Судья Катющик И.Ю. № 2-1207/2021
Докладчик Сляднева И.В. № 33-7968/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Слядневой И.В.
судей Карболиной В.А.,Крейса В.Р.
при секретаре Лымаренко О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 19 августа 2021 года гражданское дело по иску АМА к администрации Дзержинского района г.Новосибирска об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилым помещением, поступившее с апелляционной жалобой АМА на решение Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Слядневой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
АМА (А.ранее П.М.А..,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд 18.01.2021 года с иском к администрации Дзержинского района г.Новосибирска об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилым помещением.
В обоснование исковых требований указал, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, в связи с лишением родительских прав его матери. Запись об отце в свидетельстве о его рождении сделана со слов матери, отца он никогда не знал. После лишения матери родительских прав он находился в детском доме с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выпущен для дальнейшего обучения в <данные изъяты>. В настоящее время мать умерла, до лишения ее родительских прав они проживали в жилом доме по адресу:<адрес>, за истцом было закреплено данное жилое помещение. По сведениям БТИ истец числится собственником ? доли данного дома.
По выпуску из детского дома истец приехал в закрепленное за ним жилое помещение <данные изъяты> жилого дома), расположенное по адресу: <адрес>, однако был лишен возможности проживать там по причине непригодности дома для постоянного проживания. В настоящее время дом полностью пришел в негодность, находится в аварийном состоянии.
С момента окончания образовательного учреждения и по настоящее время АМА в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, не включен, жилым помещением не обеспечен. Договор социального найма жилого помещения с истцом не заключался, другого жилья, пригодного для проживания, он на праве собственности или постоянного пользования не имеет.
ДД.ММ.ГГГГ, в возрасте <данные изъяты> лет, истец обратился в администрацию <адрес> с намерением подать заявление о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилым помещением, однако ему было разъяснено, что прежде, чем подать заявление о включении в список, необходимо обратиться в жилищный отдел администрации с заявлением о создании межведомственной комиссии для установления факта невозможности его проживания в жилом доме.
Однако указанной комиссией в установлении такого факта АМА отказано.
На основании изложенного истец просил суд обязать администрацию Дзержинского района г.Новосибирска включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилым помещением.
Решением Дзержинского районного суда г.Новосибирска от 20 апреля 2021 года исковые требования АМА оставлены без удовлетворения.
С указанным решением не согласился АМА
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить его исковые требования в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указано, что судом не применены подлежащие применению нормы Постановления Правительства РФ от 04.04.2019 года №397, а также неверно истолкованы положения ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Вывод суда о том, что требования истца не связаны с защитой нарушенного права, так как заявление АМА о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в администрацию Дзержинского района г.Новосибирска не поступало и не рассматривалось, в связи с чем ему не было отказано во включении в список, а отказ в установлении факта невозможности проживания в жилом доме истцом не обжалуется, несостоятелен.
Ответом главы администрации Дзержинского района г.Новосибирска от 09.12.2020 АМА было отказано в признании факта невозможности проживания в индивидуальном жилом <адрес>, поскольку он не относится к категории лиц, которые вправе обращаться в межведомственную комиссию, так как достиг возраста 23 лет. При обращении АМА в администрацию <адрес> ему было разъяснено, что заявление о включении в список будет принято лишь после того, как будет установлена невозможность его проживания в ранее занимаемом жилом помещении в связи с непригодностью его для постоянного проживания по причине ветхости или аварийности. Таким образом, иного способа защиты нарушенного права истца на включение в список не имеется.
Кроме того, судом не учтено, что 05.10.2020 года АМА подал заявление в администрацию <адрес> о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилым помещением. Данное заявление с перечнем необходимых документов было направлено почтой России по почтовому идентификатору <данные изъяты> и возвращено отправителю по истечению сроков хранения, поступило на временное хранение. Поэтому, исходя из требований действующего законодательства, АМА надлежащим образом информировал администрацию Дзержинского района о своем волеизъявлении подать заявление о включении его в список.
Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", для целей настоящего Федерального закона под лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким лицам ст.8 данного закона гарантируется однократное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации по месту жительства указанных лиц.
При этом пунктами 3 и 4 статьи 8 закона предусмотрено, что для этого орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
Пунктом 3 "Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397, предусмотрено, что лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Включение в список носит заявительный характер. Заявление может быть подано по почте (п.8 Постановления), при этом обязанность уполномоченного органа рассмотреть это заявление в сроки, установленные законом, возникает с момента принятия заявления уполномоченным органом (п.2,8 Постановления).
Указанные нормативные акты также предусматривают обязанность заявителя не только подать заявление, но и приложить к нему необходимые для его рассмотрения документы.
Так, пунктами 4,6,7 Правил предусмотрено, что лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе подавать заявление о включении в список по месту жительства, в котором они в обязательном порядке указывают сведения о факте признания невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении (при наличии). К заявлению о включении в список заявителем прилагаются в числе прочего документы, подтверждающие невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении, выданные в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (п.5 ст. 8 закона N 159-ФЗ ).
Одновременно п.4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", устанавливает, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством.
Таким образом, в случае, если заявление о включении в соответствующий список подается лицом, указанным выше, в связи с тем, что проживание в принадлежащем ему жилом помещении невозможно в связи с непригодностью его для проживания, то по правилам вышеуказанных норм такое помещение предварительно должно быть признано непригодным для проживания в порядке, установленном жилищным законодательством.
Такой порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, и предусматривает оценку и обследование помещения в целях признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия). На основании заключения такой комиссии орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законами Новосибирской области от 10.12.2013 N 411-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 05.06.2013 N 331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Правительство Новосибирской области утвердило Порядок создания межведомственной комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, а также Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются
(Постановление Правительства Новосибирской области от 12.08.2013 N 354-п).
При этом пунктами 3 и 4 Постановления "Об установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, в Новосибирской области" предусмотрено, что с заявлением в орган местного самоуправления по месту жительства (пребывания) об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении в связи с его непригодностью для проживания вправе обратиться лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приложив к заявлению в числе прочего заключение межведомственной комиссии, созданной в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", о признании в порядке, установленном указанным Положением, жилого помещения непригодным для постоянного проживания.
Как видно из материалов дела и верно установлено судом 1 инстанции, стороны не оспаривают, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, который достиг возраста 23 лет ДД.ММ.ГГГГ. Истец указал, что за ним на праве собственности учтена ? доля в жилом доме по адресу: <адрес>, что подтверждается и выпиской из БТИ.
В иске и в ходе рассмотрения дела истец указал, что вернулся в данный дом после выпуска из детского дома ДД.ММ.ГГГГ, то есть более 16 лет назад, но не жил в нем в связи с его непригодностью для проживания. В чем заключалась непригодность дома в 2005 году - он не сообщил, в том числе не указал в апелляционной жалобе. При этом в иске прямо указано, что полностью непригодным и аварийным дом стал на момент подачи иска, то есть через 12 лет после достижения им совершеннолетия и через 7 лет после достижения им возраста 23 лет в <данные изъяты> году.
Из дела также усматривается, что истец обращался в администрацию Дзержинского района г.Новосибирска для установления факта невозможности проживания его в ранее занимаемом жилом помещении в порядке, определенном Постановлением Правительства Новосибирской области от 12.08.2013 N 354-п, однако в рассмотрении его заявления было отказано (решение межведомственной комиссии по установления факта невозможности проживания детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 4.12.2020 л.д. 15-16).
Данное решение комиссии им не обжаловано.
Истец также указал, что еще до обращения в межведомственную комиссию по установлению такого факта он подавал заявление о включении его в соответствующий список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направив заявление по почте 05.10.2020, о чем в дело представлена почтовая квитанция (л.д.11) и копия заявления.
Возражая против его иска, ответчик указал, что не получал такое заявление.
Анализ приложенного истцом заявления о включении в список свидетельствует, что оно датировано 10.10.2020 (л.д.13), то есть изготовлено позже даты отправки по почте 05.10.2020 некоей корреспонденции на имя ответчика.
В ходе рассмотрения дела истец представил в суд в подтверждения направления ответчику заявления о включении его в списки аналогичное заявление, но уже содержащее дату 05.10.2020(л.д.83).
То есть в дело истцом представлено два идентичных заявления, но с разными датами их составления, при этом одно из них, первоначально представленное с иском, датировано позже отправки ответчику корреспонденции от 05.10.2020, а второе с отличающейся датой представлено после того, как ответчик заявил о возражениях против направления ему 05.10.2020 соответствующего заявления.
Ссылаясь на то, что ответчик уклонился от получения данного заявления и оно возвращено ему как неврученное, истец соответствующих доказательств тому не представил. Оригинал заявления, заполненного им по форме, являющейся приложением к административному регламенту, находится у него, представлен им в дело в судебном заседании 20.04.2021 (л.д.90-93). Почтовый конверт с вложением возвращенной с его слов корреспонденции в деле отсутствует.
При этом до обращения в органы власти по вопросу включения его в списки и по вопросу установления факта невозможности его проживания в указанном выше жилом помещении дом истца в установленном жилищным законодательством порядке, как это предусмотрено п.4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, непригодным для проживания в связи с его аварийностью не признавался. С таким заявлением истец в соответствующем порядке никогда не обращался (иного не доказано).
Нет доказательств признания дома таковым в установленном законом порядке либо отказа соответствующего органа в признании дома непригодным для проживания в порядке, установленном законом, и на момент рассмотрения дела в суде. Суд самостоятельной компетенцией по признанию дома непригодным для проживания в связи с его аварийностью не наделен.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции пришел к верному выводу, что в удовлетворении иска истца к администрации Дзержинского района г.Новосибирска об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, для обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда следует отказать, поскольку истец в установленном законом порядке и с приложением необходимых документов к ответчику по предмету спора не обращался, а ответчик ему в рассмотрении заявления с необходимым пакетом прилагаемых документов не отказывал.
Доводы апелляционной жалобы о том, что уклонившись от получения заявления истца, направленного по почте 05.10.2020, ответчик принял на себя последствия, предусмотренные законом для юридически значимых сообщений, а потому заявление истца следует считать поданным с этой даты, основанием к отмене решения суда не являются. Как уже было указано выше, содержание почтового отправления от 05.10.2020 истцом не подтверждено – в дело им представлено два идентичных заявления, но с разными датами из составления, одна из которых находится за пределами периода направления корреспонденции. Кроме того, в этом заявлении не указано приложение, при этом заявитель не оспаривает, что его дом в установленном законом порядке непригодным не признан. Поэтому суд 1 инстанции верно указал, что права истца, которые он был намерен защитить способом, указанным в иске, ответчиком не нарушались в связи с несоблюдением истцом необходимой процедуры обращения.
Мнение автора жалобы о неверном применении судом положений материального закона несостоятельно, поскольку нормы материального права применены судом верно.
Указание апеллянта на незаконность отказа межведомственной комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 4.12.2020 не может служить основанием для отмены решения, поскольку истец решение данной комиссии в установленном порядке не обжаловал. В настоящем деле он соответствующих требований также не заявлял.
Кроме того, как уже было указано выше, ответчик лишен был возможности рассмотреть его заявление, в том числе с учетом решения означенной комиссии, в связи с отсутствием у истца документов, необходимых для решения вопроса о включении его в списки, обязанность представления которых лежит на истце и не может быть восполнена путем межведомственного взаимодействия органов власти.
Несостоятельными являются и доводы жалобы об отсутствии у истца иного способа защиты нарушенного права. Коллегия полагает необходимым отметить, что согласно разъяснений, содержащихся в пункте 23 "Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020), в случае признания дома истца непригодным для проживания в связи с его аварийностью в установленном законом порядке и отказа во включении его в соответствующие списки со стороны органов власти на основании надлежаще поданного им заявления со всеми указанными в законе документами истец не лишен будет права вновь обратиться с иском в суд, доказывая, что до достижения им возраста 23 лет в январе 2013 года он имел право как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилым помещением в связи с непригодностью для постоянного проживания указанного выше дома, однако в установленном порядке не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до достижения им данного возраста, и что имелись объективные причины, препятствовавшие его обращению за постановкой на соответствующий учет все эти годы.
Иных доводов, которые свидетельствовали бы о незаконности постановленного решения, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда г.Новосибирска от 20 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу АМА – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи