ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-11/2022 от 26.07.2023 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Судья Старкова Т.М. УИД 18RS0014-01-2021-000895-85

Апел. производство № 33-2650/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего Глуховой И.Л.,

судей Пашкиной О.А., Батршиной Ф.Р.,

при секретаре Климовой В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПСА на решение Игринского районного суда Удмуртской Республики от 27 октября 2022 года, которым

в удовлетворении исковых требований ПСА к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике о признании решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по УР (межрайонное) от 31.08.2021 об отказе в досрочном установлении страховой пенсии по старости незаконным в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы с 08.01.1997 по 13.04.1997, с 29.05.1997 по 31.10.2000 по должности мастера, занятого на работах по подземному и капитальному ремонту скважин в цехе подземного и капитального ремонта скважин ОАО «<данные изъяты>» и отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости; возложении обязанности включить в стаж с тяжелыми условиями труда периоды с 08.01.1997 по 13.04.1997, с 29.05.1997 по 31.10.2000 работы по должности мастера, занятого на работах по подземному и капитальному ремонту скважин в цехе подземного и капитального ремонта скважин ОАО «<данные изъяты>» и назначить досрочно страховую пенсию по старости как лицу, имеющему необходимый стаж с тяжелыми условиями труда и страховой стаж не менее 25 лет, начиная с 08.05.2021; взыскании расходов по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты> руб., государственной пошлины <данные изъяты> руб., к Публичному акционерному обществу «<данные изъяты> о признании незаконными действий по отражению общими условиями на лицевом счете застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования ПСА период работы с 10.12.1999 по 31.10.2000 по должности мастера, занятого на работах по подземному и капитальному ремонту скважин; возложении обязанности сдать в территориальный орган Пенсионного фонда РФ корректирующие формы в лицевой счет застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования ПСА по периоду работы с 10.12.1999 по 31.10.2000 в должности мастера, занятого на работах по подземному и капитальному ремонту скважин с отражением кода льгот ЗП12Б2130200б-23187, отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике СЕА и представителя ОАО «<данные изъяты>» ХАВ, полагавших жалобу необоснованной, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ПСА обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Игринском районе Удмуртской Республики (межрайонное) (далее - Управление) о восстановлении пенсионных прав. В обоснование указал, что 08.04.2021г. обратился к ответчику за досрочным назначением страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ. в назначении данной пенсии ему было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа работы с тяжелыми условиями труда, специальный стаж установлен ответчиком в размере 09 лет 08 и месяцев 25 дней. При этом ответчик не включил в специальный стаж следующие периоды его работы: с 08.01.1997г. по 13.04.1997г., с 29.05.1997г. по 31.12.2000г., с 16.11.2001г. по 31.12.2001 г. - в должности мастера по ремонту оборудования в цехе подземного и капитального ремонта скважин и исполняющего обязанности старшего механика в этом же цехе ОАО «<данные изъяты>»; с 27.09.2010г. по 30.09.2010г., с 01.10.2012г. по 31.12.2012г. - в должности инженера по бурению, занятого непосредственно на буровой ООО «<данные изъяты>». Полагая необоснованным исключение данных периодов из подсчета специального стажа, что привело к нарушению его пенсионных прав, истец просил признать незаконным решение Управления от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в установлении ему пенсии, обязать ответчика досрочно назначить ему страховую пенсию по старости с момента возникновения права, включив в стаж работы с тяжелыми условиями труда указанные выше период работы, взыскать судебные расходы.

Определением суда от 25.11.2021г. ввиду реорганизации ответчика в порядке процессуального правопреемства произведена замена Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Игринском районе Удмуртской Республики (межрайонное) на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Удмуртской Республике (далее – ОПФР по Удмуртской Республике).

В ходе рассмотрения дела истец неоднократно изменял исковые требования, в конечном итоге предъявил требования к ОПФР по Удмуртской Республике и ПАО «<данные изъяты>, в которых просил признать незаконным решение Управления от ДД.ММ.ГГГГ. об установлении ему пенсии в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы с 08.01.1997г. по 13.04.1997г., с 29.05.1997г. по 31.10.2000г. по должности мастера, занятого на работах по подземному и капитальному ремонту скважин в цехе подземного и капитального ремонта скважин ОАО «<данные изъяты>» и отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости; обязать пенсионный орган включить в стаж с тяжелыми условиями труда вышеуказанные периоды работы и досрочно назначить ему страховую пенсию по старости с момента возникновения права - с 08.05.2021; признать незаконными действия ПАО «<данные изъяты>» по отражению общими условиями на лицевом счете ПСА периода работы с 10.12.1999г. по 31.10.2000г. по должности мастера, занятого на работах по подземному и капитальному ремонту скважин и обязать ПАО «<данные изъяты>» сдать в территориальный орган Пенсионного фонда РФ корректирующие формы в лицевой счет застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования ПСА по указанному периоду его работы с отражением кода льготы ЗП12Б 2130200б-23187.

В судебном заседании представители истца КЗГ данные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ОПФР по Удмуртской Республике СЕА. исковые требования не признала, ссылаясь на отсутствие правовых основания для включения спорных периодов в стаж работы с тяжелыми условиями труда.

Представитель ПАО «<данные изъяты>» СОС исковые требования не признала, ссылаясь на отсутствие документального подтверждения постоянной занятости истца в спорные периоды на выполнении работ с тяжелыми условиями труда по должности мастера, занятого на работах по подземному и капитальному ремонту скважин, и достоверность представленных ими в лицевой счет истца по данному периоду индивидуальных сведений без указания кода льготы.

Судом вынесено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ПСА просит данное решение отменить, удовлетворив его исковые требования. Ссылаясь на представленные в материалы дела доказательств, полагает доказанным факт его постоянной занятости в спорные периоды на выполнении работ по должности мастера по подземному и капитальному ремонту скважин, что соответствует Списку №2. Указывает на наличие в материалах дела двух взаимоисключающих уточняющих справок ОАО «<данные изъяты>» по спорным периодам его работы, в одной из которых работодатель подтверждал льготный характер его работы в эти периоды. В подтверждение своего права на включение спорных периодов работы в специальный стаж ссылается на досрочное назначение пенсии в связи с тяжелыми условиями труда другим работникам его бригады. Указывает, что судом не дана оценка представленным в материалы дела документам: коллективные договоры, приказы работодателя, карточка формы Т-2, лицевые счета, которые подтверждают его постоянную занятость в должности, дающей право на досрочную пенсию.

В возражениях на апелляционную жалобу ПАО «<данные изъяты>» и Отделение фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Удмуртской Республике (правопреемник ОПФР по Удмуртской Республике, далее по тексту - ОСФР по Удмуртской Республике) приводят доводы о законности принятого судом решения.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, оснований его отмены не находит.

Как следует из материалов дела, ПСАДД.ММ.ГГГГ года рождения за один месяц до достижения возраста 55 лет обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

По данному обращению ПСА Управлением принято решение от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в установлении ему пенсии в соответствии с п.2 ч 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого стажа работы с тяжелыми условиями труда, специальный стаж установлен 09 лет 08 месяцев 25 дней вместо требуемых 12 лет 6 месяцев.

В последующем решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ. отменено ранее внесенное решение от ДД.ММ.ГГГГ. и по заявлению ПСА от ДД.ММ.ГГГГ. вынесено новое решение об отказе в установлении ему пенсии в соответствии с п.2 ч 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого стажа работы с тяжелыми условиями труда, специальный стаж установлен 10 лет 02 месяца 19 дней вместо требуемых 12 лет 06 месяцев.

При этом ответчик не включил в специальный стаж, в том числе, периоды работы ПСА с 08.01.1997г. по 13.04.1997г. и с 29.05.1997г. по 31.10.2000г. в должности мастера по ремонту оборудования в цехе подземного и капитального ремонта скважин <данные изъяты> НГДУ ОАО «<данные изъяты>», указав, что справкой работодателя эти работы не квалифицированы как работы по Списку от 1991 года.

Решением ОПФР по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ. ПСА по достижении возраста <данные изъяты> лет досрочно назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п.2 ч. 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 08 мая 2022 года бессрочно.

Полагая, что исключение пенсионным органом вышеуказанных спорных периодов его работы в ОАО «<данные изъяты>» привело к необоснованном отказу в досрочном назначении ему страховой пенсии по старости по достижении им возраста 55 лет, а также считая, что представленные работодателем индивидуальные сведения по спорным периодам его работы без отражения кода льготы являются недостоверными и подлежат корректировке, ПСА обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд, придя к выводу о недоказанности факта занятости истца в спорные периоды на выполнении работ с тяжелыми условиями труда, предусмотренных Списком N 2 от 26.01.1991г. №10, в связи чем права на досрочное пенсионное обеспечение в возрасте 55 лет у него не возникло, а также признав достоверными представленные работодателем по спорным периодам работы истца индивидуальные сведения без отражения кода особых условий труда по Списку N 2, и не усмотрев оснований для их корректировки, в удовлетворении исковых требований ПСА отказал.

Судебная коллегия с этими выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждены исследованными доказательствами.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

В силу общих положений ч.1 ст. 8 Федерального закона Федеральный закон N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 названного Федерального закона.

Согласно п.2 ч.1 ст.30 Федеральный закон N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.

В соответствии с ч.2 ст.30 названного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу ч.3 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 этой же статьи).

Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее – Список N 2 1991 года);

Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.г.

Как предусмотрено пунктом 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При этом в соответствии с п.5 Разъяснений Министерства труда РФ от 22.05.1996г. №5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Аналогичная норма содержится и в п.2 Разъяснений о порядке применения на территории РСФСР Списков № 1 и № 2, утвержденных Приказом Минтруда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 года № 3/235.

Пунктом 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н (далее - Порядок N 258н), предусмотрено, что периоды работы с тяжелыми условиями труда подлежат подтверждению.

В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 4 названного Порядка).

Пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года N 1015 (далее – Правила N 1015), предусмотрено, что применительно к периодам работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Кроме того, в силу ч.1 ст.14 Федерального закона N 400-ФЗ подтверждение страхового стажа по периодам, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» осуществляется на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч.2 ст.14 Федерального закона N 400-ФЗ).

Аналогичные положения содержатся в пункте 4 Правил N 1015.

ПСА претендует на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ.

Свои требования о праве на досрочное пенсионное обеспечение истец обосновывает наличием оснований для включения в специальный стаж спорных периодов его работы с 08.01.1997г. по 13.04.1997г. и с 29.05.1997г. по 31.10.2000г. указывая, что эти периоды работал в должности мастера, занятого на работах по подземному и капитальному ремонту скважин, в цехе подземного и капитального ремонта скважин ОАО «<данные изъяты>», что соответствует позиции 2130200б-23187, подраздела 2б, раздела XII Списка N 2 1991 года и дает право на включение этих периодов в стаж работы с тяжелыми условиями труда.

Указанные спорные периоды работы истца имели место в период действия Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, в соответствии с которым надлежит произвести оценку его пенсионных прав.

Согласно раздела XII " Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца», подраздела 2 «Добыча нефти, газа и газового конденсата), позиции 2130200б-23187 данного Списка N 2 1991 года право на досрочное пенсионное обеспечение имеют, в том числе, мастера, старшие мастера, занятые на работах по подземному и капитальному ремонту скважин.

Согласно приказов работодателя, записей в трудовой книжке ПСА с 08.11.1997г. был переведен на должность мастера по ремонту оборудования в цех подземного и капитального ремонта скважин <данные изъяты> НГДУ ОАО «<данные изъяты>» (приказ от ДД.ММ.ГГГГ.), с 01.11.2000г. переведен исполняющим обязанности старшего механика в этом же цехе (приказ от ДД.ММ.ГГГГ.). Аналогичные сведения о работе истца в указанный период отражены в его личной карточке формы Т-2 (л.д.30, т.1).

Таким образом, согласно первичных документов работодателя и сведений в трудовой книжке в спорные периоды ПСА значится работающим в должности мастера по ремонту оборудования в цех подземного и капитального ремонта скважин, что не соответствует Списку N 2 1991 года.

Поэтому в рамках заявленного истцом предмета и основания иска подлежал доказыванию факт его постоянной занятости в течение полного рабочего дня в спорные периоды на выполнении работ в качестве мастера, занятого на работах по подземному и капитальному ремонту скважин на объектах добычи нефти, газа.

Между тем, по мнению судебной коллегии, эти обстоятельства при рассмотрении дела не нашли своего подтверждения и истцом в порядке ст.56 ГПК РФ не доказаны.

Так, из Устава ОАО «<данные изъяты>» и сведений ЕГРЮЛ следует, что основным видом деятельности данной организации являлось, в том числе, добыча нефти и газа.

Из локальных актов ОАО «<данные изъяты>» - Положение о филиале ОАО «<данные изъяты>», утвержденного генеральным директором ОАО «<данные изъяты>» 16.08.1999, Положения об <данные изъяты> НГДУ производственного объединения «<данные изъяты>» (утверждено 24.05.1989г.) следует, что <данные изъяты> НГДУ входило в состав Общества, и предметом его деятельности являлось, в том числе, добыча и подготовка нефти и газа.

В спорные периоды истец осуществлял свою деятельность в цехе подземного и капитального ремонта скважин <данные изъяты> НГДУ ОАО «<данные изъяты>».

«Положение о цехе подземного и капитального ремонта скважин <данные изъяты> НГДУ» (утверждено 04.06.2002г.) предусматривает, что главной задачей цеха являлся своевременный и качественный ремонт эксплуатационных и нагнетательных скважин, проведение мероприятий по интенсификации добычи нефти и помимо приемистости нагнетательных скважин, испытание новых образцов глубинного оборудования в скважинах.

Из представленных в материалы дела штатных расписаний руководителей, специалистов и служащих <данные изъяты> НГДУ ОАО «<данные изъяты>» за 1997-2000 годы следует, что в цехе подземного и капитального ремонта скважин были, наряду с должностью мастера по ремонту оборудования, которую в спорные периоды занимал истец, имелись самостоятельные должности мастера по подземному капитальному ремонту скважин, которые предусмотрены в Списке N 2 1991 года.

Из содержания представленных ПАО «<данные изъяты>» должностных инструкций по указанным должностям - мастера по подземному и капитальному ремонту скважин, мастера по ремонту оборудования (л.д.15-17, т.3, л.д. 96-100, т.1) следует, что функциональные обязанности работников, занимающих эти должности, не тождественны. Так, согласно указанных должностных инструкций в обязанности мастера по ремонту оборудования входит осуществление руководства бригадой по межремонтному обслуживания, плановому и внеплановому ремонту оборудования, а в обязанности мастера по подземному и капитальному ремонту скважин – обеспечение правильной и безопасной организации работ, эксплуатации оборудования закрепленных объектов (скважин) в строгом соответствии с установленными технологическими режимами. Таким образом, сопоставление должностных обязанностей лиц по указанным должностям свидетельствует о том, что мастер по подземному и капитальному ремонту скважин был занят непосредственно ремонтными работами на объектах по добыче нефти и газа (скважинах), тогда как в обязанности мастера по ремонту оборудования выполнение ремонтных работ непосредственно в скважинах не входило, эти ремонтные работы выполнялись в пределах цеха подземного и капитального ремонта скважин, что следует, в том числе, из собственных объяснений истца.

Таким образом, наличие в штате <данные изъяты> НГДУ ОАО «<данные изъяты>» в спорные периоды самостоятельных должностей мастера по ремонту оборудования, мастера по подземному капитальному ремонту скважин с разными функциональными обязанностями не позволяет прийти к выводу о том, что, работая в должности мастера по ремонту оборудования, истец фактически выполнял обязанности по должности мастера по подземному капитальному ремонту скважин.

Представленные в материалы дела лицевые счета не содержат сведений о занятости истца в спорный период с 1997г. по 2000г. на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, в расчетных листках ПСА за спорный период отсутствуют какие-либо доплаты за вредные и тяжелые условия труда

Локальные акты, которыми бы работодатель относил должность истца к профессиям и должностям, имеющим право на досрочное пенсионное обеспечение, также отсутствуют.

В уточняющей справке , выданной ПАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющей особый характер работы или условия труда, спорные периоды истца не указаны в качестве работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда.

Анализируя характер выполняемых истцом в спорные периоды работ, суд исходил из того, что виды работ, проводимых в рамках капитального ремонта скважин, указаны в Правилах ведения ремонтных работ в скважинах РД 153-39-023-97, утвержденных заместителем Министра Минтопэнерго России 18.08.1997, дата введения 01.11.1997г. Также судом проанализирован Руководящий документ РД 153-39.0-088-01 «Классификатор ремонтных работ в скважинах» (утв. Приказом Министерства энергетики РФ от 22.10.2001 №297), где предусмотрены виды работ, относящихся к капитальному и текущему ремонту скважин. Исходя из указанных актов и представленных в материалы дела документов, определяющих должностные обязанности истца в спорные периоды, суд пришел к правильному выводу, что характер работы истца в эти периоды не был связан с выполнением работ по подземному и капитальному ремонту скважин. Данные работы в ПАО «<данные изъяты>» выполняли мастера по подземному и капитальному ремонту скважин, к которым истец не относился. Выводы суда в указанной части подробно мотивированы в решении, судебная коллегия находит эти выводы правильными и не подлежащими переоценке.

Также следует учесть, что в соответствии с положениями ст.14 Федерального закона N 400-ФЗ и п.4 Правил N 1015 периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом по периодам до регистрации гражданина в системе обязательство пенсионного страхования подтверждение страхового стажа также возможно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч.1 ст.14 Федерального закона N 400-ФЗ).

ПСА зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица с 10.12.1999г. Соответственно после регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования периоды его деятельности, подлежащие включению в стаж для досрочного назначения пенсии должны подтверждаться сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно сведений из лицевого счета застрахованного лица по спорным периодам работы ПСА с 08.01.1997г. по 13.04.1997г. и с 29.05.1997г. по 31.10.2000г. мастером по ремонту оборудования <данные изъяты> НГДУ ОАО «<данные изъяты>» работодателем индивидуальные сведения представлены общими условиями без указания кода льготы особых условий труда (л.д.38, т.4). Таким образом, и работодатель не подтверждает постоянную занятость истца в спорные периоды на работах и должностях, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. Корректировка этих сведений в установленном законом порядке не произведена. Аналогичную позицию об отсутствии в спорные периоды факта выполнения истцом работ с тяжелыми условиями, предусмотренными Списком N 2 1991 года, представитель ОАО «<данные изъяты>» выражал и в ходе рассмотрения настоящего дела. Поэтому в отсутствие подтверждения льготного характера работы истца по данным периодам работы сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, оснований для включения их в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.2 п.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ не имеется.

Разрешая требования истца о понуждении ПАО «<данные изъяты>» произвести корректировку сведений его лицевого счета по периоду работы с 10.12.1999г. по 31.10.2000г. с отражением данного периодов с кодом особых условий труда как работы с тяжелыми условиями труда, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для подобной корректировки лицевого счета, с чем судебная коллегия соглашается, находя эти выводы суда правильными.

Так, с введением индивидуального (персонифицированного) учета в рамках системы обязательного пенсионного страхования законодатель предусмотрел механизмы контроля работника за состоянием своего индивидуального лицевого счета, включая возможность оспаривания не соответствующих действительности индивидуальных сведений.

Так, в статье 14 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) предусмотрено право застрахованного лица на получение в органах Пенсионного фонда РФ сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, и при несогласии с указанными сведениями возможность обращения с заявлением об их исправлении в пенсионный орган, либо в суд.

Статьей 16 данного Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено право пенсионного органа по заявлению застрахованного лица осуществлять корректировку сведений персонифицированного учета и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации.

В целях реализации указанных положений закона Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 15.10.2019г. №519п утвержден «Порядок осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет» (далее - Порядок №519п).

Согласно пункта 4 данного Порядка №519п в целях корректировки сведений персонифицированного учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет застрахованное лицо представляет заявление, а также документы, подтверждающие основания для корректировки сведений персонифицированного учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет (за исключением документов, находящихся в распоряжении территориальных органов ПФР или иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях), в том числе, о стаже на соответствующих видах работ, дающем право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Согласно п.39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016г. №766н, при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по заявлению застрахованного лица и на основании представленных застрахованным лицом документов, либо на основании документов, подтверждающих стаж застрахованного лица и находящихся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации, принимает решение о дополнении (уточнении) индивидуального лицевого счета в части сведений о стаже застрахованного лица и не позднее семи рабочих дней со дня принятия такого решения сообщает об этом застрахованному лицу.

Из содержания указанных положений следует, что корректировка сведений индивидуального (персонифицированного) учета по заявлению застрахованного лица осуществляется пенсионным органом при предоставлении заявителем документов, подтверждающих основания для такой корректировки сведений в лицевом счете ввиду их недостоверности.

В настоящем случае для реализации предусмотренных в ст.14 Федерального закона N 27-ФЗ полномочий ПСА к ответчику с заявлением о корректировке сведения персонифицированного учета по спорным периодам работы с отражением их в лицевом счете с кодом особых условий труда не обращался.

Давая оценку представленных истцом в настоящем деле документов, судебная коллегия пришла к выводу, что эти доказательства достоверно не подтверждают постоянную занятость на выполнении работ с тяжелыми условиями труда, в связи с чем недостоверность содержащихся в его лицевом счете сведений по спорным периодам работы документально не подтверждена и оснований для осуществления корректировки этих сведений ответчиком не имеется. Поэтому заявленные истцом требования о корректировке сведений в его лицевом счете удовлетворению подлежат.

Доводы жалобы истца о том, что в подтверждение факта его работы с тяжелыми условиями труда в виде работ по подземному и капитальному ремонту в скважинах судом не приняты во внимание коллективные договоры ОАО «<данные изъяты>», в соответствии с которыми истец как выполнявший эти работы пользовался льготами в виде получения талонов на питание, спецодежды, права на дополнительный отпуск, не могут быть приняты во внимание в данном споре. Тот факт, что истец пользовался указанными выше льготами, включая право на дополнительный отпуск, сам по себе не порождает возникновение права на досрочную пенсию, поскольку право на досрочное пенсионное обеспечение возникает только при наличии условий, определенных пенсионным законодательством, к которым данные обстоятельства законодателем не отнесены.

Доводы истца о том, что другие работавшие в с ним в спорный период лица реализовали свое право на досрочное назначение пенсии с включением в стаж работы с тяжелыми условиями труда данных периодов, были проверены судом и правомерно отклонены как необоснованные. Так, из запрошенные судом пенсионных дел в отношении МСП, МРН, КАВ, КСИ, ТСА, которым были досрочно назначены страховые пенсии по старости, следует, что в спорные периоды указанные лица работали в должности оператора по подземному ремонту скважин, которая предусмотрена в Списке N2 1991 года, что, в отличие от истца, давало право на включение данных периодов работы в специальный стаж. Кроме того, следует учесть, что реализация другими лицами своего права на досрочную пенсию само по себе не может явиться доказательством наличия такого же права у истца.

Оспаривая выводы суда, истец также указывает, что в 2010 году работодателем ему выдавалась уточняющая справка, в которой работодатель подтверждал льготный характер его работы в спорные периоды по Списку N 2 1991 года.

Вместе с тем, содержащиеся в данной справке от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.163, т.4) сведения о работе истца не могут быть признаны достоверными, т.к. они не соответствуют первичным документом, которые были предметом исследования в данном деле, а также не соответствуют сведения персонифицированного учета, отраженным в лицевом счете ПСА

Таким образом, совокупность исследованных доказательств не подтверждает факт работы истца в спорные периоды в качестве мастера по подземному и капитальному ремонту скважин, в связи с чем его требования о включении спорных периодов его работы с 08.01.1997г. по 13.04.1997г. и с 29.05.1997г. по 31.10.2000г. в <данные изъяты> НГДУ ОАО «<данные изъяты>» в стаж для досрочного назначения пенсии в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона 400-ФЗ не подлежат удовлетворению.

Поскольку факт постоянной занятости ПСА в спорные периоды на выполнении работ с тяжелыми условия труда допустимыми доказательствами не подтвержден, и на дату обращения за назначением пенсии он не имеет необходимого для назначения пенсии специального стажа 12 лет 6 месяцев, его требования о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ по достижении возраста 55 лет удовлетворению не подлежат.

При этом из материалов дела следует, что ввиду наличия у истца специального стажа по Списку N 2 1991 года 10 лет 02 месяца 19 дней, на сегодняшний день ПСА реализовал свое право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по достижении возраста <данные изъяты> лет, что подтверждает решение пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ. о досрочном назначении ему указанной пенсии с 08.05.2022 года.

С учетом изложенного коллегия приходит к выводу, что нарушение пенсионных прав истца ответчиком не допущено, требования истца в рамках заявленного предмета и оснований удовлетворению не подлежат

Таким образом, при разрешении дела судом не допущено нарушений в применении норм материального и процессуального права. Выводы суда основаны на правильном установлении юридически значимых обстоятельств и подтверждены исследованными доказательствами, оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ. Доводы жалобы истца, главным образом, сводятся к иной оценке доказательств, отличной от той, которая дана в судебном решении. Оснований для такой переоценки и для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы коллегия не находит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Игринского районного суда Удмуртской Республики от 27 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ПСА – без удовлетворения

Апелляционное определение в окончательном виде принято 15 августа 2023 года.

Председательствующий Глухова И.Л.

Батршина Ф.Р.

Судьи Пашкина О.А.

Копия верна:

Председательствующий судья Глухова И.Л.