Председательствующий по делу Дело № 33-1017/2020
№ 2-1198/2019 (75RS0002-01-2019-001479-34)
судья Венедиктова Е.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Лещевой Л.Л.
судей краевого суда Щаповой И.А.
ФИО1
помощника судьи Крупович В.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 18 марта 2020 года гражданское дело по иску ФИО2 к товариществу собственников недвижимости «Чкаловское», публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 14» о признании незаконным требование оплаты за отопление подземной автостоянки в многоквартирном жилом доме за период в пределах срока исковой давности, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе представителя истца ФИО2 – ФИО3
на решение Ингодинского районного суда города Читы от 19 ноября 2019 года, которым постановлено:
«ФИО2 в удовлетворении требований к Товариществу собственников недвижимости «Чкаловское», Публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 14» о признании незаконным требование оплаты за отопление подземной автостоянки в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> за период в пределах срока исковой давности, компенсации морального вреда отказать».
Заслушав доклад судьи Щаповой И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Представитель истца ФИО2 по доверенности ФИО3 обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что ФИО2 проживает в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, в подвальном помещении которого у нее в собственности имеется стояночное место для автомобиля. ТСН «Чкаловское» наусловиях возмездного оказания услуг занимается работами по содержаниюобщего имущества и управлению многоквартирным жилым домом, предоставлением коммунальных услуг, а именно, отопления, электроснабжения, канализации, горячего и холодного водоснабжения, вывоза ТБО. С некоторого времени ТСН в одностороннем порядке стало требовать с истца дополнительную плату и за отопление автостоянки. Однако, в отоплении данное помещение не нуждается, в том числе, и в зимнее время, так как расположено в подвале жилого дома. Температура в самое холодное время года при отсутствии отопления не опускается ниже + 10°С, что достаточно для автомобиля. Просит признать незаконным требование ответчика о внесении оплаты за отопление подземной автостоянки расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, собственником стояночного места на которой является ФИО2 за период в пределах срока исковой давности и взыскать компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей (том 1, л.д.3-4).
Протокольным определением от 18 июля 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Государственная инспекция Забайкальского края (том 1, л.д.169-179).
Протокольным определением от 9 октября 2019 года процессуальный статус ранее привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ПАО «ТГК-14» изменен на соответчика (том 2, л.д.121-137).
Судом постановлено приведенное выше решение (том 2, л.д.234-240).
В апелляционной жалобе представитель истца ФИО2 по доверенности ФИО3 просит решение суда первой инстанции отменить, вернуть дело на новое рассмотрение в тот же суд, для вынесения решения о признании незаконным требования оплаты за отопление автостоянки. Указывает, что мотивировочная часть решения фактически содержит голословные ссылки на статьи Гражданского кодекса, ГОСТы, Постановления Правительства РФ, решения Верховного Суда РФ, с переписыванием готовых формулировок, без какого-либо сравнения и анализа ситуации по исковому заявлению и его соотносимости с материалами дела и документами, на которые ссылается суд первой инстанции. При этом, рассмотрение дела многократно переносилось, из-за чего невозможно было провести перекрестный допрос представителей соответчиков для устранения противоречий в их доводах. Не все протоколы судебных заседаний были представлены для ознакомления. Представленные протоколы содержат неполную или искаженную информацию. Так, задаваемые соответчикам вопросы снимались и в протоколы судебных заседаний внесены не были, кроме того в протоколах не отражены вопросы, которые задавались стороной истца специалистам Государственной инспекции Забайкальского края. Судом незаконно было отказано в назначении судебно-технических экспертиз, вызове технических специалистов (теплотехников, строителей) для дачи пояснений по делу. В решении искажены показания истца, которая в действительности поясняла, что для автостоянки система отопления не нужна, а, вероятно, предусмотрена проектировщиками на случай иного использования помещения, например, в качестве спортивного зала. В пользу данного предположения указывает значительная теплоизоляция потолка автостоянки. Суд, ссылаясь на представителя ПАО «ТГК-14» указывает, что расчет полученного на автостоянке тепла проводился «по форме 3 приложения № 2.. ..Правил № 354», исходя из общего объема потребления тепла и размера площадей помещений, однако такой расчет некорректен. В решении отсутствует оценка степени влияния на конкретное численное значение якобы потребленного тепла, которое затем, посредством перемножения на тарифы, преобразуется в стоимость. Суд ненадлежащим образом исследовал представленные ответчиками материалы, а именно строительную документацию по жилому дому по <адрес>, альбом № 2 «Отопление и вентиляция». Кроме того, статьи 539, 544 ГК РФ на который суд ссылается в решении, не содержат информации по факту доказательства потребления конкретного количества тепла на автостоянке. Ссылка на договор также неправомерна. Не согласен с выводом суда о том, что тепло в помещение поступает через перекрытия и стены, так как в помещение автостоянки тепло поступает также и от земли через пол, учитывая, что автостоянка находится в подвальном помещении, ниже уровня земли. В решении указано, что в помещение тепло также поступает от полотенцесушителей, но, ни в помещении автостоянки, ни в смежных помещениях данных элементов отопительной системы не имеется. Кроме того, в решении указано, что в районе ворот тепловые сети прокладываются в «подпольных камерах», однако в предоставленной выборке из проекта такого словосочетания нет, а значит оно переписано с какого-то иного решения. Суд пришел к выводу о том, что отопление подземного гаража предусмотрено как от общей системы отопления дома в связи с разводкой магистралей по подвалу, так и от отдельной (самостоятельной) системы отопления посредством установки регистров, однако, разводящие магистрали находятся в теплоизоляции, а отключенные регистры нет. Исходя из назначения элементов тепловых сетей, предназначенные для отопления помещения элементы должны быть открыты, а предназначенные для транспортировки теплоносителя элементы, с целью исключения теплопотерь, укрыты теплоизоляцией. В проекте, альбоме теплотехнических схем в части подвального помещения указано, что системы отопления запроектированы со своими узлами учета, однако по факту, имеется всего один общий узел учета на вводе. При этом в решении не указано, как суд учитывал фактическое отсутствие оказания услуг по отоплению автостоянки от собственной системы отопления. Таким образом, отопление автостоянки не осуществляется способом, предусмотренным проектной документацией. В проекте отопления автостоянки нет утверждения, что её отопление подразумевается за счет прохождения в помещении общей системы отопления, тем более, что общая система отопления (с разводкой магистралей по подвалу) защищена теплоизоляцией, что препятствует передаче тепла в воздушную среду автостоянки. Учитывая, что общедомовой счетчик стоит на входе в здание, то есть до общедомовых сетей, все потери уже учтены этим счетчиком. Факт конкретных объемов тепла, якобы потребленного на автостоянке, не подтвержден ни теплотехническими расчетами, ни показаниями счетчиков. Указывает, что в суде первой инстанции стороной истца представлялись различные доводы в обоснование своей позиции по делу, которые отражены в заявлениях и ходатайствах, однако судом они не рассматривались, и в решении о них упоминания нет. Представители соответчиков в своих доводах ссылались на поступление тепла в подвальное помещение автостоянки от других проходящих через это помещение трубопроводов - водопровода, канализации. Однако, согласно постановлению № 354, оплате подлежит только тепло, поступающее именно по системе отопления (том 3, л.д.9-14).
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика ПАО «ТГК-14» - ФИО4 считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым с учетом всех установленных по делу обстоятельств и не подлежащим отмене либо изменению по доводам апелляционной жалобы (том 3, л.д.32-34).
Истец ФИО2, представитель третьего лица Государственной инспекции Забайкальского края в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляли. Истец направила для участия в суде апелляционной инстанции своего представителя.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч.ч.1,2 ст.327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав представителя истца ФИО3, представителя ответчика ТСН «Чкаловское» ФИО5, представителя соответчика ПАО «ТГК №14» ФИО4, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ТСН «Чкаловское» осуществляет управление многоквартирным домом, расположенном по адресу: <адрес>.
Истец ФИО2 является собственником квартиры, расположенной в многоквартирном доме, по адресу: <адрес>.
В этом же многоквартирном доме истцу ФИО2 на праве собственности принадлежит <данные изъяты> доли (<данные изъяты> кв.м.) в праве общей долевой собственности на нежилое помещение - встроенная подземная автостоянка.
20.04.2018 года между ТСН «Чкаловское» и ПАО «ТГК-14» заключен договор № на отпуск и потребление энергии и теплоносителя в горячей воде (ресурсоснабжения) по адресу: <адрес>, включая жилой дом, гаражи, помещения № 1, № 2, № 3, №5 и офисное помещение (л.д.40-47).
Кроме того, подписан акт о разграничении балансовой принадлежности теплосетей, установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии (приложение № 1 к Договору №), согласно которому границей ответственности считается наружная стена жилого дома. Эксплуатационная ответственность и обслуживание т/сетей от наружной стены жилого дома до элеваторных узлов жилого дома, гаражей, помещений 1,2,3,5 и офисного помещения за внутренние сети и устройства возлагается на ТСН «Чкаловское». Диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе 1,5-9 кгс/см2 (л.д.48).
Истцом производится оплата за потребление тепловой энергии в ТСН «Чкаловское» за фактическое потребление в отопительный период.
Поводом обращения истца ФИО2 с иском в суд стало выставление ТСН «Чкаловское» ей платежных документов по оплате потребленного отопления исходя из площади машино-места - <данные изъяты> кв.м.
По мнению стороны истца, данная услуга ответчиком не предоставлялась, автостоянка, находясь под землей, не нуждается в отоплении, а предъявление к оплате потерь тепла от проходящих по помещению стоянки общедомовых инженерных сетей, уже включенных в тариф оплаты отопления, незаконно и не может расцениваться как оказание отдельной услуги.
Разрешая заявленные исковые требования, оценив в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ собственника нежилого помещения, входящего в тепловой контур многоквартирного дома, от оплаты услуги по отоплению не допускается и отказал в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается.
Поддерживая доводы апелляционной жалобы в полном объеме, представитель истца ФИО3 дополнительно в суде апелляционной инстанции пояснил о том, что не согласен с применением для расчета размера платы за коммунальную услугу за отопление формулы, приведенной в приложении №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, поскольку при расчете по формуле во внимание принимается площадь помещения, тогда как в отношении автостоянки объем потребленного тепла должен быть учтен в Гкал.
Судебная коллегия с такой позицией представителя истца не соглашается, полагая её основанной на неверном толковании норм материального права, исходя из следующего.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса РФ, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 5, п. 10 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса РФ).
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (ст. 289 Гражданского кодекса РФ).
Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры (ст. 290 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации 6 мая 2011 г. издало постановление № 354, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354).
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с п. 2 Правил № 354:
- «потребитель» - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;
- «коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
- «нежилое помещение в многоквартирном доме» - помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения. К нежилым помещениям в настоящих Правилах приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).
В соответствии с подп. «е» п. 4 Правил № 354, отопление – это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491).
Обратившись в суд с настоящим иском, ФИО2 просила признать незаконными произведенные ей начисления за отопление помещения автостоянки за расчетный период – 3 года, предшествовавших дате подачи иска (20.06.2019).
В соответствии с п. 40 Правил № 354, в редакции, действовавшей в оспариваемый период (далее по тексту нормативный акт приведен в аналогичной редакции), потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
Согласно п. 54 Правил в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс (абз.1).
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (абз.2).
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) настоящих Правил (абз.3).
В силу п. 42(1) оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года (абз.1).
Согласно абз. 3 п. 42 (1) в редакции, действовавшей до 01.01.2019, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты в течение отопительного периода по формуле 3:
,
где:
VД - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом.
В случаях, предусмотренных пунктами 42(1), 54 и 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанных пунктов;
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абз. 3 п. 42 (1) в редакции, действующей с 01.01.2019, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абз.3).
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3:
где:
Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 3(6);
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
TТ - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, приведенные выше Правила № 354, обязательные к применению при расчете оплаты за коммунальные услуги в многоквартирном доме, определяют порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги, детализируют определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.
Такое правовое регулирование соответствует положениям ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Коммунальная услуга теплоснабжения оказывается круглосуточно, непрерывно в течение отопительного периода и должна обеспечить теплоснабжение помещений, входящих в состав многоквартирного дома.
Предусмотренный Правилами порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению обусловлен общим принципом распределения фактически потребленного всеми помещениями многоквартирного дома объема тепловой энергии, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, пропорционально площади занимаемого помещения в многоквартирном доме.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за данную коммунальную услугу совокупно без разделения на плату за потребление ее в жилом или нежилом помещении и плату за потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Доводы ФИО2, её представителя ФИО3 о том, что действия ответчика нарушают права истца, так как она не пользуется услугой отопления на автостоянке, не освобождают ФИО2 от оплаты части расходов по отоплению на общедомовые нужды. В многоквартирном доме осуществляется отопление мест общего пользования, относящихся к общему имуществу собственников помещений дома.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 N 30-П, спецификой многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой отдельное помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, в частности помещениями служебного назначения, обусловливается, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии. Исходя из этого плата за отопление включается в состав обязательных платежей собственников и иных законных владельцев помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 153 и часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку обогрев помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также отдельных жилых (нежилых) помещений обеспечивает не только их использование по целевому назначению, но и их содержание в соответствии с требованиями законодательства, включая нормативно установленную температуру и влажность в помещениях (подпункт "в" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", пункт 15 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов), и тем самым сохранность конструктивных элементов здания, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом его использования.
Из содержания Письма Минстроя России от 2 сентября 2016 г. № 28483-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» следует, что в соответствии с п. 42.1 и 43 Правил № 354, а также в соответствии с показателем площади помещений, используемым для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в расчетных формулах приложения № 2 к Правилам № 354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит определению в одинаковом установленном Правилами № 354 порядке (с применением соответствующих расчетных формул) во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, вне зависимости от условий отопления отдельных помещений в многоквартирном доме, в том числе в отсутствии обогревающих элементов, установленных в помещении, присоединенных к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, при подключении многоквартирного дома к централизованной системе теплоснабжения.
Письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минстроя России. Вместе с тем, данное разъяснение соответствует содержанию указанных выше правовых норм.
Таким образом, из совокупности перечисленных выше правовых актов следует, что услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды. Потребитель вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды. Расчет по формуле производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной домом за расчетный период тепловой энергии пропорционально площади жилого (нежилого) помещения. Расчет по формуле предусматривает совокупную оплату услуги по теплоснабжению за расчетный период без разделения на индивидуальное потребление и общедомовые нужды, в связи, с чем в целях правильного определения объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, и соблюдения баланса интересов потребителей определение размера платы рассчитывается исходя из данных общедомовых приборов учета с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади.
По делу установлено, что многоквартирный жилой дом, в котом проживает истица ФИО2 и располагается принадлежащее ей на праве собственности стояночное место, оснащен общедомовым прибором учета, расположенном на входе в дом, учитывающий всю поступающую в жилые и нежилые помещения дома тепловую энергию.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше положений норм права, доводы жалобы о наличии на автостоянке собственной системы отопления, которая не функционирует, а также о том, что расчет оплаты за тепло на автостоянке необходимо производить с учетом тепла, поступающего от земли, подлежат отклонению за несостоятельностью.
Требование истца об освобождении от оплаты услуги по отоплению помещения автостоянки перекладывает бремя содержания общего имущества многоквартирного жилого дома на иных собственников жилого дома, что недопустимо.
Таким образом, начисление истцу платы за услугу отопления нежилого помещения автостоянки является правомерным. В этой связи освобождение собственника помещения от платежей за услугу отопления будет противоречить жилищному законодательству, нарушая права и законные интересы других лиц, в том числе собственников иных жилых помещений.
При таких обстоятельствах, имеющаяся в оспариваемом решении ссылка суда первой инстанции на правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда РФ от 24.06.2019 № 309-ЭС18-21578, является обоснованной, относимой к предмету рассматриваемого спора.
Доводы жалобы, выражающие несогласие с выводами суда первой инстанции относительно характеристик элементов системы теплоснабжения многоквартирного дома, в котором проживает истец, степени устройства теплоизоляции транзитных трубопроводов, не принимаются судебной коллегией во внимание, поскольку оценка данных технических характеристик не требуется, учитывая, что расчет оплаты за отопление осуществляется ответчиком правомерно на оснований положений п. 42.1 (1) и п. 43 Правил № 354.
Нарушений норм процессуального права в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции допущено не было.
Доводы жалобы о необоснованном отклонении судом ряда ходатайств, в том числе о проведении по делу экспертизы, вызове и допросе специалистов с техническим образованием, подлежат отклонению, поскольку оценка относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности является исключительной прерогативой суда. Несогласие истца с изложенной в решении оценкой судом представленных доказательств, само по себе не может служить основанием для отмены состоявшегося судебного решения, поскольку согласно части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В целом апелляционная жалоба не содержит фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, постановленное по делу решение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ингодинского районного суда города Читы от 19 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца ФИО2 – ФИО3 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Копия верна судья Забайкальского краевого суда Щапова И.А.