Судья Милошенко Н.В. Дело № 2-1198/2021
(первая инстанция)
№ 33-3855/2021
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Севастополь 13 декабря 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего, судьи - Григоровой Ж.В.,
судей - Козуб Е.В., Устинова О.И.,
при секретаре - Осколович Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Козуб Е.В. апелляционную жалобу ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 15 июля 2021 года по гражданскому делу по исковому заявлению Буженык В. С. к Главному управлению природных ресурсов и экологии города Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, ТСН «Жилищно-строительное товарищество «Зевс», Государственное казенное учреждение города Севастополя «Севастопольское лесничество» об исправлении реестровой ошибки, исключении из реестра сведений о границах земельного участка,
УСТАНОВИЛА:
Истец Буженык В.С. обратился в суд с иском к ответчикам Главному управлению природных ресурсов и экологии города Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, просит установить наличие реестровой ошибки и исключить из земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя, категория земель - «земли населённых пунктов» с видом разрешённого использования «отдых (рекреация)» (код 5.0); «использование лесов» (код 10.0), контур земельного участка истца с указанными координатами в части, относящейся к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером №, мотивируя исковые требования тем, что Буженык В.С. является членом ОК ЖСКИЗ «Зевс» с ДД.ММ.ГГГГ. Решением Инкерманского городского Совета № дано согласие ОК ЖСКИЗ «Зевс» на разработку проекта землеустройства по отводу земельных участков, ориентировочной площадью 25,7 га, для строительства и обслуживания квартала индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ восстановлен срок действия решения Инкерманского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№, утвержден ОК ЖСКИЗ «Зевс» проект землеустройства по отводу земельных участков ориентировочной площадью 15,2089 га для строительства и обслуживания квартала индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О передаче в собственность гражданам - членам ОК ЖСКИЗ «Зевс» земельный участков, расположенных по адресу: <адрес>, в районе <адрес> для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов», Буженык В.С. передан в собственность земельный участок, площадью 0,1000 га, расположенный по адресу: <адрес>. В мае 2010 года истцу выдан государственный акт о праве собственности на земельный участок серии ЯИ №, зарегистрированный в Книге записей государственных актов о праве собственности на землю и на право постоянного пользования землей, договоров аренды земли за №, ДД.ММ.ГГГГ земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №, определен вид целевого назначения - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок). В Российской Федерации земельный участок, принадлежащий истцу, поставлен на кадастровый учет как актуальный, ранее учтенный, присвоен кадастровый №. По данным ЕГРН земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок). ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя для регистрации права собственности на земельный участок в соответствии с законодательством РФ, однако при проведении правовой экспертизы документов выявлено, что земельный участок, принадлежащий истцу, пересекает границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, вид разрешенного использования «Отдых (рекреация)» (код 5.0.), Использование лесов» (код 10.0), принадлежащего городу федерального значения Севастополю. При этом, формируя земельный участок с кадастровым номером №, нарушен ФКЗ № 6-ФКЗ от 21.03.2014 года, нарушено право истца на владение и распоряжение, принадлежащим ему земельным участком.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 15 июля 2021 года исковые требования Буженык В. С. к Главному управлению природных ресурсов и экологии города Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, ТСН «Жилищно-строительное товарищество «Зевс», Государственное казенное учреждение города Севастополя «Севастопольское лесничество» об исправлении реестровой ошибки, исключении из реестра сведений о границах земельного участка удовлетворены. Исключены из Единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя, категория земель - «земли населённых пунктов» с видом разрешённого использования «отдых (рекреация)» (код 5.0); «использование лесов» (код 10.0), контур земельного участка истца с координатами в части, относящейся к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером №, со следующими координатами:
Х Y
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Установлены границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером № с координатами характерных точек, указанными в ЕГРН.
Решение является основанием для внесения в ЕГРН изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером № части исключения сведений о площади и границах указанного земельного участка с учетом установления границ земельного участка с кадастровым номером № без заявления правообладателя земельного участка №.
Ответчиком Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя подана апелляционная жалоба, просит решение районного суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывает, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку иск направлен не на уточнение границ лесного земельного участка, а на образование из его состава нового земельного участка и его изъятие из владения города Севастополя в пользу истца. Суд не учел, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя не может выступать стороной в суде при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием, распоряжением лесными земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя, поэтому является ненадлежащим ответчиком по делу. Земельный участок, принадлежащий городу Севастополю, с кадастровым номером №, относился к землям государственной собственности Украины, следовательно, земельный участок с кадастровым номером №, контур которого просит исключить истец и который входит в границы земельного участка с кадастровым номером № мог быть передан в частную собственность. Земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на кадастровый учет в соответствии с распоряжением Правительства Севастополя от 31.03.2015 № 237-РП «О проведении кадастровых работ по установлению границ земель лесного фонда в городе Севастополе». Наличия реестровой ошибки в местоположениях характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № не имеется. При установлении границ земельного участка в редакции истца, границы земельного участка с кадастровым номером № будут изменены без согласования данной части границ земельного участка с лицами, предусмотренными ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 №22 1-ФЗ «О кадастровой деятельности». Целью исправления реестровой ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН в соответствии с фактическими границами, установленными на местности, в соответствии с которыми земельный участок предоставлялся заявителю и существует на местности. По существу исковые требования направлены на исключение сведений из ЕГРН о сформированном земельном участке с кадастровым номером № относящимся к государственной собственности города Севастополя, без согласия собственника (землепользователя) - города федерального значения Севастополя в лице уполномоченных органов. Следовательно, рассматриваемое требование свидетельствует о наличии спора о праве на земельный участок, находящийся в пользовании истца в сформированных истцом границах и на исключении сведений о сформированных ранее земельных участках, который не может быть разрешен в рамках дела об исправлении реестровой ошибки. Судом не учтено, что основанием возникновения права собственности на земельный участок у истца является решение Инкерманского городского Совета от 31.03.2010 №43/1071 «О передаче в собственность гражданам - членам ОК ЖСКИЗ «Зевс» (согласно приложению) земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, в районе <адрес> для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов». Однако, полномочиями по распоряжению землями в пределах Севастополя обладал Севастопольский городской совет, а также сельские и поселковые советы в пределах административной территории города. Инкерманский городской Совет не имел полномочий распоряжаться указанными землями. Земельный участок с кадастровым номером №, границы которого просит уточнить истец, находится в границах земельного участка с кадастровым номером №, и на момент вынесения решения Инкерманского городского Совета относился к землям лесного фонда. При предоставлении земельного участка истцу в собственность нарушены положения законодательства Украины, регулирующего порядок использования земель лесного фонда, действовавшего на день принятия решения Инкерманеким городским Советом, которым незаконно изменено целевое назначение спорного земельного участка.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Буженык В.С., представители ответчиков Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, представители третьих лиц Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, ТСН «Жилищно-строительное товарищество «Зевс», Государственного казенное учреждение города Севастополя «Севастопольское лесничество» не явились, о времени и месте судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в соответствии с правилами ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Козуб Е.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного акта районного суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения районного суда.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», разъяснено, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Судебным разбирательством установлено, что решением Инкерманского городского Совета № дано согласие ОК ЖСКИЗ «Зевс» на разработку проекта землеустройства по отводу земельных, ориентировочной площадью 25,7 га для строительства и обслуживания квартала индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>.
Решением Инкерманского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ восстановлен срок действия решения Инкерманского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№, утвержден ОК ЖСКИЗ «Зевс» проект землеустройства по отводу земельных участков, ориентировочной площадью 15,2089 га для строительства и обслуживания квартала индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>.
Решением Инкерманского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ «О передаче в собственность гражданам-членам ОК ЖСКИЗ «Зевс» земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, в районе <адрес> для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов», в числе прочих членов ОК ЖСКИЗ «Зевс», Буженык В.С. передан в собственность земельный участок, площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГБуженык В. С. выдан государственный акт о праве собственности на земельный участок серии ЯИ №, зарегистрированный в Книге записей государственных актов о праве собственности на землю и на право постоянного пользования землей, договоров аренды земли за №, ДД.ММ.ГГГГ земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 8536900000:03:025:0014, определен вид целевого назначения – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений) (приусадебный участок).
Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, стоит на кадастровом учете в Едином Государственном реестре недвижимости, границы земельного участка определены.
В Российской Федерации земельный участок поставлен на кадастровый учет как актуальный, ранее учтенный, присвоен кадастровый №. По данным ЕГРН земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), границы земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером №, что подтверждается заключением кадастрового инженера.
Земельный участок с кадастровым номером № находится в государственной собственности субъекта РФ - города федерального значения Севастополя.
ДД.ММ.ГГГГ Правительством Севастополя издано Распоряжение № 237-РП «О проведении кадастровых работ по установлению границ земель, на которых расположены леса в городе Севастополе».
Распоряжением Правительства Севастополя №-РП от ДД.ММ.ГГГГ в распоряжение №-РП внесены изменения, изменено его название, в новой редакции распоряжение поименовано «О проведении кадастровых работ по установлению границ земель, на которых расположены леса в городе Севастополе», пункт 1 распоряжения изложен в редакции: «Произвести кадастровые работы по установлению границ земель, на которых расположены леса города Севастополя, закрепленные за Государственным казенным учреждением Севастополя «Севастопольское лесничество». Кадастровые работы производить на основании материалов лесоустройства Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» 2001 года».
Земельный участок с кадастровым номером № входит в состав земель Мекензиевского участкового лесничества, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-РДЗ, которым определена категория земельного участка - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «Отдых (рекреация)» (код 5.0.), «Использование лесов» (код 10.0).
Согласно заключению кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ, при проведении пространственного анализа выявлено полное наложение границ земельного участка с кадастровым номером № на земельный участок с кадастровым номером №. Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Буженык В.С., исходя из того, что земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий истцу, сформирован и поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, то есть, значительно раньше, чем была осуществлена постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №. Доказательств отнесения спорного земельного участка, принадлежащего истцу, к землям с особым статусом, не имеется, ответчиками таких доказательств суду представлено не было.
С выводом суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, и, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующего.
В силу подп. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ, основаниями возникновения гражданских прав являются акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно разъяснениям, данным в пунктах 52, 53, 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.
Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 4 статьи 11.2 ЗК РФ, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
В соответствии с п. 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу ст. 70 Земельного кодекса РФ, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в кадастр недвижимости в качестве основных сведений вносятся, в том числе, описание местоположения объекта недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», описание местоположения объекта недвижимости является одним из основных сведений об объекте недвижимости. В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: описание местоположения объекта недвижимости.
Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе (п. 2 ст. 39 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»).
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками (п.3 ст. 39 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»).
В силу п.п. 1, 2 ст. 40 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Акт согласования местоположения границ на бумажном носителе оформляется в одном (единственном) экземпляре. В случае подготовки акта согласования местоположения границ в электронном виде допускается его подготовка в виде одного электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями всех заинтересованных лиц - участников согласования, или в виде нескольких электронных документов, подписанных усиленными квалифицированными электронными подписями отдельных заинтересованных лиц - участников согласования.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ. Местоположение границ земельного участка при их согласовании в индивидуальном порядке в электронном виде считается согласованным с заинтересованными лицами в случае, если акт согласования местоположения границ заверен усиленной квалифицированной электронной подписью каждого из заинтересованных лиц (их представителей), включая правообладателя земельного участка, местоположение границ которого уточняется.
В силу п. 4 ст. 40 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью. В случае, если при согласовании местоположения границ земельного участка в индивидуальном порядке в электронном виде у заинтересованного лица (его представителя) имеются возражения относительно данного согласования, такие возражения, оформленные в виде электронного документа и заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью указанного заинтересованного лица (его представителя), прилагаются к соответствующему акту согласования местоположения границ (являются его неотъемлемой частью), при этом в акт согласования местоположения границ земельного участка запись о содержании указанных возражений не вносится.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования разрешаются в судебном порядке (п. 5 ст. 40 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", п. 1 ст. 64 ЗК РФ).
Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Статьей 1 Закона города Севастополя от 24.04.2014 N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности, по состоянию на 17 марта 2014 года являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений на территории города Севастополя установлены Законом города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя».
Пунктом 1 ст. 6.1 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» предусмотрено, что документами, подтверждающими наличие прав, возникших до вступления в силу Федерального конституционного закона и подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации недвижимости, являются изданные (выданные, оформленные) в установленном порядке государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, договор временного пользования земельным участком, государственный акт о праве коллективной собственности на земельный участок.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что право собственности на земельный участок возникло у Буженык В.С. в период действия на территории г. Севастополя законодательства Украины.
Право собственности Буженык В.С. на земельный участок с кадастровым номером № было зарегистрировано в установленном законом Украины порядке, земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м., кадастровый №, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ находился в частной собственности Буженык В.С., поэтому, в силу ст. 1 Закона города Севастополя от 24.04.2014 N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя", государственной собственностью города федерального значения Севастополя не являлся, войти в состав земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего г. Севастополю, не мог.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований возникновения у Буженык В.С. права собственности на земельный участок, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные. Право собственности Буженык В.С. на земельный участок уполномоченными органами Украины не оспаривалось. Обстоятельства правомерности возникновения у Буженык В.С. права собственности на земельный участок не были предметом спора суда первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания рассматривать данные требования, заявленные в апелляционной жалобе.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что земельный участок истца поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ как ранее учтенный, с указанием сведений о характерных точках границ земельного участка в указанных координатах.
Земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, то есть значительно позже, чем была осуществлена постановка на кадастровый учет земельного участка истца. Сведений о согласовании границ земельного участка с истцом, не имеется. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что при постановке земельного участка с кадастровым номером № на кадастровый учет и определении его границ не были учтены границы ранее поставленного на кадастровый учет земельного участка истца, находящегося у него в частной собственности.
Таким образом, поскольку в результате постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № произошло полное наложение границ данного земельного участка на земельный участок истца, восстановление нарушенных прав истца должно быть осуществлено путем исключения из земельного участка с кадастровым номером № контур земельного участка истца.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при установлении границ земельного участка в редакции истца границы земельного участка с кадастровым номером № будут изменены без соблюдения порядка обязательного согласования, предусмотренного ст. 39 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.
Согласно п. 1 ст. 39 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с ч. 2 ст. 43 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Собственником земельного участка, в состав которого вошел земельный участок, принадлежащий истцу, является г. Севастополь, который наличие реестровой ошибки при формировании земельного участка с кадастровым номером № не признает. Таким образом, вопрос об исключении сведений из ЕГРН о границах земельного участка, не мог быть разрешен иным образом, кроме как путем разрешения спора судом. Кроме того, иск об установлении и исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в вопросе нахождения границы земельного участка и разрешении спора о принадлежности той или иной части земельного участка.
Сведений, подтверждающих законность формирования, постановки на учет и регистрации прав собственности города Севастополя на земельный участок, в который включен земельный участок истца, не имеется. Право собственности истца на земельный участок с кадастровым номером № оспорено не было. Таким образом, исключение контура земельного участка истца из земельного участка с кадастровым номером № не повлечет нарушение прав и законных интересов ГКУ г. Севастополя «Севастопольское лесничество». Кроме того, истцом поставлен вопрос об исключении границ не всего земельного участка, а только части земельного участка, который налагается на земельный участок истца.
Учитывая, что доказательств отнесения земельного участка истца к землям с особым статусом не предоставлено, обязанности от имени города Севастополя как собственника земель выполняет Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя выступает, доводы апелляционной жалобы о том, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя не является надлежащим ответчиком по делу отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.
При этом, судебная коллегия обращает внимание на то обстоятельство, что ГКУ г. Севастополя «Севастопольское лесничество» было привлечено судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судом первой инстанции определены верно. Доводы апелляционных жалоб выводов районного суда не опровергают, не влияют на правильность принятого судом решения, направлены на иную оценку доказательств, исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, не могут служить основанием для отмены решения районного суда.
Руководствуясь ст. 327, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 15 июля 2021 года оставить без удовлетворения.
Решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 15 июля 2021 года оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: Ж.В.Григорова
Судьи: Е.В.Козуб
О.И.Устинов