ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1202-33-116 от 06.02.2014 Новгородского областного суда (Новгородская область)

  Судья – Третьяков Д.В. 6 февраля 2014 года Дело № 2-1202-33-116

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:

 председательствующего – Есаковой С.В.,

 судей областного суда – Васильевой И.Ю. и Комаровской Е.И.,

 при секретаре – Довженко Ю.Н.,

 с участием прокурора – Степановой Е.И.,

 с участием представителей ответчика ООО «Управляющая компания»– ФИО1, ФИО2, ФИО3,

 представителя ответчика Администрации Парфинского муниципального района – ФИО4,

 рассмотрев в открытом судебном заседании 6 февраля 2014 года по докладу судьи Есаковой С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе ООО «Управляющая компания» на решение Старорусского районного суда Новгородской области от 19 сентября 2013 года, которым исковые требования прокурора Парфинского района Новгородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворены и постановлено:

 обязать Администрацию Парфинского муниципального района Новгородской области организовать работы по восстановлению нарушенных земель путем их рекультивации, площадью <...> га, с кадастровым номером <...>, расположенного на территории Парфинского муниципального района Новгородской области в <...> на расстоянии трех километров от черты поселка Парфино в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в соответствии с основными положениями о рекультивации земель, снятии и сохранении, рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды Российской Федерации №525, Роскомзема №67 от 22 декабря 1995 года;

 обязать ООО «Управляющая компания» провести работы по восстановлению нарушенных земель путем их рекультивации, площадью <...> га, с кадастровым номером <...>, расположенного на территории Парфинского муниципального района Новгородской области в квартале <...> на расстоянии трех километров от черты поселка Парфино в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу всоответствии с основными положениями о рекультивации земель, снятии и сохранении, рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды Российской Федерации №525, Роскомзема №67 от 22 декабря 1995 года;

 взыскать с ООО «Управляющая компания» в доход государства в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде, <...>

 взыскать с ООО «Управляющая компания» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме <...> руб.,

УСТАНОВИЛА:

 Прокурор Парфинского района Новгородской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Управляющая компания» (далее – Общество) и Администрации Парфинского муниципального района Новгородской области (далее – Администрация) об обязании совершить определенные действия, указав в обоснование заявленных требований, что в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства в части обращения с твердыми бытовыми отходами была обнаружена несанкционированная свалка натерритории Парфинского муниципального района в <...> на землях лесного фонда, относящихся к категории защищенности – защитные полосы вдоль дорог на расстоянии трех километров от черты поселка Парфино на земельном участке, используемом в качестве полигона твердых бытовых отходов для размещения в форме захоронения твердых бытовых отходов в виде мусора от жилищного фонда, торговых точек, организаций и предприятий и микросвалокПарфинского района Новгородской области. Виновным лицом в организации несанкционированной свалки на территории Парфинского района Новгородской области, по мнению истца, является ООО «Управляющая компания», которая за период <...> вывезла и разместила на земельном участке с кадастровым номером <...>, площадью <...> га, расположенном на территории Парфинского муниципального района в <...>, являющегося землями лесного фонда, твердые бытовые отходы в объеме <...> куб.м. Учитывая изложенное, прокурор просил обязать ООО «Управляющая компания» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести работы по рекультивации указанного земельного участка, а также возместить вред, причиненный окружающей среде, в сумме <...>. Поскольку согласие на размещение указанных твердых бытовых отходов на участке лесного фонда, не имея на то законных оснований, предоставила Администрация Парфинского муниципального района Новгородской области, просил обязать Администрацию в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работу по восстановлению земель путем их рекультивации.

 Судом по делу постановлено вышеуказанное решение.

 В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на неправомерность выводов суда в части распределения обязанностей по восстановлению нарушенных земель. Указывает, что поскольку действующим законодательством предусмотрена солидарная ответственность лиц, совместно причинивших вред окружающей среде, то на Администрацию Парфинского муниципального района, которая, не имея законных оснований, дала согласие на размещение отходов на спорном участке, помимо обязанности организовать работу по восстановлению земель путем их рекультивации, должна быть возложена обязанность и по проведению указанных работ. Возлагая на Администрацию только обязанность по организации работ по восстановлению земель, то есть работ, не требующих материальных затрат, суд нарушил принцип солидарной ответственности. Кроме того, полагает, что ответственность также должно нести ОАО «Парфинский фанерный комбинат», которое на протяжении длительного времени фактически использует выделенный в <...> году Парфинскому ДСК (впоследствии – ОАО «Парфинский фанерный комбинат») земельный участок для организации свалки своих производственных отходов и на которое решением Парфинского районного суда Новгородской области от <...> была возложена обязанность привести в соответствии с требованиями закона обустройство и содержание данного полигона для твердых бытовых отходов. Также выражает несогласие с решением суда в части взыскания с Общества в доход государства в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде, <...>., поскольку в основу решения в этой части суд положил представленный прокурором расчет размера ущерба, исчисленный в соответствии с Постановлением Правительства РФ №273 от 8 мая 2007 года «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» вместе с методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства. Вместе с тем, в заявлении и в ходе судебного разбирательства прокурор ссылался на причинение вреда почвам, как объекту охраны окружающей среды, а не лесам. При таких обстоятельствах, полагает, что суд при разрешении спора вышел за рамки заявленных исковых требований и неправомерно взыскал с Общества <...>

 В представленных письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор, Администрация Парфинского муниципального района Новгородской области выражают несогласие с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, полагая решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей Общества ФИО1, ФИО2, ФИО3, поддержавших доводы жалобы, выслушав пояснения представителя Администрации ФИО4, возражавшей против удовлетворения жалобы, заслушав прокурора, полагавшего решение суда в части взыскания с ООО «Управляюшая компания» суммы ущерба необоснованным, в остальной части – отмене не подлежащим, судебная коллегия приходит к следующему.

 В соответствии со статьей 42 Конституции РФ и статьей 11 (пункт 1) Федерального закона от 10 января 2002 года №7–ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон №7-ФЗ) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

 В силу статьи 3 Федерального закона №7–ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

 Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица (часть 1 статьи 4 Лесного кодекса РФ).

 Статьей 51 Федерального закона №7–ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1).

 Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные объекты, а также размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (пункт 2).

 В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

 Пунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно–оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

 В силу статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

 В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно–гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

 Согласно статье 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Частью 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

 В соответствии со статьей 13 названного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

 Как следует из материалов дела и установлено судом, <...> прокуратурой Парфинского района Новгородской области совместно с представителем отдела Парфинского лесничества Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части обращения с твердыми бытовыми отходами на территории Парфинского муниципального района Новгородской области.

 В ходе проведения проверки достоверно установлено наличие несанкционированной свалки на территории Парфинского участкового лесничества на землях лесного фонда, относящихся к категории защищенности – защитные полосы вдоль дорог, на расстоянии трех километров от черты поселка Парфино на земельном участке, используемом в качестве полигона твердых бытовых отходов, для размещения в форме захоронения твердых бытовых отходов в виде мусора от жилищного фонда, торговых точек, организаций и предприятий и микросвалокПарфинского района.

 Судом также установлено, и данное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании представителями ООО «Управляющая компания», что в период <...> размещение твердых бытовых отходов на данном полигоне осуществляло ООО «Управляющая компания». При этом лицензию № <...> на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов Общество получило лишь <...>

 Согласно свидетельству о государственной регистрации права от <...>,серия: <...>, земли лесного фонда – <...> га, находятся в государственной собственности Российской Федерации.

 В частности, лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для эксплуатации лесного фонда, общая площадь <...> кв.м, расположенный по адресу: <...> с кадастровым номером <...>, принадлежит Российской Федерации, что подтверждается также свидетельством о государственной регистрации права от <...>, серия <...>

 Исследовав все обстоятельства дела, подробно изложенные в решении, дав надлежащую оценку представленным доказательствам, суд правомерно посчитал установленным факт незаконного использования земельного участка лесного фонда под полигон бытовых отходов и обоснованно признал необходимым ликвидировать несанкционированную свалку, восстановив земли лесного фонда путем их рекультивации.

 Вместе с тем, решение суда в части возложения указанной выше обязанности только на ООО «Управляющая компания» нельзя признать основанным на законе.

 Как установлено из материалов дела, изначально вывоз и размещение отходов на полигон (свалку) ТБО, находящийся на землях лесного фонда, осуществлялись Обществом не самовольно, а на основании Соглашения от <...>, заключенного между Администраций Парфинского муниципального района Новгородской области и ООО «Управляющая компания», которым Администрация дала согласие Обществу на размещение в форме захоронения твердых бытовых отходов, собранных в виде мусора от жилищного фонда, торговых точек, организаций, предприятий и микросвалокПарфинского района на полигоне (свалке) ТБО, принадлежащем Администрации, расположенном на расстоянии трех километров от черты поселка Парфино.

 Между тем, как установлено в судебном заседании, Администрация Парфинского района, не являясь собственником (владельцем) указанного выше земельного участка, не обладала полномочиями по распоряжению данным имуществом и, соответственно, не вправе была санкционировать размещение отходов на данном земельном участке, который, кроме того, объектом размещения отходов не является.

 Таким образом, Соглашение от <...>, как противоречащее закону, является недействительным.

 Распоряжением Администрации Парфинского муниципального района Новгородской области от <...> № <...> «О соглашении» соглашение от <...> о даче согласия на размещение отходов в соответствии со статьей 168 ГК РФ постановлено считать недействительным.

 Принимая во внимание, что функционирование несанкционированной свалки на территории Парфинского муниципального района в <...> на землях лесного фонда было допущено как в результате действий ООО «Управляющая компания», осуществлявшей размещение твердых бытовых отходов на данном полигоне, в том числе, и после издания Администрацией распоряжения от <...> № <...> так и в результате действий Администрации Парфинского района, без законных оснований допустившей размещение несанкционированной свалки на землях лесного фонда, судебная коллегия считает, что обязанность по организации и проведению работ по восстановлению нарушенных земель путем их рекультивации следует возложить солидарно на Администрацию Парфинского муниципального района и на ООО «Управляющая компания». Решение суда в данной части подлежит изменению.

 Решение суда в части взыскания в доход государства с ООО «Управляющая компания» в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде, в сумме <...> подлежит отмене по следующим основаниям.

 Согласно положениям статьи 1064 ГК РФ, пункта 1 статьи 77, пункта 1 статьи 79 Федерального закона № 7-ФЗ вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

 Удовлетворяя в указанной части требования прокурора, суд исходил из того, что факт причинения Обществом вреда окружающей среде установлен.

 Между тем, с таким выводом суда согласиться нельзя, он не основан на фактических обстоятельствах дела.

 Как видно из представленных в деле материалов, указанный выше земельный участок из земель гослесфонда в <...> (ранее – Старорусского лесхоза) площадью <...> га решением исполнительного комитета Парфинского районного Совета депутатов трудящихся от 12 июля 1971 года № 212 был выделен в бессрочное пользование Парфинскому домостроительному комбинату (впоследствии – ОАО «Парфинский фанерный комбинат») для свалки производственных отходов с исключением из баланса земель гослесфонда. Распоряжением Совета Министров РСФСР от 7 марта 1972 года № 332-р принято предложение Новгородского облисполкома об изъятии из земель гослесфондавышеуказанного земельного участка Старорусского лесхоза – для коммунальных нужд Парфинского домостроительного комбината.

 Вступившим в законную силу решением Парфинского районного суда Новгородской области от 13 ноября 2007 года удовлетворен иск прокурора, предъявленный в интересах Российской Федерации, в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к ОАО «Парфинский фанерный комбинат» о выполнении обязанности по устранению нарушений санитарных правил и получении лицензии на деятельность по обращению с отходами. Этим же решением установлен факт использования комбинатом, а также другими предприятиями Парфинского района, в том числе предприятиями коммунального хозяйства района, на протяжении длительного времени земельного участка под полигон для хранения и утилизации производственных и бытовых отходов без соблюдения санитарных норм и правил, в связи с чем в адрес ОАО «Парфинский фанерный комбинат» Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды, службой государственного контроля в сфере природопользования и экологической безопасности, Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Новгородской области неоднократно выносились предписания, которые не выполнены. Решение Парфинского районного суда от 13 ноября 2007 года не исполнено. В настоящее время завершена процедура конкурсного производства в отношении ОАО «Парфинский фанерный комбинат», признанного несостоятельным (банкротом) решением Арбитражного суда Новгородской области от <...>

 Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что земельный участок лесного фонда в <...> более 40 лет использовался различными, в том числе, неустановленными, лицами в качестве несанкционированной свалки, в связи с чем следует признать недоказанным как факт причинения вреда окружающей среде именно действиями ООО «Управляющая компания», так и размер данного вреда, ошибочно рассчитанный исходя из Приложения № 3 и 4 «Методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства» к Постановлению Правительства РФ № 273 от 8 мая 2007 года, поскольку спорный земельный участок лесными и иными насаждениями занят не был.

 При изложенных выше обстоятельствах судебная коллегия считает, что у суда отсутствовали основания для взыскания с ООО «Управляющая компания» в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде, суммы <...>. В связи с этим решение суда в указанной части подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального закона. В удовлетворении требований прокурора в этой части надлежит отказать.

 С учетом изложенного, решение суда в части распределения судебных расходов также подлежит изменению, с ООО «Управляющая компания» подлежит взысканию государственная пошлина в размере <...> рублей.

 Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Старорусского районного суда Новгородской области от 19 сентября 2013 года в части взыскания с ООО «Управляющая компания» в доход государства в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде, <...> отменить.

 Постановить в этой части новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Парфинского района Новгородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Управляющая компания» о взыскании в доход государства в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде, <...> отказать.

 В остальной части решение суда изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:

 «Обязать Администрацию Парфинского муниципального района Новгородской области и ООО «Управляющая компания» организовать и провести работы по восстановлению земельного участка лесного фонда путем рекультивации, площадью <...> га, с кадастровым номером <...>, расположенного на территории Парфинского муниципального района Новгородской области в <...> на расстоянии трех километров от черты поселка Парфино в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в соответствии с основными положениями о рекультивации земель, снятии и сохранении, рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды Российской Федерации №525, Роскомзема №67 от 22 декабря 1995 года».

 Взыскать с ООО «Управляющая компания» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <...> рублей».

 Председательствующий: С.В. Есакова

 Судьи: И.Ю. Васильева

 Е.И. Комаровская