ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-119/19 от 21.01.2019 Курского областного суда (Курская область)

Судья: Стрельцов А.Н. 46RS0021-01-2019-000163-14

№2-119/ 2019

№33-3173-19 г.


КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

Председательствующего: Лобковой Е.А.

Судей: Леонтьевой И.В., Журавлёва А.В.

при секретаре: Крюковой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 1 октября 2019 года дело по иску Дементьевой В.В. к Администрации Ледовского сельсовета Советского района Курской области о взыскании задолженности по выплате ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, поступившее с апелляционной жалобой представителя истицы Дементьевой В.В. по доверенности Борисова С.В. на решение Советского районного суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

«Уточненное исковое заявление Дементьевой В.В. к Администрации Ледовского сельсовета Советского района Курской области удовлетворить частично.

Взыскать с Администрации Ледовского сельсовета Советского района Курской области в пользу Дементьевой В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>

Взыскать с Администрации Ледовского сельсовета Советского района Курской области в пользу Дементьевой В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, судебные расходы в размере <данные изъяты>

Заслушав доклад судьи Леонтьевой И.В., судебная коллегия

установила:

Дементьева В.В. через своего представителя по доверенности Борисова С.В. обратилась в суд с вышеназванным иском к Администрации Ледовского сельсовета Советского района Курской области, в котором указала, что с ДД.ММ.ГГГГ г. она замещала выборную должность главы муниципального образования <данные изъяты>, на территории которого проживало менее 500 человек, и ее полномочия были досрочно прекращены в связи с преобразованием путем объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, муниципального образования «<данные изъяты>. Распоряжением Главы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ей, как лицу, замещавшему муниципальную должность Главы администрации <данные изъяты>, в порядке ст. 13.1 Закона Курской области от 11.12.1998 г. №35-ЗКО (в редакции до 19.04.2013 г.), была установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости. В последующем, размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости ей изменялся в связи с изменениями размера базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости и ежемесячного денежного вознаграждения главы муниципального образования, а также в связи с утверждением собранием депутатов <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> нового Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) Главе <данные изъяты>, осуществляющего полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе. Уточнив в судебном заседании исковые требования Дементьева В.В. просила суд с учетом требований ст.13.1. Закона Курской области от 11.12.1998 № 35-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе» (в редакции Закона Курской области от 19.04.2013 № 31-ЗКО) взыскать с Администрации <данные изъяты><данные изъяты> в ее пользу задолженность по не начисленной и не выплаченной ежемесячной доплате к страховой пенсии по старости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в сумме <данные изъяты>. Кроме того, просила взыскать с ответчика в счет возмещения судебных расходов:<данные изъяты>. – расходы по оплате услуг представителя, <данные изъяты>. – расходы по госпошлине при подаче искового заявления в суд.

Судом постановлено вышеприведенное решение о частичном удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе представитель истицы Дементьевой В.В. по доверенности Борисов С.В. просит изменить решение суда и принять решение об удовлетворении исковых требований Дементьевой В.В. в полном объеме.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика – глава <данные изъяты> Атанов С.А. просит оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения Дементьевой В.В. и ее представителя по доверенности Борисова С.В., поддержавших апелляционную жалобу, объяснения главы <данные изъяты> Атанова С.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его праву и свобод.

Согласно ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Статья 2 Закона Курской области от 11.12.1998 г. № 35-ЗКО «О статусе глав муниципальных образований в Курской области», переименованного Законом Курской области от 19.04.2013 г. № 31-ЗКО, в соответствии с которым название изложено в новой редакции: «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе», устанавливает, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования, наделяется уставом муниципального образования в соответствии со статьей 36 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Статья 11 Закона Курской области от 11.12.1998 № 35-ЗКО в числе гарантий, предусмотренных для глав муниципальных образований, осуществляющих полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, предусматривает право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом (п.п.2 п.2).

В соответствии с п.7 ч.1 ст. 31.1 Устава муниципального образования «Ледовской сельсовет» Советского района Курской области главе Ледовского сельсовета Советского района осуществляющему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, гарантируется в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Курской области право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости (инвалидности) на условиях и в порядке, определенных Законом Курской области от 11.12.1998 г. №35-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе».

Законом Курской области от 18.03.2008 г. № 4-ЗКО в Закон Курской области от 11.12.1998 г. № 35-ЗКО «О статусе глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления в Курской области» была введена статья 13.1. «Пенсионное обеспечение главы муниципального образования».

В силу статьи 2 Закона Курской области от 18.03.2008 г. № 4-ЗКО этот закон вступил в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июня 2007 г.

Из положений частей 1-3 ст. 13.1 Закона Курской области от 11.12.1998 г. №35-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе», в редакции закона от 17.08.2009 г., действовавшей на момент назначения истице доплаты к трудовой пенсии по старости, следует, что главам муниципальных образований при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности) устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – доплата к трудовой пенсии), Право на доплату к трудовой пенсии в соответствии с настоящим Законом имеют главы муниципальных образований, замещавшие выборную должность не менее трех лет и получавшие денежное вознаграждение за счет средств местного бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, указанных в пунктах 3,6,7,8,9 части 1 статьи 5 настоящего Закона.

Законом Курской области от 19.04.2013 г. № 31-ЗКО в Закон Курской области от 11.12.1998 г. № 35-ЗКО были внесены изменения: название закона изложено в новой редакции: «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе», а статья 13.1 изложена в новой редакции:

«Статья 13.1. Условия обеспечения гарантии права на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) главе муниципального образования, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе.

1. Гарантии права на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) главе муниципального образования, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», могут быть обеспечены в соответствии с условиями, определёнными настоящей статьёй.

2. Право на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с уставом муниципального образования на условиях, определённых настоящей статьёй, могут иметь главы муниципальных образований, осуществлявшие полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе не менее трёх лет и получавшие вознаграждение за счет средств местного бюджета, освобождённые от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, указанных в пунктах 2.1, 3, 6, 7, 8, 9 части 6 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

3. В случае установления ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) главе муниципального образования, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, её размер исчисляется таким образом, чтобы сумма фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности) и размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) составляла при осуществлении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе три года:

1) для глав муниципальных районов, городских округов - не более 48 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области;

2) для глав городских поселений - не более 38 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области;

3) для глав сельских поселений с численностью:

свыше 3 тыс. человек - не более 33 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области;

от 500 до 3 тыс. человек - не более 28 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области;

до 500 человек - не более 23 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области.

За каждый полный год осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе свыше трёх лет размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается на 3 процента денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области. Общая сумма фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности) и размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) не может превышать:

1) для глав муниципальных районов, городских округов - 75 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области;

2) для глав городских поселений - 60 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области;

3) для глав сельских поселений с численностью:

свыше 3 тыс. человек - 40 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области;

от 500 до 3 тыс. человек - 35 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области;

до 500 человек - 30 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области.

4. При исчислении размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) в стаж, дающий право на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), установление её размера, включаются периоды замещения государственных должностей Российской Федерации и Курской области, осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе в Курской области, должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и должностей муниципальной службы в Курской области, но не более пяти лет.

5. В случае, если главе муниципального образования, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, имеющему право на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с уставом муниципального образования на условиях, определённых настоящей статьёй, назначены в соответствии с федеральным законодательством две пенсии, то при определении размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) учитывается сумма этих двух пенсий.

6. Ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности) не устанавливается главам муниципальных образований, осуществлявшим полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены пенсия за выслугу лет или ежемесячное пожизненное содержание или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, либо в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Курской области или законодательством другого субъекта Российской Федерации установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии или назначена пенсия за выслугу лет.

7. Ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности), предусмотренная уставом муниципального образования на условиях, определённых настоящей статьёй, устанавливается с 1-го числа месяца, в котором глава муниципального образования, осуществлявший полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, обратился за установлением ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), но не ранее чем со дня возникновения на неё права.

8. Выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), предусмотренной уставом муниципального образования, на условиях, определённых настоящей статьей, главам муниципальных образований, осуществлявшим полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе, приостанавливается при замещении ими государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, осуществлении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, замещении должности федеральной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы со дня назначения (избрания) на одну из указанных должностей. После освобождения названных в настоящей части лиц от указанных должностей выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) возобновляется им на прежних условиях либо по их заявлению устанавливается вновь в соответствии с уставом муниципального образования на условиях, определенных настоящей статьей.

9. Размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) пересчитывается при повышении вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области.

10. Установление, перерасчет размера, выплата и организация доставки ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) производятся соответствующим органом местного самоуправления, в котором указанный глава муниципального образования осуществлял полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе соответственно перед прекращением полномочий (в том числе досрочно), по месту его жительства в порядке, установленном муниципальным правовым актом.

11. Перечень документов, необходимых для установления ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), правила обращения за установлением ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), установления ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и перерасчета ее размера, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом органом местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством.

12. Условия обеспечения гарантии права на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) главе муниципального образования, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, установленные настоящей статьёй, распространяются при установлении такой доплаты главам тех муниципальных образований, которые получают дотации из областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности либо на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений, при формировании которых сложился недостаток доходов на финансовое обеспечение расходных обязательств».

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Курской области от 19.04.2013 г. № 31-ЗКО в случае, если размер ранее назначенной ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) превышает размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), исчисленный в соответствии с настоящим Законом, ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности) выплачивается в прежнем, более высоком размере.

Пункт 2 ст. 2 Закона Курской области от 20.02.2017 г. №8-ЗКО предусматривает, что за главами муниципальных образований, приобретшими до 1 января 2017 года право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), главами муниципальных образований, имеющими на 1 января 2017 года продолжительность исполнения полномочий не менее трех лет и продолжающими исполнять указанные полномочия на 1 января 2017 года, сохраняется право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) без учета изменений, внесенных настоящим Законом.

По делу установлено, что истица Дементьева В.В. ДД.ММ.ГГГГ была избрана Главой муниципального образования «<данные изъяты>, была вновь переизбрана на данную выборную должность ДД.ММ.ГГГГ, и замещала ее до ДД.ММ.ГГГГ, когда в порядке пункта 12 части 3 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. ее полномочия были досрочно прекращены в связи с преобразованием путем объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, муниципального образования «<данные изъяты> в муниципальное образование «<данные изъяты> на основании подпункта «В» пункта 20 части 1 статьи 1 Закона Курской области от 26.04.2010 г. № 26-ЗКО «О преобразовании некоторых муниципальных образований и внесении изменений в отдельные законодательные акты Курской области».

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования, являясь правопреемником органов местного самоуправления объединенных муниципальных образований, осуществляя полномочия по решению вопросов местного значения. Обязаны решать вопросы, в том числе по выплате доплаты к трудовой (страховой) пенсии по старости (инвалидности) в установленном законом порядке бывшим главам муниципальных образований и перерасчету указанной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности).

С ДД.ММ.ГГГГ Дементьевой В.В., достигшей пенсионного возраста 55 лет в период исполнения обязанностей Главы муниципального образования «<данные изъяты> была назначена трудовая (в настоящее время страховая) пенсия по старости, что подтверждается копиями трудовой книжки истицы и пенсионного удостоверения на ее имя.

ДД.ММ.ГГГГ Собранием депутатов <данные изъяты> было принято решение «О порядке назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) главе муниципального образования и другим выборным должностным лицам местного самоуправления», на основании которого по заявлению Дементьевой В.В., поданному в Администрацию <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ., распоряжением Главы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ей, как лицу, замещавшему муниципальную должность Главы <данные изъяты>, в порядке статьи 13.1. Закона Курской области от 11.12.1998 № 35-ЗКО (в редакции до 19.04.2013), была установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости, размер которой исчислен исходя из размера денежного вознаграждения Главы муниципального образования «<данные изъяты>, срока осуществления истицей полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, размера базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости, которая выплачивалась за счет средств бюджета <данные изъяты>, и в последующем неоднократно изменялась в связи с изменением размера базовой и страховой частей ее пенсии по старости.

ДД.ММ.ГГГГ Решением Собрания депутатов <данные изъяты> Устав муниципального образования дополнен статьей 31-1 «Гарантии для Главы <данные изъяты>, осуществляющего полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе», пункт 7 части 1 которой закрепляет право на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) на условиях и в порядке, определенных Законом Курской области от 11.12.1998 г. № 35-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе».

Решением Собрания депутатов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) Главе муниципального образования «<данные изъяты>, осуществляющему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, предусматривающий право Главы муниципального образования на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в порядке, предусмотренном статьей 3.1. Закона Курской области от 11.12.1998 г. № 35-ЗКО (в редакции Закона Курской области от 19.04.2013 г. № 31-ЗКО).

Несмотря на указанные нормативные акты, распоряжением Главы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ-р выплата ранее назначенной ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости Дементьевой В.В. с ДД.ММ.ГГГГ была прекращена в связи с увеличением размера пенсии по старости.

ДД.ММ.ГГГГ Дементьева В.В. обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете ранее назначенной ей ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с Законом Курской области от 19.04.2013 № 31-ЗКО с 01.12.2014г., в чем ей Главой <данные изъяты> было отказано. Отказ мотивирован тем, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости Дементьевой В.В. была назначена ранее, до вступления в силу Закона Курской области № 31-ЗКО от 19.04.2013 г., в порядке, установленном ранее действовавшей редакцией статьи 13.1. Закона Курской области № 35-ЗКО от 11.12.1998 г., а Закон Курской области № 31-ЗКО от 19.04.2013 не содержит прямой нормы о необходимости перерасчета размера ранее назначенной ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, правовое регулирование этого вопроса отсутствует.

Решением Советского районного суда Курской области от ДД.ММ.ГГГГ Дементьевой В.В. было отказано в удовлетворении ее искового заявления к Администрации <данные изъяты> о возложении обязанности производить ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости в порядке ст. 13.1 Закона Курской области от 11.12.1998 г. №35-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе» (в редакции от 19.04.2013 г.), и взыскании с Администрации <данные изъяты> задолженности по ежемесячной доплате к страховой пенсии по старости за период с ДД.ММ.ГГГГ

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <данные изъяты> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Советского районного суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ отменено, исковые требования удовлетворены частично, на администрацию <данные изъяты> возложена обязанность произвести Дементьевой В.В. перерасчет ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с положениями ст. 13.1 закона Курской области №35-ЗКО (в редакции от 19.04.2013 г.) начиная с 01.11.2017 г.

ДД.ММ.ГГГГ Решением собрания депутатов Ледовского сельсовета Советского района Курской области №6 было утверждено новое Положение о порядке назначения, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) Главе Ледовского сельсовета Советского района Курской области, осуществлявшего полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе (далее - Положение). Со дня вступления в силу настоящего решения, Порядок, утвержденный решением Собрания депутатов от 20.01.2011 г. №19 «О порядке назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) главе муниципального образования и других выборных должностных лиц местного самоуправления» не применяется, за исключением норм определенных п.21, регулирующим назначение и перерасчет доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной лицам, осуществляющим полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, в соответствии со ст. 13.1 Закона Курской области от 11.1.1998 г. №35-ЗКО «О статусе глав муниципальных образований в Курской области (в редакции от 19.12.2011 г.) до урегулирования данного вопроса Законом Курской области (п.2). Настоящее решение вступает в силу со дня его официального обнародования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г. (п.4).

Согласно принятому Положению о порядке назначения, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) Главе Ледовского сельсовета Советского района Курской области, осуществлявшего полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, размер ежемесячной доплаты исчисляется таким образом, чтобы сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности) и размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) составляла при осуществлении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе три года для главы сельского поселения с численностью: от 500 до 3 тыс. человек – не более 8 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области; до 500 человек – 5 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области (п.3.1). За каждый полный год осуществления полномочий главы сельсовета на постоянной основе свыше трех лет размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается на 3 процента денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области. Общая сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности) и размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) не может превышать для главы сельского поселения с численностью: от 500 до 3 тыс. человек – 11 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области; до 500 человек – 8 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области (п.3.2). Ежемесячная доплата к страховой пенсии не устанавливается Главе сельсовета, замещавшего выборную должность, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены пенсия за выслугу лет или ежемесячное пожизненное содержание или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение или законодательством другого субъекта Российской Федерации установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии или назначена пенсия за выслугу лет (п.3.5). Перерасчет размера ежемесячной доплату к страховой пенсии производится в случаях: а) изменения размера суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности); б) повышения денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области (п.7.1).

На основании указанного Положения, администрацией Ледовского сельсовета Советского района Курской области был произведен перерасчет подлежащей выплате Дементьевой В.В. доплаты к страховой пенсии по старости из того расчета, чтобы сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости составляла 8 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области с ДД.ММ.ГГГГ.

Пункт 3.2 Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) Главе Ледовского сельсовета Советского района Курской области, осуществляющего полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе был оспорен Дементьевой В.В. в Курский областной суд в порядке КАС РФ.

Решением Курского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении этого административного иска Дементьевой В.В. было отказано.

Апелляционным определением Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным по апелляционной жалобе Дементьевой В.В., решение Курского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ было отменено, и по делу принято новое решение, которым оспариваемый административным истцом пункт 3.2 Положения признан недействующим со дня принятия в части слов «8 процентов».

Решением собрания депутатов Ледовского сельсовета Советского района Курской области от 28.05.2019 г. №9 в пункт 3.2 Положения от 12.01.2018 г. изложен в новой редакции, в частности установлено, что за каждый полный год осуществления полномочий главы сельсовета на постоянной основе свыше трех лет размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается на 3 процента денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области. Общая сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности) и размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) не может превышать для главы сельского поселения с численностью: до 500 человек – не более 30 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области; от 500 до 3 тыс. человек – не более 35 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области.

Согласно п.2 вышеназванного Решения от ДД.ММ.ГГГГ оно вступает в силу со дня его официального обнародования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г.

С учетом внесенных в Положение изменений, Распоряжением администрации Ледовского сельсовета Советского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ Дементьевой В.В. был произведен перерасчет ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости по старости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета, что сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости составит 17 % денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области.

Эти обстоятельства стороны по делу не оспаривали.

Обратившись с данным иском в суд, Дементьева В.В. указала, что утвержденное Решением собрания депутатов Ледовского сельсовета Советского района Курской области от 12.01.2018 г. №6 Положение о порядке назначения, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) Главе Ледовского сельсовета Советского района Курской области, осуществляющего полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянно основе, в том числе с учетом изменений, внесенных Решением собрания депутатов Ледовского сельсовета Советского района Курской области от 28.05.2019 г. №9, не может применяться в отношении нее за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как это влечет уменьшение размера доплаты к страховой пенсии по старости, исчисленной согласно решению суда от 07.06.2018 г. в порядке ч.3 ст.13.1 Закона Курской области от 11.12.1998 г. №35-ЗКО (в редакции от 19.04.2013 г.), что в силу ст.55 Конституции РФ недопустимо.

По мнению истицы и ее представителя, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ является основанием для исчисления и выплаты Дементьевой В.В., которая осуществляла полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе 7 полных лет, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должна быть исчислена таким образом, чтобы общая сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости составляла 30 % денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области (23% за работу не менее трех лет, с увеличением размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости на 3% за один проработанный год, но не более 30%).

Разрешая спор и, частично удовлетворяя исковые требовании, суд первой инстанции указал, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно вводить и изменять порядок и условия предоставления гарантий по дополнительному пенсионному законодательству выборному должностному лицу органа местного самоуправления за счет средств расходной части бюджета соответствующего муниципального образования, исходя из имеющихся финансово-экономических возможностей. С учетом апелляционного определения Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Решения собрания депутатов Ледовского сельсовета Советского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ, утвердившего новое Положение о порядке назначения, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) Главе Ледовского сельсовета Советского района Курской области, осуществляющего полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянно основе, в том числе с учетом изменений, внесенных Решением собрания депутатов Ледовского сельсовета Советского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ, Распоряжения администрации Ледовского сельсовета Советского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции сделал вывод о том, что ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости Дементьевой В.В., осуществляющей полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе в течение 7 полных лет, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должна быть исчислена таким образом, чтобы общая сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости составляла 30 % денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области, а в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 17 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области (5% + 4*3% = 17%). Согласно произведенному судом первой инстанции расчету, задолженность по ежемесячной доплате к страховой пенсии по старости за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ за вычетом суммы подоходного налога на доходы физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6418 руб. 68 коп., незаконно удержанного ответчиком с Дементьевой В.В. и взысканного с Ледовского сельсовета Советского района Курской области в ее пользу на основании решения Советского районного суда Курской области от ДД.ММ.ГГГГ, составила <данные изъяты>., которую суд взыскал с ответчика в пользу Дементьевой В.В.

Суд исходил из того, что в соответствии с п.4 решение Собрания Депутатов Ледовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, настоящее решение вступает в силу с момента обнародования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. правовым нормам, изменившим размер доплаты к пенсии по старости (инвалидности) в сторону уменьшения, придана обратная сила, что является недопустимым, так как противоречит нормам действующего законодательства, Конституции РФ.

В силу ст. 55 Конституции РФ запрещается издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (часть 2), ограничения же прав и свобод человека и гражданина федеральным законом допустимы лишь в той мере, в какой это необходимо в конституционно значимых целях (часть3).

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в решении от ДД.ММ.ГГГГ-р, постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ- П, от ДД.ММ.ГГГГ-П, от ДД.ММ.ГГГГ-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающему, по существу отмену для этих лиц права, приобретенного в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями части 1 статьи 1, статей 2, 17, 18, 19 и 54, частей 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеизложенную правовую позицию Конституционного суда РФ, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что утвержденное решением Собрания Депутатов Ледовского сельсовета Советского района Курской области от 12.01.2018 г. №6 Положение о порядке назначения, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) Главе Ледовского сельсовета Советского района Курской области, осуществляющего полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе подлежит применению с момента его обнародования и не применяется к правоотношениям, имевшим место до этой даты.

Согласно справке Администрации Ледовского сельсовета Советского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ, решение Собрания Депутатов Ледовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) Главе Ледовского сельсовета Советского района Курской области, осуществлявшего полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе» было размещено на официальном сайте муниципального образования 12.01.2018 г., и в тот же день размещено на трех информационных стендах, размещено в Регистре нормативных правовых актов Курской области, что ответчиком не опровергнуто.

В связи с изложенным, вывод суда о взыскании с ответчика в пользу Дементьевой В.В. задолженности ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, расчет которой произведен судом исходя из того, чтобы общая сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости составляла 30 % денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области (23% за работу не менее трех лет, с увеличением размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости на 3% за один проработанный год, но не более 30%) является обоснованным.

Правильность произведенного судом расчета задолженности ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ судом апелляционной инстанции проверена, расчет признан верным.

В то же время, судебная коллегия не может согласиться с расчетом задолженности ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя 17 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области (5% + 4*3% = 17%), поскольку этот расчет основан на неправильном толковании и применении судом первой инстанции норм материального права, противоречит вышеизложенной правовой позиции Конституционного суда РФ.

Судебная коллегия находит обоснованным довод апелляционной жалобы представителя истицы о том, что решение Собрание депутатов Ледовского сельсовета Советского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым внесены изменения в решение Собрания депутатов Ледовского сельсовета Советского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ на правоотношения, возникшие в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не распространяется. Правовым нормам, изменившим размер доплаты к пенсии по старости (инвалидности) в сторону уменьшения, не может быть придана обратная сила.

Согласно решению Собрания депутатов Ледовского сельсовета Советского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в решение Собрания депутатов Ледовского сельсовета Советского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ, которое обнародовано и вступило в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ и распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. правовым нормам, изменившим размер доплаты к пенсии по старости (инвалидности) в сторону уменьшения, придана обратная сила.

Таким образом, применение органом местного самоуправления нормативно-правового акта на правоотношения, возникшие до его принятия, нарушают положения п.1 ч.1 ст. 4 ГК РФ, предусматривающей, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношения, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Иное толкование Закона ответчиком противоречит его буквальному содержанию и смыслу, придаваемому ему законодателем.

Согласно справке администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, Решение Собрания депутатов Ледовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Решение Собрания депутатов Ледовского сельсовета Советского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ размещено на официальном сайте администрации Ледовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, обнародовано на трех информационных стендах ДД.ММ.ГГГГ, в этот же день размещено в Регистре нормативных правовых актов Курской области.

При изложенных обстоятельствах полагать, что к правоотношениям, имевшим место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит применению Решение Собрания депутатов Ледовского сельсовета Советского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ у суда правовых оснований не имелось.

Судебная коллегия проверила расчет задолженности ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признала его правильным.

В то же время, судебная коллегия приходит к выводу о том, что из суммы задолженности подлежит исключению сумма незаконно удержанного с Дементьевой В.В. налога на доходы физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., которая истицей при определении размера задолженности, учтена не была.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Советского районного суда Курской области от ДД.ММ.ГГГГ с администрации муниципального образования «Ледовской сельсовет» Советского района Курской области в пользу Дементьевой В.В. взыскан излишне удержанный налог на доходы физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>

Истица Дементьева В.В. в суде апелляционной инстанции не оспаривала, что вышеуказанное решение суда от ДД.ММ.ГГГГ исполнено и денежные средства в размере <данные изъяты>. ею получены.

В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит изменению.

С учетом выплаченных ответчиком истице сумм в добровольном порядке, суммы незаконно удержанного с истицы налога на доходы физических лиц и выплаченного ответчиком на основании решения Советского районного суда Курской области от ДД.ММ.ГГГГ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в пользу Дементьевой В.В. с администрации муниципального образования «<данные изъяты> области подлежит взысканию задолженность ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>

В связи с изменением решения суда, подлежат изменению и судебные расходы в виде государственной пошлины, уплаченной истицей при подаче искового заявления в суд.

С учетом удовлетворенной части исковых требований и положений ст. 88, 98 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ, с ответчика в пользу истицы подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5820 руб. 36 коп.

В то же время, судебная коллегия соглашается с решением суда о взыскании с администрации Ледовского сельсовета Советского района Курской области в пользу Дементьевой В.В. расходов по оплате услуг представителя в соответствии со ст.ст. 94, 98, 100 ГПК РФ в размере <данные изъяты>. в разумных пределах.

Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в рамках доводов, изложенных в апелляционной жалобе представителя истицы.

Руководствуясь ст.ст.199, 328, 329, п.п.3, 4 ч.1 ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда Курской области от 18 июля 2019 года изменить, изложить его в следующей редакции:

«Взыскать с Администрации Ледовского сельсовета Советского района Курской области в пользу Дементьевой В.В. ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости за период с <данные изъяты> г. в размере <данные изъяты>.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

Взыскать с Администрации Ледовского сельсовета Советского района Курской области в пользу Дементьевой В.В. в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины при подаче искового заявления в суд <данные изъяты> и расходов по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты>

Апелляционную жалобу удовлетворить частично.

Председательствующий -

Судьи -