ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1201/2022 от 05.10.2022 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Курсевич А.И. Дело № 33-5827/2022

№ 2-1201/2022

55RS0003-01-2021-004681-25

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск 05 октября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

Председательствующего Кудря Т.Л.,

судей областного суда Дьякова А.Н., Поповой Э.Н.,

при секретаре Речута Я.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г. Омска в лице представителя по доверенности РАВ на решение Ленинского районного суда г. Омска от <...>

по иску Администрации г. Омска к МАЛ, ДМТ, ДАТ, Д Артёму Т, ДВТ, МДА, КЕК в лице законного представителя ДАТ о выселении из жилого помещения,

встречному исковому заявлению МАЛ к Администрации г. Омска, департаменту жилищной политики Администрации г. Омска о признании договора найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования г. Омска продлённым, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Администрации <...> к МАЛ, ДМТ, ДАТ, Д Артёму Т, ДВТ, МДА, КЕК в лице законного представителя ДАТ о выселении из жилого помещения отказать.

Встречные исковые требования МАЛ удовлетворить.

Признать договор найма жилого помещения по адресу: г. Омск, <...> муниципального жилищного фонда коммерческого использования <...> № ДЖП/1506 от <...>, заключенный между департаментом жилищной политики Администрации <...> и ДАЛ, продленным на тех же условиях на тот же срок.

Взыскать с департамента жилищной политики Администрации <...> (ОГРН 1085543022234, ИНН 5503205740, дата регистрации <...>) в пользу МАЛ, <...> года рождения, место рождения: <...>, Казахстан, паспорт серия 5219 № <...>, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (трёхсот) рублей».

Заслушав доклад судьи Омского областного суда Поповой Э.Н., судебная коллегия

установила:

Администрация г. Омска обратилась с иском к ДАТЛ., ДМТ, ДАТ, ДАТ, ДВТ о расторжении договора найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования и выселении. В обоснование исковых требований указано, что квартира по адресу: <...>, находится в муниципальной собственности. <...> между департаментом жилищной политики Администрации г. Омска (наймодатель) и ДАТЛ. (наниматель) заключен договор найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования г. Омска № ДЖП/1506, на основании которого нанимателю и членам ее семьи: ДМТ (сын), ДАТ (дочь), ДАТ (сын), ДВТ (сын) во временное возмездное владение и пользование предоставлена <...><...> для проживания в ней. Срок действия договора определен с <...> по <...>. Пунктами 3.1 и 3.3 договора предусмотрена плата за пользование жилым помещением в размере 2 800 руб., которая вносится нанимателем со дня подписания акта приема-передачи на расчетный счет наймодателя ежемесячно не позднее 25 числа месяца, предшествующего отчетному, независимо от факта пользования жилым помещением. Однако ответчики обязательства, вытекающие из договора найма, не исполняют. По состоянию на <...> задолженность по договору составила 97 356, 46 руб., а также неустойка в сумме 2 374, 42 руб. Пунктом 5.3.2. договора установлено, что договор подлежит досрочному расторжению в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение за 6 месяцев. Уведомление об обращении в суд с требованием о расторжении договора в случае неоплаты суммы задолженности не позднее, чем через 10 дней после получения настоящего уведомления, направлено ответчику <...>, однако до настоящего времени ответ на уведомление не поступил, задолженность не погашена.

Истец просил расторгнуть договор найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования г. Омска № № <...> от <...>, заключенный между департаментом жилищной политики Администрации г. Омска и ДАТЛ.; выселить ДАТЛ., ДМТ, ДАТ, ДАТ, ДВТ из жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, без предоставления другого жилого помещения.

<...> по данному делу вынесено заочное решение (л.д.102-105 т.1), которое определением от <...> на основании заявления ответчика ДАТ отменено, производство по делу возобновлено (л.д.186-188 т.1).

После возобновления рассмотрения дела по существу истец уточнил исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, ссылаясь иное основание иска - истечение срока договора найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования <...><...>, просит выселить М (ранее-Д) А.Л., ДМТ, ДАТ, ДАТ, ДВТ, КЕК, МДА из жилого помещения по адресу: <...>, без предоставления другого жилого помещения (л.д. 205-206 т.1).

ДАТЛ. и МДА заключили брак <...>, после заключения брака супругам присвоена фамилия М, что подтверждается представленной копией свидетельства о заключении брака (т.1 л.д. 224).

В ходе судебного разбирательства ответчик М (Д) А.Л. обратилась со встречным иском к Администрации г. Омска, в котором с учетом уточнений исковых требований просила признать продленным договор найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования г. Омска № № <...> от <...> на тех же условиях и на тот же срок. В обоснование требований указала, что спорное жилое помещение предоставлено ей и членам ее семьи (детям) в рамках реализации долгосрочной целевой программы <...> «Демографическое развитие <...> до 2030 года» как многодетной семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Она не отказывалась от продления указанного договора, совместно с детьми продолжает проживать в спорном жилом помещении, иного жилья ее семья не имеет. Полагает, что принятие Администрацией г. Омска решения об отказе в продлении договора найма на тех же условиях нарушает ее жилищные права и права членов ее семьи, противоречит целям и задачам программы «Демографическое развитие <...> до 2030 года», участником которой является ее семья. Уведомление от администрации от <...> не получала.

Представитель истца Администрации г. Омска, третьего лица департамента жилищной политики Администрации г. Омска РАВ исковые требования с учетом их уточнения поддержала, в удовлетворении встречного иска просила отказать. Пояснила, что нуждаемость в жилом помещении МАЛ не подтверждала с 2016 года. <...> департаментом жилищной политики Администрации г. Омска нанимателю М (ранее Д) А.Л. направлено письмо от <...> с предложением заключить договор найма жилого помещения на новый срок. Уведомление направлено посредством ООО «Национальная почтовая служба» и доставлено курьером ДАТЛ. <...>, то есть за три месяца до истечения срока договора найма. Однако данное уведомление ДАТЛ. оставила без ответа, необходимые документы не предоставила. Таким образом, срок действия договора найма истек, прав у нанимателя и членов ее семьи на пользование жилым помещением не имеется, они подлежат выселению. Ответчики преимущественным правом на распределение им жилых помещений коммерческого фонда по договорам найма не имеют.

Ответчик МАЛ, ее представитель КНЮ встречные исковые требования поддержали, в удовлетворении иска Администрации г. Омска просили отказать.

МАЛ пояснила, что каких-либо писем от департамента жилищной политики с предложением заключить новый договор найма не получала. Самостоятельно с заявлением о заключении нового договора найма не обращалась, поскольку продолжает проживать в спорной квартире.

Представитель ответчика КНЮ указала, что спорное жилое помещение предоставлено многодетной семье Д в декабре 2016 в рамках реализации долгосрочной целевой программы <...> «Демографическое развитие <...> до 2030 года», и поскольку данная программа рассчитана до 2030 года, то договор найма жилого помещения коммерческого использования должен перезаключаться на тех же условиях до 2030 года. МАЛ имеет преимущественное право на продление срока договора до 2030 года. Семья МАЛ продолжает пользоваться жилым помещением, поддерживает его в надлежащем состоянии, оплачивает необходимые платежи, своими действиями подтверждает свою волю и намерения дальше продолжать использовать жилое помещение на тех же условия. В настоящее время задолженность за наем жилого помещения ответчиком перед истцом погашена.

Ответчики ДМТ, ДАТ, ДАТ, ДВТ, МДА, законный представитель КЕК - ДАТ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Омска РАВ просит решение суда отменить, ссылаясь на его необоснованность. Указала, что свою обязанность по направлению в адрес нанимателя жилого помещения в установленный законом срок уведомления с предложением заключить договор найма на новый срок Администрация г. Омска исполнила, что подтверждается материалами дела. Риск наступления соответствующих последствий вследствие неполучения корреспонденции несет ответчик, а не администрация. Доказательств того, что ответчики не имели возможности получить по месту жительства почтовую корреспонденцию в материалы дела не представлено. Поведение ответчика М (Д) А.Л. можно расценить как недобросовестное, свидетельствующее о злоупотреблении правом. Обращает внимание, что ответчики более трех лет подряд не производили оплату по договору найма, имели значительную задолженность (более 100 000 руб.), оплата которой произведена лишь в феврале 2022 года, в процессе рассмотрения настоящего дела. Материалами гражданского дела подтверждается, что в отношении спорного жилого помещения имеется задолженность по оплате коммунальных услуг в размере более 100 000 руб. Судом не дана правовая оценка тому факту, что в настоящее время семья М (ранее Д) А.Л. уже не является многодетной, не признана в установленном порядке малоимущей, не состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Кроме того, состав семьи нанимателя МАЛ составляет 2 человека (сама наниматель и ее супруг), дети МАЛ являются совершеннолетними и не могут быть учтены в составе ее семьи. Судом первой инстанции разъяснялось стороне ответчиков о необходимости обратиться в Администрацию г. Омска с заявлением о признании указанных граждан малоимущими, о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако данные рекомендации были проигнорированы ответчиками, до настоящего времени соответствующих заявлений от последних не поступило. Считает, что решение суда в данном случае нарушает как имущественные права муниципального образования, так и права на рациональное использование своего имущества, порождает неправомерное поведение граждан в правоотношениях с муниципальным образованием.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.

Изучив материалы настоящего гражданского дела, выслушав представителя Администрации г. Омска РАВ, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика КНЮ, заключение прокурора Алешиной О.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Апелляционное производство, как один из процессуальных способов пересмотра невступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, и в рамках тех требований, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (часть 1 статьи 327.1 ГПК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.

Ст. 671 ГК РФ предусмотрено, что по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

Согласно ч.1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 683 ГК РФ договор найма жилого помещения заключается на срок, не превышающий пяти лет. Если в договоре срок не определен, договор считается заключенным на пять лет.

Согласно пп. 24 п. 2, п. п. 3.1 и 5 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания ряда категорий граждан.

В соответствии со ст. 26.3.1 названного Федерального закона органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Частью 6 ст. 5 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

Согласно ч. 7 ст. 5 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации долгосрочных целевых программ Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 29 июня 2007 года № 87-п, Правительством Омской области принята долгосрочная целевая программа Омской области «Развитие жилищного строительства на территории Омской области (2011 - 2015 годы)».

Рекомендовано органам местного самоуправления Омской области обеспечить разработку и принятие муниципальных долгосрочных целевых программ, направленных на развитие жилищного строительства (п. 3 постановление Правительства Омской области от 24 марта 2011 № 43-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области «Развитие жилищного строительства на территории Омской области (2011 - 2015 годы)»).

Постановлением Администрации г. Омска от <...>№ <...>-п утверждена долгосрочная целевая программа г. Омска «Демографическое развитие <...> до 2030 года», в качестве исполнителей программы определены структурные подразделения Администрации г. Омска (т. 2 л.д. 169).

Задачами Программы являются создание условий для повышения рождаемости, обеспечение поддержки семей с детьми; рост продолжительности жизни населения; улучшение состояния здоровья населения и снижение уровня смертности; регулирование и оптимизация миграционных процессов; формирование системы обеспечения демографической, семейной политики.

Сроки реализации программы установлены с 2010 года по 2030 год.

В целях реализации программы «Демографическое развитие <...> до 2030 года» в бюджете г. Омска были запланированы денежные средства для приобретения жилья, в том числе приобретена спорная <...><...>.

Согласно постановлению Администрации г. Омска от <...>№ <...>-п жилые помещение, расположенные по адресам: г. Омск, <...>, 60, 108, включены в муниципальный жилищный фонд коммерческого использования города.

Порядок и условия предоставления жилых помещений коммерческого фонда по договорам найма, купли-продажи, мены установлен Решением Омского городского Совета от <...>№ <...> «О муниципальном жилищном фонде коммерческого использования <...>».

Муниципальный жилищный фонд коммерческого использования г. Омска представляет собой совокупность жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования городской округ <...> области (далее - жилые помещения муниципального жилищного фонда), предоставляемых (отчуждаемых) юридическим лицам и гражданам по договорам в порядке и на условиях, установленных настоящим Решением, и принимаемыми в соответствии с ним правовыми актами Администрации <...>.

Согласно указанному Решению жилые помещения, приобретенные в рамках реализации долгосрочной целевой программы г. Омска «Демографическое развитие <...> до 2030 года», включаются в коммерческий фонд и предоставляются по договору найма жилого помещения коммерческого фонда многодетным семьям.

Ст. 4 данного Решения предусмотрено, что вопросы предоставления жилых помещений коммерческого фонда, не урегулированные настоящим Решением, подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п. 4-3 ст. 5 Главы 2 данного Решения (Предоставление жилых помещений коммерческого фонда по договорам найма) жилые помещения, приобретенные в рамках реализации долгосрочной целевой программы <...> "Демографическое развитие <...> до 2030 года", включаются в коммерческий фонд и предоставляются по договору найма жилого помещения коммерческого фонда многодетным семьям. Указанные жилые помещения предоставляются многодетным семьям исходя из даты регистрации в Администрации <...> их заявления о предоставлении жилого помещения коммерческого фонда по договору найма.

В соответствии с протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления (отчуждения) жилых помещений муниципального жилищного фонда коммерческого использования г. Омска от <...> утвержден список многодетных семей и распределения жилых помещений, приобретенных в рамках реализации долгосрочной целевой программы <...> «Демографическое развитие <...> до 2030 года».

Ответчик М (Д) А.Л. состояла на учете как многодетная семья с <...>, заявление на участие в программе «Демографическое развитие <...> до 2030 года» было подано многодетной матерью <...>.

Установлено, что жилое помещение по <...>, площадь 80 кв.м, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию г. Омск (т. 1 л.д. 8), предоставлено многодетной семье М (Д) А.Л. по договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования в рамках реализации долгосрочной целевой программы <...> «Демографическое развитие города Омска до 2030 года» как многодетной семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий, <...> (т. 1 л.д. 9-13).

Согласно договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования г. Омска № ДЖП/1506 от <...>, заключённому между муниципальным образованием городской округ г. Омск Омской области и ДАТЛ., <...> г.р., нанимателю предоставляется во временное возмездное владение и пользование <...>, расположенная по адресу: г. Омск, <...>.

Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются: ДМТ, <...> года рождения, ДАТ, <...> года рождения, Д Артём, <...> года рождения, ДВТ, <...> года рождения.

Согласно п. 1.4. договора найма срок его действия установлен с <...> по <...>.

Как следует из п. 1.5 договора, наниматель должен состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, а также наниматель и совместно проживающие с ним члены семьи не должны являться собственниками жилых помещений или нанимателями жилых помещений по договору социального найма в г. Омске.

В силу п. 2.2.8 данного договора при продлении срока настоящего договора наниматель обязан предоставить наймодателю справку от обслуживающей организации об отсутствии задолженности по оплате за коммунальные услуги, плату за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно п. 2.3.2 договора наниматель имеет право преимущественно перед другими лицами заключить договор найма жилого помещения на новый срок.

Пунктом 3.1 договора найма установлено, что сумма платы за пользование жилым помещением составляет 2 800 руб.

В материалы дела представлен акт о взаимных расчетах на <...> между департаментом жилищной политики Администрации г. Омска и ДАЛ по договору коммерческого найма № № <...> от <...>, согласно которому задолженность истца перед ответчиком ДАЛ составляет 10 706,45 руб. (т.2 л.д. 213-214).

Уточняя исковые требования, истец ссылался на факт истечения срока вышеуказанного договора найма, направление <...> нанимателю в порядке ст. 684 ГК РФ уведомления с предложением заключить договор найма жилого помещения на новый срок с разъяснением порядка заключения такого договора, а также последствий истечения срока действия договора найма, которое осталось без ответа. Исходя из указанных обстоятельств истец полагал, что после истечения срока действия договора найма при отсутствии волеизъявления нанимателя на заключение нового договора найма, выраженного в установленный срок, у нанимателя и членов его семьи прекратилось право пользования жилым помещением и они подлежат выселению.

Истец указал, что в соответствии с информацией Министерства труда и социального развития Омской области регистрация семьи МАЛ в качестве многодетной прекращена с <...> в связи с истечением срока регистрации многодетной семьи (исполнение 18 лет ДАТ). Повторно с заявлением о регистрации семьи в качестве многодетной для получения мер социальной поддержки МАЛ не обращалась (т.2 л.д. 118).

По информации начальника отдела правового и кадрового обеспечения департамента жилищной политики Администрации г. Омска, ДАТЛ. состояла на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с <...> с составом семьи: заявитель и дети: сын ЗМТ, дочь ЗАТ, сын ЗАТ, сын ЗВТ При этом ответчик ДАТЛ. не подтверждала нуждаемость в жилом помещении с 2016 года, до настоящего времени М (Д) А.Л. в департамент общественных отношений и социальной политики Администрации г. Омска с заявлением о подтверждении статуса малоимущей не обращалась (л.д. 217 т.1).

Отказывая в иске о выселении ответчиков из жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования и признавая договор найма продленным на тех же условиях на тот же срок, суд первой инстанции исходил из несоблюдения истцом положений ст. 684 ГК РФ: ненадлежащее уведомление ответчиков о возможности заключения договора на тех же или иных условиях, отсутствие надлежащего предупреждения нанимателя об отказе от продления договора, при том, что наниматель в рассматриваемом случае не отказался от продления договора.

Применительно к установленным обстоятельствам данного дела оснований для апелляционного вмешательства не усматривается.

Поскольку между сторонами возникли гражданско-правовые отношения по пользованию ответчиками спорным жилым помещением, основания для прекращения этих отношений устанавливаются гражданским законодательством.

Согласно частям 1, 2 ст. 684 ГК РФ по истечении срока договора найма жилого помещения наниматель имеет преимущественное право на заключение договора найма жилого помещения на новый срок.

Не позднее чем за три месяца до истечения срока договора найма жилого помещения, наймодатель должен предложить нанимателю заключить договор на тех же или иных условиях либо предупредить нанимателя об отказе от продления договора в связи с решением не сдавать в течение не менее года жилое помещение внаем. Если наймодатель не выполнил этой обязанности, а наниматель не отказался от продления договора, договор считается продленным на тех же условиях и на тот же срок.

Таким образом, обязанность предложить нанимателю заключить договор на тех же или иных условиях либо предупредить нанимателя об отказе от продления договора, возложена гражданским законодательством на наймодателя, при несоблюдении которой в случае согласия нанимателя на продление договора договор считается продленным на тех же условиях и на тот же срок.

Из указанной нормы права со всей очевидностью следует, что предложение, исходящее от наймодателя, о заключении договора на новый срок, как и предупреждение нанимателя об отказе от продления такого договора должные быть совершены наймодателем способом, позволяющим с достоверностью убедиться в получении нанимателем данных предложения и (или) предупреждения, либо об отказе нанимателя от их получения.

При этом, как верно указал районный суд, иных положений долгосрочная целевая программа <...> «Демографическое развитие <...> до 2030 года», утвержденная Постановлением Администрации г. Омска от <...>№ <...>-п и Решение Омского городского Совета от 30 сентября 2009 года № 281 «О муниципальном жилищном фонде коммерческого использования <...>» не содержат, а продление срока договора предусмотрено п. 2.2.8 договора.

В соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Судом первой инстанции обоснованно определено, что по данному делу юридически значимым и подлежащим установлению с учетом основания исковых требований и подлежащих применению норм материального права являлось выяснение вопроса о том, выполнил ли наймодатель предусмотренную п. 2 ст. 684 ГК РФ обязанность по направлению в установленный срок в адрес нанимателя уведомления об отказе от продления договора найма.

Из материалов дела следует, что <...> департаментом жилищной политики Администрации г. Омска на имя ДАТЛ. направлено уведомление от <...>, в котором указано, что срок действия заключенного с нею договора № № <...> истекает <...>, заключение нового договора возможно при выполнении условий: подтверждение нуждаемости в жилом помещении в 2021 году, отсутствие у нанимателя и членов ее семьи в собственности жилых помещений на территории г. Омска. Для заключения договора на новый срок адресат может обратиться в департамент жилищной политики Администрации г. Омска до <...>. В случае невыполнения условий и неявки в департамент действие договора будет прекращено (т. 1 л.д. 207-208).

В подтверждение направления уведомления истцом предоставлен список почтовых отправлений - реестр № <...> от <...> (т. 1 л.д. 209-213).

Между департаментом жилищной политики Администрации <...> и ООО «Национальная почтовая служба» заключен договор на оказание услуг почтовой службы. Согласно представленной квитанции по отправлению № <...> следует, что отправителем указан департамент жилищной политики Администрации г. Омска, вид отправления: письмо простое 1 г. – 100, № заказа № <...>, адресат ДАТЛ., доставлено курьерская доставка (т. 1 л.д. 213).

Уведомление с подписью ДАТЛ. в получении уведомления от <...>, либо об отказе последней от получения указанного письма суду не предоставлено.

Судом исследован регламент приема, вручения, хранения и возврата корреспонденции ООО «Национальная почтовая служба – Томск», согласно которому простые почтовые отправления и простые уведомления о вручении почтового отправления опускаются в соответствии с указанными на них адресами в почтовые абонентские ящики, абонементные ячейки (п. 5.3 регламента).

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истцом в обоснование заявленных требований представлено письменное уведомление от <...> о направлении департаментом в адрес МАЛ письма с предложением о заключении договора найма на новый срок, при этом способ доставки данного уведомления не является доказательством надлежащего уведомления, поскольку документа, подтверждающего его вручение, либо отказа от его получения в материалы дела не представлено.

Доказательств наличия обстоятельств, препятствующих надлежащему уведомлению ответчиков, со стороны истца не представлено, на указанные обстоятельства представитель администрации и департамента не ссылается. Доводы истца по о том, что специалисты департамента выходили к МАЛ и пытались вручить ей уведомление, своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли.

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено сведений о принятии Администрацией г. Омска решения не сдавать в наем спорное жилое помещение в течение не менее года и объективных доказательств извещения об отказе от продления договора М (Д) А.Л.

Таким образом, из представленных в материалы дела доказательств не усматривается надлежащее исполнение Администрацией г. Омска обязанности, установленной ст. 684 ГК РФ, в связи с чем, с учетом отсутствия отказа нанимателя от продления договора, срок договора коммерческого найма считается продленным на тех же условиях, ввиду чего оснований для выселения ответчиков МАЛ, ДМТ, ДАТ, ДАТ, ДВТ, МДА, КЕК в лице законного представителя ДАТ по основанию, на которое истец ссылается в уточненном иске, не имеется, договор обоснованно признан продлённым.

В связи с неисполнением истцом положений ст. 684 ГК РФ утрата ответчиками статуса многодетной семьи в связи с достижением детьми 18-летнего возраста, отсутствие в настоящее время регистрации в качестве нуждающихся в жилых помещениях не может являться основанием для лишения семьи МАЛ жилого помещения, занимаемого по договору коммерческого найма.

Вопреки доводов истца о фактическом проживании в квартире двух человек, по сведениям УМВД России по г. Омску от <...> по спорному адресу: <...> проживают без регистрации: М (Д) А.Л., ДАТ, ДАТ, ДВТ (т. 2 л.д.149).

При разрешении спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Омска от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий (подпись)

Судьи (подписи)

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме <...>.

«КОПИЯ ВЕРНА»

подпись судьи_______________

секретарь судебного заседания

___________________________