ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1209/2023 от 31.08.2023 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 33-6292/2023

№ 2-1209/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 31 августа 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Кравцовой Е.А.,

судей Жуковой О.С., Сергиенко М.Н.,

при секретаре Щукиной Н.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чирова Максима Константиновича к Акционерному Обществу «Тандер» о возмещении материального ущерба, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Чирова Максима Константиновича на решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 10 мая 2023 года.

Заслушав доклад судьи Кравцовой Е.А., пояснения истца Чирова М.К., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика АО «Тандер» Кольцовой Е.С., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Чиров М.К. обратился в суд с вышеуказанным иском к АО «Тандер», указав, что он является владельцем карты «Магнит» . С июля 2022 года с бонусной карты истца перестали списывать баллы за счет покупок. Считает, что баллы являются такими же деньгами, которые он получает с потраченных в магазине денег. Так, при попытке списывания накопленных баллов кассир магазина сообщила истцу о непредвиденной ошибке. В указанный период на карте истца была накоплена сумма около 3 500 баллов. При неоднократном обращении истца на горячую линию, проблема не решилась, операторы уверяли истца, что с его картой нет проблем. Далее, истцу предложили заменить старую карту на новую, позвонить на горячую линию, впоследствии, его баллы будут переведены и он сможет ими воспользоваться, что и сделал истец. Однако, возникающая непредвиденная ошибка на кассе повторилась вновь. Истец пробовал не покупать товары по желтым ценникам в течение недели, менял магазин для совершения покупок, однако на кассе при попытке списывания баллов всегда возникала непредвиденная ошибка. Истец указывает, что копил баллы на протяжении года, чтобы к Новому году воспользоваться ими, купив продукты к празднику. Обратился в магазин с претензией, однако принимать ее сотрудники магазина не стали, ссылаясь на то, что могут отправить претензию посредством электронной почты в (адрес). (дата) ситуация на кассе не изменилась, истец так же не смог воспользоваться накопленными баллами, указывает, что по этой причине празднование Нового года его семьи было испорчено, как и не изменилась ситуация ко дню Рождения истца ((дата)). При обращении к дирекции магазина, истцу было сообщено, что пришел ответ на его претензию, о том, что с картой технических проблем нет. Попытки списания баллов вновь не увенчались успехом. При обращении на горячую линию, истцу было предложено забыть про баллы, завести новый номер и купить новую карту.

На основании изложенного Чиров М.К. просил суд взыскать с АО «Тандер» в свою пользу 100 000 рублей. Пояснил, что цена иска складывается из следующего: 10 000 рублей – изменение условий карты лояльности, т.е. нарушение оферты (внесены изменения, согласно которым бонусами можно оплатить не 100% стоимости, а до 50% стоимости), 3 645 рублей – это те деньги, которые истцу не вернутся, т. е. бонусы на карте. Остальная сумма более 90 000 рублей, это те деньги, которые истец потратил, чтобы получить бонусы, то есть его упущенная прибыль, а так же 30 % разница в стоимости товаров в других магазинах. Компенсацию морального вреда истец оценивает в 10 000 рублей, плюс расходы по уплате госпошлины. Считает, что магазин выманил у него 300 000 рублей на покупки.

Решением Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 10 мая 2023 года в удовлетворении исковых требований Чирова М.К. о возмещении материального ущерба, компенсации морального вред отказано.

В апелляционной жалобе Чиров М.К. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель АО «Тандер» считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу Чирова М.К. – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца, представителя ответчика, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, установленных ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно правилам программы лояльности «Магнит», Карта Участника – это Карта Участника Программы «Магнит», оформленная им самостоятельно или полученная Участником в рамках определенной акции и выпущенная Оператором, которая является средством идентификации Участника при обслуживании покупателя и необходимая для начисления и списания Бонусов за совершенные Участником Покупки или действия.

Карта позволяет Участнику получать Привилегии (списывать, начислять Бонусы, получать скидки или иные Привилегии) в магазинах сети «Магнит», а также у Партнеров Программы в соответствии с условиями Настоящих Правил или Правил Акции.

Виртуальная карта «Магнит» – электронная Карта, оформленная Клиентом в мобильном приложении «Магнит».

Согласно п. 4.1. правил программы лояльности «Магнит», Бонусы начисляются на Бонусный счет Участника при совершении покупок товаров и/или услуг у Оператора и/или у Партнеров с использованием Карты в соответствии с Правилами Программы, а также при выполнении Участниками иных условий, определенных Оператором самостоятельно либо по согласованию с Партнером, являющихся основанием для начисления Бонусов. Расчет начисленных Бонусов производится по методу округления до ближайшей десятой части числа.

Карта покупателя (бонусная карта) - это виртуальный счет в специализированной программе, который открывается для покупателя после его регистрации как участника программы лояльности. Виртуальные бонусные рубли начисляются за совершенные покупки на карту покупателя, и в дальнейшем на усмотрение покупателя баллы можно копить или использовать при каждой следующей покупке, однако они не являются законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации.

Согласно п. 5.1. правил списание Бонусов для получения скидки при совершении Участником покупок товаров и/или услуг или получения иных Привилегий возможно при предъявлении Пластиковой Карты или QR-кода Виртуальной карты в Мобильном приложении «Магнит» у Оператора или Партнера, при этом Клиент должен быть зарегистрирован в качестве Участника и зарегистрировать Карту в соответствии с настоящими Правилами. Списание Бонусов при ручном вводе номера Карты недопустимо.

Согласно п. 4.12. правил - Бонусы и права, предоставленные Участнику в связи с его участием в Программе «Магнит», не могут быть проданы, переданы, уступлены другому лицу или использованы иначе, кроме как в соответствии с настоящими Правилами. Бонусы не имеют наличного выражения и денежной стоимости.

В п.п. 5.5, 5.6, 5.15 правил закреплены случаи, при которых бонусы не будут списаны, а именно про покупке табака и табачной продукции, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, алкогольной продукции, а так же с 10 марта 2022 года списание бонусов невозможно на весовой товар, подлежащий обязательной маркировке в соответствии с действующим законодательством РФ. На всю категорию такого весового маркированного товара любые другие скидки также не распространяются. Существуют так же ограничения по списанию Бонусов в магазинах Магнит Моя цена.

Согласно п. 5.7 правил, списание Бонусов для получения скидки при совершении Участником покупок товаров и/или услуг у Оператора и Партнеров возможно до 50% (Пятидесяти процентов) стоимости таких покупок с учетом ограничений, предусмотренных настоящими Правилами и действующим законодательством РФ, но не более 2000 (двух тысяч) бонусов в одной покупке.

Правила Программы «Магнит» могут быть изменены Оператором в любое время в одностороннем порядке с обязательной публикацией изменений на Сайте. Оператор вправе также дополнительно проинформировать Участников об изменениях Правил посредством телефонного звонка и/или направления электронного сообщения, электронного письма или другим способом, предусмотренным Правилами Программы.

Кроме того, согласно п. 5.11. правил Оператор вправе в любое время в одностороннем порядке прекратить Акцию или списать начисленные ранее Бонусы Участника в одностороннем порядке без предварительного уведомления Участника.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, истец Чиров М.К. является владельцем карты «Магнит» , которая привязана к номеру телефона , оформленному на истца.

Установлено, и не оспаривалось стороной ответчика, что истец при совершении покупок в магазине «Магнит» пользовался картой участника, на которую начислялись бонусы за совершенные покупки.

На 14 февраля 2023 размер бонусов равен 3 642, 24.

Истец указывает, что в 2022 году при попытке списания накопленных баллов кассир магазина, который ежедневно посещает истец ((адрес), пр. – т Дзержинского, (адрес)) неоднократно сообщала истцу о непредвиденной ошибке, устранить которую не представилось возможным ни сотрудникам магазина, ни при обращении истца на горячую линию.

Чиров М.К., обращаясь в суд с настоящим иском, указывал, что накопленные им бонусы должны быть ему возмещены в рублёвом эквиваленте, а также возмещена компенсация морального вреда.

Разрешая исковые требования в части взыскания с АО «Тандер» компенсации морального вреда в связи с изменением условий программы лояльности, суд, с учетом условий правил программы лояльности «Магнит», которые в момент прохождения регистрации в Программе, Чиров М.К. принял и безусловно с ними согласился, в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, пришел к выводу, что доводы истца о нарушении правил оферты не нашли своего подтверждения, поскольку АО «Тандер» как оператор может изменить правила программы «Магнит» в любое время и в одностороннем порядке с обязательной публикацией изменений на Сайте «Магнит» moy.magnit.ru, а также в других источниках по усмотрению Оператора, что было сделано оператором.

Отказывая в удовлетворении требований истца в части взыскания с АО «Тандер» 3 645 бонусов с его карты, суд, приняв во внимание п. 4.12. правил указал, что Бонусы за покупки не являются денежными средствами, средствами платежа или каким-либо видом валюты или ценной бумаги, бонусы не имеют наличного выражения и денежной стоимости. Вместе с тем, судом указано, что истец до настоящего времени не лишен возможности их списания, в соответствии с условиями правил программы лояльности «Магнит».

Также суд пришел к выводу, что не имеется оснований для удовлетворения требований Чирова М.К. в части взыскания суммы в размере более 90 000 рублей, что представляет собой сумму, которую истец потратил, чтобы получить бонусы, то есть его упущенная прибыль, так как регистрация в Программе «Магнит», как и совершение покупок в определенных магазинах либо исключительно в магазинах «Магнит» – является правом истца, правила программы лояльности «Магнит» не обязывали его совершать покупки в том или ином магазине, как и не обязывали совершать определенные траты для накопления бонусов.

Отказывая в удовлетворении требований истца об упущенной выгоде, руководствуясь ст. 15 Гражданского кодекса РФ, указав, что в ходе судебного разбирательства не нашел своего подтверждения факт того, что у истца имеет место быть упущенная выгода либо неполученный доход, вследствие того, что в определенный период времени при совершении покупок он не имел возможности списать накопленные бонусы.

Разрешая заявленные истцом требования в части взыскания морального вреда, суд первой инстанции, руководствуясь положениями абзаца 1 статьи 151, п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса РФ, пришел к выводу о недоказанности причинения истцу действиями ответчика АО «Тандер» физических и нравственных страданий, нарушающих его личные неимущественные права или нематериальные блага, отказал в компенсации морального вреда.

Чиров М.К., выражая несогласие с постановленным решением суда, считает, что суд необоснованно ссылается на п. 5.1. Правил программы лояльности «Магнит», он с данными правилами не знаком, не подписывал, не читал. Полагает, что правила программы лояльности «Магнит» написаны неизвестно кем и неизвестно когда.

Судебная коллегия указанные доводы отклоняет по следующим основаниям.

На официальном сайте оператора программы лояльности «Магнит» размещена полная информация о порядке и условиях данной программы лояльности.

Согласно п. 1.1. Программы, в момент прохождения регистрации в Программе, Участник принимает и, безусловно, соглашается со всеми условиями правил Программы (л.д. 26).

В соответствии с п. 3.1., 3.2. правил Программы лояльности, она адресована всем заинтересованным лицам и ее участником может стать любое лицо, достигшее на момент регистрации 18 лет, для этого необходимо получить или оформить Карту Программы и зарегистрировать ее в Программе. Истец Чиров М.К. в момент прохождения регистрации в Программе принял и согласился с правилами Программы, став ее Участником (л.д. 31).

Следовательно, истец Чиров М.К. является участником Программы, принимающим все ее условия, имеющий возможность свободного ознакомления с правилами Программы, поскольку они размещены публично, общедоступно на сайте Программы (magnit.ru).

Таким образом, судебная коллегия полагает, что ссылка суда первой инстанции на положения правил Программы лояльности «Магнит» является надлежащей, подтверждающей обстоятельства, имеющие юридическое значение при рассмотрении дела.

Доводы истца о том, что накопленные им бонусы должны быть ему возмещены в рублёвом эквиваленте, были предметом рассмотрения судом первой инстанции и обоснованно отклонены.

Как, справедливо отметил суд, бонусные баллы, которые истец считает физическими деньгами, таковыми не являются, поскольку согласно п. 1 ст. 140 ГК РФ, на всей территории РФ законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости, является рубль.

Судом правомерно установлено, что карта покупателя (бонусная карта) - это виртуальный счет в специализированной программе, который открывается для покупателя после его регистрации как участника программы лояльности. Виртуальные бонусные рубли начисляются за совершенные покупки на карту покупателя, и в дальнейшем на усмотрение покупателя, баллы можно копить или использовать при следующей покупке, однако они не являются законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на территории РФ.

Согласно п. 4.10. правил Программы, Бонусы и права, предоставленные участнику в связи с его участием в Программе, не могут быть проданы, переданы, уступлены другому лицу или использованы иначе, кроме как в соответствии с настоящим Правилами. Бонусы не имеют наличного выражения и денежной стоимости. А, следовательно, никакой физической выплате подлежать не могут. Иными словами, доводы истца о том, что накопленные им баллы - это принадлежащие ему денежные средства, удерживаемые ответчиком, противоречат вышеназванным условиям.

Кроме того, в материалах дела зафиксировано, что при обращении истца на горячую линию, ему было предложено заменить старую карту, закрыть старый счет и выпустить новую виртуальную карту «Магнит», на что истец дал свое согласие.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что после закрытия старого счета, 14 февраля 2023 года истец, имея право обратиться со звонком в адрес горячей линии Оператора Программы для переноса бонусов на новую виртуальную карту, таковым не воспользовался.

Следовательно, из буквального толкования вышеуказанных пунктов правил Программы лояльности «Магнит», истец не лишился накопленных бонусов, как и не лишен предоставленного ему права на возможность их списания при оплате покупок, для чего ему нужно самостоятельно завершить процедуру переноса наколенных баллов на новую виртуальную карту лояльности «Магнит».

Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда в данной части, соответствуют обстоятельствам дела, решение вынесено с соблюдением норм материального права и процессуального права, обстоятельства, имеющие значение для дела определены судом верно, являются доказанными.

Вместе с тем, доводы Чирова М.К. о несогласии с решением суда в части отказа в удовлетворении его требований о компенсации морального вреда, заслуживают внимания.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено суду каких-либо доказательств того, что действиями АО «Тандер», последнему причинены физические либо нравственные страдания. По мнению суда первой инстанции, указания истца на то, что ему пришлось совершить многочисленное количество звонков на горячую линию, посещать дирекцию магазина, тратить много времени, сил, лишиться с семьей возможности покупок продуктов на бонусы к празднованию Нового года, дня Рождения – не является доказательством причинения ему физических и нравственных страданий, нарушающих его личные неимущественные права или нематериальные блага.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда по следующим основаниям.

В силу ст. 43 Закона РФ "О защите прав потребителя" за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред, (физические или нравственные страдания), действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в случаях прямо предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно пункту 1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Согласно пункту 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

В силу п. 1 ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

При этом, как предусмотрено ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что возможность участия покупателя в бонусной программе АО «Тандер» является частью публичной оферты продавца, который при покупке у него товаров, возвращает часть оплаченных покупателем средств на карту лояльности, гарантируя возможность оплаты в дальнейшем товаров, со скидкой за счет указанных средств. Фактически, бонусы программы лояльности на карте «Магнит» являются отложенной скидкой на товар.

Участие Чирова М.К. в программе лояльности было обусловлено возникновением у обеих сторон гражданских прав и обязанностей, в связи с чем, между сторонами был заключен договор, к которому применяются все правила, предусмотренные ГК РФ и Законом РФ "О защите прав потребителей", в том числе в части запрета на односторонний отказ от исполнения обязательств.

Таким образом, истец, будучи зарегистрированным в качестве Участника программы лояльности «Магнит», имея зарегистрированную Карту в соответствии с настоящими Правилами, должен был иметь возможность воспользоваться своим правом на списание бонусов для получения скидки на установленный продавцом список товаров.

Истец указывал, что с июля 2022 года неоднократно пытался воспользоваться своими бонусными баллами, однако на кассе эти баллы списать не могли, на экране кассы появлялась запись о непредвиденной ошибке.

При этом, Чировым М.К. по предложению сотрудников АО «Тандер» произведена замена карты на новую, а в дальнейшем скачано приложение ответчика.

Данные действия не принесли положительного результата.

Указанные обстоятельства подтверждены обозренными в судебном заседании суда апелляционной инстанции видеозаписями и фотоматериалами.

Кроме того, ответчиком представлена текстовая расшифровка аудиозаписи исходящего телефонного звонка специалиста горячей линии «Магнит» с Чировым М.К., из которой следует, что АО «Тандер» признает факт нарушения ответчиком прав Чирова М.К., несвоевременным и неполным исполнением обязательств по оплате товара бонусами по Правилам Программы лояльности «Магнит»

Согласно расшифровке, специалист горячей линии, признавая невозможность использования Чировым М.К. воспользоваться бонусами, предлагает закрыть его и открыть новый виртуальный счет, на который перенести накопленные бонусы.

В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" даны разъяснения о том, что отказ лица, обязанного заключить публичный договор, от его заключения при наличии возможности предоставить потребителю товары, услуги, выполнить работы не допускается (пункт 3 статьи 426 ГК РФ). Бремя доказывания отсутствия возможности передать товары, выполнить соответствующие работы, оказать услуги возложено на лицо, обязанное заключить публичный договор (статья 56 ГПК РФ).

Доказательств того, что невозможность списания бонусов с карты истца была вызвана действиями Чирова М.К., ответчиком суду не представлено.

Учитывая установленный факт невозможности списания истцом бонусных балов, имеющихся на его бонусном счете, в счет оплаты покупок, судебная коллегия приходит к выводу о нарушении прав потребителя Чирова М.К. со стороны ответчика, в связи с чем, приходит к выводу о необходимости взыскания с ответчика компенсации морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, судебная коллегия, учитывая положения вышеуказанных норм, требования разумности и справедливости, конкретные обстоятельства дела, характер и степень нравственных и физических страданий истца, его индивидуальные особенности, полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.

При этом судебная коллегия полагает, что указанный размер компенсации морального вреда в полной мере отвечает установленным критериям разумности и справедливости, объему нарушенных прав истца, обеспечивает баланс прав и законных интересов сторон. Оснований для взыскания компенсации морального вреда в размере 100 000 руб. судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Учитывая, что в ходе судебного разбирательства факт нарушения прав истца, как потребителя, нашел свое подтверждение, с ответчика за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя подлежит взысканию штраф в размере 50% от суммы, присужденной к взысканию (5 000 руб./2 = 2500 руб.).

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с АО «Тандер» в пользу Чирова М.К. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины подлежит взысканию сумма в размере 300 руб.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в указанной части, с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении заявленных требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 10 мая 2023 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Чирова Максима Константиновича о взыскании компенсации морального вреда отменить.

Принять в указанной части новое решение, которым данные исковые требования удовлетворить.

Взыскать с АО «Тандер» в пользу Чирова Максима Константиновича компенсацию морального вреда в размере 5 000 тысяч рублей, штраф за неудовлетворение требований потребителя в размере 2 500 рублей.

Взыскать с АО «Тандер» государственную пошлину в доход бюджета МО г. Оренбург 400 рублей

В остальной части решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 10 мая 2023 года оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07 августа 2023 года.