ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1194/2021 от 21.04.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

председательствующий судья суда первой инстанции Благодатная Е.Ю. (дело № 2-1194/2021)

УИД 91MS0019-01-2020-002521-62

судья-докладчик суда апелляционной инстанции Пономаренко А.В. (№33-2021/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 апреля 2022 года город Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Пономаренко А.В.,

судей Беляевской О.Я., Романовой Л.В.

при секретаре Велишаеве Э.Э.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» к ФИО1, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Инновация», о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию,

по встречному иску ФИО1 к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» о признании незаконными действий, понуждении совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛА:

Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» (далее – ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго») обратилось в суд с указанным иском, в котором с учетом уточнений (т. 1 л.д. 216-217) просит взыскать с ФИО1 задолженность за потребленную тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 22 742 рубля 38 копеек, расходы по оплате госпошлины в размере 919 рублей, почтовые расходы в размере 140 рублей 84 копейки, ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком ФИО1 обязательств по оплате предоставленных истцом в расчетный период услуг по централизованному отоплению принадлежащего ответчику на праве собственности жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

ФИО1 обратилась в суд со встречным иском, в котором с учетом уточнений (т.1 л.д. 143-145, 182, 225-230) просила признать незаконными действия ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» по открытию лицевого счета на вышеуказанную квартиру на имя ФИО2; возложить на ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» обязанность списать незаконно начисленную сумму задолженности в размере 62 744 рубля 08 копеек с лицевого счета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей, ссылаясь на то, что принадлежащая истцу по встречному иску на праве собственности квартира никогда не была подключена к системе центрального отопления, поскольку работы по установке автономной системы отопления в квартире были произведены на стадии строительства многоквартирного жилого дома в установленном законом порядке.

Определением мирового судьи судебного участка Центрального судебного района г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ встречный иск ФИО1 принят к производству, гражданское дело по указанным выше искам ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» и ФИО1 направлено в Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым для рассмотрения по подсудности.

Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» удовлетворены.

С ФИО1 в пользу ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» взыскана задолженность за потребленную тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 22 742 рубля 38 копеек, судебные расходы по оплате госпошлины в размере 919 рублей, почтовые расходы в размере 140 рублей 84 копейки.

Встречные исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФИО1 обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении первоначальных исковых требований ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» и удовлетворении встречных исковых требований в полном объеме, ссылаясь на грубое нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

Указывает, что суд первой инстанции не дал надлежащей правовой оценки представленным в материалы дела доказательствам наличия в квартире ФИО1 индивидуальной автономной системы отопления до ввода многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> в эксплуатацию в мае 2006 года и до подключения дома к сетям центрального отопления.

Ссылалась на неправильное применение судом первой инстанции норм законодательства Украины, действующих на момент установки в квартире автономного отопления, необоснованный отказ суда в рассмотрении по существу встречного иска ФИО1 в связи с отсутствием предмета спора и в праве истца по встречному иску на судебную защиту.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» ФИО3 выразил свое несогласие с приведенными в ее обоснование доводами, считая решение суда законным и обоснованным.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» и общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Инновация» не явились, были извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не подавали, от представителя ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, на основании положений ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту- ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело без их участия.

Заслушав судью-докладчика, пояснения ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, материалы гражданского дела по исковому заявлению ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» к ФИО1 о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию, встречному исковому заявлению ФИО1 к ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» о признании незаконными действия, понуждении списать сумму задолженности, открыть новый лицевой счет, закрыть лицевой счет, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Удовлетворяя исковые требования ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго», суд первой инстанции руководствовался положениями статей 540, 544 Гражданского Кодекса РФ, статей 153, 154,157 Жилищного Кодекса РФ и исходил из самовольного устройства ответчиком ФИО1 индивидуальной системы отопления принадлежащего ей жилого помещения, что не освобождает ответчика от оплаты оказанной истцом коммунальной услуги по поставке теплой энергии в жилой дом, где находится квартира ФИО1

Положениями Жилищного кодекса (далее по тексту - ЖК) РФ для всех участников жилищных отношений, использующих жилые помещения и пользующихся коммунальными услугами, установлена обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 153); определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 154); детально урегулирован порядок внесения платы (ст. 155); установлены критерии определения размера платы за жилое помещение (ст. 156) и за коммунальные услуги (ст. 157); конкретизирована обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по несению расходов на содержание принадлежащих им помещений и на содержание общего имущества в таком доме (ст. 158); определены правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст. 159) и компенсаций расходов на их оплату (ст. 160).

Статьями 540, 544 Гражданского Кодекса РФ предусмотрена оплата тепловой энергии за фактически принятое количество энергии в соответствии с данными прибора учета энергии, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, с момента фактического подключения гражданина как абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Как установлено судом, ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» является централизованным поставщиком тепловой энергии в г. Симферополе, осуществляет поставку тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается актами готовности дома к отопительному сезону от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, составленными представителями теплоснабжающей организации и потребителя.

Актами государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено при реконструкции общежития под жилой дом со встроенным магазином (первый пусковой комплекс на 25 квартир и 2-й пусковой комплекс на 38 квартир) по адресу <адрес> наличие внешних наружных коммуникаций холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения для обеспечения нормальной эксплуатации объекта.

ФИО1 на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ является собственником <адрес> общей площадью 80,9 кв.м. с кадастровым номером многоквартирного <адрес> Республики Крым, подключенного к системе централизованного теплоснабжения и оборудованного коллективным прибором учета тепловой энергии.

Согласно справке-расчету по лицевому счету <***>, открытому

ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» на имя ФИО1, задолженность последней за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную теплоснабжающей организацией с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составила 22 742, 38 рублей.

В связи с чем, ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» обратилось в суд с настоящим иском о взыскании с ответчика ФИО1 указанной задолженности.

Выражая несогласие с заявленными ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» исковыми требованиями, ФИО1 подала встречный иск, в котором указывала на незаконность действий ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» по открытию лицевого счета на принадлежащую истцу квартиру и начисление суммы задолженности за тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 62 744 рубля 08 копеек, ссылаясь на отсутствие договорных отношений с ответчиком о предоставлении услуги теплоснабжения, отсутствие обязанности по оплате не оказанных ответчиком коммунальных услуг в связи с установкой в квартире истца автономного газового отопления в 2005 году в предусмотренном законом порядке.

Отказывая в удовлетворении встречного иска ФИО1,суд первой инстанции исходил из того, что истец произвела отключение своей квартиры от системы централизованного отопления в нарушение действующего на тот период законодательства Украины - Правил предоставления населению услуг по водо, теплоснабжению и водоотведению, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 30 декабря 1997года № 1497, Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, поставке холодной и горячей воды и водоотведению и типового договора о предоставления услуг по централизованному отоплению, поставке холодной и горячей воды и водоотведению, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Украины от 21 июля 2005 года № 630, Порядка отключения отдельных жилых домов и поставки горячей воды при отказе потребителей от централизованного отопления, утвержденного приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22 ноября 2005 года № 4, с последующими изменениями, внесенными приказом Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины 06 ноября 2007 года № 169.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по результатам рассмотрения исковых требований ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» и ФИО1 в связи со следующим.

Согласно пункту 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

В Определении от 17 ноября 2011 года N 1514-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данная норма направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.

Согласно ч. 10 ст. 12 ЖК РФ определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.

Согласование переустройства и перепланировки жилых помещений относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений (п. 7 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Частью 1 ст. 26 ЖК РФ предусмотрено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

При обращении в орган местного самоуправления заявитель обязан предоставить необходимые документы, перечень которых установлен ч. 2 ст. 26 ЖК РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 26 ЖК РФ решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных, в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых, в соответствии с настоящей статьей, возложена на заявителя.

Частью 5 ст. 26 ЖК РФ предусмотрено, что орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения.

Согласно ч. 6 ст. 26 ЖК РФ предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.

Основания к отказу в согласовании переустройства жилого помещения предусмотрены частью 1 статьи 27 ЖК РФ.

В соответствии с ч. 1. ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии.

Часть 2 ст. 28 ЖК РФ предусматривает, что акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав.

Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что система инженерно-технического обеспечения является одной из систем здания или сооружения, предназначенной для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подпункт 21 пункта 2 статьи 2).

Параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.

По смыслу приведенных выше правовых норм проект переустройства жилого помещения, предполагающий отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, поскольку затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.

Указанные выше нормы жилищного законодательства детализируются в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354); Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491.

В силу пунктов 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13августа 2006 года N 491, инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения и внутридомовая система отопления относятся к общему имуществу собственников.

По смыслу жилищного законодательства уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, в том числе и оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Аналогичные требования к переходу на отопление жилых помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии изложены в абзаце 3 пункта 1.2, пункте 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года N 46-П.

Вне зависимости от того, что послужило конкретным поводом для перехода на отопление жилого помещения с помощью индивидуального источника тепловой энергии, действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления.

Однако, согласно подпункта «г» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2014 № 977) на территориях Республики Крым и г. Севастополя Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов подлежат применению к правоотношениям, возникшим после 1 июля 2015 года.

Согласно положений пунктов 24-28 Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, поставке холодной и горячей воды и водоотведению и типового договора о предоставления услуг по централизованному отоплению, поставке холодной и горячей воды и водоотведению, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Украины от 21 июля 2005 года № 630, потребитель может отказаться от получения услуг по централизованному отоплению и поставке горячей воды.

Отключение потребителя от сетей централизованного отопления и поставки горячей воды осуществляется в порядке, утверждаемом центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Самовольное отключение от сетей централизованного отопления и поставки горячей воды запрещается.

Отключение потребителей от сетей централизованного отопления и поставки горячей воды осуществляется при обеспечении бесперебойной работы инженерного оборудования дома и принятие мер по соблюдению в смежных помещениях требований строительных норм и правил по вопросам проектирования жилых домов, отопления, вентиляции, кондиционирования, строительной теплотехники; государственных строительных норм по составу, порядку разработки, согласования и утверждения проектной документации для строительства, а также норм проектирования реконструкции и капитального ремонта в части отопления.

Расходы, связанные с отключением от сетей централизованного отопления и поставки горячей воды, возмещаются потребителем в соответствии с калькуляцией, составленной исполнителем.

Потребители, установившие в квартире многоквартирного дома индивидуальные (автономные) системы отопления, оплачивают услуги по централизованному отоплению мест общего пользования дома в соответствии с методикой, утверждаемой центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно п. 25 данных Правил самовольное отключение от систем централизованного отопления и поставки горячей воды запрещалось.

Отключение от системы централизованного отопления и горячего водоснабжения осуществлялось в соответствии с приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22 ноября 2005 года №4 «Об утверждении Порядка отключения отдельных помещений жилых домов от системы централизованного отопления и поставки горячей воды при отказе потребителей от централизованного теплоснабжения» зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 09 декабря 2005 года за № 1478\11758 с последующими изменениями (далее по тексту- Порядок).

Данный Порядок предусматривал с 06 ноября 2007 года отключение отдельных жилых домов от систем централизованного отопления и поставки горячей воды при отказе потребителя от централизованного теплоснабжения и запрещал отключение отдельных квартир от систем централизованного отопления и поставки горячей воды.

В соответствии с пунктами 1.2,2.1,2.2.1,2.4.2,2.5,2.6 Порядка устанавливалась обязанность собственника, нанимателя (арендатор) помещения обратиться в постоянно действующую межведомственную комиссию органа местного самоуправления с письменным заявлением об отключении от сетей централизованного отопления и горячего водоснабжения.

В случае желания собственников, нанимателей (арендаторов) отдельных помещений отключить весь жилой дом, секцию либо подъезд дома от сетей центрального отопления и горячего водоснабжения, они были обязаны подать в межведомственную комиссию коллективное заявление о предоставлении разрешения на отключения от сетей центрального отопления и горячего водоснабжения квартиры (нежилого помещения, секции, подъезда, дома) и установления индивидуальной (автономной) системы теплоснабжения, к заявлению прилагается копия протокола общего собрания жильцов дома, секции или подъезда по созданию инициативной группы с разрешением вопроса отключение от сетей центрального отопления и горячего водоснабжения, удостоверенная собственником дома или уполномоченного им лицом.

При положительном решении межведомственной комиссии заявителю предоставляется перечень организаций, в которые следует обратиться для получения технических условий для разработки проекта индивидуального (автономного) теплоснабжения и отключения от системы централизованного отопления и горячего водоснабжения.

Разработанный проект согласовывается со всеми организациями, которые выдали технические условия, после чего монтажной организацией проводятся работы по отключению помещений от внутридомовых сетей централизованного отопления и горячего водоснабжения в межотопительный период при участии представителя собственника жилого помещения или уполномоченного им лица, представителя исполнителя услуг централизованного отопления и горячего водоснабжения, собственника нанимателя (арендатора) квартиры (нежилого помещения) или уполномоченного ими лица. По окончанию работ составляется акт об отключении квартиры(нежилого помещения, секции, подъезда, дома) от системы централизованного отопления и горячего водоснабжения и в 10-дневный срок подается заявителем в межведомственную комиссию для утверждения.

В соответствии с пунктом 1.3 указанного выше Порядка его действие не распостраняется на собственников, нанимателей (арендаторов) отдельных помещений, которые были отключены от системы централизованного отопления и горячего водоснабжения и пользуются автономным теплоснабжением до вступления в силу этого Порядка.

Согласно акта осмотра тепловых энергоустановок от ДД.ММ.ГГГГ ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго», в квартире ФИО1 установлено индивидуальное отопление от двухконтурного газового котла, отсутствуют стояки внутридомовой системы отопления.

Как следует из письма главного инженера Симферопольского УЭГХ ГУП РК «Крымгазсети» от ДД.ММ.ГГГГ в квартире ФИО1 установлено газовое оборудование: газовая плита, газовая колонка, БСГ Ж-4,объект введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ. На основании технических условий и разработанного ООО СК «Полинит» проекта, согласованного ДД.ММ.ГГГГ, были выполнены работы по демонтажу газовой колонки и установки газового котла, объект введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ. Заказчик по строительству Ткаченко (Цыбулаева ) Н.М.

Согласно абонентской книжки ФИО2,выданной ОАО «Крымгаз»,ДД.ММ.ГГГГ произведена замена газовой колонки и установка двухконтурного газового котла, пуск и наладка котла выполняется сервисной службой.

В подтверждения своих доводов истцом по встречному иску представлены копии согласования соответствия техническим условиям на проектирование ФИО2 по адресу <адрес> установки газовых приборов АОГВ - газовый котел взамен газовой колонки ВПГ-23 ОАО «Крымгаз» ДД.ММ.ГГГГ и Симферопольским управлением по газификации и эксплуатации газового хозяйства - ДД.ММ.ГГГГ, письма от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии возражений ДП ЖКК ОАО «Крымстрой» против замены ВПГ-23 на котел АОГВ в <адрес>, квартиросъёмщик ФИО2, акта выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ ООО СК «Полинит» по оформлению исполнительной технической документации по установке газовых приборов по <адрес> (т.1 л.д.45-48).

Таким образом, из представленных ФИО1 документов достоверно установлено, что индивидуальное отопление в ее квартире было введено в эксплуатацию в феврале 2008 года, однако доказательств соблюдения действующей на тот период процедуры отключения квартиры ФИО1 от системы централизованного отопления многоквартирного жилого дома, предусмотренного Порядком, стороной истца по встречному иску не предоставлено.

Изложенный в апелляционной жалобе довод о том, что в квартире ФИО1 установлено индивидуальное автономное отопление в октябре 2005 года до ввода в эксплуатацию в мае 2006 года многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> (вторая очередь) и до вступления в законную силу вышеуказанного Порядка не нашел своего подтверждения и опровергается приведенными выше доказательствами.

Наличие системы централизованного отопления предусмотрено первоначальным проектом постройки многоквартирного <адрес> в <адрес>.

Ссылка в апелляционной жалобе на находящиеся в материалах дела копии акта приемки и проверки дымовых и вентиляционных каналов от ДД.ММ.ГГГГ, составленного КП ЖЭО <адрес> с участием собственника в отношении <адрес>, где указан двухконтурный котел, акта выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ ООО « Крымтеплосервис» по отключению котла в связи с перепадом напряжения в <адрес> в <адрес>, договора на оказание сервисных услуг от ДД.ММ.ГГГГ между «Крымтеплосервис» и ФИО2 по обслуживанию газового оборудования /котла/( т.1 л.д.55,77,78-79), как доказательства установки в квартире ФИО1 автономного газового оборудования до вступления в законную силу вышеуказанного Порядка не принимается во внимание судебной коллегией.

В п. 34 Правил предоставления населению услуг по водо-, теплоснабжению и водоотведению, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Украины от 30 декабря 1997 года № 1497, предусмотрено, что потребитель не имеет права самовольно, с нарушением проектных решений переоборудовать санитарно-техническое оборудование жилых домов и жилых помещений».

Разработку проектной документации на переоборудование и перепланировку квартир необходимо было производить в соответствии с требованием строительных норм и правил (СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", СНиП 42-01-2002 "Газораспределительные системы", СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование", ДБН А.2.2-3-97 «Состав, порядок разработки, согласование и утверждение проектной документации для строительства», ВСН 61-89 «Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов». Все эти мероприятия должны были быть согласованы с собственником дома, эксплуатационными службами, региональным проектным институтом и местными органами исполнительной власти.

Однако, таких доказательств истцом по встречному иску суду не предоставлено, а сам по себе факт установки в квартире ФИО1 индивидуального газового отопления не является бесспорным доказательством законного отключения квартиры от системы централизованного отопления многоквартирного жилого дома.

Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к обоснованным выводам том, что ФИО1 не доказано в установленном законом порядке, что отключение принадлежащей ей квартиры от системы центрального отопления многоквартирного жилого дома проведено законно, как того предусматривает статья 56 ГПК РФ, что является основанием для отказа в удовлетворении встречных исковых требований ФИО1 о признании незаконными действий ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» по открытию лицевого счета и возложить на ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» обязанности списать незаконно начисленную сумму задолженности в размере 62 744 рубля 08 копеек с лицевого счета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Ссылка в апелляционной жалобе на вступившее в законную силу решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым по делу по иску ФИО1 к администрации г. Симферополя о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии и технический паспорт <адрес> Республики Крым, составленный филиалом ГУП РК «Крым БТИ» в г. Симферополь по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, где отражено автономное отопление (т.1 л.д.146-149,188 - 189) правильность вышеуказанных выводов суда не опровергает.

В соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по рассмотрению обращений граждан по вопросам, связанных с отключением от систем централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения в многоквартирном жилищном фонде в связи с устройством в квартирах индивидуального отопления принято решение согласовать систему индивидуального отопления в квартире по адресу: <адрес> ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» прекратить начисление платы за услуги теплоснабжения с ДД.ММ.ГГГГ.

Указанным решением комиссии разрешен вопрос легализации установленного в квартире ФИО1 индивидуального отопления и прекращения начисления платы за услуги теплоснабжения с ДД.ММ.ГГГГ согласно п. 6 утвержденного распоряжением Главы Республики Крым № 327-рг от 25 июля 2018 года Порядка легализации систем индивидуального отопления, установленных в квартирах до 18 марта 2014 года, для собственников помещений, имеющих неполный комплект документов.

Данное решение не может распространяться на ранее возникшие правоотношения и подтверждает легализацию установленной в квартире ФИО1 системы индивидуального отопления с ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции с учетом вышеприведенных законоположений обоснованно возложил на ответчика по первоначальному иску ФИО1 обязанность оплатить задолженность за потребленную тепловую энергию, поставленную ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в многоквартирный жилой дом, где находится квартира ответчика, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в заявленной сумме 22742,38 рублей.

Довод апелляционной жалобы ФИО1 об отсутствии между сторонами договорных отношений основанием для отмены судебного решения не является ввиду следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 432 Гражданского кодекса РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Частью 1 ст. 433 Гражданского кодекса РФ установлено, что договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

Часть 2 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ " «О теплоснабжении» предусматривает, что теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого, подключены к данной системе теплоснабжения.

Однако, ФИО1 в адрес теплоснабжающей организации для заключения указанного договора не обращалась.

Согласно ч. 1 ст. 540 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента, в установленном порядке к присоединенной сети.

В соответствии с п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее – конклюдентные действия).

Согласно п. 7 указанных Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.

Из материалов дела следует, что между сторонами сложились фактические договорные отношения по предоставлению коммунальных услуг в виде поставки тепловой энергии и пользование такими услугами, поэтому отсутствие письменного договора не освобождает ФИО1 от оплаты полученных коммунальных услуг, которые были оказаны ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в расчетный период.

Изложенный в апелляционной жалобе довод о грубом нарушении судом первой инстанции норм процессуального права отклоняется судебной коллегией как несостоятельный.

Так,апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» к ФИО1 о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию, встречному исковому заявлению ФИО1 к ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» о признании незаконными действия, понуждении списать сумму задолженности, открыть новый лицевой счет, закрыть лицевой счет, отменено решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по данному делу и принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 17249,58 рублей в связи с пропуском срока исковой давности.

Также апелляционным судом частично удовлетворены встречные исковые требования ФИО1 к ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» о признании незаконными действий ответчика по открытию ДД.ММ.ГГГГ лицевого счета на <адрес> в <адрес>, понуждении списать сумму задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 82137,02 рублей, отрыть новый лицевой счет для оплаты услуг обогрева общего имущества с переносом суммы задолженности, начисленной с ДД.ММ.ГГГГ, закрыть лицевой счет .

На ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» возложена обязанность списать сумму задолженности ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом отказа в удовлетворении исковых требований ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» о взыскании задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с пропуском срока исковой давности.

В удовлетворении остальной части встречных исковых требований ФИО1 апелляционным судом отказано как заявленных преждевременно, так как ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в настоящее время не ставится вопрос о взыскании с ФИО1 задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

По данному гражданскому делу установлено начисление ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» ФИО1 задолженности по оплате услуг по теплоснабжению по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме 82137,02 рублей на основании открытого по адресу <адрес> на имя ФИО1 лицевого счета (старый лицевой счет) и (новый лицевой счет).

Ошибочный вывод суда первой инстанции по настоящему гражданскому делу о том, что заявленные ФИО1 требования о признании незаконными действия ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» по открытию лицевого счета на <адрес> и возложении на ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» обязанности списать незаконно начисленную сумму задолженности по лицевому счету за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были разрешены по существу Верховным Судом Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ на правильность принятого решения судом первой инстанции по существу рассматриваемого спора не повлиял и основанием для отмены обжалуемого судебного акта не является.

Отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства, правильно применил нормы материального и процессуального права, постановил законное и обоснованное решение по существу спора, оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела и спор по существу разрешен верно.

Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не допущено.

Доводы апелляционной жалобы не нуждаются в дополнительной проверке, поскольку сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей свое верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, в связи с чем потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

Несогласие апеллянта с произведенной судом первой инстанции оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не является основанием для отмены в апелляционном порядке правильного судебного решения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, через суд первой инстанции.

Председательствующий судья:

Судьи: