ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1196/2023 от 29.11.2023 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело №33-8003/2023

(в суде первой инстанции дело №2-1196/2023; УИД 27RS0007-01-2022-007465-34)

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 ноября 2023 года г.Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Дорожко С.И.,

судей Мартынова Д.Е., Сенченко П.В.,

при секретаре Шишкине Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании с применением систем видеоконференц-связи гражданское дело по иску Панькова О.Г. к Обществу с ограниченной ответственностью «Первая пассажирская компания» о признании факта нарушения, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе истца Панькова О.Г. на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 7 июля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Сенченко П.В., объяснения истца Панькова О.Г., представителя ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Первая пассажирская компания» - Панихидина В.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Паньков О.Г. обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Первая пассажирская компания» (далее сокращенное наименование - ООО «ППК»), ИП Еременко А.В. о признании факта нарушения, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указал, что на основании протокола № 4 об итогах открытого конкурса от 12.08.2022г. ООО «ППК» получило право осуществлять пассажирские перевозки по муниципальному маршруту №19 в г.Комсомольске-на-Амуре. 08.11.2022г. при оказании услуги по перевозке пассажиров в г.Комсомольске-на-Амуре по муниципальному маршруту №19 регулярных перевозок, истцу не была предоставлена необходимая достоверная информация об исполнителе услуг, в том числе о законности оказания услуг по перевозке пассажиров ИП Еременко А.В. по маршруту №19. Просил суд: признать факт нарушения ответчиком права потребителя на достоверную информацию об исполнителе-перевозчике; обязать ответчика разместить достоверную информацию об исполнителе-перевозчике; взыскать компенсацию морального вреда.

В ходе судебного разбирательства истцом дополнялись и уточнялись исковые требования, окончательно просил суд: возложить на ответчика ООО «ППК» обязанность соблюдать право истца на получение информации о местоположении транспортных средств, следующих по маршруту регулярных перевозок №19 в г.Комсомольске-на-Амуре посредством применения аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS; возложить на ответчика ООО «ППК» обязанность ежедневно выставлять на маршруты не менее 9 автобусов; соблюдать расписание маршрута №19 «Железнодорожный вокзал – ул. Уральская», утвержденное и.о. начальника отдела транспорта управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации г.Комсомольска-на-Амуре П.А. Чепурновым 09.11.2022г.: «Железнодорожный вокзал – ул. Уральская»; взыскать с ответчика ООО «ППК» компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.

Определением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 10.02.2023г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Комсомольска-на-Амуре, Управление дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре.

Определением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 08.06.2023г. производство по делу в части исковых требований к индивидуальному предпринимателю Еременко А.В. о признании факта нарушения, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда прекращено, в связи с отказом истца от иска к указанному ответчику.

Решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 07.07.2023г. в удовлетворении исковых требований Панькова О.Г. отказано.

В апелляционной жалобе истец Паньков О.Г. просит решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 07.07.2023г. отменить и вынести новое решение. С решением суда первой инстанции истец не согласен, поскольку не понятна позиция суда, который считает, что перевозчик не обязан соблюдать расписание маршрута №19, в обоснование законности действий ответчика судом первой инстанции не приведено ни одного основания. Факт несоблюдения установленного расписания в ходе судебного разбирательства подтверждал сам ответчик. Полагает выводы суда не соответствующими обстоятельствам дела, поскольку исковое заявление подано истцом исключительно в защиту собственных прав и законных интересов, а не в защиту иных пассажиров. Указывает на то, что соблюдение расписания является одним из условий оказания качественных транспортных услуг. Не соблюдение перевозчиком расписания маршрута №19 является грубым нарушением условий договора перевозки и нарушением права потребителя на оказание качественных услуг.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступало.

Истец Паньков О.Г., участвующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством видеоконференц-связи, поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.

Представитель ответчика ООО «Первая пассажирская компания» - Панихидин В.А., участвующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством видеоконференц-связи, полагая решение законным и обоснованным просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представители третьих лиц Администрации города Комсомольска-на-Амуре, Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о его месте и времени извещались надлежащим образом по правилам ст.113 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), об отложении судебного заседания не просили. На основании ст.167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Статья 330 ГПК РФ определяет, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Наличие нарушений норм процессуального права, влекущих согласно ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловную отмену принятого решения, судом апелляционной инстанции по результатам анализа материалов гражданского дела не установлено.

Из материалов дела следует, что ООО «ППК» имеет лицензию №Л022-00112-77/00427151 (АК-77-001879) от 19.03.2021г. на деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки)).

14.06.2022г. на официальном сайте органов местного самоуправления г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Управлением дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края размещено извещение о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории г.Комсомольска-на-Амуре, в т.ч. по муниципальному маршруту №19 «Железнодорожный вокзал – ул. Уральская» (лот №2).

Согласно протоколу №4 от 12.08.2022г. об итогах открытого конкурса, организованного Управлением дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре, ответчик ООО «ППК» признан победителем открытого конкурса по лоту №2 на получение права на получение свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории г.Комсомольска-на-Амуре (по маршруту №19).

ООО «ППК» выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (серия 05 №000238), согласно которому указанный перевозчик допускается с 19.11.2022г. по 19.11.2027г. к осуществлению перевозок автобусами (средний класс) по маршруту №19. Согласно указанному свидетельству максимальное количество транспортных средств - 9. Характеристики транспортных средств - в соответствии с картой маршрута регулярных перевозок.

В картах маршрута регулярных перевозок, выданных ООО «ППК», зафиксированы характеристики транспортных средств (автобус): максимальный срок эксплуатации транспортного средства, предполагаемого для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства - 7 лет; работоспособная система видеонаблюдения: внутреннее и внешнее (не менее чем в двух направлениях); наличие работоспособного специального оборудования, предусмотренного заводом изготовителем, для осуществления безопасной посадки, высадки и перевозки пассажиров в инвалидных креслах; наличие работоспособного электронного информационного табло в салоне транспортного средства для информирования об остановочных пунктах; наличие внешнего электронного табло в передней части транспортного средства; наличие в салоне транспортного средства работоспособного специального устройства для объявления остановочных пунктов; наличие в салоне транспортного средства работоспособного оборудования для мониторинга общественного транспорта путем подключения к муниципальной информационной системе «Мониторинг транспорта»; наличие в салоне транспортного средства работоспособного оборудования, подключенного (интегрированного) к АСУОП.

Карты маршрута регулярных перевозок и свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок выданы ООО «ППК» на период с 19.11.2022г. по 19.11.2027г.

09.11.2022г. и.о.начальника отдела Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края утверждено расписание маршрута №19 «Железнодорожный вокзал – ул. Уральская», содержащее сведения о наименовании остановочных пунктов, времени отправления рейсов, интервалах отправления автобусов от остановочных пунктов маршрута.

Суд первой инстанции, разрешая требования Панькова О.Г. о возложении на ответчика ООО «ППК» обязанности соблюдать право истца на получение информации о местоположении транспортных средств, следующих по маршруту регулярных перевозок №19 в г.Комсомольске-на-Амуре посредством применения аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, обязанности ежедневно выставлять на маршруты не менее 9 автобусов, соблюдать утвержденное расписание маршрута №19 «Железнодорожный вокзал – ул. Уральская», оценивая представленные в материалы дела доказательства, установив соответствие транспортных средств ответчика конкурсной документации, свидетельству об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, карте маршрута регулярных перевозок, а также установив на основании информации ООО «НАВИСТАР» от 09.06.2023г., ответа администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 06.07.2023г., что ответчиком обеспечивается трансляция данных с используемых им на маршруте №19 данных в навигационную систему администрации г.Комсомольска-на-Амуре, которой эти данные передаются в соответствии с заключенным договором компании Яндекс, полагал об отсутствии нарушений прав истца как потребителя со стороны ответчика ООО «ППК», в связи с чем пришел к выводам об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, а также производных от них требований о компенсации морального вреда.

Вопреки доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Отношения по перевозке автомобильным транспортом пассажиров регулируются, в частности, нормами главы 40 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), Федерального закона от 08.11.2007г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта), Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.10.2020г. N 1586.

Согласно п. 1, 2 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

В силу ч. 4 ст. 1 Устава автомобильного транспорта к отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.

При этом, в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права, то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ) наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ допускается установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, исходя из: обязанности передачи в региональную или муниципальную информационную систему навигации (при их наличии) информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для данных перевозок. Не допускается установление требования о передаче информации о месте нахождения транспортных средств более чем в один адрес.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 23.08.2018 N 308-пр утверждены Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Хабаровского края (далее – Требования), согласно подп. 3 п. 2 которых юридические лица, индивидуальные предприниматели и участники договора простого товарищества, осуществляющие регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Хабаровского края, обязаны соблюдать требования о передаче в режиме реального времени мониторинговой информации о местоположении транспортного средства, следующего по маршруту регулярных перевозок, с аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, установленной на указанном транспортном средстве, в государственную информационную систему "Региональная навигационная информационная система Хабаровского края". При наличии муниципальной навигационной информационной системы необходимо обеспечить бесперебойную передачу информации в режиме реального времени о местоположении транспортных средств, работающих на муниципальных маршрутах, только в муниципальную навигационную информационную систему.

Согласно постановлению администрации города Комсомольска-на-Амуре от 14.01.2021 N 27-па создана муниципальная информационная система "Мониторинг транспорта" (далее - МИС МТ), указано отделу транспорта Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре обеспечить в полном объеме трансляцию в МИС МТ навигационных данных транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки.

Из указанных положений нормативных правовых актов следует, что на перевозчика возложена обязанность по передаче в режиме реального времени мониторинговой информации о местоположении транспортного средства, следующего по маршруту регулярных перевозок, с аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, установленной на указанном транспортном средстве, в муниципальную навигационную информационную систему (при ее наличии). Обязанность по передаче данных о местоположении транспортных средств в иные негосударственные информационные системы, сервисы которых предоставляют доступ гражданам, положениями законодательства, регулирующим организацию регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом, на перевозчика не возложена. С учетом указанного, недоступность для истца переданных перевозчиком в установленном порядке в соответствующие информационные системы данных о местоположении транспортных средству не свидетельствует о нарушении прав истца перевозчиком.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждено представленными ответчиком в материалы дела доказательствами, ответчиком исполняются возложенные на него законодательством обязанности по передаче информации в режиме реального времени о местоположении транспортных средств, работающих на муниципальном маршруте, в муниципальную навигационную информационную систему.

Так, ответчиком ООО «ППК» с АО «ГЛОНАСС» в лице представителя ООО «Омником ДВ» заключен договор возмездного оказания услуг №2100093733176 от 13.10.2022г., согласно которому обеспечивается передача данных в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» и Ространснадзор.

Согласно информации ООО «НАВИСТАР» от 09.06.2023г. ретрансляция данных о местоположении автобусов ООО «ППК» в навигационную систему администрации г.Комсомольска-на-Амуре с 19.11.2022г. осуществлялась в полном объеме и без сбоев.

Согласно информации Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре от 06.07.2023г. в муниципальную систему мониторинга транспорта поступают сведения о 24 транспортных средствах, принадлежащих ООО «ППК», осуществляющих перевозку пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок. Информация о движении автобуса с назначенным номером маршрута транслируется в сервисы «Яндекс.Карты» на основании заключенного соглашения.

С учетом указанных сведений, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об исполнении ответчиком возложенной на него законодательством обязанности по передаче информации о местоположении транспортных средств, работающих на муниципальном маршруте, в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» и муниципальную навигационную информационную систему, в связи с чем не имеется оснований для выводов о нарушении прав истца как потребителя на получение информации о местоположении транспортного средства и удовлетворения требований о возложении на ООО «ППК» обязанности соблюдать право истца на получение информации о местоположении транспортных средств, следующих по маршруту регулярных перевозок №19 в г.Комсомольске-на-Амуре посредством применения аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Также ввиду неверного толкования и применения истцом ном материального права отсутствуют основания для удовлетворения требований истца о возложении на ответчика обязанности ежедневно выставлять на маршруты не менее 9 автобусов.

Так, в силу п.1 ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ допускается установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, исходя из максимального количества транспортных средств различных классов, которое разрешается одновременно использовать для перевозок по маршруту регулярных перевозок в соответствии с установленным расписанием.

Согласно ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ сведения о максимальном количестве транспортных средств каждого класса, которое допускается использовать для перевозок по маршруту регулярных перевозок, указывается в реестре муниципальных, межмуниципальных, смежных межрегиональных, межрегиональных маршрутов регулярных перевозок.

Согласно выданному ООО «ППК» свидетельству об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (серия 05 №000238) максимальное количество транспортных средств, которое допускается использовать для перевозок по маршруту регулярных перевозок №19, ограничено 9 транспортными средствами.

Аналогичные сведения о максимальном количестве транспортных средств содержаться в реестре маршрута регулярных перевозок №19 «Железнодорожный вокзал – ул. Уральская».

Из указанного следует обязанность ответчика использовать для перевозок по маршруту регулярных перевозок №19 не более 9 транспортных средств, в связи с чем ответчик не может быть понужден к использованию не менее 9 автобусов на этом маршруте.

Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований иска об обязании ответчика соблюдать утвержденное 09.11.2022г. расписание маршрута №19 «Железнодорожный вокзал – ул. Уральская».

В соответствии с п. 9 ст. 2 Устава автомобильного транспорта маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке. Согласно п. 15 ст. 2 Устава автомобильного транспорта расписанием является график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта.

В соответствии с ч. 4, 6 ст. 19 Устава автомобильного транспорта перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров. В каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров.

Согласно п. 3 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.10.2020г. N 1586 (далее - Правила перевозок автомобильным транспортом), расписание регулярных перевозок (далее - расписание) определяется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена остановка транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров, при установлении или изменении такого маршрута регулярных перевозок, осуществляемом в соответствии с Федеральным законом "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ расписание указывается в приложении к свидетельству об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

В соответствии с п. 127 Положения об организации транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Комсомольска-на-Амуре по регулируемым и нерегулируемым тарифам (далее – Положение), утвержденного постановление администрации города Комсомольска-на-Амуре от 04.08.2021 N 1399-па, расписание движения транспортных средств на муниципальных маршрутах разрабатывается и утверждается организатором перевозок с учетом сведений, содержащихся в реестре.

Согласно подп. 2 п. 9 указанного Положения в обязанности перевозчика входит осуществление пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам в соответствии с расписанием движения, утвержденным организатором перевозок. В соответствии с подп. 2 п. 5 Положения организатором перевозок является отраслевой орган администрации города администрация города Комсомольска-на-Амуре, наделенный в установленном порядке полномочиями в сфере организации транспортного обслуживания населения.

Из указанных норм следует, что соблюдение установленного организатором перевозок расписания является обязанностью перевозчика.

Расписание маршрута №19 «Железнодорожный вокзал – ул. Уральская» утверждено 09.11.2022г. и.о.начальника отдела транспорта управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации г.Комсомольска-на-Амуре.

В ходе судебного разбирательства, ответчиком ООО «ППК» сообщалось о том, что им разработано собственное расписание для маршрута №19, по которому осуществляется выполнение перевозок, а утвержденное 09.11.2022г. отраслевым органом расписание в настоящее время ответчиком обжалуется в Арбитражном суде Хабаровского края.

При этом, согласно положениям п. 1, 2 ст. 789 ГК РФ, ч. 1, 2 ст. 19 Устава автомобильного транспорта регулярные перевозки пассажиров осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом (п. 2 ст. 786 ГК РФ, ч. 1 ст. 20 Устава автомобильного транспорта).

В п. 7, 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018г. N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" разъяснено, что надлежащим исполнением обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира и багажа является своевременная доставка пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также своевременная доставка багажа в пункт назначения и выдача его управомоченному на получение багажа лицу (п. 1 ст. 786 ГК РФ). В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке перевозчик несет ответственность, установленную ГК РФ, Уставом автомобильного транспорта, а также соглашением сторон (п. 1 ст. 793 ГК РФ).

По смыслу положений ч. 1 ст. 3 ГПК РФ судебной защите подлежит нарушенное право заинтересованного лица.

Исходя из специфики спорных правоотношений, несоблюдение перевозчиком утвержденного расписания в какой либо части при фактическом выполнении им перевозок по этому маршруту, само по себе, еще не свидетельствует о нарушении права конкретного пассажира, как потребителя этой услуги, предоставляемой перевозчиком, не влечет безусловную необходимость понуждения к точному выполнению расписания. О нарушении права потребителя услуги может свидетельствовать непредоставление или несвоевременное представление проезда пассажиру в конкретное время, что влечет возможность привлечения перевозчика к ответственности в виде возмещения соответствующих убытков.

С учетом указанных норм, суд первой инстанции верно учитывал, что заявляя о понуждении ответчика к исполнению утвержденного 09.11.2022г. организатором перевозок расписания, истцом не представлены соответствующие доказательства фактического нарушения его прав ответчиком. Так, в материалах дела отсутствуют сведения о фактическом нарушении в период с 19.11.2022г. (даты предоставления ответчику права на осуществление перевозок по маршруту №19) прав истца на осуществление проезда по маршруту №19. Таким образом, оснований для удовлетворения заявленного требования о возложении обязанности по соблюдению расписания с учетом выбранного истцом способа защиты права не имелось.

В целом, доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочной оценке фактических обстоятельств, установленных согласно представленным доказательствам, и неверном применении норм материального права, не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, не подтверждают наличие предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводам о том, что обжалуемое решение суда первой инстанции отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит, апелляционная жалобы подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 7 июля 2023 года по гражданскому делу по иску Панькова О.Г. к Обществу с ограниченной ответственностью «Первая пассажирская компания» о признании факта нарушения, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда – оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Панькова О.Г. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи