ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1201/19 от 29.10.2019 Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

Судья Дзуцева А.А.

Дело № 2-1201/19

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 октября 2019 года по делу №33-2342/2019

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:

председательствующего судьи Нигколовой И.И.,

судей Григорян М.А. и Калюженко Ж.Э.,

при секретаре Зангиевой Л.Э.,

рассмотрела в открытом судебном заседании, по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, гражданское дело по иску военного прокурора Владикавказского гарнизона в интересах Российской Федерации к Татровой Т.В. о прекращении статуса ветерана боевых действий, возложении обязанности сдать удостоверение для его уничтожения,

установила:

Военный прокурор Владикавказского гарнизона в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Татровой Т.В. о прекращении статуса ветерана боевых действий и возложении обязанности сдать удостоверение ветерана боевых действий для уничтожения. В обоснование своих требований сослался на то, что в ходе проведения проверки Военной прокуратурой Владикавказского гарнизона законности выдачи гражданскому персоналу военного комиссариата РСО-Алания удостоверений ветеранов боевых действий установлено, что в июле 2005 года выдано удостоверение ветерана боевых действий серии БК ... служащей военного комиссариата Татровой Т.В. Изучением имеющихся документов, подтверждающих получение Татровой Т.В. вышеуказанного удостоверения последней отражена в книге учета удостоверений ветерана боевых действий военного комиссариата РСО-Алания (по номенклатуре 2004-2006 годов ...) за ... от 14 июля 2005г. Опрошенная в ходе проверки Татрова Т.В. пояснила, что в служебные командировки на территорию Чеченской республики в период 1999 года по 2004 год не убывала, участие в боевых действиях не принимала. Военным комиссариатом РСО-Алания сведения, подтверждающие получение Татровой Т.В. направление в служебные командировки на территорию Чеченской республики и ее участие в боевых действиях представлены не были. По сообщению начальника управления кадров Южного военного округа, удостоверения ветерана боевых действий на военнослужащих и гражданский персонал военного комиссариата РСО-Алания управлением кадров Северо-Кавказского военного округа не оформлялось, документы послужившие основанием для выдачи удостоверений ветерана боевых действий, в управление кадров не передавались. Поскольку факт непосредственного участия в боевых действиях не подтвержден, то выданное удостоверение ветерана боевых действий получено необоснованно.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель Военной прокуратуры Владикавказского гарнизона Гаркуша А.Н., действующий на основании доверенности №3335 от 20.06.2019, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Ответчик Татрова Т.В., в судебное заседание не явилась.

Представитель Военного комиссариата РСО-Алания, в судебное заседание не явился, в адрес суда направил отзыв на исковое заявление, в котором просил удовлетворить исковые требования Военного прокурора Владикавказского гарнизона в полном объеме.

Представитель Управления пенсионного фонда РФ в г.Владикавказ РСО-Алания участие в судебном заседании не принимал. Извещен надлежащим образом.

Промышленным районным судом г.Владикавказ РСО-Алания 23.07.2019 постановлено решение, которым исковые требования военного прокурора Владикавказского гарнизона, поданные в интересах Российской Федерации удовлетворены.

С указанным решением не согласилась Татрова Т.В.

В апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.

В возражениях на апелляционную жалобу Военный прокурор Владикавказского гарнизона просит решение Промышленного районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 23.07.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Татровой Т.В. - без удовлетворения.

15.10.2019 судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания вынесено определение о переходе к рассмотрению гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

В силу п.2 ч.4 ст.330 ГПК РФ одним из оснований для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Рассматривая дело в отсутствие ответчика Татровой Т.В., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что она извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Между тем, указанное обстоятельство материалами дела не подтверждается.

Из материалов дела усматривается, что Татрова Т.В. проживает и зарегистрирована по адресу: ....

По указанному адресу судом направлено уведомление о назначении подготовки дела к судебному разбирательству, которое вручено Татровой Т.В. 13.09.2019, что усматривается из уведомления о вручении (л.д.45).

На л.д.47 имеется копия судебной повестки на имя Татровой Т.В., которой она вызывалась в Промышленный районный суд г.Владикавказ РСО-Алания на 03.07.2019 в 14-30 час. Сведений об отправлении данной повестки материалы дела не содержат.

Согласно письму УУП ОП №1 Управления МВД России по г.Владикавказ, за подписью капитана полиции Джиоева А.А. от 12.07.2019, Татрова Т.В., прож. ..., 12.07.2019 уведомлена о слушании дела, назначенного на 23.07.2019 в 10ч.00м. по адресу: ....

При этом, доказательств фиксирования судебного извещения или вызова и его вручение адресату материалы дела не содержат.

Посчитав указанное извещение надлежащим, суд первой инстанции рассмотрел дело в ее отсутствие, чем лишил ее возможности осуществлять свои права, предусмотренные ст.35 ГПК РФ.

Принимая во внимание, что Татрова Т.В. в порядке, предусмотренном ст.113 ГПК РФ извещена не была, имеющееся в материалах дела извещение нельзя признать надлежащим.

В силу п.2 ч.4 ст.330 ГПК РФ одним из оснований для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Согласно ч.5 ст.330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.

В заседание судебной коллегии ответчик Татрова Т.В. и представитель Управления пенсионного фонда РФ в г.Владикавказ РСО-Алания не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в строгом соответствии с ч.4 ст.113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела в судебную коллегию не представили. В силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель военной прокуратуры Южного Военного Округа Гаркуша А.Н., действующий на основании доверенности ... от ... исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просил их удовлетворить.

Представитель Военного комиссариата РСО-Алания Джиоева А.Г., действующая на основании доверенности ... от ... с доводами, изложенными в исковом заявлении согласилась и просила удовлетворить исковые требования.

Проверив материалы дела, выслушав объяснение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания приходит к следующему.

Согласно п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах", к ветеранам боевых действий относятся работники Министерства обороны Российской Федерации, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации, а в соответствии с частью 3 статьи 3 Закона, перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к Закону.

В силу раздела 3 приложения к Закону в указанный список включено и выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.

Порядок установления факта участия в контртеррористической операции установлен Постановлением Правительства РФ от 9.02.2004 №65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации".

В соответствии с названным Постановлением к участию в контртеррористической операции приравнивается:

- прохождение службы в дислоцированных на постоянной основе на территории Чеченской Республики воинских частях, учреждениях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях, органах и подразделениях уголовно- исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - воинские части и органы, дислоцированные на территории Чеченской Республики); прикомандирование в воинские части и органы, дислоцированные на территории Чеченской Республики; направление в Чеченскую Республику в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов (в том числе для выполнения задач по обустройству воинских частей и органов, дислоцированных на территории Чеченской Республики); участие в контртеррористических операциях и обеспечение правопорядка и общественной безопасности на административной границе с Чеченской Республикой в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов по перечням, определяемым федеральными органами исполнительной власти.

Согласно п.2 Инструкции "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ", утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 15.03.2004 N77, действовавшей в период с апреля 2004 г. по апрель 2010 г., основанием для выдачи удостоверений лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, выполнявшим задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, является документально подтвержденный факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации".

В силу абзаца 2 п.2 постановления Правительства РФ от 31.03.1994 года

N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Подпунктом "в" п.4 Постановления Правительства РФ от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" также установлено, что периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а с 2 августа 2006г. - руководителем контртеррористической операции.

Таким образом, основания для выдачи удостоверения ветеран боевых действий ограничены фактическим участием в определенных контртеррористических операциях в составе специальных сил Объединенной группировки войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.

При этом, фактическое участие в боевых действиях, контртеррористических операциях должно быть доказано в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства (ч.1 ст.56 ГПК РФ).

Как усматривается из материалов дела, Татрова Т.В. работала по срочному трудовому договору на период с 01.04.2011 по 31.03.2012 в должности сторожа отдела военного комиссариата РСО-Алания по г.Владикавказ.

Документов, послуживших основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий Татровой Т.В. не имеется, в Военном комиссариате имеется только журнал выдачи удостоверений.

В управление кадров Южного военного округа никакие документы не поступали.

Из изложенного следует, что доказательств, свидетельствующих о том, что Татрова Т.В. направлялась на территорию Чеченской Республики для участия в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона не представлено.

Какие-либо приказы, достоверно подтверждающие выполнение ответчиком задач в условиях чрезвычайного положения при вооруженных конфликтах, материалы дела не содержат.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что оснований для документирования Татровой Т.В. удостоверением ветерана боевых действий не имелось, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания

о п р е д е л и л а:

Решение Промышленного районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 23 июля 2019 года отменить и принять новое решение.

Исковые требования военного прокурора Владикавказского гарнизона в интересах Российской Федерации удовлетворить.

Прекратить статус ветерана боевых действий Татровой Т.В.

Обязать Татрову Т.В. сдать удостоверение ветерана боевых действий серии БК ... для его уничтожения в комиссию штаба Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий через военную прокуратуру Владикавказского гарнизона в течение пяти дней после вступления в законную силу настоящего определения.

Настоящее определение вступает в законную силу в день его вынесения.

Председательствующий Нигколова И.И.

Судьи Григорян М.А.

Калюженко Ж.Э.

Резолютивная часть апелляционного определения оглашена 29.10.2019.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01.11.2019.