданин) не допускается к участию в конкурсе в случае его несоответствия квалификационным требованиям для замещения должностей федеральной гражданской службы, на включение в кадровый резерв для замещения которых объявлен конкурс, а также требованиям к гражданским служащим, установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданский служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены данным Федеральным законом и другими федеральными законами.

В статье 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ установлены ограничения, связанные с гражданской службой.

В соответствии с пунктом 2 части 1 данной статьи гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае его осуждения к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости.

При рассмотрении дела истец указывал на отсутствие у него судимости и считал необоснованной ссылку в уведомлении об отказе в допуске к участию в конкурсе на пункт 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ.

Отклоняя этот довод, суд первой инстанции указал в решении на то, что материалами дела подтвержден факт прекращения в отношении ФИО1 уголовного дела по нереабилитирующему основанию (за примирением сторон), в связи с чем у потенциального работодателя имелись основания для отказа в допуске к участию в конкурсе гражданину, не соответствующего требованиям, предъявляемым к гражданским служащим, проходящим службу в системе Федеральной службы судебных приставов.

Действительно, в силу пункта 4 части 1 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ установление данным Федеральным законом общих правил организации и функционирования государственной гражданской службы не исключает возможности введения специальных норм, обусловленных спецификой прохождения государственной гражданской службы в различных государственных органах.

Особенности правового положения федеральных государственных гражданских служащих в системе Федеральной службы судебных приставов определены в Федеральном законе от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», который, в частности, в пункте 3 статьи 3 предусматривает, что на должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении которого осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.

Таким образом, ограничения, установленные пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О судебных приставах», распространяются на граждан, претендующих на назначение на должность судебного пристава.

Как указано выше, Управление ФССП России по Магаданской области 31 января 2019 года объявило конкурс на формирование кадрового резерва Управления ФССП России по Магаданской области, в том числе старшей группы должностей аппарата Управления. Истец подал заявление о допуске к участию в конкурсе на формирование кадрового резерва именно этой группы должностей (л.д. 25, 30).

В соответствии с частями 5 и 6 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ к старшей группе должностей гражданской службы относятся должности категории «специалисты» и «обеспечивающие специалисты».

Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» установлено, что в органах Федеральной службы судебных приставов к должностям категории «специалисты» в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации относятся главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт, специалист-эксперт, а также судебный пристав (Подраздел 2 пункт 3, Подраздел 2 Глава 4).

Таким образом, к старшей группе должностей Федеральной службы судебных приставов относятся не только судебные приставы, но и специалисты-эксперты (главный, старший). Следовательно, определение перечня должностей аппарата Управления ФССП России по Магаданской области, относящихся к старшей группе должностей гражданской службы, на который был объявлен конкурс, являлось обстоятельством, подлежащим установлению в ходе рассмотрения дела.

В связи с тем, что в суде первой инстанции не были доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), определением судебной коллегии от 30 июля 2019 года на основании абзаца второго пункта 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» истребованы дополнительные (новые) доказательства.

Представленные документы судебной коллегией приняты в качестве новых доказательств на основании положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исследованы и оценены в совокупности с имеющимися доказательствами в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Из исследованных в судебном заседании дополнительных доказательств следует, что в аппарате Управления ФССП России по Магаданской области не предусмотрено должностей судебных приставов.

Согласно штатному расписанию по состоянию на дату объявления конкурса (31 января 2019 года) имелась одна вакантная должность: главного специалиста-эксперта, на которую претендовал истец, указав об этом в своем заявлении.

В силу приведенных выше законоположений на лиц, претендующих на замещение должности главного специалиста-эксперта аппарата Управления ФССП России по Магаданской области, не распространяется требование, установленное пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ ограничением для принятия на гражданскую службу в указанной должности является факт осуждения к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также наличие не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости.

Однако таких обстоятельств по делу не установлено.

Постановление от 14 июня 2016 года о прекращении уголовного дела, возбужденного в отношении ФИО1 по части 1 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, о наличии ограничений для поступления на государственную службу в должности главного специалиста-эксперта аппарата Управления ФССП по Магаданской области не свидетельствует, поскольку лицо, в отношении которого уголовное дело прекращено на основании статьи 25 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (примирение сторон), является не судимым.

Доводы представителей ответчика, с которыми согласился суд первой инстанции, о том, что гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение, соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены законом о государственной службе и другими федеральными законами, не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство (статьи 15, 18 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ), не могут быть приняты во внимание, поскольку несоответствие гражданина, претендующего на поступление на государственную службу, данным условиям не относится к установленным статьей 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ ограничениям для принятия на гражданскую службу и допуска гражданина к участию в конкурсе на формирование кадрового резерва.

По этим же основаниям не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика ФИО2 в судебном заседании суда апелляционной инстанции о том, что работа в должности главного специалиста-эксперта связана с персональными данными граждан и предполагает контроль за деятельностью судебных приставов.

Учитывая, что истец претендовал на участие в конкурсе на формирование кадрового резерва старшей группы должностей аппарата Управления ФССП по Магаданской области, в штатном расписании которого не имеется должностей судебных приставов, неубедительными являются и доводы представителя ответчика о том, что в случае допуска истца к участию в конкурсе и его успешного прохождения он мог претендовать на назначение в должности судебного пристава-исполнителя.

При таких обстоятельствах, поскольку судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, решение Магаданского городского суда Магаданской области от 22 мая 2019 года в соответствии с пунктами 1 и 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.

В соответствии со статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалоб, представления вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять новое решение.

Исследовав новые доказательства и оценив всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку законных оснований для отказа в допуске к участию в конкурсе у ответчика не имелось. Ссылка в уведомлении об отказе в допуске к участию в конкурсе на пункт 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ не состоятельна.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

о п р е д е л и л а :

решение Магаданского городского суда Магаданской области от 22 мая 2019 года отменить, принять новое решение, которым исковые требования ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области удовлетворить.

Признать незаконным отказ в допуске ФИО1 к участию в конкурсе на замещение должности государственной гражданской службы, объявленном Управлением Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области 31 января 2019 года на формирование кадрового резерва старшей группы должностей аппарата Управления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области.

Председательствующий

Судьи