ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-118/20 от 20.01.2021 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Ооржак А.М. Дело № 2-118/2020 (33-47/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 20 января 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Таргына А.О.,

судей Болат-оол А.В., Соскал О.М.,

при секретаре Оюн С-С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болат-оол А.В. гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г. Кызыла в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3 к мэрии г. Кызыла, Министерству внутренних дел по Республике Тыва, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о возложении обязанностей предоставить по договору социального найма жилое помещение, передать взамен жилого помещения из муниципальной собственности по акту передачи жилое помещение, принять из муниципальной собственности по акту передачи жилое помещение, после принятия на оперативное управление жилое помещение снять с кадастрового регистрационного учета, принять взамен жилого помещения из муниципальной собственности в федеральную собственность жилое помещение, признать право оперативного управления на жилое помещение за Министерством внутренних дел по Республике Тыва по апелляционной жалобе представителя Министерства внутренних дел по Республике Тыва П. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 августа 2020 года,

УСТАНОВИЛА:

заместитель прокурора г. Кызыла в интересах ФИО1, ФИО4, ФИО3 обратился в суд к ответчикам с вышеуказанным иском (с учетом уточнений), указывая на то, что прокуратурой г. Кызыла на основании обращения ФИО5, ФИО4 проведена проверка, по результатам которой установлено, что заключением межведомственной комиссии от 16 декабря 2008 г. многоквартирный дом ** признан аварийным, не пригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу. Постановлением Правительства Республики Тыва от 14 сентября 2016 г. жилой дом ** включен в перечень домов в г. Кызыле Республики Тыва, сейсмоусиление которых экономически нецелесообразно. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» постановлением мэрии г.Кызыла утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г. Кызыла, в 2013-2017 годах с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства», в рамках которой запланировано переселение жильцов дома ** в 2014 г. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30 октября 2009 г., квартира по ул. ** находится в оперативном управлении Министерства внутренних дел по Республике Тыва (далее - МВД по Республике Тыва). Постановлением мэрии г. Кызыла от 10 апреля 2019 г. «О внесении изменений в постановление от 21 апреля 2017 г. «О переселении граждан в многоквартирный жилой дом по адресу: **» в строку 5 приложения внесены изменения, согласно которым слова «С.» заменены словами «собственность Российской Федерации, на праве оперативного управления за МВД по Республике Тыва», и в графе 6 установлено указать адрес: **, общей площадью ** кв.м. Пунктом 2 данного постановления мэрии г. Кызыла предписано обеспечить передачу из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации жилого помещения общей площадью ** кв.м., расположенного по адресу: **, с последующим закреплением на праве оперативного управления за МВД по Республике Тыва. Таким образом, в соответствии с Положением о признании жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также постановлением мэрии г. Кызыла от 10 апреля 1019 г. взамен жилого помещения по адресу: **, мэрией г. Кызыла из муниципальной собственности в федеральную собственность по договору мены передаче подлежит жилое помещение по адресу: **. Законность проживания ФИО4 в ** установлена решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 марта 2018 г. и апелляционным определением Верховного Суда Республики Тыва, принятыми по делу по иску МВД по Республике Тыва о выселении ФИО4, ФИО1, ФИО3 из вышеуказанного жилого помещения. Судом установлено, что спорная квартира была представлена ФИО4 в период прохождения им службы в ** и что отсутствие служебного ордера, договора найма не может быть поставлено в вину работника, а обязанность по хранению служебного ордера на него не возлагалась, заключение договора социального найма должно быть произведено МВД по Республике Тыва. ФИО4 имеет **, иным жилым помещением не обеспечен, в связи с чем он не может быть выселен из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. ФИО4 фактически является нанимателем служебного жилого помещения по адресу: **. МВД по Республике Тыва отказывается от принятия жилого помещения по адресу: **, ввиду проживания в нем Б-вых. До настоящего времени указанное жилое помещение взамен аварийного жилого помещения из муниципальной собственности в федеральную собственность по договору мены не передано. В связи с отказом МВД по Республике Тыва принять указанное жилое помещение оно не может быть передано в собственность Российской Федерации и в оперативное управление МВД по Республике Тыва, тем самым нарушаются права Б-вых на переселение из аварийного жилья. Постоянное проживание и нахождение истцов в аварийном доме, имеющем признаки обрушения, создает угрозу их жизни и здоровью, что требует незамедлительных мер по предоставлению другого жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям.

Просил обязать МВД по Республике Тыва предоставить истцам по договору социального найма жилое помещение, соответствующее требованиям жилищного законодательства (уточнение от 13 августа 2019 г.); обязать мэрию г. Кызыла взамен жилого помещения, расположенного по адресу: **, общей площадью ** кв.м., передать из муниципальной собственности МВД по Республике Тыва по акту передачи жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, мкр. Спутник, ул. Убсу-Нурская, д. 6, кв.101; обязать МВД по Республике Тыва взамен жилого помещения по адресу: **, принять из муниципальной собственности по акту передачи жилое помещение по адресу: **; после принятия на оперативное управление данного жилого помещения снять с кадастрового регистрационного учета жилое помещение по адресу: **; обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (далее - Межрегиональное территориальное управление Poсимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва) принять взамен жилого помещения по адресу: ** из муниципальной собственности в федеральную собственность жилое помещение по адресу: **, признать право оперативного управления на жилое помещение по адресу: ** за МВД по Республике Тыва в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 августа 2020 г. исковое заявление заместителя прокурора г. Кызыла в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3 к мэрии г. Кызыла, МВД по Республике Тыва, Межрегиональному территориальному управлению Poсимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва удовлетворено частично.

На мэрию г. Кызыла возложена обязанность взамен жилого помещения, расположенного по адресу: **, с кадастровым номером **, общей площадью ** кв.м., передать МВД по Республике Тыва по акту передачи благоустроенное жилое помещение по адресу: **, общей площадью ** кв.м., с кадастровым номером **.

На МВД по Республике Тыва возложена обязанность взамен жилого помещения, расположенного по адресу: **, общей площадью ** кв.м., принять из муниципальной собственности по акту приема-передачи благоустроенное жилое помещение, расположенное по адресу: **, общей площадью ** кв.м., с кадастровым номером **, после принятия в оперативное управление данной квартиры снять с кадастрового регистрационного учета жилое помещение по адресу: **, с кадастровым номером **.

На Межрегиональное территориальное управление Poсимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва возложена обязанность взамен жилого помещения, расположенного по адресу: **, с кадастровым номером **, принять из муниципальной собственности в федеральную собственностью благоустроенное жилое помещение, **, общей площадью ** кв.м., с кадастровым номером **, признать право оперативного управления за МВД по Республике Тыва на жилое помещение по адресу: **, общей площадью ** кв.м., с кадастровым номером **, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении остальной части иска отказано.

Представитель МВД по Республике Тыва П. с решением суда в части возложения на МВД по Республике Тыва обязанностей принять из муниципальной собственности по акту приема-передачи жилое помещение, расположенное по адресу: **, и снять с кадастрового регистрационного учета жилое помещение по адресу: **, не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение в указанной части отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к МВД по Республике Тыва, ссылаясь на то, что при вынесении решения суд первой инстанции не указал, на основании каких нормативно-правовых актов МВД по Республике Тыва обязано принять из муниципальной собственности в федеральную собственность жилое помещение, находящееся под обременением третьих лиц. Решение о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, т.е. Федеральным агентством по управлению государственным имуществом. Считает, что возложение на МВД по Республике Тыва обязанности принять из муниципальной собственности в федеральную собственность жилого помещения, находящееся под обременением третьих лиц, не основано на нормах действующего законодательства. МВД по Республике Тыва договор социального найма с ФИО2 и его семьей на жилое помещение по адресу: **, не заключало, в связи с чем приведенные судом первой инстанции нормы жилищного законодательства на спорные правоотношения не распространяются.

В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурорК. и представитель мэрии г. Кызыла Д. просят в связи с необоснованностью доводов жалобы решение суда оставить без изменения.

Определением от 2 декабря 2020 г. в соответствии с ч. 5 ст. 330 ГПК РФ судебная коллегия перешла к рассмотрению данного дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации.

23 декабря 2020 г. в суд поступило уточненное исковое заявление, поданное прокурора К.., в которых прокурор просит:

- обязать Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва:

принять решение о передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности - жилого помещения, расположенного по адресу: ** общей площадью ** кв.м. в федеральную собственность, издать соответствующее распоряжение, утвердить акт приема-передачи имущества;

передать жилое помещение, расположенное по адресу: **, общей площадью ** кв.м., в оперативное управление МВД по Республике Тыва;

- обязать мэрию г. Кызыла в установленном порядке передать Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва из муниципальной собственности по акту передачи жилое помещение, расположенное по адресу: **, общей площадью ** кв.м.;

- обязать МВД по Республике Тыва:

инициировать направление Министерством внутренних дел РФ предложения в Межрегиональное территориальное управление Poсимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о передаче в федеральную собственность жилого помещения, расположенного по адресу: ** общей площадью ** кв.м., с обоснованием необходимости осуществления передачи данного имущества на праве оперативного управления за МВД по Республике Тыва;

передать жилое помещение, расположенное по адресу: **, общей площадью ** кв.м. по договору найма служебного жилого помещения ФИО2

В заседании суда апелляционной инстанции прокурор О. и истец ФИО3 исковое заявление по изложенным в нем доводам поддержали.

Представитель мэрии г. Кызыла М. с исковым заявлением в части требований к мэрии г. Кызыла не согласилась, пояснив, что мэрия не препятствовала, а принимала активное участие в решении вопроса о передаче жилого помещения.

Представитель Министерства внутренних дел Российской Федерации и МВД по Республике Тыва П. с исковым заявлением в части требований к МВД по Республике Тыва также не согласился и пояснил, что семья Б-вых проживала в жилом помещении по адресу: **, незаконно, была вселена в него на основании решения суда в связи с отсутствовием другого жилого помещения; договор с ними не заключался, ордера также не было.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайства об отложении заседания от них не поступало. Судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 327.1 ГПК РФ вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В связи с тем, что судом принято решение о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, - Министерства внутренних дел Российской Федерации, что в соответствии с ч. 5 ст. 330 ГПК РФ явилось основанием для перехода к рассмотрению данного дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, то решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения.

Согласно ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации случаях в расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

Пунктами 27 и 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2002 N 897, установлено, что сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма. Без предоставления другого жилого помещения в этом случае не могут быть выселены сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.

Как следует из материалов дела, жилое помещение по адресу: **, общей площадью ** кв.м., является федеральной собственностью и принадлежит на праве оперативного управления МВД по Республике Тыва, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30 октября 2009 г.

Согласно поквартирной карточке от 28 сентября 2012 г., ФИО4, ФИО6, ФИО3 зарегистрированы в указанной квартире с 24 апреля 2003 г.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 марта 2018 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 10 июля 2018 г., принятым по гражданскому делу по иску МВД по Республике Тыва к ФИО4, ФИО1, ФИО3 об устранении препятствий в пользовании жилым помещением путем выселения и снятии с регистрационного учета, установлено, что квартира по адресу: **, была представлена ФИО4 в период прохождения им службы в **. Суд отказал в удовлетворении иска, указав на то, что ФИО2 был вселен в указанное жилое помещение должностными лицами МВД по Республике Тыва в период прохождения им службы, имеет ** иным жилым помещением он и члены его семьи не обеспечены, в связи с чем он и члены его семьи не могут быть выселены из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Таким образом, вступившим в законную силу решением суда признано право пользования ФИО4, ФИО1, ФИО3 указанным жилым помещением.

Актом обследования межведомственной комиссии, назначенной постановлением мэра г. Кызыла от 28 ноября 2008 г. , от 3 декабря 2008 г. установлено, что жилой дом по адресу: ** – деревянный, двухэтажный, ** года постройки; деформации фундамента, стен, несущих конструкций чердачного перекрытия свидетельствуют об исчерпании несущей способности вследствие старения и опасности обрушения здания дома в целом; кроме того, проект, по которому строился дом, не предусматривает антисейсмические мероприятия; инженерные систем дома не соответствуют необходимым санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам.

Заключением межведомственной комиссии от 16 декабря 2008 г. указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением мэрии г. Кызыла от 27 декабря 2013 г. утверждена новая редакция муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г. Кызыла, в 2013-2017 г.г. с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства», согласно приложению к которой жильцы дома, расположенного по адресу: **, подлежали переселению в декабре 2014 г.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 14 сентября 2016 г. утвержден перечень домов в г. Кызыле Республики Тыва, сейсмоусиление которых экономически нецелесообразно, который входит многоквартирный жилой дом **.

Постановлением мэрии г. Кызыла от 21 апреля 2017 г. «О переселении граждан в многоквартирный жилой дом по адресу: **» утвержден список граждан, подлежащих переселению в указанный многоквартирный жилой дом.

Постановлением мэрии г. Кызыла от 10 апреля 2019 г. внесены изменения в постановление мэрии г. Кызыла от 21 апреля 2017 г. «О переселении граждан в многоквартирный жилой дом по адресу: **», согласно которым в отношении квартиры по адресу: **, в графе «ФИО нанимателя/ собственника» вместо «С.» указано «собственность Российской Федерации, на праве оперативного управления за МВД по Республике Тыва», в графе 6 (адрес дома, сейсмоусиление которого экономически нецелесообразно) указан адрес: **, общей площадью ** кв.м. Пунктом 2 постановления предписано обеспечить передачу из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации жилого помещения (**-хкомнатной благоустроенной квартиры), общей площадью ** кв.м., расположенного по адресу: **, с последующим закреплением на праве оперативного управления за МВД по Республике Тыва.

По акту приема-передачи от 10 декабря 2018 г. мэрия г. Кызыла в лице первого заместителя мэра по экономике и финансам У. передала, а ФИО4 принял благоустроенное жилое помещение, состоящее из **-х комнат, общей площадью ** кв.м., находящееся по адресу: **.

Постановлением мэрии г. Кызыла от 17 декабря 2018 г. Департаменту городского хозяйства мэрии г. Кызыла поручено в срок до 20 декабря 2018 г. принять меры по сносу аварийного многоквартирного жилого дома по адресу: **.

Из объяснений сторон в суде апелляционной инстанции следует, что жилой дом по адресу: **, снесен в декабре 2018 г.; в настоящее время ФИО4, ФИО1, ФИО3 проживают в жилом помещении по адресу: **.

Жилое помещение по адресу: **, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию - городскому округу «Города Кызыла Республики Тыва», что подтверждается выпиской из ЕГРН от 16 сентября 2019 г.

Из содержания постановлений мэрии г. Кызыла от 21 апреля 2017 г. «О переселении граждан в многоквартирный жилой дом по адресу: **» и от 10 апреля 2019 г. о внесении изменений в указанное постановление следует, что переселение жильцов в жилой дом по адресу: **, произведено в рамках подпрограммы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Республики Тыва на 2014-2018 годы» государственной программы Республики Тыва «Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на 2014-2020 годы».

Постановлением Правительства Республики Тыва от 08.09.2016 N 393 утверждено Положение о переселении граждан из домов, сейсмоусиление которых экономически нецелесообразно.

Согласно указанному Положению, предоставление жилых помещений гражданам, выселяемым из домов, сейсмоусиление которых экономически нецелесообразно, возлагается на уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва или орган местного самоуправления муниципального образования, принявший решение о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан в связи с невозможностью и экономической нецелесообразностью (п. 1.6).

Гражданину, освобождающему принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение в доме, подлежащем сносу, предоставляется возмещение в натуральной форме в виде жилого помещения в многоквартирном доме, построенном по комплексной программе, в собственность либо с его письменного согласия по договору социального найма в соответствии с пунктами 2.1 - 2.5 данного Положения (п. 3.1).

В случае предоставления возмещения в натуральной форме в виде жилого помещения в собственность орган местного самоуправления заключает с собственником предварительный договор мены жилого помещения (п. 3.2).

Собственнику в порядке возмещения предоставляется другое жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, соответствующее общей площади жилого помещения, находящегося в собственности. Количество комнат в жилом помещении, принадлежащем гражданину на праве собственности, при предоставлении жилого помещения большей площади не учитывается (п. 3.3).

Собственник жилого помещения обязан освободить занимаемое жилое помещение в сроки, определенные предварительным договором, но не позднее чем через месяц после подписания акта приема-передачи предоставленного жилого помещения (п. 3.5).

Как следует из материалов дела, указанный порядок предоставления собственнику возмещения в натуральной форме в виде жилого помещения в собственность, мэрией г. Кызыла не был соблюден. Предварительный договор мены жилого помещения с собственником жилого помещения по адресу: **, – Российской Федерацией в лице уполномоченного органа - Межрегионального территориального управления Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва до решения вопроса о сносе жилого дома не заключался.

Как было указано выше, жилой дом по адресу: **, включен также в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г. Кызыла, в 2013-2017 г.г. с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства».

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации регулирует обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Так, согласно данной норме, собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4).

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения (ч. 6).

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8).

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме (ч. 10).

Установленный ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд мэрией г.Кызыла также не был соблюден. Уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва не направлялось, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд с ним не заключалось.

В связи со сносом жилого дома соблюдение указанного порядка не представляется возможным.

В результате сноса жилого помещения по адресу: **, без равноценного возмещения нарушены интересы собственника жилого помещения – Российской Федерации, а также МВД по Республике Тыва, в оперативном управлении которого находилось указанное жилое помещение.

Пунктом 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрен порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации.

Согласно указанной норме, находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае: если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность.

Передача в федеральную собственность из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности и в собственность субъекта Российской Федерации из муниципальной собственности имущества, не включенного в указанные предложения, не допускается.

Предложения о передаче имущества рассматриваются органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в течение 90 дней со дня поступления указанных предложений.

Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.

Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.

Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации» установлено, что для принятия решения о передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации необходимо представить, в частности, следующие документы: предложение органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о передаче имущества субъекта Российской Федерации или муниципального имущества в федеральную собственность (подп. «а»); выписка из реестра государственного (муниципального) имущества, содержащая сведения о предлагаемом к передаче имуществе (подп. «б»); выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении организации, за которой предлагается закрепление имущества (подп. «с» п. 2).

Предложения муниципального образования о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность направляются в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом уполномоченным уполномоченным органом местного самоуправления (п. 4).

В целях внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества при принятии решений Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом в указанных решениях должно быть определено, что право собственности на передаваемое имущество возникает с момента утверждения передаточного акта (п. 5).

Аналогичные положения содержатся в Административном регламенте Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции «Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность», утвержденном приказом Минэкономразвития РФ от 13.07.2009 N 270 (далее – Административный регламент).

Согласно п. 4.2 Административного регламента, по результатам рассмотрения поступившего обращения и прилагаемых к нему документов Росимуществом принимается, в частности, одно из решений: письменное поручение территориальному органу Росимущества рассмотреть и принять решение по существу; распоряжение Росимущества о передаче имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, в федеральную собственность.

В случае выявления несоответствия представленных документов перечню документов, указанному в пункте 2.4.1 настоящего Регламента, ответственный исполнитель в месячный срок со дня поступления обращения в Росимущество направляет представленный пакет документов в территориальный орган Росимущества с поручением обеспечить его формирование и принять решение по существу (п. 4.3).

В случае, если решение о передаче имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, в федеральную собственность принимается Росимуществом, ответственный исполнитель в установленном порядке осуществляет подготовку проекта распоряжения Росимущества о передаче имущества. Распоряжение Росимущества о передаче имущества должно содержать поручение территориальному органу Росимущества по месту нахождения объекта о подписании передаточного акта имущества и внесении соответствующих изменений в реестр федерального имущества (п. 4.6.1).

После подписания распоряжения ответственный исполнитель в сроки, установленные соответствующим распоряжением, готовит акт приема-передачи и сопроводительным письмом направляет для подписания в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления (4.7).

Передаточный акт в срок, указанный в законодательстве Российской Федерации, должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен на утверждение в Росимущество (4.8).

Утвержденный акт приема-передачи имущества направляется Росимуществом в территориальный орган Росимущества по месту нахождения объекта для внесения передаваемого имущества в реестр федерального имущества, а также для обеспечения оформления права собственности Российской Федерации на приобретенное имущество, в том числе государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в порядке, установленном законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации (п. 4.10).

Из материалов дела следует, что Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла неоднократно – 26 апреля 2019 г., 29 августа 2019 г., 3 декабря 2019 г. обращался к ** Межрегионального территориального управления Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва Ч. и **А. с просьбой принять в собственность Российской Федерации жилое помещение по адресу: **.

Однако, в передаче жилого помещения в федеральную собственность отказано в связи с несоответствием представленных документов перечню документов, установленному п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 (ответы Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва от 22 мая 2019 г. и от 7 ноября 2019 г.).

Данное основание отказа в передаче жилого помещения в федеральную собственность нельзя признать обоснованным, так как п. 4.3 Административного регламента предусмотрено, что в случае выявления несоответствия представленных документов перечню документов, указанному в пункте 2.4.1 настоящего Регламента, ответственный исполнитель в месячный срок со дня поступления обращения в Росимущество направляет представленный пакет документов в территориальный орган Росимущества с поручением обеспечить его формирование и принять решение по существу.

Таким образом, Росимущество и его территориальные органы уполномочены обеспечить формирование необходимого пакета документов и принять по существу решение о передаче имущества в федеральную собственность.

Требование прокурора о возложении на мэрию г. Кызыла обязанности передать в установленном порядке Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва из муниципальной собственности по акту передачи жилое помещение по адресу: **, не тождественно ранее заявленному требованию о возложении на мэрию г. Кызыла обязанности взамен жилого помещения по адресу: **, передать из муниципальной собственности в федеральную собственность по договору мены жилое помещение по адресу: **, от которого прокурор и истцы отказались в установленном порядке (определением суда от 25 августа 2020 г. производство по делу в этой части прекращено на основании абзаца четвертого ст. 220 ГПК РФ), так как ранее прокурор просил передать жилое помещение по договору мены.

Кроме того, в обоснование требования о возложении на мэрию г. Кызыла обязанности передать в установленном порядке Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва из муниципальной собственности по акту передачи жилое помещение, расположенное по адресу: **, прокурор в уточненном исковом заявлении сослался также на положения пп. «б» п. 4 ст. 31 Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», на которые ранее в исковых заявлениях не ссылался.

Из ответа представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации З. от 21 января 2021 г. на запрос судебной коллегии следует, что Министерство внутренних дел Российской Федерации согласно на передачу в федеральную собственность жилого помещения по адресу: **, взамен жилого помещения по адресу: **, при условии освобождения его от владения третьих лиц, и полагает, что оно должно быть закреплено за на праве оперативного управления за МВД по Республике Тыва.

Исследовав представленные доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора: о возложении на мэрию г.Кызыла обязанности передать в установленном порядке Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва из муниципальной собственности по акту передачи жилое помещение, расположенное по адресу: **; о возложении на Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва обязанностей принять решение (распоряжение) о передаче жилого помещения, расположенного по адресу: **, в федеральную собственность и утвердить акт приема-передачи имущества, передать указанное жилое помещение в оперативное управление МВД по Республике Тыва; о возложении на МВД по Республике Тыва обязанности принять по акту приема-передачи это жилое помещение основаны на положениях п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Административного регламента, направлены на защиту нарушенных интересов Российской Федерации путем предоставления равноценного возмещения, в связи с чем являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Требование прокурора о возложении на МВД по Республике Тыва обязанности инициировать направление Министерством внутренних дел Российской Федерации предложения в Межрегиональное территориальное управление Poсимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о передаче в федеральную собственность жилого помещения, расположенного по адресу: **, с обоснованием необходимости осуществления передачи данного имущества на праве оперативного управления за МВД по Республике Тыва, не подлежит удовлетворению, так как данная обязанность МВД по Республике Тыва не вытекает из положений п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и Административного регламента.

Вместе с тем, поскольку жилое помещение по адресу: **, принадлежало на праве оперативного управления МВД по Республике Тыва, то предоставленное в порядке возмещения жилое помещение по адресу: **, также подлежит передаче в оперативное управление МВД по Республике Тыва.

Довод представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации о том, что жилое помещение по адресу: **, должно быть передано при условии освобождения его от владения третьих лиц, не может быть признан обоснованным, так как оно передается взамен жилого помещения по адресу: **, в котором также проживали ФИО2, ФИО1, ФИО3

В целях устранения правовой неопределенности положения ФИО2, ФИО1, ФИО3 и принимая во внимание, что истцы проживали в жилом помещении по адресу: **, фактически на основании договора найма служебного жилого помещения, судебная коллегия полагает необходимым также удовлетворить требование прокурора о возложении на МВД по Республике Тыва обязанности передать жилое помещение по адресу: **, по договору найма служебного жилого помещения ФИО2

Требования прокурора о возложении на МВД по Республике Тыва обязанностей предоставить истцам по договору социального найма жилое помещение, соответствующее требованиям жилищного законодательства, и снять с кадастрового регистрационного учета жилое помещение по адресу: **, от которых прокурор и истцы в установленном порядке не отказывались, не подлежат удовлетворению, так как оснований для возложения на МВД по Республике Тыва таких обязанностей не имеется; жилое помещение по адресу: **, было предоставлено ФИО2 не по договору социального найма, а в качестве служебного жилого помещения.

Требование прокурора к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании права оперативного управления на жилое помещение по адресу: **, за МВД по Республике Тыва не подлежит удовлетворению, так как данное жилое помещение подлежит передаче в оперативное управление МВД по Республике Тыва, необходимости в признании права оперативного управления за МВД по Республике Тыва не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 августа 2020 года отменить, принять по делу новое решение следующего содержания:

«Иск заместителя прокурора города Кызыла в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3 удовлетворить частично.

Обязать мэрию города Кызыла Республики Тыва передать в установленном порядке Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва из муниципальной собственности по акту передачи жилое помещение, расположенное по адресу: **, общей площадью ** квадратных метра.

Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва:

принять решение о передаче жилого помещения, расположенного по адресу: **, общей площадью ** квадратных метра, находящегося в муниципальной собственности, в федеральную собственность;

передать жилое помещение, расположенное по адресу: **, общей площадью ** квадратных метра, в оперативное управление Министерства внутренних дел по Республике Тыва;

утвердить акт приема-передачи жилого помещения, расположенного по адресу: **.

Обязать Министерство внутренних дел по Республике Тыва:

принять по акту приема-передачи жилое помещение, расположенное по адресу: **;

передать жилое помещение, расположенное по адресу: **, общей площадью ** квадратных метра, по договору найма служебного жилого помещения ФИО2.

В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора г. Кызыла в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3:

к Министерству внутренних дел по Республике Тыва о возложении обязанностей:

предоставить истцам по договору социального найма жилое помещение, соответствующее требованиям жилищного законодательства;

снять с кадастрового регистрационного учета жилое помещение по адресу: **;

инициировать направление Министерством внутренних дел Российской Федерации предложения в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о передаче в федеральную собственность жилого помещения, расположенного по адресу: **, общей площадью ** квадратных метра, с обоснованием необходимости осуществления передачи данного имущества на праве оперативного управления за Министерством внутренних дел по Республике Тыва;

к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании права оперативного управления на жилое помещение по адресу: **, за Министерством внутренних дел по Республике Тыва отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в г. Кемерово через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение 3-х месяцев со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 января 2021 года.

Председательствующий

Судьи