Судья Глухова И.С. дело №33-7753/2020
УИД 91RS0022-01-2020-001439-68 дело №2-1203/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 октября 2020 года город Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Шестаковой Н.В.
судей Мотиной И.И. и Подлесной И.А.
при секретаре Марковой Э.В.
по докладу судьи Шестаковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ушакова Дмитрия Игоревича на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 30 июня 2020 года по гражданскому делу по иску Ушакова Дмитрия Игоревича к МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым», третье лицо Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, о признании решения об отказе незаконным, возложении обязанности по осуществлению определенных действий,
УСТАНОВИЛА:
В мае 2020 года Ушаков Дмитрий Игоревич обратился в суд с указанным иском к МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым», третье лицо Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, в котором просил признать незаконным решение Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» об отказе в предоставлении государственной услуги, оформленном протоколом № от 03 апреля 2020 года; обязать ответчика устранить нарушение его права на получение дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, и обязать ответчика принять решение о выдаче истцу сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым.
Исковые требования мотивированы тем, что 17 марта 2020 года истец подал соответствующий пакет документов в МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» для получения сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-3PK/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".
2
Решением Департамента труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым, оформленным протоколом № от 03 апреля 2020 года, Ушакову Д.И. отказано в предоставлении государственной услуги по причине недоказанности суммарного проживания родителей ребенка на территории Республики Крым в течение 15 лет.
С указанным решением истец не согласен, считает его незаконным и вынесенным с нарушением требований Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-3PK/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".
В частности истец ссылается на то, что на день подачи заявления родители ребенка Ушакова Анна Николаевна и Ушаков Дмитрий Игоревич проживали на территории Республики Крым суммарно более 15 лет, что подтверждалось приложенными к заявлению решениями судов об установлении факта постоянного проживания на территории Республики Крым, паспортами граждан Российской Федерации и другими документами.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Ушаков Д.И. ставит вопрос об отмене судебного решения с принятием нового решения об удовлетворении его исковых требований,
Ушаков Д.И. ссылается на то, что суд первой инстанции неправильно истолковал положения ст. 6 ЗРК № 631-3PK/2019 и соответственно пришел к неправильным выводам о том, что право на выдачу семье Ушаковых сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, возникает при условии проживания каждого из родителей на территории Республики Крым в общей сложности не менее 15 лет на день обращения за назначением единовременной выплаты.
Судом не было учтено, что отец ребенка проживает в Крыму более 9 лет, мать – более 15 лет, а суммарно отец и мать ребенка проживают в Крыму более 24 лет.
В заседание суда апелляционной инстанции явились представитель истца, а также представители ответчика МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» и третьего лица Министерства труда и социальной защиты Республики Крым.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося истца, что не противоречит положениям ст.167 ГПК РФ.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
3
Представители ответчика и третьего лица возражали против доводов апелляционной жалобы и дали пояснения, аналогичные пояснениям в суде первой инстанции.
Заслушав представителей истца, ответчика и третьего лица, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу требований ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с подлежащими применению нормами материального права, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
В соответствии со ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно п.п.1,3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из их необоснованности и недоказанности.
Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам процессуального права и подлежащим применению нормам материального права.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, истец Ушаков Д.И. и Стружко А.Н. на основании свидетельства о заключении брака серии №№, выданного Феодосийский городским отделом записи актов гражданского состояния Департамента записи актов гражданского состояния Министерства юстиции Республики Крым 05 сентября 2015 года, состоят в зарегистрированном браке, о чем составлена актовая запись №. После заключения брака супругам присвоены фамилии «Ушаковы».
ДД.ММ.ГГГГ у супругов родился сын – ФИО3, что подтверждается свидетельством о рождении №№, выданным 02 августа 2019 года; место рождения ребенка город Симферополь Республика Крым.
17 марта 2020 года Ушаков Д.И. обратился к ответчику МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» с соответствующим заявлением о
4
выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-3PK/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".
По результатам рассмотрения заявления Ушакова Д.И. Департаментом труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым принято решение об отказе в предоставлении указанной
государственной услуги, поскольку на дату подачи заявления у истца и его супруги (родителей ребенка) отсутствует факт суммарного проживания на территории Республики Крым в течение 15 лет.
Проверяя доводы апелляционной жалобы, представленные сторонами доказательства, судебная коллегия исходит из следующего.
При реализации предписаний статьи 7, частей 1 и 2 статьи 38 и частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации предусмотрены меры социальной защиты граждан, имеющих детей, определены круг лиц, нуждающихся в такой защите, и условия ее предоставления.
В дополнение к основным мерам социальной защиты предусмотрены различные дополнительные меры государственной поддержки семьи, в частности, возможность получения государственной поддержки в форме выдачи сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий из средств бюджета Республики Крым, направленных на реализацию дополнительной меры социальной поддержки, установленной Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".
Сертификат на единовременную выплату - именной документ, подтверждающий право на дополнительную меру социальной поддержки.
В соответствии со ст.1 Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", его действие распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Крым.
Согласно ст.3 Закона право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания и регистрации родителей по месту жительства (за исключением одиноких родителей) по одному адресу; право на дополнительную меру социальной поддержки возникает однократно; право на дополнительную меру социальной поддержки возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в
5
Республике Крым за третий квартал года, предшествующего году обращения за получением сертификата на единовременную выплату, а также распоряжения единовременной выплатой; обеспеченность такой семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими и зарегистрированными с гражданином членами его семьи по договорам социального найма и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 вышеуказанного Закона единовременная выплата предоставляется при соблюдении одного из следующих условий:
1) если родитель (одинокий родитель) рожден на территории Республики Крым и проживает на территории Республики Крым суммарно не менее десяти лет на день подачи заявления о выдаче сертификата;
2) если один родитель рожден на территории Республики Крым, а второй родитель проживает на территории Республики Крым суммарно не менее десяти лет на день подачи заявления о выдаче сертификата;
3) если каждый из родителей (одинокий родитель) проживает на территории Республики Крым суммарно не менее пятнадцати лет на день подачи заявления о выдаче сертификата.
При определении права на единовременную выплату также учитывается период проживания граждан на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 18 марта 2014 года.
Дополнительная мера социальной поддержки предоставляется гражданам независимо от наличия права на иные виды государственных пособий, установленных федеральным и региональным законодательством гражданам, имеющим детей.
Согласно п.7 Положения о мерах по реализации Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 10 октября 2019 года N 574, - одним из условий получения дополнительной меры социальной поддержки является проживание родителей (одинокого родителя) на территории Республики Крым суммарно не менее пятнадцати лет на день подачи заявления о выдаче сертификата.
При определении права на дополнительную меру социальной поддержки также учитывается период проживания родителя (одинокого родителя) на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 18 марта 2014 года.
6
В судебном заседании суда первой инстанции представителем ответчика даны пояснения о том, что на запрос Департамента Министерства труда и социальной защиты Республики Крым по вопросу применения норм Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-3PK/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" даны разъяснения, в соответствии с которыми при предоставлении дополнительной меры социальной поддержки считывается продолжительность постоянного проживания заявителя на территории Республики Крым и города Федерального значения Севастополя, при этом, минимальный срок определен в 10 лет; продолжительность проживания сроком в 15 лет, установленная подпунктом 3 части 1 статьи 6 Закона N 631 -ЗРК/2019, должна учитываться для каждого из родителей, при этом срок исчисляется суммарно, требование непрерывного срока не применяется.
Из материалов дела усматривается, что истец Ушаков Дмитрий Игоревич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, Украина, является гражданином Российской Федерации.
Согласно паспорту гражданина Российской Федерации серии №, выданному ДД.ММ.ГГГГ<адрес> России по <адрес> в <адрес> код подразделения №, Ушаков Дмитрий Игоревич, с 27 ноября 2019 года зарегистрирован по адресу: <адрес>.
В трудовой книжке серии №№, в разделе «Сведения о работе» имеются записи о местах работы истца в период с 17 февраля 2016 года по 24 октября 2017 года.
Согласно справке № от 31 декабря 2019 года Ушаков Д.И. проходит службу в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы МЧС России с 07 мая 2019 года по настоящее время.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 15 июня 2015 года (гражданское дело №) установлен юридический факт того, что Ушаков Д.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, Украина, постоянно проживал на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года.
Указанным решением установлено, что в соответствии с актом от 02 марта 2015 года и справкой № от 20 мая 2015 года, выданной МУП «Домоуправление «Дружба», Ушаков Д.И. с августа 2010 года и по настоящее время проживает по адресу: <адрес>, из чего следует, что суд установил факт проживания Ушакова Д.И. на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года (с августа 2010 года по день принятия решения суда 15 июня 2015 года, что составляет 4 года 10 месяцев 14 дней).
Супруга истца Ушакова А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, Украина, является гражданкой РФ.
7
Согласно паспорту гражданина Российской Федерации серии №№, выданного ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> России по <адрес> в <адрес>, код подразделения №, Ушакова А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 03 сентября 2014 года по гражданскому делу № установлен факт постоянного проживания Стружко (Ушаковой) А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, на территории Республики Крым по адресу: <адрес>, по состоянию на 18 марта 2014 года.
Указанным решением суда установлено, что согласно отметке в паспорте гражданина Украины серии №№, выданного 05 июля 2008 года <данные изъяты> Украины в Крыму ФИО8, была зарегистрирована но адресу: Украина, <адрес>.
21 июня 2013 года снята с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
В соответствии со справкой КП «Жилищник-5» от 23 июня 2014 года Стружко А.Н. с 1992 года постоянно проживает по адресу: <адрес>. Факт постоянного проживания по указанному адресу также подтверждается ответом начальника Отдела МВД России по <адрес> № № от 10 июля 2014 года.
Решением суда установлен факт проживания Стружко А.Н. на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года (с 1992 года по день принятия решения суда 03 сентября 2014 года).
Согласно справке о составе семьи и регистрации № от 11 марта 2020 года, Ушакова Анна Николаевна зарегистрирована по адресу: <адрес>, с 28 января 2015 года.
В соответствии с ч.2 ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций, и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
На основании ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, из анализа предоставленных истцом документов следует, что срок проживания Ушаковой А.Н. на территории Республики Крым суммарно составляет более 15 лет (с 1992 года по день подачи заявления), а срок проживания истца Ушакова Д.И. – менее 15 лет (с августа 2010 года по день подачи заявления 17 марта 2020 года).
8
Доказательств, свидетельствующих о проживании Ушакова Д.И. на территории Республики Крым до августа 2010 года, истцом суду не представлено.
По смыслу п.7 Положения о мерах по реализации Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 10 октября 2019 года N 574, - одним из условий получения дополнительной меры социальной поддержки является проживание каждого из родителей (одинокого родителя) на территории Республики Крым суммарно не менее пятнадцати лет на день подачи заявления о выдаче сертификата.
С учетом всех обстоятельств по делу, руководствуясь вышеприведенными нормами права, исследовав представленные сторонами доказательства, принимая во внимание преюдициальное значение вышеуказанных решений суда первой инстанции об установлении фактов проживания на территории Республики Крым истца и его супруги, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Ушакова Д.И., исходя из недоказанности истцом существенных для дела обстоятельств, а именно суммарного проживания каждого из родителей ребенка на территории Республики Крым в течение 15 лет.
Проанализировав доводы и возражения сторон, представленные ими доказательства, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Департамента труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым, оформленного протоколом № от 03 апреля 2020 года, об отказе Ушакову Д.И. в предоставлении государственной услуги является обоснованным и законным.
Судебная коллегия также соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении на МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» обязанности по принятию решения о выдаче истцу сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым, в связи с их необоснованностью, поскольку данное требование фактически является дополнительным к основному требованию об отмене решения ответчика, в удовлетворении которого отказано.
Судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка установленным обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам с учетом особенностей правового регулирования спорных правоотношений.
С учетом изложенного судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы.
9
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 30 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ушакова Дмитрия Игоревича без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: